Архитектурное мышление Запада и Востока (3)
Осенью 2006 года в рамках курса «Актуальные философские проблемы современной архитектуры» студентам магистратуры УралГАХА были представлены различия западного и восточного мировоззрений, обуславливающих специфику проектного творческого мышления архитектора. Сформулировав основные отличия по пяти проблемам - 1) картина мира и место в нем человека, 2) отношение к природе, 3) приоритетные инструменты познания, 4) представления о социуме (соотношение индивидуального и общественного), 5) представления о творчестве, - я дала задание подобрать высказывания архитекторов Запада и Востока, соответствующие этим критериям. Подразумевалось, что про-восточные идеи в определенных социокультурных условиях могут быть сформулированы западными зодчими и, возможно, наоборот. На занятии требовалось доказать принадлежность того или иного автора системе идей. Попутно оказались затронутыми вопросы отношения к технике, традиции, градостроительным принципам и т.п. Вывод состоял в доказательстве теснейшей взаимосвязи всех указанных идей в мировоззрении архитектора, позволяющей реконструировать его взгляды по конкретным проблемам.
Сохраняю последовательность цитат, найденных магистрантами, способ их оформления, а также указываю фамилии и благодарю за сотрудничество. Просьба об точном указании источников, к сожалению, не всеми была соблюдена.
Остальное - пока, в отсутствие прописанных комментариев, - необходимо искать читателю.
Федорова Н.Ю., гр. 204-03
Цитаты архитекторов об архитектуре
«В природе нет ни одного монохромного, полностью однородного по цвету объекта - ни во флоре, ни в геологии, ни в топографии, ни в животном царстве. Более или менее живой цветовой контраст присутствует всегда, и по этой причине мы должны раскрашивать, полностью или частично, любую архитектурную деталь».
«Человек постоянно находиться в процессе творчества. Но человек ничего не создает, он открывает. Тот, кто стремиться постичь законы природы для обоснования свей новой работы, трудится совместно с создателем. Тот, кто только копирует, не помогает ему. Поэтому оригинальность состоит в возврате к первоисточнику».
«С точки зрения ощущения света, пространства и пластичности зрение есть беспредельность пространства; оно видит то, что есть, и то, чего нет».
Рикен Ямамото:
«В сегодняшнем городе архитектурное творение, сверкающее всеми своими огнями во тьме, непредставимо. И все же мы продолжаем верить в иллюзию, согласно которой важнейшее свойство архитектуры - ее видимость. На самом деле никто больше на нее не смотрит. Ее воспринимают как часть окружающего пространства».
«Едва завершив первое здание, Xystus, я начал проектировать еще одно, которому предстояло стоять напротив. Я почти не обращаю внимания на здания - как раз потому, что проектирую их. Соседнее здание было свершившимся фактом. Но впервые в моей практике свершившимся фактом оказался дом, который построил я сам.
Я столкнулся с очевидностью - с тем, что всякому реальному зданию, как бы оно ни выглядело, суждено быть частью окружающего пространства. Такова природа свершившегося факта. Чтобы осознать это, и нужен опыт, который я пережил. В повседневной жизни архитектура является не более чем частью окружающего пространства. Никто на самом деле не смотрит на разные здания. Их почти бессознательно принимают к сведению как окружающее пространство.
Выстроенное по соседству здание может быть оценено как угодно, но его наличие может быть только принято к сведению, не более того. Причем этот закон распространяется и на то, что строишь ты сам.
Необходимо осознавать, что задуманное тобой здание является частью окружающего пространства. Более того, необходимо смириться с тем, что, в конце концов, оно само превратится в окружающее пространство.
Я вижу в здании не столько творение человека, сколько сочетание различных композиций. Композиции постепенно накладываются друг на друга, но совсем не обязательно в итоге появляется дом. Пространственная реальность здания не имеет никакого значения. Здания будут сменять друг друга до того момента, когда граница между ними и городом сотрется, и архитектура утратит прочность, не оставив по себе ничего, кроме этих композиций».
Монументализм - это стремление к одинокому сиянию в темноте. Это вера в то, что изолированное здание может быть целостным единством. На деле же всякое здание в конечном итоге попадает под власть своих взаимоотношений с окружающим пространством.
Монументализм - это вера в то, что музей, библиотека, культурный или деловой центр должны строиться как самодостаточные на своей территории организмы. На деле же эти музеи, библиотеки, культурные или деловые центры должны еще и вписываться в город. Они должны быть клетками.
Они должны быть «ответвлениями» во все стороны. Такова функция городской клетки. Здание, которое перестает выполнять функцию клетки, перестает существовать во времени, какой бы ни была его архитектурная ценность. Оно превращается в примету прошлого. Монумент - всегда примета прошлого.
Я мечтаю о зданиях, которые были бы элементами городской структуры, клетками. Строительство дома, - какой бы то ни был дом - это прямое вторжение в город. Неважно, о чем идет речь - об отдельном доме, о многоквартирном доме, построенном по принципу экономии расходов и предназначенном для сдачи внаем, о коммерческом центре, о концертном зале или о художественном музее. Всякое здание может стать городской клеткой. И здание-клетка - это больше, чем здание, оно обладает способностью размножаться и порождать город.
Тойо Ито:
«В 60е M. McLuhan сказал, что одежда - развитая форма нашей кожи. Исстари подразумевалось, что архитектура служит человеку для того, чтобы встроиться в природную среду. Современная архитектура нуждается в том, чтобы, кроме этого, функционировать как средство "врастания" в информационную среду. Она должна функционировать как развитая форма кожи и в отношениях с природой, и в отношениях с информацией. Архитектура сегодня должна быть медиа - оболочкой.
Окружая свое тело оболочкой, которая называется автомобилем, люди, приобретают более развитое физическое тело. Окружая себя медиа-оболочкой, люди приобретают более развитый мозг. Архитектура как медийная оболочка - это "внешний" мозг. В гигантском информационном водовороте люди свободно перемещаются, контролируют этот внешний мир и всплывают то там, то сям. Вместо того, чтобы появляться во внешнем мире, вооружившись тяжелыми латообразными устройствами, вроде автомобилей, люди могут сделать это, облачившись в легкую и эластичную медиа-оболочку, которая представляет собой отражение информационного потока».
«С первобытных времен человеческое тело было связано с природой как часть общего процесса циркуляции воды и воздуха. Сегодня люди наделены "электронным телом", в котором циркулирует информация, поэтому они связаны с окружающим миром новым способом, в котором "новое тело" играет решающую роль.
Это виртуальное тело, состоящее из электронного потока, оказывает радикальное влияние на способ общения и в семье, и в обществе, в то время как первичное тело все еще жаждет прекрасного света и ветра.
Нам брошен серьезный вызов: нам придется придумать, как интегрировать эти разные тела. Это относится и к архитектуре. Наша архитектура традиционно была связана с природой, ибо отражала движение потоков воздуха и воды. С помощью современной архитектуры мы должны связать себя с электронной средой путем отражения электронных потоков».
Ст. гр. 204-02. Дерябина Ирина
Принципы проектирования
ИЗ БЕСЕДЫ МАРКА ЭМЕРИ С ОСКАРОМ НИМЕЙЕРОМ (ЯНВАРЬ 1974)
Какова Ваша система работы!
- Прежде всего я знакомлюсь с поставленной задачей, с программой, с местными условиями, с техническими, экономическими возможностями и т. д. После чего я предоставляю своему мозгу возможность спокойно продумать задачу. Над эскизами я начинаю работать, когда архитектурная цель уже ясна. Первые эскизы я всегда выполняю в небольшом масштабе - 1/500. Когда идея проясняется, я ее развиваю, стараюсь сопроводить рисунки пояснительным текстом. И если мои пояснения не убедительны, это означает, что решение неполноценно. Проект удовлетворяет меня лишь в том случае, если содержит, пусть даже самый малый, вклад в архитектуру. Макетом я проверяю свою работу, объемы, формы и свободные пространства.
Воображение в архитектуре
«Проектируя то или иное здание, архитектор всегда должен представлять его себе уже законченным. При этом он /мысленно ставит себя на место стороннего наблюдателя, внимательно и критически оценивающего здание. Таким образом, ему удается предвидеть будущее впечатление от его работы, то удивление, которое могут вызвать некоторые новые, смелые решения, и вместе с тем восприятие тех профессиональных тонкостей, которые смогут прочувствовать и понять лишь немногие. Прибегая к подобной работе воображения, архитектор прежде всего обращается к тем архитектурным элементам, которые он считает наиболее существенными, чтобы еще раз удостовериться, что верна сама идея проекта, правильно выбран материал гармонически сочетаются цвета, созданные формы красивы и соответствуют задаче С этой целью архитектор мысленно располагается в тех местах, которые порой трудно изобразить на чертеже и откуда лучше всего почувствовать проектируемые объемы во всем их величии и размахе. Так у него создаете* наиболее точное представление о будущей работе, которое не в состоянии дать ни чертеж, ни макет».
Кензо Танге
Функция, структура, символ.
«Пространство-это сфера, в которой человек проявляет свою деятельность. Но, действуя в этом пространстве, человек проявляет одновременно себя как личность. Пространство, созданное человеком, формирует его личность. Мы могли бы сказать, что пространство обладает своим собственным метафизическим значением. Пространство- это мир значения.»
«Конечно, архитектурное пространство не может точно отражать духовный мир. Но мы, архитекторы, должны найти средства для выражения духовного. мира в архитектуре. Ведь это справедливо не только для храмов.
До тех пор, пока архитектурное сооружение является местом формирования человека, требования подобного рода не могут исчезнуть.»
«Может ли современная техника восстановить человечность? Может ли современная цивилизация найти средство соединения себя с индивидуумом? Могут ли современная архитектура и городское пространство быть местом формирования человеческой души?
Мне кажется, что мои опыты позволяют ответить положительно на эти вопросы. Однако мы можем сказать «да» только тогда, когда современной технике удастся воплотить в пространстве символ духа нашего времени. А я уверен в ее возможностях.
На архитекторах-градостроителях лежит ответственность создания неразрывной связи между физическим окружением и метафизическим миром, сооружения моста между техникой и человечностью, восстановления человечности в человеческом окружении».
Талыпов Денис
Бочкарёва О.В. гр. 204-08.
Разница восточного и западного методов мышления.
ВОСТОК.
Кишо Курокава выступал на конференции "Метаболизм - 1960. Предложения нового урбанизма". Он писал: "Методы и идеология современной архитектуры, которые были провозглашены CIAM, исходят из аналогии с машинами... Метаболизм исходит из аналогии с живыми организмами, а не с машиной. Самое большое отличие живого организма от машины в том, что живое может развиваться и расти"[1].
В статье "Архитектура симбиоза" (1984 г.) архитектор подчеркивал: "Необходимо установить новые, симбиотические отношения между человеком и техникой, взаимосвязь наиболее развитой технологии и традиционного ремесла. И еще мы должны создать новое окружение, где природа и город, природа и архитектура могут свободно взаимопроникать"[1].
Цель жизни: Работая над проектами, Курокава не замыкается в узких рамках профессиональных интересов. Он всегда пытается рассмотреть широкий круг проблем, прямо не связанных с архитектурной практикой: от социальных, демографических и экономических аспектов жизни японского общества до футурологических изысканий, от изучения восточной философии и японской эстетики до рассмотрения этических проблем.
- 1. Зенкевич А.Я. Традиции и современность в творчестве Киши Курокавы //Техническая эстетика и промышленный дизайн. - 2006. - № 6 - С. 14 -18.
ЗАПАД.
Сантьяго Калатрава: "Я верю, что архитектура и инженерная мысль являются органическими и соотносятся с формой человеческого тела" - эти слова великого архитектора могут считаться ключом к пониманию его творчества"[2].
Музей искусств в Милуоки: "Работая над проектом, я не хотел ограничиваться созданием банальной пристройки к существующему зданию - важно было создать новый элемент фасада набережной. Поэтому я должен был наделить здание своеобразным чувством "озёрной культуры" - яхт, парусов и постоянно меняющегося ландшафта"[2].
Работы Калатравы вдохновлены природой, их отличает сочетание органических форм и технологических инноваций. В проекте нового музейного корпуса огромное значение сыграло местоположение музея на берегу озера. Так, "морская" тема прослеживается в двигающихся стальных жалюзи, чья форма навеяна крыльями птиц; опора висячего пешеходного моста напоминает мачту парусного судна, а изогнутая одноэтажная галерея - волну.
«Традиционно в Японии не было идеи архитектуры, подобная концепция восходит для Японии к середине Х I Х в.... Как архитектор я действительно следую западной культуре, но я вырос в Японии, изучая китайскую культуру, так что моя концепция пространства, ощущения формы, способ развития пространства идут оттуда. Моей концепции внутреннего пространства, архитектурного пространства я очень обязан азиатской традиции. Когда речь идет о форме архитектуры, или структуре, или технологии, я многим обязан Западу... Не имеет смысла обсуждать каким образом соединяются Восток и Запад» . Арата Исодзаки
«Вопрос в том, как мы сможем интегрировать первичное пространство, связанное с природой, и виртуальное, связанное с миром через электронную сеть. Пространство, объединяющее эти два типа тел, возможно, можно обозначить как «электронно-биоморфное». Ведь если отражение живого человека представляет нам типы движений воздуха и воды, виртуальное пространство, скорее всего, будет отражать типы человеческой активности в электронном потоке». Тойо Ито
«Такие вещи, как свет и ветер для меня имеют значение, только если они представлены внутри дома, как форме отрезанной от наружного мира. Изолированные фрагменты света и воздуха обеспечивают присутствие квинтэссенции живого, естественного мира. Формы, которые я создаю, изменяются посредством изменений простейшей природы (свет и воздух), что является знаками течения времени и смены сезонов». Тадао Андо
«Берлинская стена для меня для меня открытием в плане понимания, насколько отсутствие может быть значимей и ощутимей присутствия». Рем Кулхаас
«В проектировании City Hall для Лондона, для меня важным моментом было создать такие точки взаимодействия политиков и граждан, чтобы вторые оказывались условно выше первых, и политики понимали, что их предназначение состоит в том, чтобы отвечать на требования и вопросы общества». Норман Фостер
«Архитектура - это анимированная, живая кожа, состоящая из прозрачных элементов, которые отражают деятельность происходящую внутри и чувственно реагирующую на то, что снаружи, окружающую действительность». Заха Хадид
25.07.2007
но не вещь.
Иосиф Бродский