taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре  


Архитектурное мышление Запада и Востока (2)

Осенью 2006 года в рамках курса «Актуальные философские проблемы современной архитектуры» студентам магистратуры УралГАХА были представлены различия западного и восточного мировоззрений, обуславливающих специфику проектного творческого мышления архитектора. Сформулировав основные отличия по пяти проблемам - 1) картина мира и место в нем человека, 2) отношение к природе, 3) приоритетные инструменты познания, 4) представления о социуме (соотношение индивидуального и общественного), 5) представления о творчестве, - я дала задание подобрать высказывания архитекторов Запада и Востока, соответствующие этим критериям. Подразумевалось, что про-восточные идеи в определенных социокультурных условиях могут быть сформулированы западными зодчими и, возможно, наоборот. На занятии требовалось доказать принадлежность того или иного автора системе идей. Попутно оказались затронутыми вопросы отношения к технике, традиции, градостроительным принципам и т.п. Вывод состоял в доказательстве теснейшей взаимосвязи всех указанных идей в мировоззрении архитектора, позволяющей реконструировать его взгляды по конкретным проблемам.

Сохраняю последовательность цитат, найденных магистрантами, способ их оформления, а также указываю фамилии и благодарю за сотрудничество. Просьба об точном указании источников, к сожалению, не всеми была соблюдена.

Остальное - пока, в отсутствие прописанных комментариев, - необходимо искать читателю.

Канева Анна:

Восточный способ мышления.

Тойо Ито (Япония):

«Каждый день приносит что-то новое, а архитектурные объекты остаются неподвижными на протяжении многих лет. Я хочу проектировать нечто, способное изменяться и реагировать на жизнь. По законам физики это возможно только в виртуальном пространстве. Соединение реального, физического пространства с виртуальным породит новую архитектуру - гибкую и способную к саморазвитию» (сайт www.archcenter.ru).

 «...он нашел свой путь - создание анаморфной архитектуры, не имеющей четкого разграничения с внешним пространством, легко трансформируемой и нестабильной. Ито исходит не от эфемерности традиционного японского дома и не от архитектуры классических нормадов-скотоводов. Его вдохновляет культура новых кочевников не отягощенных привязанностью к месту мобильных современных горожан» (Иконников А.В. Архитектура XX века. Утопии и реальность. Стр. 469).

Хироси Хара (Япония):

«По мнению Ле Корбюзье, в век машин архитектура должна быть метафорой машины. Наша задача - найти метафоры века компьютеров...Я полагаю, что один из аспектов решения - архитектура, которая меняется со временем или может развиваться» (Иконников А.В. Архитектура XX века. Утопии и реальность. Стр. 465).

Западный способ мышления.

Бернар Чуми (США):

 

«Счастливое состояние архитектуры возникает в том случае, когда ваша концепция и ваш пространственный эксперимент в какой-то момент вдруг совпадают, когда архитектурные фрагменты сталкиваются и перемешиваются в каком-то восторге, когда культивируемые прежде образцы архитектуры бесконечно деформируются, а правила нарушаются. Архитектура уже не метафорический рай, а дискомфорт и тревожные ожидания... она вовсе не стремится дарить наслаждение даже себе...» (Добрицына и.А. От постмодернизма к нелинейной архитектуре. Стр. 114)

Фрэнк Гери (США):

 

 «Он (Гери) сумел соединить иррациональный экспрессионизм формы с эффективным решением практических проблем организации здания и современными технологиями проектирования и строительства.

Естественна и особая популярность Гери у практичных американцев - он показал, что за те же деньги, которые они платят за стандартно безликое, они могут осуществить нечто уникальное, утверждая неповторимость - лично своего, своей общины, корпорации или данного места» (Иконников А.В. Архитектура XX века. Утопии и реальность. Стр.368).

Кузнецова Юлия:

Цитаты архитекторов (восток и запад)

С первобытных времен человеческое тело было связано с природой как часть общего процеса циркуляции воды и воздуха. Сегодня люди наделены "электронным телом", в котором циркулирует информация, поэтому они связаны с окружающим миром новым способом, в котором "новое тело" играет решающую роль.

Это виртуальное тело, состоящее из электронного потока, оказывает радикальное влияние на способ общения и в семье, и в обществе, в то время как первичное тело все еще жаждет прекрасного света и ветра.

Нам брошен серьезный вызов: нам придется придумать, как интегрировать эти разные тела. Это относится и к архитектуре.

 

Окружая свое тело оболочкой, которая называется автомобилем, люди приобретают более развитое физическое тело. Окружая себя медиа-оболочкой, люди приобретают более развитый мозг. Архитектура как медийная оболочка -это "внешний" мозг. Ито Т. Образ архитектуры электронной эпохи [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.forma.spb.ru/

 

Такую архитектуру можно строить скорее в пригородах, то есть в тех местах, которые еще недостаточно развиты. Моя идея: "не трогай". Скажем, если у вас прекрасные отношения с женой или возлюбленной - зачем их разрушать? С городом - примерно то же самое. В нем все работает - комьюнити, магазины, мафия, что еще. Если тронуть это, можно разрушить прекрасно работающую машину.

Молок Н. Массимилиано Фуксас: «Гергиев очень хорош в музыке, не думаю, что он так же хорош в архитектуре» [Электронный ресурс]: Известия. -  8.05.2006 -.- Режим доступа: http://www.izvestia.ru/culture/

Середкина Евгения

Восток

Возможно, исчезнет само слово "архитектура" и появится новое, например "окружение". А представитель нашей профессии будет называться "человек, который занимается окружением".

В своем искусстве я руководствуюсь понятием рождения чего-то нового. Я пытаюсь сделать так, чтобы у человека появлялись какие-то новые мысли и ощущения, когда он попадает в мое здание, пытаюсь расшевелить то, что лежит глубоко в его душе.

Моя задача - сформулировать законы, по которым человек сам может для себя создать пространство.
Хироми Фуджии

"Архитектура - средство будить мысль". ОИСОДЗАКИ Арата (р. 1931), мастер современной японской архитектуры. (www.archcenter.org)

Запад

«Когда я задумываю новое здание, то размышляю над его визуальным эффектом, о том, как его увидят люди, и вообще о том, как мы видим».

...И наша задача создать пространство, которое выведет их из этого состояния и позволит взглянуть вокруг. И в данном случае совершенно неважно, будет ли это предмет в пространстве...

Уильям Олсоп на вопрос об здании для ученых. (Татлин №5/29/2005)

Восток: "Мне кажется, что архитектура - это слово, сказанное пространством, через словарь, связанный с пространством. Бетонная стена говорит. И это весомое слово".

Запад: "Мне кажется, что архитектура не может быть частным делом, она всегда публична. Когда Ле Корбюзье поднял свое здание на столбы, он как бы сделал землю, на которой оно стоит, доступной. Сама идея здания должна быть публичной. В моем понимании архитектура должна создавать пространство для коммуникации, пространство для встречи разных людей".

Тадао Андо
источник:
http://www.archi.ru/foreign/news/news_present_press.html
Тарханов А. Коммерсантъ-Власть , 29.08.2005
"Когда я на стройке, рабочие приходят сфотографироваться". Интервью с Тадао Андо

гр. 204-08, Подоксёнова Е.М.

1. Благодаря рыночной экономике и несмотря на полное отсутствие гениальности, возникает множество шедевров. Наше поколение - первое, которое, не будучи гениями, создает шедевры в огромных количествах. Это, безусловно, еще одно свойство утиль - пространства.

                                                                                                                      Рем Колхаас

2. ...в Санкт - Петербурге все постоянно говорят об исторической среде. Но ведь историческая среда - это лишь случайно сложившееся сочетание определенных стилей! И каждый стиль уходит в прошлое слишком быстро для того, чтобы считать его основополагающим.

                                                                                                                     Эрик Оуэн Мосс

3. Использование в качестве основы композиции графического метода построения может быть и в начале, и в середине, и в конце пути к созданию прекрасного. Когда же зарождается идея? (выражаясь на профессиональном жаргоне - когда осеняет вдохновение? ) До того, как художник взял в руки карандаш, или уже во время работы? Вопрос решается по- разному, в зависимости от обстоятельств, от самой работы, от характера и даже просто от самочувствия. Для подлинного искусства правил не существует: оно может одержать победу или потерпеть поражение в зависимости от предложенных решений, от столкновения идей, от эмоций, от материальных возможностей и т.д. Произведение искусства знаменует собой материализованное воплощение бесконечной и трудно выражаемой внутренней борьбы художника.

                                                                                                                   Ле Корбюзье

4. Мы должны искать порядок в свободе и свободу в порядке. Только связав эти две противоположности, мы создадим новую пространственную организацию для современных городов.

                                                                                                                  Кензо Танге

5. Город! Это символ борьбы человека с природой, символ его победы над ней. Это рукотворный организм, призванный защищать человека и создавать ему условия для работы. Это плод человеческого творчества.

                                                                                                                  Ле Корбюзье

6. Архитекторы должны помнить, что города грядущего закладываются уже сегодня, и стремиться к восстановлению утраченного во многих поселениях союза человека с природой.

                                                                                                                 Кензо Танге

 

 

25.07.2007

...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский