Архитектурное мышление Запада и Востока (1)
Осенью 2006 года в рамках курса «Актуальные философские проблемы современной архитектуры» студентам магистратуры УралГАХА были представлены различия западного и восточного мировоззрений, обуславливающих специфику проектного творческого мышления архитектора. Сформулировав основные отличия по пяти проблемам - 1) картина мира и место в нем человека, 2) отношение к природе, 3) приоритетные инструменты познания, 4) представления о социуме (соотношение индивидуального и общественного), 5) представления о творчестве, - я дала задание подобрать высказывания архитекторов Запада и Востока, соответствующие этим критериям. Подразумевалось, что про-восточные идеи в определенных социокультурных условиях могут быть сформулированы западными зодчими и, возможно, наоборот. На занятии требовалось доказать принадлежность того или иного автора системе идей. Попутно оказались затронутыми вопросы отношения к технике, традиции, градостроительным принципам и т.п. Вывод состоял в доказательстве теснейшей взаимосвязи всех указанных идей в мировоззрении архитектора, позволяющей реконструировать его взгляды по конкретным проблемам.
Сохраняю последовательность цитат, найденных магистрантами, способ их оформления, а также указываю фамилии и благодарю за сотрудничество. Просьба об точном указании источников, к сожалению, не всеми была соблюдена.
Остальное - пока, в отсутствие прописанных комментариев, - необходимо искать читателю.
Неизвестный отправитель:
Кишо Курокава:
Философия симбиоза - не религиозный принцип. Я хотел бы это подчеркнуть. Мои мысли коренятся в учении буддизма, но я пытаюсь развить и перенести его на архитектуру и город... Нам нужно привнести новый элемент, нам необходимо всеобъемлющее мышление, которое прекратило бы деление мира на белое и черное, на консервативное и прогрессивное.
Ле Корбюзье:
Новое время начинается, когда старое заканчивается.
Кензо Танге:
Я говорил выше, что образование мегалополиса Токайдо не только следствие естественного развития, но прекрасный способ придать Японии высокоразвитую органическую структуру... Долгосрочные проекты будут влиять на проекты с более близкими сроками осуществления, но никто не сможет сказать, какой будет окончательная конкретная форма мегалополиса.
Максимова К. гр.204-03
Я отношу к восточному типу мышления:
Седзе Ушия: «Природа бывает внешняя и внутренняя. Внешняя - это то, что вокруг. Внутренняя - это человек. Задача архитектора их соединить».
Тадао Андо: «Вещи вроде света и ветра имеют смысл только тогда, когда они вошли в дом в виде фрагментов внешнего мира».
Хироми Фуджии: «В природе не бывает прямых путей».
«Мало защитить человека от песка и ветра, надо вернуть разнообразие, отобранное у природы индустриальным развитием».
Я отношу к западному типу мышления:
Оскар Нимейер: «Жизнь намного более важна чем архитектура»
«Я сказал бы молодым архитекторам, что они должны изучать философию и историю, чтобы открывать для себя великих авторов и мыслителей. Любой, кто собирается стать архитектором, должен посвятить часть своего времени изучению гуманитарных наук. Я всегда знал, что жизнь намного более важна, чем работа - нужно чувствовать, что быть нужным людям более важно для архитектора. Быть полезным для меня важнее, чем моя архитектура».
«Перевод последней цитаты принадлежит автору письма и поэтому слегка «жестковат»», - сообщает автор письма.
Кузнецова Юлия гр. 204-08 архитектура магистратура
Восток
Тойо Ито
С первобытных времен человеческое тело было связано с природой как часть общего процесса циркуляции воды и воздуха. Сегодня люди наделены "электронным телом", в котором циркулирует информация, поэтому они связаны с окружающим миром новым способом, в котором "новое тело" играет решающую роль.
Это виртуальное тело, состоящее из электронного потока, оказывает радикальное влияние на способ общения и в семье, и в обществе, в то время как первичное тело все еще жаждет прекрасного света и ветра.
Нам брошен серьезный вызов: нам придется придумать, как интегрировать эти разные тела. Это относится и к архитектуре.
Окружая свое тело оболочкой, которая называется автомобилем, люди приобретают более развитое физическое тело. Окружая себя медиа-оболочкой, люди приобретают более развитый мозг. Архитектура как медийная оболочка - это "внешний" мозг.
Запад
Массимилиано Фуксас
Такую архитектуру можно строить скорее в пригородах, то есть в тех местах, которые еще недостаточно развиты. Моя идея: "не трогай". Скажем, если у вас прекрасные отношения с женой или возлюбленной - зачем их разрушать? С городом - примерно то же самое. В нем все работает - комьюнити, магазины, мафия, что еще. Если тронуть это, можно разрушить прекрасно работающую машину. (ТБ: Или это Восток?)
Глухова Татьяна
Вольф Прикс, глава знаменитого венского бюро Coop Himmelb(l)au.
Он явно стремится доказать, что звезды архитектуры солиднее и современнее эстрадных коллег: если вид прыгающего по сцене шестидесятилетнего Мика Джаггера вызывает ностальгическую тоску даже у тинэйджеров, то элегантный мэтр с сигарой, начинающий лекцию возгласом: "Мы не верим в архитектуру. Мы верим в "Роллинг Стоунз!", срывает аплодисменты.
Основой метода архитектурного бюро является создание яркого, запоминающегося образа. И необязательно, чтобы он представлял собой пластическую форму, гораздо важнее концептуальный смысл, метафора, символ, который особенно дорог авторам.
Так, мэтр предварил лекцию демонстрацией слайда, изображающего "Вавилонскую башню" Питера Брейгеля. "Вот торжественно произнес Прикс, с этого и началась наша архитектура видите облако рядом с башней? Мы решили, что хотим строить дома, похожие на облака". Лозунг "здания, как облака" определяет все творчество бюро и раскрывает смысл странного, на первый взгляд, названия Coop Himmelb(l)au. "Coop" можно перевести как "кооператив", a Himmelb(l)au "небесно-голубой" точнее, "лазурь неба". Буква "1" в названии была взята в скобки после того, как в 1988 году на выставке "Деконструктивистская архитектура" в Музее современного искусства в Нью-Йорке бюро представило один из самых знаменитых своих проектов реконструкцию чердака в Вене. Профессиональная общественность оказалась потрясена, но сетовала, что проект неосуществим. Каково же было всеобщее удивление, когда выяснилось, что строительные работы к моменту открытия выставки уже начались. Coop Himmelb(l)au получил мировое признание, и букву "1" решили убрать, что дало названию новое прочтение из романтического "лазурного кооператива" бюро превратилось в солидное "небесное зодчество".
Все, что делает Coop Himmelb(l)au, можно назвать перманентной трансформацией: проектировщики постоянно переводят чувственные ощущения в словесные метафоры, вербальные образы в материальные объекты, пластические формы в знаки. Кажется, будто они создают не столько здания, сколько универсальные метафоры-слоганы, которые впоследствии воплощают. Одним из таких слоганов является "облако", другим "прыгающий кит". Прикс демонстрирует свой новый объект развлекательный центр в Гвадалахаре и, указывая на консольную башню, называет ее "прыгающим китом". В одной из статей он объясняет это загадочное словосочетание следующим образом: "Вы когда-нибудь видели кита, выпрыгивающего из воды? Я видел одного в Сан-Франциско просто фантастика. Я находился в лодке, вода вокруг была очень спокойна но, тем не менее, чувствовалось, как нечто поднимается из глубины. И вдруг появляется кит, он выпрыгивает на пятнадцатиметровую высоту представьте, тридцатитонный объект, свободно парящий над вами. Когда мы начинаем проектировать, то пытаемся поймать подобное ощущение мы своего рода охотники за китами".
За долгую историю существования бюро накопилось много слоганов, крылатых фраз (напри мер, "Этот объект настолько уродлив, что мы просто обязаны его построить!"), а также пластиче ских форм, которые подчас не имеют четкой трактовки и превратились в своеобразные стилевые автографы, обозначающие, что данный проект сделан Coop Himmelb(l)au.
Пожалуй, основной секрет стратегии Coop Himmelb(l)au дух бунтарства, стремление пере делать мир и разрушить стереотипы, предложить совершенно неожиданный вариант. Прикс рассказывает: "В 1968 году я со своим другом Хельмутом Свичински организовал бюро. Мы были уверены, что в короткий срок сделаем революцию в архитектуре, что, как ни странно, оказалось не так легко и вот уже почти сорок лет мы продолжаем этим заниматься".
Так рискованное фантазерство Coop Himmelb(l)au сочетается с практичностью, а индивиду альность с модой. Звездный дуэт делает все более фантастические прогнозы. Показывая разрез кровли в центре BMW, Прикс сказал: "Вот этот рисунок я считаю наиболее правильным, потому что здесь изображена только "парящая" над землей кровля и нет колонн, которые ее поддерживают". "В ближайшие лет десять, пообещал маэстро, мы научимся строить именно так без опор".
"Современный дом", 7, 2003
Сантьяго Калатрава
"Работая над проектом, я не хотел ограничиваться созданием банальной пристройки к существующему зданию - важно было создать новый элемент фасада набережной. Поэтому я должен был наделить здание своеобразным чувством "озёрной культуры" - яхт, парусов и постоянно меняющегося ландшафта". Сантьяго Калатрава о Музее искусств Милуоки США
"Проектирование мостов следует точным правилам. Эти правила отражают уровень знаний о структурной инженерии и конструктивных методах соответствующей эпохи. Сегодня мы должны снова открыть потенциал мостов. Мост очень продуктивен, так как он нужен каждому. Даже безграмотный человек может наслаждаться мостом. Единственный жест трансформирует природу и приводит в порядок. Ничто больше не может быть так продуктивно".
"Я верю, что архитектура и инженерная мысль являются органическими и соотносятся с формой человеческого тела" - эти слова великого архитектора могут считаться ключом к пониманию его творчества.
"Свободностоящий" лист бумаги - это вроде как нонсенс, этого не может быть, однако же вот, пожалуйста, есть. Этот привкус "не может быть, однако же вот есть" сохраняется в любой постройке Калатравы, потому что касается любого его элемента - стены, ребра, устоя. Каждая постройка кажется особым образом вырезанным и согнутым двухмерным "листом".
Бруно Таут: "Что хорошо функционирует, хорошо и выглядит".
Научно-обоснованная регламентация параметров предметно-пространственной среды имеет ещё один положительный аспект. До функционалистов архитектурно-проектная деятельность носила преимущественно эмпирический характер. Поскольку процент выдающихся мастеров в любой области деятельности и в каждом поколении относительно мал, преобладающая часть зданий и сооружений возводится по проектам недостаточно одарённых или умелых авторов, не способных не только к художественному творчеству, но и к полноценному решению многочисленных функциональных задач архитектуры. Метод их работы блестяще описан А. П. Чеховым: "Когда ему заказывали план, то он обыкновенно чертил сначала зал и гостиную...к ним он пририсовывал столовую, детскую, кабинет, соединяя комнаты дверями, и при том они неизбежно становились проходимыми и в каждой было по две и даже по три лишних двери. Должно быть идея у него была неясная, крайне спутанная, куцая: всякий раз точно чувствуя, что чего-то не хватает, он прибегал к разным пристройкам, присаживая их одну к другой, и я, как сейчас вижу узкие сенцы, коридорчики, кривые лестнички, ведущие в антресоли, где можно стоять только согнувшись пополам. У фасада упрямое чёрствое выражение, линии сухие, робкие, крыша низкая, приплюснутая, а на толстых, точно сдобных, трубах неизменные проволочные колпаки с чёрными визгливыми флюгерами".
Я. Чернихов писал в 1930 г.: "Функциональность, рациональность, целевая установка, конструктивность и целесообразность суть понятия в высшей степени необходимые в известные моменты их применения, но замена понятия красоты этими понятиями - не возможна".
Ле Корбюзье в 1923 г. писал: "Промышленность разливается, как река, затопляющая берега, несёт нам новые средства, отвечающие этому новому времени и его духу...Надо создать дух серийности, стремление жить в серийных домах, проектировать дома, как серии.."
Канева Анна:
Восточный способ мышления.
Тойо Ито (Япония):
«Каждый день приносит что-то новое, а архитектурные объекты остаются неподвижными на протяжении многих лет. Я хочу проектировать нечто, способное изменяться и реагировать на жизнь. По законам физики это возможно только в виртуальном пространстве. Соединение реального, физического пространства с виртуальным породит новую архитектуру - гибкую и способную к саморазвитию» (сайт www.archcenter.ru).
«...он нашел свой путь - создание анаморфной архитектуры, не имеющей четкого разграничения с внешним пространством, легко трансформируемой и нестабильной. Ито исходит не от эфемерности традиционного японского дома и не от архитектуры классических нормадов-скотоводов. Его вдохновляет культура новых кочевников не отягощенных привязанностью к месту мобильных современных горожан» (Иконников А.В. Архитектура XX века. Утопии и реальность. Стр. 469).
Хироси Хара (Япония):
«По мнению Ле Корбюзье, в век машин архитектура должна быть метафорой машины. Наша задача - найти метафоры века компьютеров...Я полагаю, что один из аспектов решения - архитектура, которая меняется со временем или может развиваться» (Иконников А.В. Архитектура XX века. Утопии и реальность. Стр. 465).
Западный способ мышления.
Бернар Чуми (США):
«Счастливое состояние архитектуры возникает в том случае, когда ваша концепция и ваш пространственный эксперимент в какой-то момент вдруг совпадают, когда архитектурные фрагменты сталкиваются и перемешиваются в каком-то восторге, когда культивируемые прежде образцы архитектуры бесконечно деформируются, а правила нарушаются. Архитектура уже не метафорический рай, а дискомфорт и тревожные ожидания... она вовсе не стремится дарить наслаждение даже себе...»
(Добрицына и.А. От постмодернизма к нелинейной архитектуре. Стр. 114)
Фрэнк Гери (США):
«Он (Гери) сумел соединить иррациональный экспрессионизм формы с эффективным решением практических проблем организации здания и современными технологиями проектирования и строительства.
Естественна и особая популярность Гери у практичных американцев - он показал, что за те же деньги, которые они платят за стандартно безликое, они могут осуществить нечто уникальное, утверждая неповторимость - лично своего, своей общины, корпорации или данного места».
(Иконников А.В. Архитектура XX века. Утопии и реальность. Стр.368)
25.07.2007
но не вещь.
Иосиф Бродский