Эстетика. Вопросы к экзамену
1. Эстетика как философская дисциплина, её предмет и задачи.
2. Учение Сократа о прекрасном как идее. Прекрасное, художественное творчество и вдохновение в Диалогах Платона.
3. Обобщение художественной практики и эстетической мысли в «Поэтике» Аристотеля (калокагатия, мимесис, катарсис).
4. Эстетическое наследие Древнего Рима. Гораций о правилах создания поэтического произведения.
5. Эстетическая мысль западно-европейского Средневековья в трудах Августина Блаженного и Фомы Аквинского.
6. Эстетика Византии. Универсум как прекрасное творение Бога; всеобъемлющий символизм искусства.
7. Эстетическая мысль Возрождения как обобщение художественной практики в трудах Альберти, Леонардо да Винчи, Дюрера.
8. Эстетика классицизма. «Поэтическое искусство» Н. Буало как первая теория художественного метода.
9. Проблема эстетического вкуса и назначения искусства в наследии французских просветителей
10. .Эстетика как самостоятельная научная дисциплина в теории Баумгартена.
11. Эстетические идеи Канта (эстетический вкус, эстетическое наслаждение, художественный гений).
12. Эстетика Гегеля как вершина европейской классической эстетики.
13. Эстетическая мысль Древней и Средневековой Руси.
14. Русская эстетика в трудах славянофилов, В.Г.Белинского, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского.
15. Вопросы эстетики в работах А.Ф.Лосева.
16. Прекрасное как центральная категория эстетики; социокультурная обусловленность прекрасного.
17. Своеобразие проявления прекрасного в природе, человеке и искусстве.
18. Комическое как форма социальной критики, его виды и жанры.
19. Многообразие видов искусства (характеристика одного из них – по выбору студента).
20. Искусство в системе культуры.
21. Художественный образ как форма мышления в искусстве.
22. Специфика художественного отражения мира. Творческий характер восприятия произведений искусства.
23. Культурологические характеристики феномена постмодернизма.
24. Феномен и парадокс массовой культуры.
25. Содержание и форма художественного произведения, их взаимосвязь.
26. Социально-гносеологическая обусловленность авангарда в искусстве XX века.
27. Абстракционизм как утопическая форма спасения человека.
28. Искусство поп-арта.
29. Стиль и метод в искусстве.
30. Эстетическое воспитание личности: цель, содержание, современные подходы.
31. Экспрессионизм как выражение потерянности человека в мире.
32. Образ мира и человека в сюрреализме.
33. Человек как объект, источник и цель искусства.
34. Эстетическая и художественная культура личности.
35. Художественная условность и художественная правда: характер взаимосвязи.
36. Искусство как универсальное средство формирования эстетической культуры личности.
18.09.2012
но не вещь.
Иосиф Бродский