Тесты 2012 для самопроверки и отработок
Добрый день, господа аспиранты.
Каждый пропуск - 10 дополнительных вопросов. Как минимум:)
Сдавать в эоектронном виде, чтобы сэкономить бумагу. Аргументировать в этой версии тестов не нужно. Это мой первый подобный опыт, буду признательна за любые замечания и пожелания.
Успехов!
1. Цель науки – это:
□ прогнозирование на основе обобщения эмпирического опыта;
□ изучение закономерностей устройства мира;
□ определение законов изменения и развития объектов+;
□ формирование картины мира.
2. Научное знание формируется, в первую очередь, на основе:
□ знания – интуиции;
□ знания – информации;
□ знания – умения;
□ знания – оценки.
3. Философия науки как самостоятельная дисциплина формируется в:
□ XVIII веке
□ XIX веке
□ первой половине XX века
□ второй половине XX века
4. Предметом современной философии науки не является:
□ научная рациональность
□ этика науки
□ синтез гуманитарного и естественнонаучного знания
□ социология науки
5. Критерий научности знаний, связанный с наличием способов проверки полученных сведений, это:
□ системность;
□ обоснованность;
□ верифицируемость;
□ фальсифицируемость.
6. Наука – это:
□ компонент духовной культуры;
□ элемент материально-предметного освоения мира;
□ элемент практического преобразования мира;
□ результат обыденного, житейского знания.
7. Главная особенность науки – это ее:
□ зависимость от личности исследователя;
□ объективность;
□ регулирование со стороны идеологического руководства;
□ подчиненное религиозным догмам положение.
8. Паранаучное знание – это знание:
□ спекуляция вокруг популярных теорий
□ не совместимое с имеющимся гносеологическим стандартом
□ новые отрасли знания, еще не получившие общетеоретического статуса
□ знание, связанное с религией
9. Антинаучное знание – это знание:
□ опирающееся на методы насилия и принуждения
□ сознательно искажающее представления о действительности+
□ обыденное знание
□ мифологическое знание
10. Признаки научных знаний:
□ проверяемость
□ опровергаемость
□ универсальность
□ согласованность.
11. Обыденное знание отличается от научного тем, что:
□ не предполагает доказательности
□ не апеллирует к научным текстам
□ не может вывести закономерности
□ не имеет систематизированного характера
12. Объективность научного знания означает:
□ независимость знания от человека – субъекта вообще
□ независимость от личности исследователя - субъекта
□ абсолютность – незыблемость знаний
□ независимость знания от метода получения.
13. Научное знание не возможно:
□ в условиях бесписьменной культуры
□ при господстве религии в культуре
□ на уровне сбора эмпирического материала
□ при наличии мифологического мышления
14. Не является признаком эмпирического исследования:
□ сбор фактов
□ рациональная обработка данных
□ систематизация наблюдаемых данных
□ внутринаучная рефлексия
□ классификация экспериментальных данных
15. Мифологическое сознание имеет сходство с научным:
□ по масштабу осмысления реальности
□ в терминологическом плане
□ в способах построения картины мира
□ в способах доказтельства
16. Особого рода предложения (высказывания), фиксирующие
эмпирическое знание об объекте, -
□ гипотеза
□ теория
□ проблема
□ факт.
17. К критериям научности не относится:
□ рефлексивность
□ системность
□ образность
□ объективность
18. Для отдельного исследователя в науке необходимо наличие:
□ освоенного запаса знаний других авторов
□ воображения
□ научного звания
□ включенности в коллектив исследователей
19. Форма теоретического знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве:
□ факт
□ идея
□ аксиома
□ гипотеза
□ теория.
20. Мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире, называется:
□ эмпиризм;
□ сциентизм;
□ социоцентризм;
□ герменевтика.
21. Логически организованная система научных знаний, которая дает целостное и всестороннее описание объекта, -
□ научная программа
□ теория
□ метод
□ парадигма.
22. Модель, образец постановки и решения проблем, принятые
научным сообществом, -
□ теория;
□ парадигма;
□ метод;
□ натурфилософия.
23. Что, по Т. Куну, представляет собой парадигма в науке?
□ особенность подхода к решению научных проблем
□ мыслительный алгоритм, характерный для конкретной эпохи
□ обязательное условие научной деятельности
□ механизм формирования научных сообществ
24. Для философии наука не является источником:
□ методов познания и исследования
□ эмпирических данных
□ понятий
□ новых проблем
25. Для науки философия не является:
□ основанием решения этических вопросов
□ методологической базой
□ идеологической установкой
□ источником представлений о наиболее общих закономерностях бытия и мышления
26. Какое высказывание наиболее точно выражает отношение философии к науке?
□ философия – вообще не наука.
□ философия – всеобщая наука
□ философия – может быть научной
□ философия – одна из специальных наук
27. Язык науки отличается от языка философии:
□ большей точностью
□ большим разнообразием
□ снижение полисемантизма
□ более высокий уровень саморефлексии ученого
28. Роль философии в научном познании связана с:
□ уточнением абстрактных понятий
□ разработкой методологии познания
□ утверждением альтернативного способа мировосприятия
□ разработкой умозрительных схем
29. Не входит в круг проблем философии науки:
□ исследование особенностей эмпирического и теоретического уровней научного познания
□ проблема становления развитой научной теории
□ исследование идеалов и норм исследования
□ анализ индекса цитирования
30. Научное допущение или предположение, истинное значение которого неопределенно, называется:
□ концепцией;
□ теорией;
□ идеей;
□ гипотезой.
31. Междисциплинарными называются исследования:
□ одного явления несколькими дисциплин притом, что каждая из них сохраняет собственную систему базисных идеализаций и методологию;
□ проводимые с привлечением знаний и сведений из других областей науки;
□ предполагающие сотрудничество представителей различных дисциплин на единой методологической основе;
□ эклектически соединяющие в себе подходы и методы различных наук.
32. Решающим фактором возникновения философии является:
□ формирование новых способностей человека
□ городской образ жизни
□ появление государства
□ недостаточность мифологического объяснения мира
33. Мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности и существенные связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков, в качестве которых выступают свойства предметов и явлений и отношения между ними, называется:
□ категорией
□ понятием
□ термином
□ знанием
34. Гипотеза необходима для:
□ обеспечения целостности научного исследования
□ выполнения процедур анализа и синтеза
□ обеспечения объективности научного исследования
□ сохранения авторского подхода
35. Метод познания – это:
□ приемы абстрагирования.
□ совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.
□ система знаний о материи
□ мировоззренческие установки исследовательской деятельности
36. К эмпирическим научным методам относится:
□ анализ;
□ наблюдение;
□ дедукция;
□ измерение;
□ предметное моделирование.
37. К теоретическим научным методам относится:
□ эксперимент;
□ синтез;
□ индукция;
□ идеализация;
□ группировка/систематизация фактов
38. Научная процедура, устанавливающая ложность гипотезы или теории в результате экспериментальной или теоретической проверки, называется
□ верификация;
□ фальсифицируемость;
□ дедукция;
□ фальсификация.
39. Способ построения и обоснования системы философского и научного знания, совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности, называется:
□ методика;
□ деятельность;
□ алгоритм;
□ методология.
40. Идеальная модель в науке – это:
□ система параметров научного и философского исследования
□ модель предмета изучения, предполагающая абстрагирование от его частных свойств
□ макет или схема изучаемого предмета
□ совокупность будущих характеристик изучаемого предмета
41. Соединение ранее выделенных частей предмета или явления в единое целое:
□ синтез;
□ анализ;
□ моделирование;
□ объединение.
42. К основным функциям науки не относится:
□ мировоззренческая
□ описательная
□ культурная
□ функция производительной силы
43. Для научного знания всех эпох характерна:
□ кумулятивность
□ аналитичность
□ стремление к дифференциации
□ практическая применяемость
44. Решающим условием перехода от мифо-поэтического к научному сознанию является:
□ развитие ремесла
□ преодоление «логики мифа»
□ развитие абстрактного мышления
□ рост самосознания человека
45. Классическая парадигма науки предполагает:
□ различные критерии истинности для естественных и гуманитарных наук;
□ дифференциацию знания;
□ объективность научных теорий;
□ единые критерии истинности для всех научных дисциплин.
46. Постнеклассическая парадигма науки предполагает:
□ абсолютность научных теорий;
□ отсутствие единого критерия истины;
□ практическое применение научных теорий;
□ необходимость подтверждать научную гипотезу фактами.
47. Слово «дискурс» обозначает:
□ литературный жанр;
□ социально обусловленную организацию системы речи, а также определённые принципы, в соответствии с которыми реальность классифицируется и репрезентируется;
□ неадекватное отражение реальности;
□ символическое соотношение слов и вещей.
48. В Древнем Египте наукой занимались в основном:
□ правители
□ жрецы
□ ремесленники
□ торговцы
49. Знание Ближнего Востока на ранних этапах исторического развития нельзя называть научным в полной мере, поскольку:
□ это индуктивные знания
□ здесь велика роль рецептов и догм+
□ здесь велика социальная детерминированность познавательного процесса
□ это практически-ориентированные знания
50. Античность можно считать колыбелью научного знания, поскольку:
□ здесь произошло разделение физического и интеллектуального труда
□ реализована идея доказательности знания
□ наука признана социально-значимой
□ развивается гуманитарное, естественнонаучное и математическое знание.
51. Согласно Аристотелю философия:
□ есть наука о первоначалах всего существующего;
□ изучает первоначала государственной жизни и человеческой души в отличие от физики, изучающей первоначала природы;
□ является самой бесполезной наукой;
□ это наука, имеющая первостепенное практическое значение.
52. К чертам средневековой науки не относится:
□ эмпиризм
□ рационализм
□ символизм
□ иерархичность
53. В качестве высшего критерия истины в средние века принимается:
□ опыт;
□ знание;
□ вера;
□ здравый смысл.
54. Согласно О. Конту, задача позитивной науки заключается в том чтобы:
□ изучать первопричины и первоначала;
□ открывать объективные закономерности объективно существующий явлений и процессов;
□ открывать связи между явлениями, знание о которых необходимо практикам;
□ обобщать устойчивые связи между явлениями.
55. В. Дильтей считал, что в «науках о духе» недопустимо объяснять изучаемые явления, поскольку:
□ гуманитарное знание не является научным;
□ поведение людей определяется свободой воли;
□ «науки о духе» изучают внешний опыт сквозь призму субъективности;
□ понять мотивы поведения другого человека невозможно.
56. «Науки о духе» отличаются от «наук о природе»:
□ тем, что изучают внутренний, а не внешний опыт;
□ используют описательные методы;
□ выявляют причинно-следственные связи между явлениями;
□ выявляют смысл явлений в контексте жизненного мира человека.
57. Гносеология – это учение:
□ о бытии
□ о познании
□ о воспитании
□ о ценностях
58. Натуроцентризм в трактовке человека означает:
□ подчеркивание необходимости здорового образа жизни
□ сведение всех характеристик человека к сугубо биологическим
□ учение о необходимости достижения гармонии с природой
□ экологическую версию социоцентризма
59. Философская категория бытия означает:
□ все реально и потенциально существующее
□ существование сущего
□ существенные характеристики чего-либо
□ сущность вещи
60. Отличие аксиологии как сферы философского знания связано с:
□ особенностью ее предмета изучения
□ относительно поздним происхождением
□ синтетическим характером знания
□ неопределенностью методов исследования
61. Индивид в философии понимается как:
□ синоним понятия «субъект»;
□ родовое понятие, т.е. выражающее общие черты, присущие человеческому роду;
□ устойчивая система социально-значимых черт, характеристика человека как члена общества;
□ совокупность физических способностей отдельного человека;
□ социальная «маска».
62. Эта философская позиция утверждает, что общественная жизнь является ареной борьбы за существование:
□ биокосмология;
□ социал-дарвинизм;
□ космогенез;
□ историософия.
63. Расположите феномены в порядке от наиболее общих (абстрактных) к конкретным:
□ научно-техническая революция
□ информатизация
□ прогресс
□ развитие
□ изменение
64. Информационное общество представляет собой
□ общество, в котором наука и умственный труд в целом играют решающую роль, становятся основным фактором производства;
□ индустриальное общество;
□ постиндустриальное общество;
□ состояние гипотетического единства человечества в будущем.
Литература, которой я воспользовалась, стараясь не списывать напрямую и добавляя свои варианты ответов:
1 Андрейченко Г. В. История и методология науки. URL: http://www.stavsu.ru/content/dept_files/1800/istorija_i_metodologija_nauki.pdf?744266
2 http://neudoff.net/info/filosofiya/filosofiya-nauki-test-variant-2/
3 http://antigtu.ru/filosofia/test-filosofia/
05.12.2012
...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский
но не вещь.
Иосиф Бродский