Тест № 1 для аспирантов УралГАХА по предмету «История и философия науки»
Основы методологии исследования художественного творчества: по статье З. Фрейда «Воспоминание о Леонардо да Винчи»
- В любом вопросе при любой формулировке учитывать, что изучение работы Фрейда ведется в методологическом ключе, т.е. вопрос касается в первую очередь закономерностей и особенностей подхода теоретика к предмету исследования.
- Поскольку гуманитарное знание не предполагает однозначности, можно выбирать два-три варианта правильных ответов. Оценивается аргументация.
- Почему, прежде чем перейти к теоретическому исследованию личности художника, З. Фрейд подробно описывает его биографию?
- так положено в искусствоведении,
- Фрейд считает, что, не зная биографии, трудно составить представление о личности,
- не зная биографии, читателю трудно составить представление о ходе рассуждений Фрейда,
- чтобы исследовать творчество художника, согласно психоанализу, необходимо знать его жизнь как можно более полно,
- чтобы исследовать творчество художника, согласно психоанализу, нужно обратить внимание на его сексуальную жизнь,
- это привычка Фрейда как врача и психолога, не имеющая никакой эвристической ценности.
- Почему Фрейд поддерживает идею Леонардо да Винчи о подмене творчества исследованием?
- это соответствует одному из выделяемых им типов творческих личностей,
- это совпадает с идеей творчества как сублимации,
- это совпадает с фактами биографии Леонардо.
- Могут ли совпадать интеллектуальное, исследовательское начало и направленность либидо? Почему?
- да,
- нет,
- Почему Фрейд уделяет особое внимание проблемам детства?
- детство художника, согласно его представлениям, определяет мотивы творчества,
- детство любого человека – неотъемлемая часть его жизни,
- в детстве происходит основное наполнение индивидуального бессознательного,
- детство – время, когда Леонардо увидел свой символический сон, поэтому для данного исследования важно его рассмотреть,
- в детстве человек существует по принципу удовольствия, из которого рождается творчество.
- Что позволяет Фрейду сблизить фантазию Леонардо о коршуне и отношения матери и ребенка?
- идея символической природы сновидений,
- идея детской сексуальности,
- смысловое совпадение кормления, прикосновения и поцелуев в картине психической жизни человека.
- Можно ли, на ваш взгляд, трактовать образы искусства как выражение бессознательных влечений и комплексов? При каких условиях и ограничениях?
- Что означают описки в дневниковых записях Леонардо, о которых упоминает Фрейд?
- они свидетельствуют о невнимательности художника к близким, что бывает у творческих людей,
- они говорят о равнодушии Леонардо да Винчи к родителям,
- они говорят о равнодушии Леонардо к матери, поскольку мальчика рано с ней разлучили,
- они говорят о том, что мать оказалась забытой,
- они подтверждают равнодушие художника к отцу; будучи внебрачным ребенком, Леонардо мог стеснятся отца,
- они подтверждают идею Фрейда о слиянии в образе Джоконды фигур матери и отца,
- они подтверждают идею Фрейда о гермафродитизме психики Леонардо (и любого художника) (и любого человека),
- они подтверждают идею Фрейда о слиянии в забытом образе матери материнского и отцовского начал,
- они подтверждают идею вытеснения ненужной информации в процессе творчества.
- При каких условиях теоретически-корректно распространять выводы по поводу одной творческой личности на человека как такового?
- этого делать нельзя, поскольку единичный пример не может являться основанием для универсальных выводов,
- этого делать нельзя, поскольку Фрейд путает психологический и философский уровень обобщения,
- этого делать нельзя, поскольку Фрейд исследует гениальную, неординарную личность,
- это можно делать, поскольку текст статьи связан с другими работами Фрейда по бессознательному,
- это можно делать, поскольку Фрейд пользуется системой понятий, содержание которых уже определено и верифицировано,
- это можно делать, поскольку на глубинном уровне психики все люди одинаковы.
16.06.2007
...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский
но не вещь.
Иосиф Бродский