taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре  


Тест № 1 для аспирантов УралГАХА по предмету «История и философия науки»

Основы методологии исследования художественного творчества: по статье З. Фрейда «Воспоминание о Леонардо да Винчи»

  • В любом вопросе при любой формулировке учитывать, что изучение работы Фрейда ведется в методологическом ключе, т.е. вопрос касается в первую очередь закономерностей и особенностей подхода теоретика к предмету исследования.
  • Поскольку гуманитарное знание не предполагает однозначности, можно выбирать два-три варианта правильных ответов. Оценивается аргументация.
  1. Почему, прежде чем перейти к теоретическому исследованию личности художника, З. Фрейд подробно описывает его биографию?
    • так положено в искусствоведении,
    • Фрейд считает, что, не зная биографии, трудно составить представление о личности,
    • не зная биографии, читателю трудно составить представление о ходе рассуждений Фрейда,
    • чтобы исследовать творчество художника, согласно психоанализу, необходимо знать его жизнь как можно более полно,
    • чтобы исследовать творчество художника, согласно психоанализу, нужно обратить внимание на его сексуальную жизнь,
    • это привычка Фрейда как врача и психолога, не имеющая никакой эвристической ценности.
  2. Почему Фрейд поддерживает идею Леонардо да Винчи о подмене творчества исследованием?
    • это соответствует одному из выделяемых им типов творческих личностей,
    • это совпадает с идеей творчества как сублимации,
    • это совпадает с фактами биографии Леонардо.
  3. Могут ли совпадать интеллектуальное, исследовательское начало и направленность либидо? Почему?
    • да,
    • нет,
  4. Почему Фрейд уделяет особое внимание проблемам детства?
    • детство художника, согласно его представлениям, определяет мотивы творчества,
    • детство любого человека – неотъемлемая часть его жизни,
    • в детстве происходит основное наполнение индивидуального бессознательного,
    • детство – время, когда Леонардо увидел свой символический сон, поэтому для данного исследования важно его рассмотреть,
    • в детстве человек существует по принципу удовольствия, из которого рождается творчество.
  5. Что позволяет Фрейду сблизить фантазию Леонардо о коршуне и отношения матери и ребенка?
    • идея символической природы сновидений,
    • идея детской сексуальности,
    • смысловое совпадение кормления, прикосновения и поцелуев в картине психической жизни человека.
  6. Можно ли, на ваш взгляд, трактовать образы искусства как выражение бессознательных влечений и комплексов? При каких условиях и ограничениях?
  7. Что означают описки в дневниковых записях Леонардо, о которых упоминает Фрейд?
    • они свидетельствуют о невнимательности художника к близким, что бывает у творческих людей,
    • они говорят о равнодушии Леонардо да Винчи к родителям,
    • они говорят о равнодушии Леонардо к матери, поскольку мальчика рано с ней разлучили,
    • они говорят о том, что мать оказалась забытой,
    • они подтверждают равнодушие художника к отцу; будучи внебрачным ребенком, Леонардо мог стеснятся отца,
    • они подтверждают идею Фрейда о слиянии в образе Джоконды фигур матери и отца,
    • они подтверждают идею Фрейда о гермафродитизме психики Леонардо (и любого художника) (и любого человека),
    • они подтверждают идею Фрейда о слиянии в забытом образе матери материнского и отцовского начал,
    • они подтверждают идею вытеснения ненужной информации в процессе творчества.
  8. При каких условиях теоретически-корректно распространять выводы по поводу одной творческой личности на человека как такового?
    • этого делать нельзя, поскольку единичный пример не может являться основанием для универсальных выводов,
    • этого делать нельзя, поскольку Фрейд путает психологический и философский уровень обобщения,
    • этого делать нельзя, поскольку Фрейд исследует гениальную, неординарную личность,
    • это можно делать, поскольку текст статьи связан с другими работами Фрейда по бессознательному,
    • это можно делать, поскольку Фрейд пользуется системой понятий, содержание которых уже определено и верифицировано,
    • это можно делать, поскольку на глубинном уровне психики все люди одинаковы.

16.06.2007

Тэги: Дизайн консультирование Екатеринбург, Как писать реферат по философии, Эстетика



...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский