Шаломова Анна, 2009 IV курс УралГАХА "Цветнушки". Пояснительная записка
Оглавление- 1. Психология подростка. Отрочество. Группа сверстников и подростковая субкультура
- 2. Японская мода и актуальность для российских условий
- 3. Характеристика и смешение стилей
- 4. Трансформация как приём формообразования и элемент игры в дизайне костюма
- 5. Источник для создания коллекции - анимационный фильм «Мой сосед Тоторо». Персонажи как творческий источник
•1. Психология подростка. Отрочество. Группа сверстников и подростковая субкультура
Отрочество, подростковый возраст - период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации (от 11-12 до 14-15). В этот самый короткий по астрономическому времени период подросток проходит великий путь в своём развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности. Однако раскрывающееся его сознанию общество жестоко инициирует его.
В современном информационном обществе стремление подростка к статусу взрослого - мечта малодоступная. Поэтому в отрочестве подросток обретает не чувство взрослости, а чувство возрастной неполноценности. Подросток психологически попадает в зависимость от предметного мира как ценности человеческого бытия. Живя в предметном мире с момента появления на свет, сызмальства осваивая его по функциональному назначению и эстетической значимости, подросток начинает фетишировать этот мир. Благодаря тому, что он входит в подростковые сообщества, которые представляют из себя через присущие времени и возрасту знаковые системы, в состав которых попадают и определённые вещи, подросток превращается в потребителя: потребление вещей становится содержанием его жизни. Приобретая вещи в личное владение, он обретает ценность в собственных глазах и в глазах сверстников. Именно через присущие подростковой культуре вещи происходит регулирование отношений внутри возрастных групп. Для подростка становится значимым обладание определённым набором вещей, чтобы поддерживать своё чувство личности.
Сегодня, когда в России появляется тенденция вслед за так называемыми развитыми странами к превращению в общество потребления, потребительские аппетиты подростков несказанно возрастают.
Конечно, вещи - среда обитания, условие духовного и физического развития, желанная и необходимая собственность. Однако общество потребления предлагает вниманию подростка выбор и регулярное обновление массы вещей, которые не могут принять участия в его развитии и вовсе не обязательны для его благополучного бытия.
Современный подросток попадает в большой мере под внушающее воздействие побуждающей рекламы, порабощающей вещной потребности, подавляющее воздействие даров; под знаковые манипулирования сознанием через так называемые жестуальные предметы (традиционные, ценные и др.) и тому подобные трансформации мира вещей.
В современном мире вещи могут стать растлителем подростков по многим причинам: 1) став основной ценностью, побуждающей мотивацию и представления о полноте жизни; 2) став фетишем, превращающим в раба вещей; 3) поставив в зависимость от дарителей и побуждая тем самым к зависимости и агрессии.
Современный «отроческий бизнес» не только не решает проблемы «Подросток в мире вещей», но по-своему порабощает подростка.
Отрочество - период, когда подросток начинает по-новому оценивать свои отношения с семьёй. Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно, из года в год оказывал на него влияние, и в первую очередь это относится к родительской семье.
Стремление осознать и развить свою уникальность, пробуждающееся чувство личности требуют от отрока обособления от семейного «Мы», доселе поддерживающего в нём чувство защищённости традициями и эмоциональной направленностью на него. Однако реально находиться наедине со своим «Я» подросток ещё не может. Он ещё не способен глубоко и объективно оценивать самого себя: он не способен в одиночестве предстать перед миром людей как уникальная личность, которой он стремится стать. Его потерянное «Я» стремится к «Мы». Но на этот раз это «Мы» составляют его сверстники.
Отрочество - это период, когда подросток начинает ценить свои отношения со сверстниками. Общение с теми, кто обладает таким же, как у него, жизненным опытом, даёт возможность подростку смотреть на себя по-новому. Стремление идентифицироваться с себе подобными порождает столь ценимую в общечеловеческой культуре потребность в друге. Сама дружба и служение ей становятся одной из значимых ценностей в отрочестве. Именно через дружбу отрок усваивает черты высокого взаимодействия людей: сотрудничество, взаимопомощь, взаимовыручка, риск ради другого и т.п. Дружба даёт также возможность через доверительные отношения глубже познать другого и самого себя.
Особая проблема в современной российской семье - взаимоотношения по поводу вещной и финансовой зависимости подростка. Взрослые нередко пользуются этим «рычагом», стремясь привести своего ребёнка к поминовению. Подросток зачастую попадает в тупиковое положение: он жаждет свободы и не может избавиться от столь обидной финансовой зависимости.
Но подростки могут сами честно подрабатывать. Обретение финансовой самостоятельности в наше время весьма опасно для подростков с социальной и психологической точек зрения. Подросток может легко оказаться в тянутым в теневые финансовые отношения взрослых. Поэтому проблема «Дети и деньги» весьма актуальна для каждой семьи, в которой подрастают дети.
Так как большую часть времени подросток проводит в школе, то правильно считать, что в стенах школы создаются условия для развития его личности. Эти условия могут формировать взрослые. Взрослый друг, взрослый кумир - довольно редкое явление в индивидуальной жизни подростка. В этом возрасте уважаемый взрослый чаще всего достояние подростковой группы, если это учитель, руководитель спортивной секции и др. Другое дело - массовый кумир (певец, музыкант, актёр). Он является предметом обожания многих, объединяя их одной общей эмоцией, что чрезвычайно ценно для подростков. Очень важно, кто из взрослых занял этот пьедестал, так как этот кумир является в качестве некоего значимого человека.
При всей ориентации на утверждение себя среди сверстников подростки отличаются крайним конформизмом в подростковой группе. Один зависит от всех, стремится к сверстникам и подчас готов выполнить то, на что его подталкивает группа. Группа создаёт чувство «Мы», которое поддерживает подростка и укрепляет его внутренние позиции. Очень часто подростки для усиления этого «Мы» прибегают к автономной групповой речи, к автономным невербальным знакам; в этом возрасте подростки начинают носить одного стиля и вида одежду, чтобы подчеркнуть свою причастность друг к другу.
В неформальных подростковых объединениях формируется своеобразный сленг (англ. Slang) - слова или выражения, употребляемые определёнными возрастными группами, социальными прослойками. Сленг придаёт эффект усиления чувства «Мы» тем, что сокращает дистанцию между общающимися через идентификацию всех членов группы общими знаками общения. Речь подростков может быть сплошь сленговая, но может иметь в обороте и 5-7 сленговых слов.
Главное, что эти слова присутствуют в группе, являются её достоянием, они преступают нормы обыденной этики, освобождают от нормативной пристойности и дают ощущение раскрепощения в диалоге. Помимо автономной сленговой речи, которая объединяет подростков в группы, необходимо выделить также площадные жесты и позы - агрессивные, снимающие дистанцию, подчас откровенно циничные. Подростковое невербальное общение может вызывать проест смотрящих на это взрослых, но сами подростки подчас с готовностью проходят через эту взрослую инициацию вольными жестами и позами. При этом они не вникают в глубинные смыслы своих выразительных действий.
Подросток углублённо изучает самого себя. Благодаря рефлексии происходит активное наполнение структурных звеньев самосознания. Изучая свои особенности, размышляя о себе и прошлом, настоящем и будущем, анализируя свои притязания в деятельности, в общении и, в частности, в сфере общения с представителями другого пола, подросток реализует свою потребность в адекватной самоидентификации. Здесь его интересует собственное «Я» именно в данный момент - «здесь и теперь».
Особое значение в отрочестве имеет внешность. Идентификация с собой как с физическим телом у подростка обычно затруднена: ведь он начинает претерпевать очень быстрые метаморфозы в физической и духовной конституции лица и тела. Подросток придаёт своей внешности особое значение. Привлекательность, соответствие причёски и одежды канонам референтной группы сверстников, соответствие манеры телесных выразительных движений стандартам окружения - всё это имеет чрезвычайное значение.
В то же время подросток пристально рассматривает себя природного в зеркале. Удлинившийся нос, прыщик и другие новообразования во внешности смущают его. Идентификация с прежним образом нарушается, и подросток испытывает неуверенность в себе. Даже самые обаятельные и гармоничные подростки не уверены в себе по-настоящему - ведь они в соответствии с возрастом тоже очень быстро меняются.
Одной из причин возрастной застенчивости является именно высокая значимость внешности для большинства подростков: в отрочестве нередко встречается недовольство теми или иными чертами лица или фигуры.
ГРУППА СВЕРСТНИКОВ И ПОДРОСТКОВАЯ СУБКУЛЬТУРА
Группа сверстников - это объединение подростков не обязательно одного возраста, в нее могут входить люди, хотя и различающиеся по возрасту на несколько лет, но объединенные ценностно-психологической совместимостью. Значение группы сверстников в процессе социализации личности растет от раннего детства к юности, когда достигает своего максимума. С возрастом оно снижается, но не исчезает даже в старости.
Имеющие антисоциальную направленность, неформальные группы создают для своих членов лишь иллюзию добровольности и свободы. Однако ими обычно руководят лидеры ярко выраженного авторитарного склада, стремящиеся подавить всех остальных членов. Такая компания своими нормами, содержанием жизнедеятельности и стилем взаимоотношений превращает своих членов в марионеток, лишая их права на выбор, на инакомыслие, а нередко и права выхода из группы. К таким неформальным группам (тусовкам) можно отнести сатанистов, панков, скинов, хиппи, рэперы, готов, «фруктов» и др. Жизнедеятельность группы сверстников, стиль ее поведения в довольно значительной мере определяются субкультурой, в рамках которой она существует.
Субкультура - автономное целостное образование внутри господствующей культуры, включающее трансформированную систему ценностей, а также комплекс специфических социально-психологических черт и поведенческих образцов, которые определяют стиль жизни и мышление ее носителей. Любая субкультура включает элементы жаргона, эстетических пристрастий, норм воздействия, образцов поведения.
Другой элемент субкультуры - следование моде в одежде, прическе, макияже, стремление с их помощью ощутить свое единство со сверстниками и выделиться в мире взрослых. Одна из отличительных черт подростковой и молодежной субкультуры - музыкальные пристрастия. Благодаря экспрессивности, связи с движениями и ритмом музыка позволяет молодым оформить и выразить эмоции, смутные переживания, которые невозможно передать словами. Тип предпочитаемой музыки и выбор конкретных групп имеет возрастные особенности и социальный статус. Вхождение в группу сверстников диктует соблюдение определенных ритуалов, поддержание соответствующего имиджа в одежде, повелении и музыкальных пристрастиях, даже взглядах на жизнь. Кроме специфического жаргона и внешнего вида, членам группы присущ и своеобразный субъективный мир. В общении существует прямота, открытость, простота, широкое использование кличек вместо имен. Не удивительно, что не найдя поддержки у взрослых, подростки стремятся в неформальные группы, где, как им кажется, они встретят поддержку и смогут избавиться от чувства одиночества, так остро переживаемого в этом возрасте. Молодежная субкультура постоянно меняется, включает все новые компоненты, характерные для культуры времени.
•2. Японская мода и её актуальность для российских условий
Трудно сказать, каким образом эта маленькая страна, управляемая императором, опередила многие великие державы. Почему именно японская технология взяла верх, почему именно их знания победили, почему даже мода недавнего времени (конец 1970-х - начало 1980-х) избрала Японию в качестве одной из своих могущественных покровительниц? Взорванная атомной силой и разрушенная почти до основания чуть более 50 лет назад, сегодняшняя Япония вышла победительницей из Второй мировой войны, во многом обогнав даже удачливую Америку.
При всем авангарде нынешней японской моды в Японии трепетно относятся к традиции национального костюма.
В 1970-е, сделав гигантский экономический скачок и завоевав торговые зоны по всему миру, Япония получила возможность пропагандировать собственную моду. В 1980-е годы началось массированное наступление японских дизайнеров на мировой рынок. Успех этого натиска был столь неожиданным, что взоры модников мира моментально были обращены на Токио. Непривычный подход японцев к женскому и мужскому телу и вследствие этого к одежде потряс устои традиционной европейской моды. Новые имена Иссей Мияке, Йоджи Ямамото, Токио Кумагай, Ханае Мори, Кансай Ямамото увлекли и публику, и журналистов. В 1980-е годы все учились у японцев их подходу к дизайну, крою, выбору ткани, фасона и цвета.
Пришедшая на смену кризису 1990-х годов мода на стиль "гранж" охватила и Японию. Модные улицы Токио, Осаки или Кобе, заполненные целой армией гранжировщиков и гранжировщиц. С понурым видом они толпами бродили по тихим японским улицам, еще не охваченным страхом перед газовыми бомбами секты "Аум Сенрике". На кого они тогда походили? То было странное создание гения экологии, в котором доярка дружила с водопроводчиком, а фрезеровщик - с художницей. Все было или страшно мало, или безумно велико. Созданный в далеком Сиэтле, "гранж" отвергал покупательную способность своих приверженцев. Вещи, носимые тогда, более всего напоминали завалявшееся старье, найденное на чердаке или в подвале.
Нельзя сказать, чтобы "гранж" как явление полностью исчез с улиц восточной столицы. Но он невероятно трансформировался. Кажется, что японцы вдруг решили не быть японцами. В победоносном шествии их экономики чувствуется желание регенерировать и саму японскую расу. Вход пошли силиконовые уколы в губы (для придания большей сексуальности), операции на веках и, естественно, завивка и окраска волос во всевозможные малоестественные цвета.
Достаточно взглянуть на типажи японской уличной моды. Толпы японок и японцев теперь блондины, рыжие, бурые, кудрявые или лысые, но никак не традиционные. Подобно голливудским красавицам 1930-х годов, японки всецело отдались страсти к заколкам-невидимкам. Ими закручивают баранки и кудельки, укладывая буйные волны шестимесячного перманента в спокойные прибрежные штили, легким бризом окаймляющие молодые физиономии модниц. "Каваи", "кирей" - японские выражения, обозначающие неземной восторг перед этими земными творениями - все чаще можно услышать на улицах Токио.
После упадочных льняных экологических расцветок на улицу выпорхнули сочетания "вырви глаз". Фаворитом молодых японцев стал желтый, а его заместителями - красный и синий. Как у хиппи старой закваски, джинсы, если они еще чудом целы, должны быть неистово порваны, едва придерживаемые ремнем, готовы, подобно сдающимся селениям, пасть к ногам победителя.
Главное слово в уличном сленге Японии - гяру. Так японцы, не выговаривающие букву «л», произносят английское girl, а точнее, жаргонизм gal. Gals - так назывались джинсы, а потом и модные девицы. Кличка гяру относится к любой разодетой девушке.
Пока официальная мировая мода мечется в тупике, всё отчаянней тасуя колоду стилей, взгляды модников с надеждой устремлены на Японию. Точнее, на токийский квартал Сибуйя и площадь рядом с метро Харадзюку. Слово «харадзюку» стало определением стиля одежды и - шире - жизни. В такой жизни всё делается ради имиджа. Всё идёт в ход - фантазия и вкус, деньги родителей, свободное время. Причём не какое-нибудь, а специально высвобожденное путём отказа от работы и учёбы. Девушке с Харадзюку требуются долгие часы для укладки волос и нанесения грима. Она уже давно ничего не читает. Её японский похож на шифр, и родители не разбирают в нём ни слова.
Японская молодёжь копирует то, что видит в телевизоре. Но не целиком. Она заимствует лишь остновные черты стиля, не замечая нюансов. Доводит их до гротеска, чтобы стать круче оригинала. Это происходит с любой культурой. Так клёши хиппующих из российской глубинки были шире и замысловатей, чем в Калифорнии времён детей-цветов. Японцы, долгие века оторванные от модного мира планеты, в 1980-е прошлого века буквально сорвались. Бум комиксов манга подтолкнул молодёжную моду. Молодым японцам не нужны были дизайнеры. Их место заняли герои комиксов, принцессы из мультфильмов аниме, мулатки-певицы RnB, школьницы из закрытых британских школ в мини и спущенных гольфах. Всё, что они когда-либо видели в журналах и по телевизору.
Уличные стили говорят о том, что молодёжь делится не только по экипировке, но и по убеждениям. Подвид модников с названием «Фрукты» имеет свой информационный рупор - журнал, который зубрят все модельеры мира. Дело в том, что молодые японские «фрукты» сочетают несочетаемые элементы одежды, преображают готовые вещи до неузнаваемости, отрезая одни их части и пришивая другие. Из всех японских уличных стилей «фрукты» - наиболее плодотворный. Они переиначивают скучную одежду «для всех». Одевающимся в стиле «декора» главное - безделушки. Они должны свисать гирляндами: маленькие куколки и мишки, hello kitty, hello betty boop. Герои мультфильмов.
Японцы в моде оказались более бесстрашными, чем европейцы. Их одежда точно указывает на эстетические пристрастия. На социальную категорию. И на состояние головного мозга. У нас ещё не всё так определённо - некоторым удаётся скрываться: прикидываться богатым, а главное, умным и талантливым. Мы научились многое скрывать одеждой. А в Японии, как в обществе кастовом, одежда стала не только визитной карточкой и униформой, но и поводом для безудержной фантазии.
Одежда как истинное отражение личности ещё не совсем нам под силу. Кому-то проще слиться с толпой. У нас, как правило, слишком яркие проявления оригинальности определяются как бунт, незрелость или нежелание взрослеть. Психологам интересно будет узнать, что молодёжь с Харадзюку не бунтует. Они просто одеваются красиво.
Актуальность для российских условий.
Мода не универсальна. В одной области или городе данная модная одежда будет популярна, а в другой нет. Цикл моды начинается с создания нового стиля или дизайна модной одежды и его предложения рынку. Некоторые потребители, известные как лидеры, приобретают новую модную одежду, что дает начало новой тенденции. От «лидеров» мода на данный тип одежды начинает распространяться как бы кругами. Собственно, именно тогда вещь начинает считаться модной. В конце концов, все принимают моду на эту одежду, и начинается ее заказ. Создается новая мода. Вообще, мода - «это тип товара или стиль поведения, временно принимаемый большим числом потребителей». Однако в розничной среде термин «мода» в первую очередь связан с одеждой, скорее даже с молодежной одеждой. Так, в прошлом году молодежь закатывала одну штанину у джинсов и носила кепку или актуальную шляпу на рэперский манер. Однако сегодня подобный стиль уже отвергнут, также его недавними приверженцами. «Casual», вот тот стиль, который популярен у молодых. «Casual» - это конечно в первую очередь джинсы. Прямые от бедер, по всей длине - «сигареты», зауженные к низу «дудочки», эффектно заправленные в высокие сапоги. Деним - грубее, жестче, так как он лучше подходит для создания потертостей и разрезов. Другая джинсовая тенденция - укороченность. Например, узкие прямые джинсы с ярким боковым внутренним швом, подвернутые, чтобы было видно щиколотку.
Истоки молодежной моды разнообразны: это использование костюма тех социальных групп, которые своим внешним видом вызывают протест приверженцев традиционного представления об одежде; также, это желание дизайнеров внедрить в моду свое видение человека ХХI века.
Отношение к молодежной моде в России
Российские потребители ожидают пришествие новой моды, как правило, с Запада и делят одежду на «хорошую», потому что она похожа на модели с последних парижских показов и на «плохую», потому что она от них отличается.
По отношению к моде россияне делятся на следующие группы:
- 1. Модники- главные герои ичитатели модных журналов. Они следят замодными тенденциями ихотят непросто хорошо выглядеть, они хотят поражать. Модники, нежалея сил выясняют действительноли это самая последняя коллекция дизайнера? Имневажен внешний вид сам посебе, аощущение новизны: «Уменя есть, ауВас ещенет!»
- 2. Конформисты- наиболее многочисленная группа.Ихдевиз «быть, каквсе». Они неспешат покупать новинки, встрахе выглядеть смешно, их слишком интересует, что подумают окружающие. Они покупают тогда, когда «увсех девчонок уже есть».
- 3. Консерваторы- те, кого мода неинтересует совсем. Они одеваются всоответствии сосвоими или групповыми установками. Металлист носит косуху, независимо оттого, что вмоде куртки смеховыми капюшонами.
- 4. Равнодушные- люди впринципе равнодушные ксвоему внешнему виду. Содной стороны, это телюди, накоторых проще влиять- они судовольствием выберут для себя один бренд одежды ибудут покупать его всю жизнь, чтобы решить невыносимо сложную проблему выбора. Носдругой стороны, многие изравнодушных, таким образом, выражают свой протест кофициальной моде. Они нехотят одеваться каквсе, ноиногда именноони рождают новую моду.
В последние годы мода в молодежной одежде меняется все быстрее и быстрее. Молодежь становится все более раскованной.
Целевая аудитория (ЦА)
Прежде чем разрабатывать рекламу, необходимо собрать сведения о наиболее перспективных покупателях рекламируемого товара, чтобы составить рекламное обращение, отвечающее их интересам, вкусам и желаниям. Еще на этапе маркетинговых исследований проводятся специальные опросы, и составляется "портрет потенциального покупателя". Для этого рисуется настоящий портрет покупателя. Ему присваивается имя, воссоздается его образ жизни, распорядок дня, взаимоотношения в семье, с друзьями, в школе. Такой подход позволяет создать продукт, способный заставить обратить на себя внимание целевой аудитории именно с данными признаками. С точки зрения частоты использования определенной товарной категории, принято различать активных и пассивных потребителей. Во многих товарных категориях обнаруживается, что потребление основной массы товара приходится на долю небольшой части населения. Однако в некоторых случаях оказывается более выгодным расширить целевую аудиторию конкретного товара за счет обращения к его пассивным потребителям или к тем, кто не использует товары подобного рода. В зависимости от готовности человека к пробным покупкам новых товаров различаются следующие группы (по книге Ч. Сэндиджа и др.):
•· новаторы - 2,5%, это люди, склонные к риску, они первыми пробуют новые марки товаров;
•· ранние последователи - 13,5%, такие люди принимают новинки быстро, но с некоторой осторожностью;
•· раннее большинство - 34%, эти люди приобретают новинку раньше среднего покупателя, но только после продолжительного обдумывания;
•· запоздалое большинство - 34%, к этой группе относятся те, кто не довольствуется рекламой, а выжидает, когда общественное мнение признает товар достойным приобретения;
•· отстающие - 16% , это те, кто упорно противится переменам.
Процент лиц, принадлежащих разным группам, указан в книге Ч. Сэндиджа не для нашего рынка, однако общее соотношение их показательно.
Итак, целевая аудитория - это люди, которым адресуется сообщение.
Таким образом, выделение целевой аудитории и сегментирование рынка позволяет более эффективно общаться с представителями разных сегментов. Одновременно с этим можно выяснить, как позиционировать новый или существующий товар, как лучше «донести» его до потребителей, придерживающихся определенного стиля жизни (вероятно, эффективность здесь выше, чем при использовании одних лишь демографических показателей). Основная идея метода - заглянуть за рамки стандартных переменных, представить товар в соответствии с действиями, надеждами, страхами и мечтами целевой аудитории.
Портретная классификация: девочка-подросток, 14-17 лет, любого роста, среднего веса, школьница; возможно, принадлежит к какой-либо субкультуре (косплеер, увлекается аниме, манга, японской модой, j-роком). Активная, дерзкая, интересующаяся всем новым, необычным, не таким, как у всех. Любит удобство, комфорт, неординарность. Лидер по натуре, скорее ведущая, чем ведомая. По потребительско-пользовательской классификации ЦА - оказывающая влияние (на родителей). Восприятие информации: образное (эмоциональное), интуитивное. Архетип по Юнгу: ребёнок - познающий мир, радость жизни, веселье, беззаботность, новые возможности.
Проявление. Считает, что жизнь прекрасна и удивительна, жизнь - весёлая игра, праздник, развлечение. Оптимист, фантазёр, открыт всему новому, выдумщик, готов постоянно экспериментировать.
Мотивация. Новизна, игра, перспектива и обновление.
Покупательское поведение. Внимательно относится к появлению новых товаров или услуг, старается первым их использовать, посещение магазинов для него праздник, быстро переключается на очередную новинку. Восприимчивы к игровым формам промоушина, нестандартным видам рекламы или приключенческому, сказочному жанру.
Расширить целевую аудиторию можно за счёт обращения к его пассивным потребителям или к тем, кто не использует товары подобного рода. Это могут быть не такие дерзкие и смелые потребители, как представители субкультур или лидеры по своей натуре. Для них стилистика одежды остаётся прежней, но упрощается конструкция, уменьшается количество декора, отделки, деталей. Цветовая гамма более спокойная, сочетания родственные и родственно-контрастные. Такого ассортимента в коллекции около 60%, поэтому это привлечёт и родителей, беспокоящихся о том, чтобы их ребёнок не был вульгарным, вычурным, посмешищем среди сверстников, осуждаемым взрослыми.
•3. Характеристика и смешение стилей
Мода улиц Токио пестрит смешением всех стилей. Здесь и «лолита» в романтическом стиле, и рокеры в «косухах», и рэперы, хиппи, диско - всё многообразие смешанных друг с другом субкультур. Чтобы не потеряться во всём этом миксе и не дойти до безвкусия, возьмём удобный в повседневной жизни и часто используемый спортивный стиль, образовавшийся на базе спортивной одежды. В этом стиле будут созданы основные формы (объёмные, свободные), конструкции, пропорции костюма. Для того чтобы добавить в него остроты, необходимо добавить стиль «гранж», который будет проявляться в деталях, отделках, аксессуарах, дополнениях, принтах. Выбор стиля «гранж» даёт определённое настроение, эмоциональный поток, немного неряшливости в причёсках, концентрат яркого цвета в фурнитуре и брелоках, дополнительная свобода расстегнутых вещей. Пропорциональное соотношение - 70% спортивного и 30% стиля гранж. Выбор именно этих стилей обусловлен возрастной группой потребителя, критерии которого - удобство, свобода движений, ощущение лёгкости, интересы - j-рок, спорт, бесконечные прогулки по городу в поисках нового и интересного.
Производство спортивной молодежной одежды представляет собой самостоятельную индустрию, являясь, во-первых, источником технических инноваций в современной одежде, во-вторых, спортивная молодежная тематика до неузнаваемости трансформировала так называемый городской стиль.
Молодежь, бесспорно, является новатором, и первая впитывает последние новые тенденции в мире модной одежды. В последнее время среди молодежи также очень популярен «fashion» стиль, для которого характерен отказ от канонов классической одежды. Не брюки, а шорты, не просто жакет, а скорее жакет-куртка, не юбка, а юбка-брюки. Интересные новинки воплощены в трикотаже, как в одном из самых динамично развивающихся материалов особенно в молодежной одежде. Современные технологии позволяют вплетать в трикотажные полотна различные материалы.
Таблица характеристики стилей
N п/п |
Название стиля |
Источник |
Силуэт |
Конструкции |
Цветовая гамма, ткани |
Декор |
Детали |
Дополнения |
1. |
Спортивный |
Спортивная одежда и её элементы |
Прямой, плотноприлегающий (трикотаж) |
Рубашечный рукав, вертикальные и горизонтальные членения с помощью рельефов, кокеток |
Х/б, шерстяные, смесовые ткани, трикотаж |
Неограниченные однотонные отделки, строчки, канты, эмблемы, пуговицы, кнопки, застёжки-молнии |
Накладные карманы с клапанами и без них, пояса, хлястики |
Трикотажные манжеты, бейсболки, повязки на голову, напульсники, банданы, наушники, кеды, большие спортивные сумки |
2. |
Гранж |
Nirvana, Kurt Cobain, начало 90-х гг. |
Прямые, мешкообразные, многослойность |
Рубашечный рукав, членения во всех направлениях, подрезы |
Джерси полосатое, джинсовые ткани, вязаный трикотаж, тонкий трикотаж различных цветов |
Металлофурнитура, молнии, шипы, ремни, пряжки, кнопки, заклёпки, блочки, колокольчики, гвозди, шурупы, гайки, булавки |
Карманы, кокетки, пояса, тесьмы, ремни, ленты, шнуровки |
Сумки, шляпы, шарфы, кепки, банданы, напульсники, повязки, армейские ботинки, тяжелые ботинки (Dr. Martens, Grinders, New Rock и др.)
|
•4. Трансформация как приём формообразования и элемент игры в дизайне костюма
Одним из важных методов проектирования в дизайне являются комбинаторные методы. Комбинаторные методы проектирования одежды впервые применили в 1920-х гг. советские конструктивисты А. Родченко, Л. Попова, В. Степанова. Освоив системный структурный анализ, а так же занимаясь «формальными экспериментами» в области беспредметной (абстрактной) живописи, конструктивисты использовали эти методы и при разработке образцов одежды. При проектировании производственной одежды они применяли программированные методы формообразования нескольких уровней: комбинирование стандартных элементов из набора простейших геометрических форм (конструктивистские ткани); комбинирование различных видов декора на основе базовой формы; трансформацию одежды в процессе эксплуатации; комбинирование стандартных готовых объектов.
Метод трансформации - это метод превращения или изменения формы, часто используемый при проектировании. Сам процесс трансформации определяется динамикой, движения превращения или небольшого изменения. Трансформация осуществляется следующим образом:
Превращение одной формы в другую (например, была длинная юбка, стала короткая при помощи кулисок; шапка-ушанка; складная сумка);
Трансформация деталей внутри одной формы (например, концы воротника загибаются, складываются в гармошку, завязываются вокруг шеи, заплетаются в косички).
Метод трансформации в дизайне одежды также схож с приёмами работы с бумагой японских мастеров-оригамистов. Получение одной формы за счёт складывания-раскладывания, отстёгивания-пристёгивания другой.
Орига́ми (яп. 折り紙, букв.: «сложенная бумага») - древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в древний Китай, где и была открыта бумага. Классическое оригами предписывает использование одного квадратного равномерно окрашенного листа бумаги без клея и ножниц. Современные формы искусства иногда отходят от этого канона. Существует множество версий происхождения оригами. Одно можно сказать наверняка - по большей части это искусство развивалось в Японии. В 1960-х искусство оригами стало распространятся по всему миру, первым получило распространение модульное оригами, а затем и многочисленные течения. В настоящий момент оригами превратилось по-настоящему в международное искусство.
Принцип складывания, развёртки, растяжения, преобразования одного ассортимента одежды в другой вносит в дизайн элемент игры. Особенно это важно для подростка, у которого помимо подражания необходимо воспитать чувство самостоятельности, бесстрашной импровизации, привить ему чувство вкуса за счёт заложенного уже в самой вещи множества возможностей гармоничной трансформации. Подросток играет, но по правилам дизайнера, в рамках предложенных свойств, характерных для той вещи, которую он уже приобрёл.
•5. Источник для создания коллекции - анимационный фильм «Мой сосед Тоторо». Персонажи как творческий источник
Источником формообразования, выбора цветовой палитры для коллекции был выбран анимационный фильм японской студии Chibli (режиссёр Хайяо Миядзаки) «Мой сосед Тоторо». Выбор обусловлен необходимостью конкретизации использования определённых персонажей в деталях, отделках, аксессуарах и дополнениях, а также необходимостью обозначения творческого источника для создания основных форм комплектов одежды. Именно для поиска форм использовался персонаж Тоторо.
Персонаж Тоторо - это, прежде всего, дух леса, это не традиционный японский песрсонаж: его полностью придумал Миядзаки. Однако совершенно очевидно, что он является "смесью" нескольких животных: тануки (японского варианта енота), кошки (острые уши и выражения морды) и совы ("шевроны" на груди и "ухающие" звуки, которые Тоторо издают, когда играют ночью на окаринах). Слово "totoru" в японском языке соответствует слову "тролль". В фильме присутствуют тролли разного размера - большой Тоторо (серого цвета) - O Totoro, средний Тоторо (синего цвета) - Chu Totoro, маленький Тоторо (белого цвета) - Chibi Totoro. Ещё один персонаж, образ которого используется только в принтах, отделках и фурнитуре - это Makkuro Kurosuke (дословный перевод - "черные, как смоль, чернушки") или Susuwatari (Traveling Soot, "странствующая сажа").
Список литературы
- 1. Ермилова В.В. Моделирование и художественное оформление одежды: Учеб. Пособие для сред. Проф. Образования: Учеб пособие для нач. Проф. Образования. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 184 с.: ил.
- 2. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. - 7-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 456 с.
- 3. Журнал «Теория моды: одежда, тело, культура»: новое литературное обозрение. Выпуск 10, зима 2008-2009 (статьи: Энн Пирсон-Смит «"Готы", "лолиты", "дарты вейдеры" и коробка с маскарадными костюмами: исследование феномена косплея в Юго-Восточной Азии», Дик Хебдидж «Субкультура:значение стиля (главы из книги)»).
- 4. Журнал «Story», март/09 (статья Татьяны Меркуловой «Лолиты с Харадзюку»).
- 5. http://www.dcmagazine.ru/
- 6. http://www.maxsimum.com.ua/index.php?n=Main.Fruits
- 7. http://www.fashiontime.ru/article/6627.htmlh
- 8. ttp://www.expert.ru/printissues/countries/2005/03/03co-01moda/
- 9. http://www.fashiontravel.ru/
- 10. http://news2000.org.ua/print?a=%2Fpaper%2F23970
- 11. http://blog.fashiontime.ru/category/moda-i-stil/yaponskaya-moda/
- 12. http://www.krasotologia.ru/post70497301/
- 13. http://ru.wikipedia.org/
- 14. http://www.tenshi-arts.com - Додзинси и руководство по его созданию
- 15. http://www.ky.xaxon.ne.jp/~matt/ - Статьи Матта Торна о сёдзё-манге
- 16. http://ranma.anime.ru - Сайт клуба "R.An.Ma"
- 17. http://www.tcp.com/doi/seiyuu/index.html - Страница Дои Хитоси, посвященная сэйю
- 18. http://www.hentai.anime.ru - Материалы по хентаю в аниме и манге
- 19. www.chat.ru/~animeisland/default.htm - Страничка российского клуба «Островок Аниме»
- 20. www.japantoday.ru - электронная версия журнала «Япония Сегодня»
- 21. http://www.multi-mart.ru/youth/
- 22. www.tvreclama.ru
Концепция
Пока официальная мировая мода мечется в тупике, всё отчаянней тасуя колоду стилей, взгляды модников с надеждой устремлены на Японию. Подвид модников с названием «Фрукты» сочетают несочетаемые элементы одежды, преображают готовые вещи до неузнаваемости, отрезая одни их части и пришивая другие. Из всех японских уличных стилей «фрукты» - наиболее плодотворный. Они переиначивают скучную одежду «для всех». Молодёжь копирует то, что видит в телевизоре, но не целиком. Она заимствует лишь остновные черты стиля, выбирает то, что ей больше нравится и доводит это до гротеска посредством игры, принятием смелых и непредсказуемых решений.
Для российских условий помимо уже успешного копирования японских братьев-модников характерно и внесение чего-то своего. Но подросток не способен адекватно внести креатив в вещи, которые и без того нагружены если не смыслом, то деталями, отделками, взрывными цветами. Именно внесение смысла в объект, наделение его функцией, а не только эпатажем, ставит основной задачей для себя дизайнер.
Принцип складывания, развёртки, растяжения, преобразования одного ассортимента одежды в другой вносит в дизайн элемент игры. Особенно это важно для подростка, у которого помимо подражания необходимо воспитать чувство самостоятельности, бесстрашной импровизации, привить ему чувство вкуса за счёт заложенного уже в самой вещи множества возможностей гармоничной трансформации. Подросток играет, но по правилам дизайнера, в рамках предложенных свойств, характерных для той вещи, которую он уже приобрёл.
Приёмом трансформации решается и проблема «подросток в мире вещей». Дизайн способен привить подростку чувство необходимости в конкретных вещах, а не страсть к приобретению новых, зачастую вовсе ненужных. Это происходит за счёт самодостаточности продукта дизайна: вместо одной вещи он преобретает разные комбинации созданных им же самим вещей (естественно по наводке дизайнера).
Конечно, для принятия этого стиля и этих вещей нужна определённая смелость, дерзость. Но это и есть та целевая аудитория, на которую направлен этот продукт. Это ребёнок - познающий мир, радость жизни, веселье, беззаботность, новые возможности, считающий, что жизнь - весёлая игра, праздник, развлечение, он открыт всему новому, готов постоянно экспериментировать, внимательно относится к появлению новых товаров или услуг, старается первым их использовать, посещение магазинов для него праздник. По потребительским способностям он относится к группе оказывающих влияние, в большинстве случаев на родителей.
но не вещь.
Иосиф Бродский