Образец аналитической записки по философии дизайна
Содержание
Анализируемый объект
1. Эмоциональное впечатление
- 2. Культурологическая вертикаль
- 3. Культурологическая горизонталь
- 4. Смысловая структура вещи
- Онтологический уровень
- Функциональный смысл
- Знаковый смысл
- Культурно-символический смысл
- Актуальный смысл
5. Концепция вещи
6. Вывод
7. Список литературы
•1. Эмоциональное впечатление
Считая себя дизайнером, я вынужден критически относиться к вещам и предметам, которые меня окружают, и каждый раз, видя новый предмет тут же определять его в разряд «хороший дизайн» или «плохой дизайн», специфика профессии такова, что не дает права оставаться равнодушным. Совсем недавно попалась на глаза интересная модель часов известной швейцарской фирмы SWATCH. Эти часы привлекли внимание тем, что они являются «двоякими», они чрезвычайно выразительны и в тоже время незаметны. Первая «мысль-эмоция» возникшая после того как взгляд задержался на этих часах, была: «Это что-то интересное».
2. Культурологическая вертикаль
История часов широка и многообразна. В древние времена время определяли и по движению солнца, количеству лун и зим. Но с эволюцией и с убыстрением ритма жизни, развитием социальных отношений потребовалось отмерять время несколько точнее чем «3 зимы» или «5 лун», поэтому появились первые прообразы часов - своеобразные механизмы, используемые для измерения времени: падающий песок, в песочных часах; льющаяся вода в водяных, или движение тени в солнечных. Но стоит заметить что точность измерения была небольшой. В XVI веке Галилей, наблюдая за раскачивающейся лампой, заметил, что колебания занимают одинаковое время независимо от величины размаха. Так были изобретены маятниковые часы. С течением времени размер часов уменьшался и достиг нынешнего состояния. С появлением электроники вид часов преобразился, и теперь они присутствуют почти во всех электронных приборах.
3. Культурологическая горизонталь
Потребителем часов являются абсолютно все человечество, даже если человек не имеет наручных часов, он окружен ими повсюду. На сегодняшний день невозможно отказаться от измерения времени, человек привязан к нему, без него просто невозможно жить.
Часы перестали быть только функциональной вещью, они стали активным элементом имиджа и производители часов стараются полностью удовлетворить запросы потребителей.
Компания SWATCH GROUP сегодня - это одна из крупнейших производителей и продавцов часов в мире. В численном выражении компания занимает 25% рынка продаж по всему миру. Отделения компании распространены по всем странам мира. Имя SWATCH это своеобразный синоним роскоши и качества.
- 4. Смысловая структура вещи
Онтологический уровень
На этом уровне мы рассмотрим эмоционально-чувственное восприятие вещи, то есть за счет каких средств вещь обращает на себя внимание.
Прежде всего, мы видим, по внешней конфигурации, обычные часы. Они по форме корпуса и ремешка подобны тысячам других, форма достаточно проста и лаконична. Использовано стандартное компоновочное решение корпуса часов и ремешка. Но есть одна важная деталь, корпус и ремешок выполнены из прозрачного материала! Нарочито предельная простота и лаконичность внешней формы часов противопоставлена внутренней наполненности и сложности. Этот прием контраста максимально реализован в этой вещи. За счет прозрачного корпуса и ремешка, внешняя форма и очертания отступают на второй план, и являются контрастирующим элементом к богатой и сложной внутренней части часов. Для максимальной реализации контраста между оболочкой и механизмом, был устранен, так необходимый, на первый взгляд, циферблат. От него не осталось ничего, даже намека на часовое деление! Но в тоже время «внутренности» выполнены максимально раскрыто и богато, что позволяет рассмотреть каждую шестеренку и проследить их взаимодействие. В данной вещи применен принцип «EVERSION» (англ. Выворот), когда наружная и внутренняя части меняются ролями. Мы привыкли считать, что часы - это, прежде всего внешняя форма корпуса и графическое решение циферблата. Основываясь на этих двух параметрах, подавляющее большинство людей делает свой выбор, подбирая часы. Но, в данном случае - циферблат исчез полностью, а от корпуса осталась еле заметная прозрачная оболочка, которую издали, на руке человека можно и не заметить. Главную роль теперь играет механизм, и только он теперь является «лицом» данной вещи.
Такой прием позволяет перевести вещь в другую категорию, которая наполняет объект другими свойствами и расширяет сферу его воздействия. Если раньше обычные часы мы могли использовать только по прямому назначению (считывание времени), то теперь мы можем еще и любоваться или наблюдать за работой внутреннего механизма, как созерцает человек пляшущее пламя или льющуюся воду. Этот ход позволяет «поднять» человека над суетной повседневностью и позволит задуматься о вечном (не боясь потерять зря несколько минут, так как минутных делений нет, да впрочем, часовых тоже).
Функциональный смысл
Вещь - это ответ на потребности человека. В данной вещи функциональный смысл играет не главную роль, так как вещь изготовлена в первую очередь для самовыражения владельца, как подтверждение его имиджа и стиля жизни. Но несомненно часы выполняют свою первоначальную функцию «определения времени» также хорошо как и другие более стандартные варианты. Конструктивно часы выполнены абсолютно подобно другим аналогам. В них присутствуют корпус, ремешок, застежка. С эргономической точки зрения в решении все сбалансировано.
Знаковый смысл
Знаковый смысл вещи связан, с ее способностью показать принадлежность владельца к социальному слою. Часы - это вещь которая «работает» как на владельца так и на публику. Особо следует заметить, что данная модель часов рассчитана на подчеркивание индивидуальности и оригинальности их владельца. Также данная вещь показывает высокий социальный статус владельца, так как сложился всемирный культ швейцарских часов. Но учитывая оригинальный подход к выполнению часов как вещи, можно с уверенностью сказать, что потребителем данного товара будет молодежь; стильная, модная, стремящаяся к выражению своей натуры и характера. Несомненно тот факт, что «начинка» в часах значительно важнее, по смыслу, внешней формы, определит тот подход к определению владельца часов: истинно то, что внутри, а не то, что снаружи. Часы подскажут, что за внешней лаконичностью может скрываться сложная и интересная личность.
Культурно-символический смысл
Вещь в своих проявлениях является пересечением всеобщего и единичного. В данном случае всеобщим будет наличие в элементах вещи того или иного культурного символа. Рассмотрим символику в изучаемом объекте. Корпус часов представляет идеальную окружность, с небольшими функциональными наплывами для крепления ремешка. Круг - идеальная по композиции, лаконичности и симметричности фигура. Круг - это движение, круговорот, цикличность, а эти определения напрямую связаны с главной функцией часов - отображение хода времени.
С другой стороны «прозрачность» часов можно рассмотреть как олицетворение чистоты, искренности объекта и некоторую ссылку на сложившиеся символы: родниковая вода, хрусталь, драгоценные камни.
Актуальный смысл
Это формирование смысла в ходе оценки вещи с точки зрения моды. На сегодняшний день часы, а особенно молодежные - это скорее имиджевая и стилистическая вещь, которая несколько утратила свою прямую функцию. Рассматриваемый объект полностью подтверждает эту точку зрения, данные часы призваны подчеркнуть образ и стиль жизни владельца.
•5.Концепция вещи
За основу в качестве объекта были взяты наручные часы фирмы SWATCH (Швейцария). Данная модель появилась на возникшую потребность молодежи в выделении себя среди массы людей, на подчеркивание собственной индивидуальности и неповторимости.
Конечно модельный ряд часов SWATCH чрезвычайно широк (порядка 300 молодежных моделей), так что любой может подобрать себе часы под необходимый образ.
6. Вывод
В общем целом первоначальное впечатление оказалось верным, но в процессе исследования оно дополнилось, скрытыми от поверхностного взгляда смыслами и вещь приобрела более яркий и индивидуальный характер. Теперь легче понять и описать потребителя данной модели часов.
23.11.2004
но не вещь.
Иосиф Бродский