Кузнецова Ольга 2009 Записка к диплому по дизайну одежды "Вне времени"
Концепция
Темой дипломного проекта является разработка женской повседневной одежды из трикотажа сезона осень-зима под названием «Вне времени». Коллекция предназначается для самостоятельных, работающих, успешных женщин от 25 лет. Источниками вдохновения при создании коллекции послужили геоглифы на плато Наска и Пальпа и камни Ики в Перу с рисунками, отображающими жизнь людей, неразрывно связанную с космосом. И те и другие рисунки уводят наше сознание во вневременное пространство, в вечность, мы начинаем задумываться о своих корнях, о своем прошлом, настоящем и будущем. Происходит воссоединение каждого человека с окружающим его миром, микрокосмоса с макрокосмосом. А ведь именно этого осознания, понимания жизни как целого со вселенной не хватает современному человеку, особенно живущему в больших городах, где информационное поле перегружено суетой, деньгами, рекламой и страхом одиночества. Три «кита», на которых держится дизайн и черпает бесконечное количество идей - это: кокон как нечто закрытое и защищающееся от внешней среды; экология и все, что с ней связано (в частности используемый материал и цвета); космос и связь с ним.
Эти тенденции в большей или меньшей степени сменяют периодически друг друга в моде, к ним все время хочется возвращаться. Данная же коллекция отличается тем, что объединила их в себе в равных частях, начиная с формообразования и заканчивая непосредственно готовыми изделиями. Сейчас в моде взрослая, сдержанная элегантность. На первом плане простые, выразительные, как бы чуть надутые воздухом силуэты. Форма камней, обтекаемая, скругленная, как раз и задала коконообразный силуэт вещей. А графичная поверхность земли и камней, разрисованных в едином духе, стали прототипом для создания объемных фактур трикотажных полотен и конструктивных линий в предлагаемой одежде. Также в моде органический тренд, отражающий стремление к натуральности. Поэтому и в данной коллекции сезона осень - зима, активно использовалась пряжа из шерсти в классических, сдержанных оттенках земли и камней - бежевого, коричневого, серого, белого и черного. Классические цвета, востребованные в одежде из года в год, выбирают и женщины, на которых ориентирована данная коллекция, что подтверждает проведенный опрос в виде анкетирования. Название коллекции тесно взаимосвязано и с цветовой гаммой, актуальной в любые времена, и с потребительской группой - женщина без определенного возраста, но однозначно успешная и самостоятельная - и тематикой выбранных творческих источников: камень и пустыня, разрисованные в неизвестное время, несущие в себе информацию, воспринимаемую нашим подсознанием, а также спиральная линия как символ бесконечности.
Реферат-исследование
Содержание
- 1. Введение
- 2. Камни Ики, геоглифы Наска и Пальпа
- 3. Цветовая гармония
- 4. Символика цвета
- 5. Тенденции
- 6. Результаты анкетирования
- 7. Заключение
- 8. Литература и другие источники
- http://www.lah.ru/fotoarh/oskolki/iki.htm
- http://www.sunhome.ru/journal/114434
- International Textiles, декабрь - январь №8(35) 2008/09
- Немов Р.С. Психология (книга 1) ,Москва ВЛАДОС ИМПЭ им.А.С. Грибоедова 2002
- Серов Н.В. «Цвет культуры», Санкт-Петербург 2004, издательство Речь
- Современная энциклопедия «Мода и Стиль», Москва 2002г., издательство Аванта+
Введение
Источниками вдохновения при создании коллекции послужили геоглифы на плато Наска и Пальпа и камни Ики в Перу с рисунками, отображающими жизнь людей, неразрывно связанную с космосом. И те и другие рисунки уводят наше сознание во вневременное пространство, в вечность, мы начинаем задумываться о своих корнях, о своем прошлом, настоящем и будущем. Происходит воссоединение каждого человека с окружающим его миром, микрокосмоса с макрокосмосом. А ведь именно этого осознания, понимания жизни как целого со вселенной не хватает современному человеку, особенно живущему в больших городах, где информационное поле перегружено суетой, деньгами, рекламой и страхом одиночества.
Камни Ики, геоглифы Наска и Пальпа
Древнейшая история человечества, охватывающая многотысячелетний период дописьменной истории, по сей день остается, по сути дела, загадкой. Только в учебниках и обзорных работах, где на нескольких страницах запросто умещается весь этот период мировой истории, он предстает в виде достаточно ясной и последовательной картины. Но "нарисовать картинку" не так уж и сложно. И чем эта "картинка" проще, тем легче она укладывается в рамки существующей научной парадигмы.
Поскольку ученые не нашли следов какой-либо письменности ни в одной из культур Перу, информация об этом крайне ограничена. Она целиком строится на разрозненных археологических находках и на небольшом количестве полученных исследований уже после периода завоеваний.
Одной из самых загадочных археологических находок Перу является целая серия камней Ики. Первые упоминания о находках в этом районе Перу черных камней с изображениями странных животных относятся к XVI веку. Индейский летописец Хуан де Санта Крус Пачакути в своей хронике "Relacion de antique dades d´este reyno del Peru" (1570) писал, что в местности Чинчаюнга (соотносится с современной провинцией Ика) находят много камней с гравированными рисунками. Настоящую известность камни Ики приобрели благодаря деятельности Хавьера Кабреры. Доктор Хавьер Кабрера (1924-2001) был прямым потомком испанского конкистадора дона Херонимо Луиса де Кабрера и Толеда, основавшего в 1563 году город Ика. Кабрера основал музей камней Ики.
Гравированные камни Ики значительно варьируются по размеру и даже окраске. Самые маленькие камни имеют вес в 15-20 граммов а самые большие достигают веса до 500 кг и до 1.5 метров высоты. Основная же масса камней имеет в среднем размеры арбуза. Все они по форме представляют собой обкатанные рекой валуны, минералогически определяемые как андезитовые (андезит- вулканический гранит). Их цвет, в основной массе, черный разных оттенков, но есть также серые, бежевые и розоватые камни. Техника изображений на камнях двух видов: гравировка (глубиной 1-2 мм) и низкий рельеф. Есть камни с комбинированной техникой изображения.
Рисунки на камнях Ики очень разняться по манере и качеству изображений, тщательностью проработки. Сюжеты изображений на камнях Ики и являются "камнем преткновения" для академической научной общественности. Только коллекция доктора Кабреры в Ике насчитывает более 11000 экспонатов. По подсчетам некоторых исследователей примерно треть коллекции составляют камни с изображениями эротических сцен, что является очень распространенным мотивом в андских культурах. Однако остальная часть коллекции представляет тот уникальный материал, тщательное изучение которого способно полностью перевернуть наши представления об истории человечества. Доктор Кабрера после десяти лет изучения своей коллекции выявил целый ряд закономерностей в системе изображений. Он пришел к выводу, что все основные мотивы изображений образуют отдельные четко выраженные серии. Каждая тема развертывается в серию, которая может содержать от 6-8 до 200 камней.
На камнях Ики развернуто представлены сюжеты связанные с изучением и освоением(!) космического пространства. Многочисленные изображения звезд, солнца, комет, их меняющееся взаимное расположение в изображаемых сценах, свидетельствует о том, что астрономические знания в этой цивилизации были на очень высоком уровне.
В коллекции Ики имеется несколько десятков камней, изображающих рисунки пустыни Наска. Само плато Наска расположено в 150 км от города Ики. Современные ученые, после десятилетий изучения этого памятника, так и не могут дать вразумительного объяснения ни целям, ни методам его создания.
Про рисунки в пустыне Наска сегодня не слышал только ленивый. Ученые уже более 20 лет назад определились с датировкой этого феномена, отнеся его примерно к середине I тыс. н. э. и приписав его создание индейской культуре наска. Однако парадокс в том, что после многолетних исследований ученые практически не приблизились к разгадке происхождения величайшего феномена.
Плато Наска, или, как его называют в Перу, Пампа Наска, - это пустыня, изрезанная многочисленными руслами высохших рек. Находится плато в 450 км к югу от столицы Перу - Лимы. Общая территория, покрытая рисунками, протянулась более чем на 50 км с севера на юг и на 5-7 км с запада на восток. Загадочные линии (геоглифы) покрывают пустыню на площади примерно в 500 км2. Загадка Наски - линии и полосы, которых здесь почти около 13 тыс.! Помимо этого примерно 700 геометрических фигур, около 100 спиралей и чуть больше 30 рисунков животных, птиц, рыб и насекомых. Все изображения представляют собой канавки в песочно-галечном фунте глубиной - 30 см. Ширина отдельных полос 100-200 м, а длина некоторых линий достигает 10 км.
Плато Наска - не единственная в Перу территория, покрытая загадочными изображениями. Всего в десятке километров от Наски расположен небольшой город Пальпа, вокруг которого на плато Пальпа Пампа находятся тысячи аналогичных полос!, линий и рисунков. Плато Пальпа по площади раза в два уступает Наске, но геоглифы здесь куда разнообразнее! Подавляющую часть изображений составляют также полосы и линии. Иногда они раздваиваются, меняют направление под прямым углом, переходят в треугольники. Именно в Пальпе была обнаружена полоса шириной 200 м. Есть мнение, будто здесь имеются более протяженные линии, чем в Наске: самая длинная достигает 23 км.
При всем многообразии гипотез ученые ни на шаг не приблизились к разгадке. Трудно предположить, что столь огромный объем работ, сравнимый по масштабам разве что с сооружением Великой китайской стены, был выполнен с какой-то одной утилитарной целью. Изучение грандиозного комплекса изображений Наски - Пальпы - осложняется отсутствием подробных карт со всеми геоглифами этого района. Американцы с помощью аэрофотосъемки составили карты-схемы той части плато Наска, где изображены животные. Пилоты туристических самолетов рассказывают, что каждый год обнаруживают на плато новые геоглифы.
Цветовая гармония
Для конкретных подразделений (к примеру, по видам искусства) всеобщие законы цветовой гармонии вывести невозможно. Это объясняется тем, что закономерности построения таких гармоний в орнаментальном искусстве, станковой живописи, архитектурной полихромии и конструировании одежды не могут быть едиными хотя бы потому, что живопись оперирует как с гармониями, так и с дисгармониями.
Зачастую неотъемлемым признаком красоты цвета оказывается требование его чистоты (насыщенности). Что же касается всех фактически употребляемых красок, то они не являются идеально чистыми. Для того чтобы они казались таковыми, нужно соответствующим образом подобрать цвет фона. Чистота цвета зрительно повышается, если окружающие цвета темнее данного и обладают цветом контрастным к искомому.
Очень часто можно услышать утверждение, что комбинации цветов, близких к дополнительным, являются лучшими. Действительно, такие сочетания максимально усиливают взаимное звучание цветов. Кажущаяся чистота обоих при этом увеличивается. Однако если оба цвета обладают значительной насыщенностью и яркостью, то они воспринимаются с трудом, от них «рябит в глазах». Это объясняется тем, что глаз никогда не находится в состоянии полной неподвижности и сочетание двух ярких и насыщенных цветов вызывает резкие колебания адаптации различных участков сетчатки.
Дополнительные цвета чаще всего оказываются гармоничными, когда они разделены третьим цветом - цветом фона или контура - или дают совершенно различные представления о пространстве. Как очень популярные, можно отметить пары дополнительных цветов разной степени насыщенности. К примеру, очень распространены сочетания зеленого с коричневым, серо-голубого с медно-красным.
Гармонии цветовых отношений предполагают строгую взаимосвязь цветов, при которой изменение одного из них ведет к нарушению единства цветовой композиции. При создании цветовых гармоний большое значение имеет соотношение между светлотой, насыщенностью и размерами самих цветовых поверхностей. Это обстоятельство всегда остается в силе, невзирая на то, какой именно тип цветовой композиции приходится использовать.
Смысл и значение цвета - основные характеристики, которые объединяют людей, прежде всего, по природному принципу цветового взаимодействия. Все-таки цветовые раскраски возникли задолго до появления одежды. И несомненно, что характеристика «хрома» (чувства, эмоции), предполагающая отношение подсознания (души как относительно идеального) к бессознанию (телу как материальному), проявляется, прежде всего, в цвете.
Поэтому цвет можно считать «неразделимым целым», объединяющим психическое состояние человека и изменение окраски его кожных покровов и/или окружающей среды.
Большая часть философов, культурологов, психолингвистов универсальным определяющим фактором восприятия цвета полагает внешние, материальные, природные явления: белый - свет, снег; красный - кровь, огонь и т.п. Другая часть ученых (антропологи, психологи, этнологи) основополагающими «прототипами» цветообозначений считает некие внутренние, невербализуемые, нематериальные, интеллектуальные=психические факторы: красный - мужской, белый - женский и т.п.
Статус цветообозначений в науке сопоставим лишь со статусом терминов родства, что предполагает их ситстемно-функциональную взаимосвязь. В цветовых концептах заключены ценностные архетипические (глубинно значимые, связанные с выживанием вида и продолжением рода) характеристики человека, природы и общества.
Способность устанавливать глубокие и стабильные межличностные отношения является прерогативой зрелой личности, для которой характерны эмпатия и альтруистическое поведение.
Притяжение к другому человеку - другому в смысле пола, и в смысле качеств характера - могучая, все преодолевающая сила. Если бы выбор любимой или любимого был действием рациональным, многие из нас так никогда и не создали бы семью. К счастью, сегодня выбор спутника жизни в большинстве случаев свободен от рационализма, а возникающая между партнерами эмоциональная связь настолько сильна, что не позволяет логике их сознаний возобладать над собой.
На этом выборе, возможно, эмпатически сказывается и цвет (предпочтений и т.п.) как архитепически фиксируемый концепт, моделирующие им основные компоненты интеллектов друг друга в целях создания прочных связей, то есть взаимообусловленного выживания индивидов и воспроизводства видов (здорового потомства).
Символика цветаСимволика цвета имеет давнюю историю. Люди с незапамятных времен придавали особое значение чтению «языка красок», что нашло отражение в древних мифах, народных преданиях, сказках, различных религиозных и мистических учениях. Так, в астрологии лучи Солнца, разложенные в спектр и дающие 7 цветов, соответствовали 7 основным планетам: красный - цвет Марса, синий - цвет Венеры, желтый - цвет Меркурия, зеленый - цвет Сатурна, пурпурный - цвет Юпитера, оранжевый - цвет Солнца, фиолетовый - цвет Луны. При этом краски символизировали не только планеты и их влияние, но и социальное положение людей, их различные психологические состояния. Это проявлялось в подборе одежды определенных цветов, народных поговорках, обрядах и т.д. У разных народов сложилась определенная символика красок, дошедшая до наших дней. Белый цвет символизирует чистоту, незапятнанность, невинность, добродетель, радость. Он ассоциируется с дневным светом, а также с производящей силой, которая воплощена в молоке и яйце. С белизной связано представление о явном, общепринятом, законным, истинном. В Древнем Риме весталки носили белые платья и белые вуали. Еще с античности белый цвет имел значение отрешенности от мирского, устремления к духовной простоте. В христианской традиции белое обозначает родство с божественным светом. В белом изображаются ангелы, святые и праведники. У некоторых народов белую одежду носили цари и жрецы, что символизировало торжественность и величие. Однако белый цвет может получать и противоположное значение. По своей природе он как бы поглощает, нейтрализует все остальные цвета и соотносится с пустотой, бестелесностью, ледяным молчанием и в конечном итоге - со смертью. Славяне одевали умерших в белую одежду и покрывали белым саваном. У некоторых племен Африки и Австралии принято раскрашивать тело белой краской после кончины кого-нибудь из близких. В Китае и в некоторых других странах Азии и Африки белый является цветом траура. В старину белый траур использовался и у славян.
Черный цвет, как правило, символизирует несчастье, горе, траур, гибель. Так, в Древней Мексике при ритуальном жертвоприношении человека лицо и руки у жрецов были окрашены в черный цвет. Черные глаза и поныне считаются опасными, завистливыми. В черное одеты зловещие персонажи, появление которых предвещает смерть. Считается также, что существует связь между черным цветом и сексуальной привлекательностью. У некоторых африканских племен женщины с очень черной кожей высоко ценятся как любовницы, но не как жены. Любовная страсть покрыта темнотой и тайной; стало быть, черное может символизировать нечто сокровенное и страстно желанное. У арабов выражение «чернота глаз» означает возлюбленную, «чернота сердца» - любовь. Таким образом, черное может иметь и благоприятное значение. Оно воспринимается так, например, в засушливых районах Африки, где мало воды и черные тучи сулят плодородие и изобилие. Духам-хранителям, посылающим дождь, приносят в жертву черных быков, коз или птиц, а жрецы при этом тоже облачаются в черное.
Каждый цвет определенным образом воздействует на человека.Действие цветов обусловлено,с одной стороны, непосредственным физиологическим влиянием их на организм, а с другой - ассоциациями, которые цвета вызывают на основе предшествовавшего опыта. Некоторые цвета возбуждают, другие, напротив, успокаивают нервную систему.
Цветовая гамма пустыни (плато Пальпа и Наска) внушает и выражает спокойствие, созерцание, уныние и их различные вариации. Использование земельных тонов в одеждах отмечается практически во всех странах мира. Эти цвета успокаивающе действуют на интеллект посредством активации парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, которой определяет степень функционирования таких функций бессознания, как пищеварение, сердцебиение, терморегуляция и т.п.
«Фактурная» поверхность пустыни, рисунки на ней наоборот будоражат воображение и фантазию. Ключевую роль играют изображения животных, так же поражают геометрические фигуры с пересечением линий, одни из которых выполнены очень качественно, ровно, а другие с неровными границами и менее качественно.
Оттенки коричневого цвета, непосредственного цвета земли, символизируют постоянство и реальность. Спокойные, крепкие краски действуют массивно и плотно, действенно и уверенно.
В данной коллекции черный цвет увлекает в ассоциацию с космосом, космос как бы «заключен» в нем. Также связывает коллекцию с космосом серый цвет. Он кажется неопознанным, смотрится как бы в стороне, означает нейтралитет, так как сам индеферентен. Белый же цвет в коллекции является посредником между человеком и чем-то духовным, и сам меняется в зависимости от того какая краска рядом. Он же обозначает и смерть в начале духовной формы дальнейшего образа жизни. Цвет, который имеет два значения: жизнь и смерть, олицетворяет Землю (жизнь на ней не вечна) и Вселенную (бесконечную неопознанную глубину)...
Вообще сущность моды заключается в оппонентности развития культуры. Это периодические изменения определенных форм любой сферы человеческого существования: искусства, речи, одежды, поведения и т.д. несмотря на свое властное, яркое выражение, такие изменения недолговечны, ибо связаны с неумолимой жаждой новизны, тягой человека к разнообразию. Если стиль выражает стремление к вечному, то мода - к прекрасному мгновению. На модные наряды могут повлиять и художественные течения, и причуды отдельных харизматических щеголей, и политическое событие дня, и экономическая уловка текстильщиков, и конфликт поколений или ностальгия по прошлому. Так в 1960-ые года весь мир следил за открытием и изучением космоса. Так, например, шумный успех имела «Космическая коллекция» Пьера Кардена, созданная под влиянием первых успехов в космонавтике. Модельер одел юношей и девушек в кожаные костюмы» астронавтов будущего» и напоминающие шлемы головные уборы. Так же в пример берущего за источник какие-то нереальные, где-то космические идеи можно взять Пако Рабанна, изобретающего новые формы, структуры, а главное материалы. Радикальное, периодическое изменение цвета одежды (например, от повседневной спокойной гаммы до авангардно-кричащей) представляет собой такую «встряску», благодаря которой человечество и поддерживает свою способность к адекватной адаптации в переменчивом мире социо-культурного развития. Некоторые дизайнеры и сегодня активно используют и предлагают материалы и вещи, например, для полетов над Землей (Sabina Gorelik - 2009г.)
Но, в основном, мода осень-зима 2009/10 развивается в рамках концепции под названием 3 «Э»: 1.Эко, 2.Эмо,3.Эмансипе. Эти сокращения-коды отражают 3 важнейшие понятия, которые формируют современную моду: Экология, Эмоция, Новая роль женщины в условиях, когда мы фактически возвращаемся к матриархату (изменения уровня оплаты и статуса женщины, семейных ролей, появления возрастных клиенток, которые хотят следить за модой и могут позволить себе дорогую покупку).
После долгого успеха коротких мини-кардиганов первенство переходит к большому трикотажу: пальто, кардиганам, накидкам, пончо. Возвращение в моду пальто вызвано вниманием к теме взрослой женственности. Хитами будут пальто с крупным рисунком, жакеты пальто с длиной мини, платья-пальто.
Рельефные структуры с эффектом неравномерно окрашенной поверхности с использованием пряжи двух оттенков. Размытые, неровные сочетания. Гамма почти монохромная - белый, сумеречный свинцовый, сланцево-серый постепенно переходят в чернильный и черный. Контраст мягких, объемных, бесформенных материалов с геометрическими, четкими, искусственными поверхностями.
Заключение
При создании коллекции «Вне времени» проводилось анкетирование женщин в возрасте от 25 лет, не зависящих от других людей материально. Результаты данного анкетирования показали, что и классическое цветовое решение, и объемная мягкая фактура наиболее востребованы и важны для данной категории.
Коллекция очень четко показывает взаимосвязь земли и космоса (Земли и Вселенной). Сочетание выбранных цветов (в основном) непосредственно связано с поверхностью нашей земли и естественным образом по своей символике с космосом - там, где белый - начало, черный - конец. Черный устремлен в будущее так же, как белый в прошлое. А промежуточный цвет между черным и белым - серый...
Выбранные в качестве источника и формообразования линии, изображения животных на поверхностях Перу не имеют имени своего «создателя», а так же времени своего появления.
Экологически чистые цвета, обтекаемые формы (форма камня), использованные линии и рисунки, обращенные к зрителю сверху - вот основа коллекции «Вне времени».
Литература и другие источники
17.08.2009
но не вещь.
Иосиф Бродский