taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре  


Архитектурное мышление Запада и Востока 2007

Первой сдала работу  Анастасия Шадрина, маг.каф.Градо, 205-02

Для сравнения Западного и Восточного типов мышления были выбраны следующие интересные высказывания двух знаменитых архитекторов на тему Хаоса и Порядка:

 1. Контролируя хаос[1].Фрэнк Гери, в интервью Los Angeles Business Journal, январь 2003[2]:

Вопрос: Ваша работа все еще подвержена влияниям чужих произведений, или же теперь Вы выражаете только собственное видение мира?

Ответ: Ну, мы всегда вдохновляемся чем-то извне. Я - и не только теперь - черпаю вдохновение в произведениях живописи и скульптуры. Клаус Шлюттер, скульптор 15 века. Произведения Пьера Буля сродни моим поискам в области извлечения чистоты из хаоса; пока еще за счет использования противоположных элементов в соотношении конфликта.

Весь наш мир - это хаос. Нам не победить его, так что стоит научиться жить с этим и использовать в своих целях. Это то, что делал Буль, и, по-моему, Э.-П. Салонен делает сейчас в своих работах - и то, что пытаюсь выразить я сам.

 2. Философия симбиоза.

Курокава Кисё, в предисловии к New Wave Japanese Architecture[3]:

Это прошлое (рассмотрено выше в статье- А.Ш.) было унаследовано современным Токио, в котором симбиоз части и целого, новая иерархия по-японски, очевиден.

В этой новой иерархии не являются необходимыми городской центр или площадь, бульвары или ориентиры. На первый взгляд, здесь нет порядка, зато присутствует энергия, свобода и множественность, приходящие из частей. Создание этой новой иерархии – процесс, задействующий спонтанно возникающие силы. По этой причине, более точным будет сказать, что сегодняшний Токио, где частные инвестиции играют весьма серьезную роль,

находится где-то между истинным хаосом и новым, скрытым порядком. Все возрастающий в мире интерес к «холонической» иерархии, о которой говорил Артур Кёстлер (иерархия, в которой и целое и его части имеют одинаковую ценность), является очевидным, но современная японская архитектура находится ближе всего к созданию нового порядка, такого, который разительно отличается от западного.

 

Анализ приведенных высказываний позволяет выявить черты как западного, так и восточного типов мышления у обоих авторов.

1) Гери: "...сродни моим поискам в области извлечения чистоты из хаоса" ("bringing clarity out of chaos" - дословно "вынесение чистоты наружу из хаоса", ключевое слово,

не поддающееся переводу - out). Здесь и далее мы видим, что "чистота", или порядок, рассматривается как противоположное хаосу состояние, при котором можно четко выделить, в чем состоит эта противоположность. При этом порядок присутствует в хаосе в виде разрозненных элементов, которые надо противопоставить, тогда как внутри порядка хаоса уже быть не может, порядок находится "вне". Это - западное мышление.

"Весь наш мир - это хаос. Нам не победить его, так что стоит научиться жить с этим и использовать в своих целях." Признание за хаосом права на существование,

призыв к сосуществованию с хаосом - восточное мышление. Однако: "...использовать в своих целях" (ключевое слово - "своих") - снова западное мышление, поскольку для Востока, видимо, нехарактерна дифференциация целей на "свои" и "чужие". И отделение Себя от Мирового Хаоса - тоже.

 

2) Курокава: "На первый взгляд, здесь нет порядка, зато присутствует энергия, свобода и множественность, приходящие из частей." - восточное мышление. Выше в статье автор

рассуждает о корнях Философии Симбиоза, легшей в основу архитектурного течения Метаболизма. Отмечается возможность существования систем, не подверженным бинарной логике, то есть, не контролируемых рационально, но, тем не менее, отличных от Хаоса.

"Создание нового порядка" в этом контексте не предполагает систематизации элементов хаоса, как у Гери. Это скорее поиск нового - не третьего, ибо дуализмы не являются здесь отправной точкой, - а ДРУГОГО. Симбиоз, по Курокава, - не просто сосуществование противоположностей, это поле их активного взаимодействия, диалога, равновесной гармонии. Ни один элемент в этой системе не является главным, это "иерархия, в которой и целое и его части имеют одинаковую ценность".

Проявлением западного мышления кажется следующая фраза: "но современная японская архитектура находится ближе всего к созданию нового порядка, такого, который разительно отличается от западного" - явный элемент соревнования и то же самое противопоставление, от которого автор открещивается двумя абзацами выше, появляются здесь в полную силу.

 


[1] Controlling chaos: Frank O. Gehry, the dean of Los Angeles architects, is expecting good reviews when his Walt Disney Concert Hall opens to the public later this year// Los Angeles Business Journal,  Jan 13, 2003  by Danny King// Режим доступа к публикации: http://findarticles.com/p/articles/mi_m5072/is_2_25/ai_97615998

[2] Здесь и далее в переводе магистранта.

[3] Kisho Kurokawa  New Wave Japanese Architecture. – London, Berlin, Ernst und Sohn, 1993.

02.10.2007

...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский