taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре  


Конспект Ирины Босых по работе М. Вебера "Город"

№ 36

Методы научного и философского знания: «понимающая социология» М. Вебера. Понятие «идеальный тип» и его общетеоретическое значение. Работа М. Вебера «Город».

«Понимающая социология» М. Вебера. Понятие «идеальный тип» и его общетеоретическое значение.

Методологические установки Вебера:

1. он не считает ни общество, ни другие социальные коллективы субъектами действия, поскольку с последними связан определенный субъективный смысл, которым обладают только индивиды.

2. поскольку действия последних осмысленны, постольку и социология должна быть «понимающей», способной посредством интерпретации раскрыть этот смысл.

На формирование взглядов Вебера оказали влияние идеи Дильтея, выдвинувшего герменевтику в качестве методологии наук о духовной деятельности.

Анализ процесса образования типовых понятий важнейшая заслуга Вебера в разработке методологии социологии. Идеальный тип представляет собой мысленную конструкцию.

Лучше всего этот процесс можно проиллюстрировать на примере теоретического анализа рыночной системы хозяйства, которая дает нам идеальную картину происходящих там экономических процессов. Предполагаем, что на рынке свободная конкуренция, каждый участник ведет себя рациональным образом, ни один не имеет преимуществ перед другим. Ясно, что на реальном рынке такие условия не существуют. Тем не менее такой идеальный тип рынка дает возможность установить, насколько данный конкретный рынок приближается или расходится с рынком идеальным. На этой основе можно в дальнейшем выявить его характеристики и каузальные связи между его элементами. Такой метод используется для исследования социальных, исторических, культурных гуманитарных явлений.

Вебер пишет: «в исследовании идеально-типическое понятие - средство для вынесения правильного суждения о каузальном сведении элементов действительности. Идеальный тип - не гипотеза, он лишь указывает, в каком направлении должно идти образование гипотез». Создавая типовые понятия и устанавливая общие правила, социология по мнению Вебера, как и любая обобщающая наука, лишается определенной полноты в сравнении с конкретной действительностью. Вместо этого она достигает однозначности своих понятий, а самое главное - глубже раскрывает смысл социального поведения и действия, благодаря чему и становится понимающей социологией.

М.Вебер «Город»

Как в прошлом, так и в настоящем не было и нет простого, однозначного ответа на вопрос, что считать городом, каков его конкретно-исторический смысл, есть ли у него устойчивая функция и программа. При его определении присутствует какая-то условность. Обычно задается сразу или целый набор показателей, или оговаривается один решающий (количество населения, функции, отраслевая занятость и т.д.) и на их основании все населенные пункты подразделяются на города и негорода - деревни.

 Проблема городов разного конкретно-исторического типа - древнейший, античный, средневековый феодальный, современный (капиталистический, социалистический, колониальный, третьемирский), постсовременный и др. - уже давно является предметом научного познания. Сначала изучался город как бы попутно, наряду с другими явлениями и процессами, которым посвящались общие комплексные труды по истории, экономике, культуре, географии, архитектуре, искусству. И лишь с конца 19 в. город становится самостоятельным и полноправным объектом исследования как субъект исторического процесса и действия. С 1920-х город - феномен пристального и всестороннего познания зарождавшейся научной дисциплины: социологии города

В социологии  одной из авторитетнейших работ, посвященных городу, является труд Макса Вебера.

Макс Вебер пытался дать ряд обобщений и понятий для применения к изучению существенных проблем и именно поэтому он вводит в свою методологию категорию идеального типа. Это логическое упрощение тенденций, присущих сложной действительности, выстроенное на основе односторонне избранной социологом точки зрения. Вебер настаивал на том, что научные понятия не в состоянии охватить действительность, ибо она бесконечна и слишком сложна, чтобы человеческий разум мог понять ее полностью.

Любое общественное явление или процесс описывается и объясняется через отклонение от соответствующего идеального типа. Поэтому понятия всегда устанавливаются не как окончательные, исчерпывающие, категорические оценки, а скорее как эвристическое средство, помогающее сравнивать и соизмерять действительность в целях дальнейшего исследования и объяснения. Таким образом, идеальный тип является инструментом познания реальности.

В своей книге «Город» Вебер использует идеально - типический метод анализа. Но своеобразие именно этой веберовской работы в том, что в равной степени способом анализа здесь является и сравнительно - исторический метод. Можно сказать, что в «Городе» сравниваются не столько идеальные типы различных явлений, сколько сами эти явления, причем идеально-типические понятия играют преимущественно ориентирующую роль. Вебер ищет общее в индивидуальном с акцентом на нахождение общих черт различных индивидуальных процессов. Я статью переложила на таблицу.

 

город

не город

1.

Замкнутое поселение. Дома тесно примыкают друг к другу. Это не определяющий фактор.

Одно, несколько жилищ. Дома тесно примыкают друг к другу.

2.

Большое количество жителей. Есть города в несколько сотен человек. Это не определяющий фактор.

Есть деревни в несколько тысяч человек.

3.

Это совместное поселение до того чуждых по местожительству людей. Отсутствует специфическое для общества соседей личное знакомство друг с другом. Жители объединяются в различные общины, цеха, гильдии, профессиональные союзы. Членство в округах правления, кварталах города, улицы. Выполняя определенные обязанности получая за это привилегии.

Многовековые родственные, семейные связи.

4.

Жители занимаются многообразным ремеслом и торговлей.

Жители занимаются сельским хозяйством. Но, есть «промысловые деревни» в России (Палех, Федоскино, Жестово, Хохлома, Дымково), Азии.

5.

Были города владевшие загородными землями, лесом, имели свои пашни и пастбища. Это не определяющий фактор.

Владение землей, лесом, рекой, озером, пастбищами.

6.

Рынок в Европе (базар на Востоке), где производится регулярный товарообмен, на нем осуществляется удовлетворение повседневных хозяйственных потребностей. Надзор за рынком постепенно переходил от господина к городским советам.

Периодические ярмарки и рынки заморских товаров, сезонные после сбора урожая.

7.

Наличие крепости в античных, европейских, восточных и древнеегипетских городах. В Японии этот признак отсутствовал. Спарта гордилась отсутствием стен. Афины не сразу стены приобрели. Это не определяющий фактор.

В Китае все деревни были огорожены стенами. Славянские деревни имели высокий частокол с одним входом, на ночь в центр деревни сгонялся скот.

8.

Высокий вал, глубокий ров. Восточная Иордания, в Германии. Это не определяющий фактор.

Некоторые деревни имели вал и ров.

9.

Административный центр отделен от жителей (в Китае Запретный город). Есть свое право и суд. Сложное расслоение городских жителей по сословиям. Официальная власть:

  1. коллегиальное правление
  2. губернатор
  3. должность блюдущего ортодоксальные обряды
  4. шериф, одновременно глава городской знати
  5. цехи мясников, торговцев зерном, ремесленников т.д.
  6. городские кварталы с их старейшинами

Административный центр (староста деревни) не отделялся от жителей, все вопросы решаются общиной.

Ойкосы и «княжеские города» приравниваются к загородным поместьям. Хотя эти центры удовлетворяли экономические и политические потребности. Все это было для потребностей одного человека и его семьи.

Ойкос - в античности и раннем средневековье крупное поместье, основанное на натуральном хозяйстве, не связанное с рынком.

10.

Постоянное пребывание военного гарнизона. Военно-политический рынок, как место военного обучения и найма войск.

Жители сами себя защищали.

11.

Налогооблажение за ремесло и торговлю. Город на пересечении торгового пути, разнообразные повинности (военные, в качестве гонца). Это не определяющий фактор. Свобода от налогов и повинностей из вне города.

В деревенских общинах был принудительный севооборот, регламентированное пользование пастбищами, запрет на вывоз соломы, запрет на пользование лесом.

12.

Площадь центральная. Она же могла быть местом турниров и скачек. Расположена перед муниципальным дворцом. Это не определяющий фактор.

В деревне центральная улица или площадь (зависит, как дома стоят).

13.

Госучреждения, учебные заведения, библиотека,  здание суда, тюрьма, административные здания.

Общественные хозпостройки. Мельница. Амбар.

14.

Проблема безработицы в области своего ремесла со времен античности и ее решение через строительство госсооружений, как это делал Перикл. Это не определяющий фактор.

Есть безработица. Безземельные крестьяне уходили в город на заработки. Заработанные деньги отдавали в счет барщинного оброка.

15.

Работорговля, рабский труд. Это не определяющий фактор.

Барщина.

16.

Денежное хозяйство.

Натуральное хозяйство.

17.

Деление городской территории на кварталы  и районы существовало в древности, в средние века, в городах Востока и Азии.

Улицы.

Тип «город производителей» - имеются фабрики, мануфактуры и предприятия домашней промышленности, посылаются товары в другие области.

Тип «город сельскохозяйственный» - широкий слой населения удовлетворяет свою потребность в продуктах питания на собственном хозяйстве, излишек сбывает на рынке. Чем больше город, тем меньше земельный участок, ограниченное пользование пастбищем и лесом. Ряд средневековых городов Германии и других стран имели земляные и лесные угодья. В античности имели даже пахотные земли. Полноправный гражданин античности был жителем города, обладающим землей.

Тип «город потребителей» - крупные потребители получают рент, доходы со своих деловых предприятий, проценты с ценных бумаг и дивиденды или тантьемы.

Тип «город политический» - в этой части города проживает знать, король, вельможи, сеньоры. Обособленное сословие горожан обладателей привилегиями.

Тип «город экономический» - Сити-город, торговые кварталы, ростовщичество, банки, ломбарды, совершаются операции с ценными бумагами.

Тип «город гарнизонный» - в качестве жителей, политическое и правовое положение которых по своему характеру было детерминировано обязательством сохранять и сторожить крепость.

Переход от «города сельскохозяйственного» к «городу потребителей», «городу производителей» или «городу экономическому» был текучим. Сам город мог быть разделен на части по типам и не везде они разграничены территориально. Чаще один тип накладывается на другой. В Южной Индии город знати находился рядом с экономическим городом.

Тип средневекового западного города. И тип азиатского и восточного города.

Средневековый город, был не только экономически центром торговли и ремесла, политически крепостью и местонахождением гарнизона, административно судебным округом, но так же скрепленным клятвой братством, клятвой коммуной и считался в правовом смысле корпорацией. Был прежде всего союзом, конституированным или понимаемым как братство, в котором всегда существует соответствующий религиозный символ: культ городского союза бюргеров, бог города или городской святой.

Это полная противоположность азиатскому городу. Но есть общее с азиатским и восточным городом: рынок, торговый и ремесленный центр, крепость, купеческие гильдии и цехи ремесленников. Общее отличие средневекового города от азиатского в отсутствии магически-анимистической связанности свободных горожан кастами и родами с их табуированием. В азиатских городах культ предков и кастовые ограничения препятствовали объединению.

Тип античного города.

Типичный античный город с родовым строем. Всегда приморский город, не существовало полиса, который был бы расположен дальше, чем на расстоянии одного дневного перехода от берега. Центром власти знатных родов был город. Владения знати составляла, прежде всего, земля. Потребности удовлетворялись повинностями рабов. Политические и экономические города страны - крупные землевладельцы, кредиторы торговцев и заимодавцы крестьян. Власть городской знати основана на городских доходах. Античный город был первоначально поселением сообщества воинов. Гражданин был прежде всего солдатом. В античности недопустимость предпринимательства в среде знатных родов разумелась сама собой, они только предоставляли капитал в очень больших количествах. «Почетный бездельник», т.е. ведущий рыцарский образ жизни. Крупные банкиры и торговцы не принадлежали к знатным родам рыцарей. Сосуществование рабского и свободного труда исключило в античности возможность возникновения цехов.

Тип плебейского города.

В итальянских городах появление слоя пополо. Экономически пополо состояли из предпринимателей и ремесленников. В Италии понятие пополо было не только экономическим, но и политическим; являясь особой политической общиной внутри коммуны со своими должностными лицами, собственными финансами и военными силами, она была государством в государстве, первым осознано иллегитимным и революционным политическим союзом. Причиной этого явления в Италии стало большое развитие экономических и политических средств господства городской знати ведущих рыцарский образ жизни. Противостоящий им союз пополо основывался на братстве профессиональных союзов.

 

 

17.08.2009

Тэги: Теория архитектуры



...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский