taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре  


Архитектурное мышление Запада и Востока (3)

Осенью 2006 года в рамках курса «Актуальные философские проблемы современной архитектуры» студентам магистратуры УралГАХА были представлены различия западного и восточного мировоззрений, обуславливающих специфику проектного творческого мышления архитектора. Сформулировав основные отличия по пяти проблемам - 1) картина мира и место в нем человека, 2) отношение к природе, 3) приоритетные инструменты познания, 4) представления о социуме (соотношение индивидуального и общественного), 5) представления о творчестве, - я дала задание подобрать высказывания архитекторов Запада и Востока, соответствующие этим критериям. Подразумевалось, что про-восточные идеи в определенных социокультурных условиях могут быть сформулированы западными зодчими и, возможно, наоборот. На занятии требовалось доказать принадлежность того или иного автора системе идей. Попутно оказались затронутыми вопросы отношения к технике, традиции, градостроительным принципам и т.п. Вывод состоял в доказательстве теснейшей взаимосвязи всех указанных идей в мировоззрении архитектора, позволяющей реконструировать его взгляды по конкретным проблемам.

Сохраняю последовательность цитат, найденных магистрантами, способ их оформления, а также указываю фамилии и благодарю за сотрудничество. Просьба об точном указании источников, к сожалению, не всеми была соблюдена.

Остальное - пока, в отсутствие прописанных комментариев, - необходимо искать читателю.

Федорова Н.Ю., гр. 204-03

Цитаты архитекторов об архитектуре

«В природе нет ни одного монохромного, полностью однородного по цвету объекта - ни во флоре, ни в геологии, ни в топографии, ни в животном царстве. Более или менее живой цветовой контраст присутствует всегда, и по этой причине мы должны раскрашивать, полностью или частично, любую архитектурную деталь».

«Человек постоянно находиться в процессе творчества. Но человек ничего не создает, он открывает. Тот, кто стремиться  постичь законы природы для обоснования свей новой работы, трудится совместно с создателем. Тот, кто только копирует, не помогает ему. Поэтому оригинальность состоит в возврате к первоисточнику».

«С точки зрения ощущения света, пространства и пластичности зрение есть беспредельность пространства; оно видит то, что есть, и то, чего нет».

Рикен Ямамото:

 

«В сегодняшнем городе архитектурное творение,  сверкающее всеми своими огнями во тьме, непредставимо. И все же мы продолжаем верить в иллюзию, согласно которой важнейшее свойство архитектуры - ее видимость. На самом деле никто больше на нее не смотрит. Ее воспринимают как часть окружающего пространства».

«Едва завершив первое здание, Xystus, я начал  проектировать еще одно, которому предстояло стоять напротив. Я почти не обращаю внимания на здания - как раз потому, что проектирую их. Соседнее здание было свершившимся фактом. Но впервые в моей практике свершившимся фактом оказался дом, который построил я сам.

Я столкнулся с очевидностью - с тем, что всякому реальному зданию, как бы оно ни выглядело, суждено быть частью окружающего пространства. Такова природа свершившегося факта. Чтобы осознать это, и нужен опыт, который я пережил. В повседневной жизни архитектура является не более чем частью окружающего пространства. Никто на самом деле не смотрит на разные здания. Их почти бессознательно принимают к сведению как окружающее пространство.

Выстроенное по соседству здание может быть оценено как угодно, но его наличие может быть только принято к сведению, не более того. Причем этот закон распространяется и на то, что строишь ты сам.

Необходимо осознавать, что задуманное тобой здание является частью окружающего пространства. Более того, необходимо смириться с тем, что, в конце концов, оно само превратится в окружающее пространство.

 Я вижу в здании не столько творение человека,  сколько сочетание различных композиций. Композиции постепенно накладываются друг на друга, но совсем не обязательно в итоге появляется дом. Пространственная реальность здания не имеет никакого значения. Здания будут сменять друг друга до того момента, когда граница между ними и городом сотрется, и архитектура утратит прочность, не оставив по себе ничего, кроме этих композиций».

 

Монументализм - это стремление к одинокому сиянию в темноте. Это вера в то, что изолиро­ванное здание может быть целостным единством. На деле же всякое здание в конечном итоге попадает под власть своих взаимоотношений с окружающим пространством.

Монументализм - это вера в то, что музей, библи­отека, культурный или деловой центр должны строить­ся как самодостаточные на своей территории организ­мы. На деле же эти музеи, библиотеки, культурные или деловые центры должны еще и вписываться в город. Они должны быть клетками.

Они должны быть «ответвлениями» во все стороны. Такова функция городской клетки. Здание, кото­рое перестает выполнять функцию клетки, перестает существовать во времени, какой бы ни была его архи­тектурная ценность. Оно превращается в примету прошлого. Монумент - всегда примета прошлого.

Я мечтаю о зданиях, которые были бы элементами городской структуры, клетками. Строительство дома, - какой бы то ни был дом - это прямое вторжение в город. Неважно, о чем идет речь - об отдельном доме, о многоквартирном доме, построенном по принципу экономии расходов и предназначенном для сдачи внаем, о коммерческом центре, о концертном зале или о художественном музее. Всякое здание может стать городской клеткой. И здание-клетка - это больше, чем здание, оно обладает способностью размножаться и порождать город.

Тойо Ито:

«В 60е M. McLuhan сказал, что одежда - развитая форма нашей кожи. Исстари подразумевалось, что архитектура служит человеку для того, чтобы встроиться в природную среду. Современная архитектура нуждается в том, чтобы, кроме этого, функционировать как средство "врастания" в информационную среду. Она должна функционировать как развитая форма кожи и в отношениях с природой, и в отношениях с информацией. Архитектура сегодня должна быть медиа - оболочкой.

Окружая свое тело оболочкой, которая называется автомобилем, люди, приобретают более развитое физическое тело. Окружая себя медиа-оболочкой, люди приобретают более развитый мозг. Архитектура как медийная оболочка - это "внешний" мозг. В гигантском информационном водовороте люди свободно перемещаются, контролируют этот внешний мир и всплывают то там, то сям. Вместо того, чтобы появляться во внешнем мире, вооружившись тяжелыми латообразными устройствами, вроде автомобилей, люди могут сделать это, облачившись в легкую и эластичную медиа-оболочку, которая представляет собой отражение информационного потока».

 

«С первобытных времен человеческое тело было связано с природой как часть общего процесса циркуляции воды и воздуха. Сегодня люди наделены "электронным телом", в котором циркулирует информация, поэтому они связаны с окружающим миром новым способом, в котором "новое тело" играет решающую роль.

Это виртуальное тело, состоящее из электронного потока, оказывает радикальное влияние на способ общения и в семье, и в обществе, в то время как первичное тело все еще жаждет прекрасного света и ветра.

Нам брошен серьезный вызов: нам придется придумать, как интегрировать эти разные тела. Это относится и к архитектуре. Наша архитектура традиционно была связана с природой, ибо отражала движение потоков воздуха и воды. С помощью современной архитектуры мы должны связать себя с электронной средой путем отражения электронных потоков».

Ст. гр. 204-02. Дерябина Ирина

Принципы проектирования

 ИЗ БЕСЕДЫ МАРКА ЭМЕРИ С ОСКАРОМ НИМЕЙЕРОМ (ЯНВАРЬ 1974)

Какова Ваша система работы!

- Прежде всего я знакомлюсь с постав­ленной задачей, с программой, с местными условиями, с техническими, экономическими возможностями и т. д. После чего я предо­ставляю своему мозгу возможность спокойно продумать задачу. Над эскизами я начинаю ра­ботать, когда архитектурная цель уже ясна. Первые эскизы я всегда выполняю в неболь­шом масштабе - 1/500. Когда идея проясня­ется, я ее развиваю, стараюсь сопроводить ри­сунки пояснительным текстом. И если мои пояснения не убедительны, это означает, что решение неполноценно. Проект удовлетворяет меня лишь в том случае, если содержит, пусть даже самый малый, вклад в архитектуру. Макетом я проверяю свою работу, объе­мы, формы и свободные пространства.

Воображение в архитектуре

«Проектируя то или иное здание, архитек­тор всегда должен представлять его себе уже законченным. При этом он /мысленно ставит себя на место стороннего наблюдателя, вни­мательно и критически оценивающего зда­ние. Таким образом, ему удается предвидеть будущее впечатление от его работы, то удив­ление, которое могут вызвать некоторые но­вые, смелые решения, и вместе с тем вос­приятие тех профессиональных тонкостей, которые смогут прочувствовать и понять лишь немногие. Прибегая к подобной работе воо­бражения, архитектор прежде всего обраща­ется к тем архитектурным элементам, кото­рые он считает наиболее существенными, что­бы еще раз удостовериться, что верна сама идея проекта, правильно выбран материал гармонически сочетаются цвета, созданные формы красивы и соответствуют задаче С этой целью архитектор мысленно распола­гается в тех местах, которые порой трудно изобразить на чертеже и откуда лучше всего почувствовать проектируемые объемы во всем их величии и размахе. Так у него создаете* наиболее точное представление о будущей работе, которое не в состоянии дать ни чертеж, ни макет».

Кензо Танге

Функция, структура, символ.

«Пространство-это сфера, в которой человек проявляет свою деятельность. Но, действуя в этом пространстве, че­ловек проявляет одновременно себя как личность. Пространство, созданное человеком, формирует его личность. Мы могли бы сказать, что пространст­во обладает своим собственным мета­физическим значением. Пространст­во- это мир значения.»

 

«Конечно, архитектурное простран­ство не может точно отражать духов­ный мир. Но мы, архитекторы, долж­ны найти средства для выражения ду­ховного. мира в архитектуре. Ведь это справедливо не только для храмов.

До тех пор, пока архитектурное соору­жение является местом формирования человека, требования подобного рода не могут исчезнуть.»

«Может ли современная техника вос­становить человечность? Может ли сов­ременная цивилизация найти средство соединения себя с индивидуумом? Мо­гут ли современная архитектура и городское пространство быть местом формирования человеческой души?

Мне кажется, что мои опыты позво­ляют ответить положительно на эти во­просы. Однако мы можем сказать «да» только тогда, когда современной тех­нике удастся воплотить в пространстве символ духа нашего времени. А я уве­рен в ее возможностях.

На архитекторах-градостроителях ле­жит ответственность создания нераз­рывной связи между физическим окру­жением и метафизическим миром, со­оружения моста между техникой и че­ловечностью, восстановления человеч­ности в человеческом окружении».

Талыпов Денис

 

Бочкарёва О.В. гр. 204-08.

Разница восточного и западного методов мышления.

            ВОСТОК.

            Кишо Курокава выступал на конференции "Метаболизм - 1960. Предложения нового урбанизма". Он писал: "Методы и идеология современной архитектуры, которые были провозглашены CIAM, исходят из аналогии с машинами... Метаболизм исходит из аналогии с живыми организмами, а не с машиной. Самое большое отличие живого организма от машины в том, что живое может развиваться и расти"[1].

            В статье "Архитектура симбиоза" (1984 г.) архитектор подчеркивал: "Необходимо установить новые, симбиотические отношения между человеком и техникой, взаимосвязь наиболее развитой технологии и традиционного ремесла. И еще мы должны создать новое окружение, где природа и город, природа и архитектура могут свободно взаимопроникать"[1].

            Цель жизни: Работая над проектами, Курокава не замыкается в узких рамках профессиональных интересов. Он всегда пытается рассмотреть широкий круг проблем, прямо не связанных с архитектурной практикой: от социальных, демографических и экономических аспектов жизни японского общества до футурологических изысканий, от изучения восточной философии и японской эстетики до рассмотрения этических проблем.

  • 1. Зенкевич А.Я. Традиции и современность в творчестве Киши Курокавы //Техническая эстетика и промышленный дизайн. - 2006. - № 6 - С. 14 -18.

            ЗАПАД.

            Сантьяго Калатрава: "Я верю, что архитектура и инженерная мысль являются органическими и соотносятся с формой человеческого тела" - эти слова великого архитектора могут считаться ключом к пониманию его творчества"[2].

            Музей искусств в Милуоки: "Работая над проектом, я не хотел ограничиваться созданием банальной пристройки к существующему зданию - важно было создать новый элемент фасада набережной. Поэтому я должен был наделить здание своеобразным чувством "озёрной культуры" - яхт, парусов и постоянно меняющегося ландшафта"[2].

            Работы Калатравы вдохновлены природой, их отличает сочетание органических форм и технологических инноваций. В проекте нового музейного корпуса огромное значение сыграло местоположение музея на берегу озера. Так, "морская" тема прослеживается в двигающихся стальных жалюзи, чья форма навеяна крыльями птиц; опора висячего пешеходного моста напоминает мачту парусного судна, а изогнутая одноэтажная галерея - волну.

            2. http://www.calatrava.com/.

 «Традиционно в Японии не было идеи архитектуры, подобная концепция восходит для Японии к середине Х I Х в.... Как архитектор я действительно следую западной культуре, но я вырос в Японии, изучая китайскую культуру, так что моя концепция пространства, ощущения формы, способ развития пространства идут оттуда. Моей концепции внутреннего пространства, архитектурного пространства я очень обязан азиатской традиции. Когда речь идет о форме архитектуры, или структуре, или технологии, я многим обязан Западу... Не имеет смысла обсуждать каким образом соединяются Восток и Запад» . Арата Исодзаки

«Вопрос в том, как мы сможем интегрировать первичное пространство, связанное с природой, и виртуальное, связанное с миром через электронную сеть. Пространство, объединяющее эти два типа тел, возможно, можно обозначить как «электронно-биоморфное». Ведь если отражение живого человека представляет нам типы движений воздуха и воды, виртуальное пространство, скорее всего, будет отражать типы человеческой активности в электронном потоке». Тойо Ито

«Такие вещи, как свет и ветер для меня имеют значение, только если они представлены внутри дома, как форме отрезанной от наружного мира. Изолированные фрагменты света и воздуха обеспечивают присутствие квинтэссенции живого, естественного мира. Формы, которые я создаю, изменяются посредством изменений простейшей природы (свет и воздух), что является знаками течения времени и смены сезонов». Тадао Андо

«Берлинская стена для меня для меня открытием в плане понимания, насколько отсутствие может быть значимей и ощутимей присутствия». Рем Кулхаас

«В проектировании City Hall для Лондона, для меня важным моментом было создать такие точки взаимодействия политиков и граждан, чтобы вторые оказывались условно выше первых, и политики понимали, что их предназначение состоит в том, чтобы отвечать на требования и вопросы общества». Норман Фостер

«Архитектура - это анимированная, живая кожа, состоящая из прозрачных элементов, которые отражают деятельность происходящую внутри и чувственно реагирующую на то, что снаружи, окружающую действительность». Заха Хадид

25.07.2007

...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский