Самостоятельная работа по философии И. Канта
Писать любой вариант.
1 вариант
Разум «начинает с основоположений, применение которых в опыте неизбежно и в то же время достаточно подтверждается опытом. Опираясь на них, он поднимается (как этого требует и его природа) все выше, к условиям более отдаленным. Но так как он замечает, что на этом пути его дело всегда должно оставаться незавершенным..., то он вынужден прибегнуть к основоположениям, которые выходят за пределы всякого возможного опыта... однако вследствие этого разум погружается во мрак и впадает в противоречия...» Поясните значение понятий «опыт» и «разум» в философии И. Канта. Ответьте на вопросы:
- Почему на «этом пути» дело разума «должно всегда оставаться незавершенным»? Что такое «природа разума»?
- Почему основоположения приводят разум во мрак?
- Как связаны между собой упомянутые основоположения и догматизм, о котором речь идет ниже? Что такое догматизм в философском смысле слова?
- Сформулируйте возможное основоположение для этики, формулировкой которого не ограничился бы И. Кант.
2 вариант
«Но так как законодательство носило еще следы древнего варварства, то из-за внутренних войн господство метафизики постепенно выродилось в полную анархию...» Поясните значение понятия «метафизика» в философии И. Канта. Как оно связано с термином «вещь-сама-по-себе»? Ответьте на вопросы:
- Что подразумевается здесь под «внутренними войнами» и «анархией»?
- Какие недостатки предшествующей И. Канту метафизики привели к индифферентизму, о котором далее идет речь?
- Что станет границами метафизики в философии И. Канта?
- Приведите пример выхода за границы метафизики в кантовском смысле слова (в виде тезиса или предложения), поясните, почему это так.
3 вариант
«Я разумею под этим... критику способности разума вообще..., стало быть, решение вопроса о возможности или невозможности метафизики вообще и определение источников, а также объема и границ метафизики на основании принципов». Поясните значение понятий «критика» и «способность разума» в философии И. Канта. Ответьте на вопросы:
- Почему важно решить вопрос о «возможности или невозможности метафизики вообще»?
- Что считать источниками метафизики в философии И. Канта?
- О каких принципах в данном случае идет речь?
- Сформулируйте самостоятельно выражение, соответствующее кантовскому критерию принципа.
4 вариант
«Я не уклонился от поставленных человеческим разумом вопросов...; я определил специфику этих вопросов сообразно принципам... В этом исследовании я особенно постарался быть обстоятельным и смею утверждать, что нет ни одной метафизической задачи, которая бы здесь не была разрешена...» Поясните значение понятий «разум» и «принцип» в философии И.Канта. Ответьте на следующие вопросы:
- В чем заключается упомянутая «специфика вопросов сообразно принципам»?
- Почему принципы увязываются в данном фрагменте с метафизикой?
- Чем метафизика разума отличается от метафизики природы, о которой дальше идет речь?
- Сформулируйте проблему, которая могла бы войти в кантовскую метафизику природы.
5 вариант
«Что касается достоверности, то я сам вынес себе следующий приговор: в такого рода исследованиях никоим образом не может быть позволено что-либо лишь предполагать; в них все, что имеет хотя бы малейшее сходство с гипотезой, есть запрещенный товар...» Поясните значение понятия «достоверность» в философии Нового времени. Ответьте на вопросы:
- Почему достоверность относится И.Кантом к требованиям, касающимся формы исследования?
- Как соотносятся между собой достоверность и ясность, чем отличаются друг от друга?
- Почему достоверность отрицает гипотезы?
- Приведите пример «достоверного знания», соответствующего кантовским критериям.
6 вариант
«Полное единство такого рода знаний, а именно знаний исключительно из чистых понятий, делает эту безусловную полноту не только возможной, но и необходимой, при этом опыт или хотя бы частное созерцание... не в состоянии повлиять на их расширение и умножение». Поясните значение понятий «опыт» и «чистый» в философии И.Канта. Ответьте на вопросы:
- Почему единство знаний достижимо «исключительно из чистых понятий»?
- Чем опыт отличается от частного созерцания? Какие познавательные способности участвуют в них?
- Почему Кант называет рассматриваемое единство «систематизированным инвентарем»? Каково значение слова «инвентарь» в этом контексте, что хочет подчеркнуть тем самым философ?
- В каком разделе кантовской философии «расширение и умножение» будут необходимы и желательны?
27.01.2010
но не вещь.
Иосиф Бродский