Идеал человека в эпоху и культуру Возрождения
Михалева Дарья, СО и Реклама, группа 104
Введение
Возрождение - достаточно спорная эпоха. Она не определяется точными рамками времени, так как везде она начиналась в свое, неопределенное точно, время. Эпоха Ренессанса очень обширна, богата и непроста, что так же создает трудности в определении временного ареола, обозначающего данный период времени. Эта эпоха ознаменовывает собой переход к новому времени, к новому отсчету жизни. Но ученым достаточно трудно это определить, так в некоторых обсуждениях Ренессанс вообще перестали выделять. А быть может, этот период не закончился до сих пор? Ведь это период главенствования человека и основополагания его как главного в жизни - позиция современного человека. Разве не человеку уделяется все внимание в нашей жизни? Разве не он главный? И разве не вокруг него происходят все события современного мира? Очень много споров до сих пор существует по поводу эпохи Возрождения. А называется она так именно потому, что отличительные черты возвращаются к античным началам, то есть, возвращается культурное наследие античности. Можно утверждать, что основная концентрация внимания всего осмысляемого остановилась на самом человеке, спустилась с небес, оградилась от религиозных начал, как бы избавилась в большей степени от привязанности к космическому началу. Эта эпоха изучения и отождествления рядом существующего, и она не затрагивает и даже практически избавляется от мистических явлений. Все шедевры культуры того времени стали соизмеримы с человеком, реалистичны, приземлены. Акцент ставится на красоту существующего, окружающего мира, на гармонию, на идеал личности. Творческой личности. Человек становится центром, величественным и высшим началом жизни, главным. Важность этой эпохи состоит именно в этом, так как масштаб идеи величественности человека огромен.
Итак, центром изменений этой эпохи, как уже было отмечено, является человек. Изменяется его образ и его позиция в жизни. Важным стало найти себя, найти свою индивидуальность. Появилось огромное стремление реализовать себя в жизни, работать. Ценным стало считаться не просто существовать, не просто жить и действовать определенным традициям, жизненным установкам, а стало принципиально важно отличатся от всех, если можно так выразиться, то найти себя.
Чтобы понять сущность человека, идеал человека эпохи Возрождения, необходимо наиболее подробно рассмотреть позицию его в течение жизни, взаимосвязь человека с различными сферами жизни и его влияние на эти сферы. Проблему личности, индивидуальности человека. А так же его жизненную позицию в рассматриваемый период времени. А так же, что самое необходимое, понять место человека в культуре эпохи Ренессанс. Понять, как изменилась культура со сменой эпохи, что стало важным в ней и как преподноситься человек в самой культуре - в архитектуре, в песнях, в творчестве и в других сферах творческой деятельности.
Глава 1 Человек в эпоху Возрождения
§1.1.Индивид. Свобода человека и его место в жизни
Так, приблизительные рамки времени этой эпохи устанавливаются в последовательности после средних веков, поэтому вся философия идеала человека сравнивается с положениями того времени. Но это опять же достаточно спорный вопрос. По всей видимости, нормальным явлением является то, что в рамках одной эпохи присутствуют разногласия и противоречивые друг другу явления. Так как в том случае, когда анализируют эпоху Возрождения, то не берут во внимание самокритики, ведь все не так однозначно и просто, как может показаться при поверхностном изучении, а так же упускается аспект, что в средние века индивидуализм все же присутствовал, хоть и проявлялся в достаточно малых количествах.
Принято считать, что главнейшим катализатором является обособление индивида. И тут уже сам человек осознает, что он - индивид. Что все окружающие его люди - тоже индивиды. И это не сводиться только к физическим различиям. Тут нужно понять, что все люди - разные, что у каждого свой характер, у всех разные темпераменты. И так как люди - это индивиды, то природа становиться независимой от человека. Хотя в данном случае точнее сказать, что человек становиться независимым от природы. Независимым здесь имеется в виду то, что человек и природа - сами по себе, это отдельное, а не единое целое...Человек живет, он открывает для себя все новое, открывает мир. Обнаруживает неизвестное и изучает это. Но с каждой существующей единицей времени человек все больше понимает, что он не в силах подчинить себе волю природы, что он ничего не может изменить. И так как он индивидуален, обособлен от других своей неповторимой личностью, то его все более угнетают чувства одиночества, жалости, беспомощности... Возможно, слабости и немощи... В то же время растет чувство свободы, но есть ли эта свобода? Даже на примере того, что человек не может быть свободен полностью, находясь в обществе. Он зависит от своего окружения и это неизбежно. Свобода это то же самое что одиночество? Нет, это не так...Свобода - это отсутствие рамок. Но рамки есть везде, ну или по крайней мере, практически везде. Значит, свободы нет...тогда как же тот факт, что человек сам выбирает, как ему жить, как развиваться, как выглядеть, в конце концов. Человек свободен от других в плане того, что он сам по себе. Тут будет уместным употребить такой термин, как двойственность свободы. Это огромное противоречие в её существовании и не существовании. Надо полагать, что она существует в ограничениях на определенные сферы и не выходит за определенные рамки, исключая, конечно, случаи дивиантного поведения. Но сама цель жизни заключается в самосовершенствовании. Человек предстает пред миром как идеальное, совершенное, но совершенное притом, что у него остается свобода выбора, творчества, жизненного пути, и он обязан найти себя, этот путь, самосовершенствоваться. И стать тем, кем он необходим и незаменим в этой жизни. Человек заново прочувствывает мир, заново ориентируется на новую жизнь с другими ценностями, другими идеалами, с ощущением себя в главной роли происходящего.
§1.2. Природа личности человека, проблема этой природы
Можно рассматривать природу человека, как некую постоянную, уже данную и неизменимую, биологическую сущность. К слову, в этом плане можно утверждать, что все люди идентичны друг другу. Но суть не в этом. Человек даже в своем внутреннем мире не похож на самого себя. Наблюдая за человеком длительное время, возможно, не поверить, что разные, совершенные им, поступки, действия все исходят от него одного. Человек противоречив. Противоречив сам себе.... Все, что делает и думает человек, свойственно оставаться крайне непостоянным. Представляя человека постоянным, на самом деле, его сущность, природу загоняют в рамки обобщенного образа, что, конечно же, противоречит идеалу человека эпохи Ренессанс. И более индивидуально, или даже отличительно то, что человек зачастую сам от себя отличается больше, чем от окружающих его людей. Следовательно, проблема противоречия заключается именно в этом, в самом внутреннем мире индивида.
Еще одно обсуждение касается беспомощности человека. Как уже было отмечено, человек по мере своего роста свободы становиться все более и более одиноким. Одиночество это приводит к бессилию перед хаотичным ритмом повседневной жизни. А так же, зачастую в человеке срыта природа, которую не редко приходиться усмирять. Успокаивать порывы, стремление взбушеваться, отомстить за себя. Ибо это означает, что на протяжении долгого времени внутри человека может жить природа, которая долго не даст о себе знать, ровно также, как и не будет знать об этом никто другой. Но при любом подходящем случае, при соблазне, провокации, эта природа может ожить и дать о себе знать, и тогда её придется усмирять, останавливать вовремя её порывы.
Ренессанс исключает магию, тайну и недосказанность. Исключает эти понятия в прямом смысле этих слов. Но, рассуждая логически, можно предположить, что человек сам по себе - магическое существо. То, что он творит своими руками, то, что он может сделать. Во-первых, человек объединяет в себе сущность всех окружающих объектов, конечно в маленькой их доли, в самых необходимых жизненных функциях, человек превосходит всех представителей другого вида живых существ, в данном случае, животных. Но он не превосходит объекты, которые его окружают, - не превосходит материальные вещи, ведь внутри человека не просто телесный дух, в нем преобладают высокие начала. А выделяет его из всего животного царства именно его деятельность. Всю мистичность сказанного наглядно демонстрирует искусство предсказания, развитого с довольно давних времен. Что так же говорит о том, что человек божественен. Не смотря ни на что, существование человека, как индивида не отрицает веру в Бога, не отрицает божественности.
Говоря о проблеме личности человека, проблеме его природы, важно затронуть тему, как самоутверждение человека в стихийном плане. Здесь надо выявить то, что отношение к средневековой, уже прошедшей, ортодоксии, абсолютно независимое. Отношение к ней стало свободным. Мироощущение человека в эту эпоху стало радостным - жизнерадостным, немного поэтическим. Вся природа была наполнена божественными силами, и она понималась именно как божественная. Все эти признаки были определенными условиями к появлению гуманизма. Гуманизма, как единой системе взглядов на морали, на общество и прогресс общества, на отношения.
Итак, самая важная проблема, обобщая все сказанное, является проблема противоречия и несоответствия. Тот идеал, кем является сам человек недосказан, недополнен, недовыполнен...Образ человека не раскрыт до конца, так как слишком грандиозно и красиво отождествляется личность человека.
§1.3. Как достичь личности. Какова эта личность
Итак, каждый человек - личность. Он такой потому, что наделен этим с рождения, природой, небом, удачей. Не нам об этом знать на сто процентов. Но факт есть факт, потому каждый человек обладает своими чертами личности, возможностями, своими, ни с кем не сравнимыми талантами и своим образом жизни. Человек должен сам понять, каков он, каково его предназначение, он должен почувствовать свое место в жизни и пойти верным путем. Вторым шагом этого верного пути должно быть самоусовершенствование, стремление к бесконечному улучшению и развитию полученных им дарований. Развить знания, навыки, приобрести интересы. Сказав это другими словами, человек стремиться стать универсальным. Но именно в этих ситуациях наиболее четко проявляются различия и противоречия внутри самого индивида.
Важная черта, которая изменила все положение человека в мире, это время. Время стало не просто независимым, идущем от Бога и неуправляемым, как не интересующий и независимый с человеком фактор. Время рассматривалось лишь как огромный ареал культурного пространства, как эпоха, например. Впервые, именно в эпоху, эпоху Возрождения, человек, наконец-то, стал жить во времени, в какой-то мере, он даже стал им управлять. Это может означать то, что появляются зачатки развития прогрессивного разума, то есть, человеку уже почти свойственно прогнозировать будущее, начиная пока с самых маленьких временных границ. Индивид уже осознал, насколько важно время, насколько оно ценно.
Между тем, личность человека остается несформированной. Здесь играет роль сверхличности, идеальной, непобедимой, самой главной, без самокритики, в отсутствии негативных качеств, а с другой стороны, роль как бы не личности, не до конца личности, скажем. И то и другое совмещено в одном человеке, поэтому нельзя утверждать о наличии истиной индивидуальности. Тут еще нет чего-то, что сделало бы его особенным. Ведь даже взять некоторую группу предметов, например, карандаши - они тоже все разные, отличаются друг от друга цветом, формой, длиной. Конечно, эти отличия делают каждый по-своему особенным. Но это повседневно и не вечно. Все это не содержит настолько содержательной информации, чтобы понять личность, эти отличия не столь существенны, или, не столь видны, чтобы можно было понять сущность каждого индивида, каждой индивидуальности. Но это не означает, что личность не состоялась, что это плохо и недоделано. Да, нельзя понять истину личности, да, все не настолько точно. Но посмотрите, как все идеализировано, как гармонично. Ведь в этом главный отличительный плюс такого возвышения личности. Это огромная культурная ценность, большая ценность эпохи, огромный скачок в понимание сущности человека. Значит, есть то, над чем можно работать дальше, значит, все хорошо и путь выбран достаточно правильно. Исторически очень важно понимание индивида в эпоху Возрождения. По сравнению со средневековым восприятием личности, человек этой эпохи может называться зрелым, он обладает особой мощью, что придает некую безграничность. Словом, можно смело сказать, что человек данной эпохи является человеком ренессансным.
§. 1.4. Человек и Бог
Эпоха Ренессанс отождествляет человека не просто как индивида, созданного богом, не просто как человека, молящегося богу, а как часть бога, как божьего сына. То есть, человек сравним с Богом, он практически наравне с ним - он - самое светлое, чистое, верное. В нем освещаются только самые чистые и высокие природные начала. В творческих способностях человек проявляет себя как копия Бога, он как небесный отсвет, отсвет божественной славы, божественного величия. Человек - святой, наичистейший, он в данном случае, как государь, который служит ступенькой от Бога к людям. Человек невероятно преображается, он верит в то, что плоть человеческая воскресима. Так же совершенство передается в физическую область, что понимается как совершенство тела человека, нагота так же становиться чертой совершенства, которая отождествляет чистоту, истину, правду. Возьмем слова А.Ф.Лосева, который замечает, что материальность телесности выражается абсолютизацией личности человека. Значение этих слов можно рассматривать, как воплощение всего живого в творческой деятельности и наиболее реалистичным способом. Можно сказать, что при этом раскрываются творческие возможности человеческого разума. Но как отметил крупнейший мыслитель, Николай Кузанский, самой надежной опорой для человека является мир. Конечный мир. То есть, каждая вещь, каждый человек знают свое место в жизни, имеют свои определенные существования, свою жизнь. И все они не собираются менять свой способ существования на любой другой. Получается, что ничто не хочет менять свою жизнь на другую. Так как на примере любого предмета ситуация определяется тем, что этот предмет более совершенный, чем все остальные, жизни которых он может получить вместо своей. Отсюда еще раз наблюдается идеальность бытия. А так же его индивидуальность в каждом проявлении жизни. Все, что содержит в себе человек, то есть, всю его индивидуальность и неповторимость идеального сочетания всего вокруг, является не первообразами, как это можно наблюдать в образе Бога, а отношениями к окружающему, в данном случае, как отношение к ценности. Тут хочется отметить цитату мыслителя Кузанского, которая наиболее просто и приземленно объясняет это положение: «Бог - это чеканщик монеты, а человек - меняла, определяющий ценность монеты. Бог может все создать, мы - познать, ибо и мы потенциально несем в себе все»[1].
В эпоху Возрождения функция возрождения света присуждается уму человека и его душе. Если попробовать разобрать это суждение, то получается, что человек создан Богом, он есть, это неизбежно, но, как уже было сказано, мало просто существовать, нужно еще стремиться к своему самоусовершенствованию. То есть, если человек не сидит на месте, не бездельничает и не пускает свою жизнь на самотек, он ищет, он старается. И тогда кроме природного дара, который он принимает со своим рождением, он приобретает в процессе жизни второй очень важный дар, как уже понятно, этим даром является свет.
Мне очень импонирует высказывание крупного деятеля итальянского Ренессанса - Пико делла Мирадола. Он предположил следующую фразу: «Если Бог есть создатель самого себя, а человек сотворен по его образу и подобию, стало быть, и сам человек может преобразовать себя, изменить и пересотворить...». Как можно предположить, в этой фразе скрыт не один мотив эпохи Ренессанс. Во-первых, подчеркивается божественное начало человека, то есть, сравнение его с Богом, во-вторых, еще раз наблюдается мотив практически всемогущества человеческой деятельности. А так же, можно заметить, что раз человек сам себя может пересоздать, то ему доверяется определить центр жизни, таким, какой он его видит. Всю важность эту доверяют ему, а значит, человек оценивается наравне с Богом, способный, возможно, даже сам создавать этот мир и управлять им. Значит это так же то, что внутри человека все безыскусные положения находятся в полном согласии. Пико вложил в свои мысли идею о том, что каждый человек наделен своей сущностью, своей природой, которая объясняет, обуславливает все его действия, поступки, поведение. Именно поэтому человек живет так, как человек, а не как, допустим, собака. А уже собака живет так, как собака, а не кто-либо другой. Но опять же природа не сдерживает человека, он не в состоянии оставаться на месте, человек неуловим, пластичен, подвижен. Человек может быть ангелом, а может демоном, может быть вверху и внизу, что подчеркивает то, что небесное и земное могут сосуществовать. В эпоху Ренессанса максимально соединились две эти сферы жизни - небесная и земная. А человек может находиться где угодно и кем угодно, как уже сказано, на примере ангела и дьявола. Человек - это все. Он есть все. И единственное условие, которое имеет человек (по теории Идеала человека эпохи Возрождения) - это свобода, это полное отсутствие условий. И в этот момент открывается для мира природа человека, как незавершенная, как открытая для продолжения усовершенствования, для его само изменений. Что касается чувств, до Пико выдвигает теорию превосходства чувств любви, желания над абстрактным знанием, то есть, по его теории культура духа современного человека должна статься открытой для обучения, для усовершенствования, но Пико вошел в историю мыслителей, как инакомыслящий. Ему не запрещали рассуждать именно так, не как все, в этом он нашел себя, развивал свое собственное мировоззрение, а уж остальные приняли решение, и выбрали другой путь развития, опираясь на свободу мыслей, на свободой выбора, на индивидуальность каждого.
Глава 2 Идеал человека в культуре эпохи Возрождения
§2.1. Человек в церковной культуре.
Итак, господствующим религиозным чувством становиться триумф, что имеет свое отражение в новых канонах церковной культуры. То есть, церковная культура так же поменялась, стала развиваться по уже новому мировоззрению с человеком в центре мира. В церковной архитектуре появились некие подобия триумфа, его формовыражения, как, например, портал, который имел свою форму, похожую на триумфальную арку. Колонны, которые так же триумфально вздымались вверх. Витражи наполнились праздничным сверканием и сиянием, высокие своды церквей буквально тонули в лучах света. Так же, что касается неба и земли, они максимально приблизились друг к другу, условная граница между ними, как разные миры практически исчезла. И если раньше главным, безусловно, было небо, то сейчас центром жизни является человек, а он, само собой, находиться на земле. Но так как человек - самая близкая часть от Бога, а Бог, как известно, находиться на небесном пространстве, как нечто возвышенное, то и получается, что небо и земля - практически единое целое, две равноправные территории жизни. Этот довод максимально развился в эпоху Возрождения путем росписи потолков в церквях. Это создает иллюзия плавного безграничного перехода земного пространства в пространство неземных (небесных) светов. Апофеозы, а так же вознесение - это самые главные и центральные темы в религиозной живописи эпохи Ренессанс, и наиболее развито они господствуют на потолочной фрески. До сих пор мы видим отсветы религиозной культуры той эпохи в христианских церквях. Их потолки выделана фреской, что и в наше время расценивается, как максимальная близость с Богом.
§2.2. Культура эпохи Возрождения
В эту эпоху в культуре наиболее четко выделяется важность человека. Сам смысл, вкладываемый в творческие аспекты культуры, отождествляется сущностью процесса освобождения человека и утверждении его силы, важности, разумности. А так же других гармонических признаков жизни человека. Гармонии и утверждения красоты, свободы личности, единства человека и природы. Эти качества проявились во всех видах культуры эпохи Ренессанс. В частности, это архитектура, скульптура, живопись, поэзия, и, конечно же, театр, как наиболее раскрытая тема описания и отождествления человека - идеала культуры этой эпохи.
Культуру эпохи Возрождения условно разделяют на три этапа - это раннее, высокое и позднее Возрождение. В позднем этапе проявляется кризис гуманизма и очевидность утопии идеального человека.
Самая важная черта культуры - разносторонность и целостность понимания индивида. Понимания его жизни и культурной среды, в которой он находиться. А так же той культуры, которой он следует в своей жизни, той, которой придерживается. Все формы деятельности человека на тот момент сравнялись друг с другом и были одинаково ценны. То есть, важность культуры и ремесла осталось не менее важной, чем все искусство. Высокого уровня достигли прикладные искусства, и, особенно высокого, архитектура. Именно это возвышение, на мой взгляд, совместило все сферы творчества и подняло их на один уровень, так как в архитектуре и прикладных искусствах соединены ремесла, конструирование, а так же творческая сторона культуры, то есть, художественное творчество.
Все искусство этой эпохи максимально приближено к оригинальному миру, все максимально реалистично. То есть, если привести пример, допустим, из творчества, то получается, что если мастер рисует некий объект, то он вложит все свои силы и все свое умение на то, чтобы этот объект был наиболее похож на свой оригинал. Но в центре искусства так же, как и в центре мира стоит человек, а так же природа, так как искусство старается показать тесное и неразлучное единство человека и природы. Художники, изображая мир, ищут наиболее подходящие средства для более реалистичного изображения картины мира, то есть, это говорит о том, что сфера искусства не только преображается в пользу реалистичного, но она так же продвигается вперед в плане новых технологий, новых средств выразительности. Отмечается прогресс развития искусства, что, безусловно, очень важно и для настоящего времени, так как продвижение вперед к знаниям и усовершенствованию - есть хорошо практически в любое время нашей жизни. Так же важно отметить, что не просто в картинах и других видах искусства проявляются красота и гармония жизни, изящество, а эти качества являются свойствами реального мира, того который существует на самом деле. В период позднего Возрождения появились черты кризиса гуманизма, - обозначился разрыв между наукой и между жизнью человека духовной и физической, а так же красоты и изящности мира.
Эпоха Возрождения - очень важна для истории мировой культуры, в ней наиболее полно отразился идеал человека, гармонического и свободного бытия в искусстве, все это питало культуру того времени и до наших времен сохранило многие положения, в особенности, определило место человека в жизни и его ценность. Давайте конкретно рассмотрим три этих этапа культуры Возрождения, чтобы понять, как развивалась культура и как она пришла к пониманию невозможности данного существования идеального человека и утопии.
§2.3.Этапы развития культуры в эпоху Возрождения
Итак, в ранней эпохе Возрождения господствует в полной мере идея гуманизма, то есть это принцип высшего развития человеческих способностей как культурных, так и нравственных. Абсолютно все слои общества охвачены и объединены этой идеей. Основным утверждением гуманизма является вера в безграничные возможности человека. Благодаря этому свобода суждений, предпочтений, свобода своего авторитета не караются и считаются обыденным явлением, центром становиться не просто человек, центром становиться его могучий, сильный дух, его прекрасная личность. Первым духом гуманизма, первым так сказать, гимном всем достоинствам человека в эпоху Ренессанс стала «Божественная комедия» Данте Алигьери. Это произведение объединило в себе и поэзию, и философию, и так же науку.
В эту эпоху очень необыкновенно совмещались и уживались рядом, в тесноте, но вроде бы, гармонии, добро и зло. Так, например, многие властители того времени становились покровителями творческой деятельности, искусства. Тем самым, в них совмещались одновременно черты злодеев и, одновременно, добрых и положительных ценителей красоты, искусства.
Что касается самого искусства, то наибольший интерес художники проявляли к античному искусству, наиболее полно это выразилось в изобретении книгопечатания. В искусстве происходил постепенный переход с плоскостных и малореальных изображений к объемным, к рельефным. Все больше росла реалистичность изображаемого. Главное описание земного мира, того, который видят люди, и который существует на самом деле. Человек не просто переносится в шедевры искусства, он изображается в них, как величественный, передаются все его переживания, страсти, сострадания, все чувства, которые только можно выразить с помощью различных средств выразительности, все воплощения жизни в шедеврах искусства. Утверждали тем самым мастера этическую ценность человека, его красоту. Пространство заполнялось настоящим.
Перейдем к высокому Возрождению - пику этой эпохи и наиболее полного отражения централизации человека и его идеальности. Здесь мастера не просто старались изобразить человека со всеми его эмоциями, чувствами, не просто подчеркнуть его важность, не просто передать его единство с природой. Мастера стремились передать гармонию всех прекрасных сторон реальной жизни. Возьмем примером известного нам всем художника - Рафаэля. Он синтезировал все достижения своих предшественников и создал в своих шедеврах традицию гуманистического образа идеального человека. Большое распространение получили портреты, - они передавали индивидуальность каждого, в каждом из них были переданы свои эмоции, свои достоинства и совокупность прекрасного. Человеческая телесность, как прекрасное. Большого расцвета достигли героические поэмы, так, например, писали их Франсуа Рабле (Франция, «Гаргантюа и Пантагрюэль»), Л.Пульчи (Италия) и многие другие. В центре всех этих произведений человек и его героическое поступки. Человек, который творит великие дела, ведь он рожден для этого. Получается, что в произведениях отражается картина общества и идеалов этого общества. Героических идеалов.
Последним этапом эпохи Возрождения остался в истории такой, как позднее Возрождение, или, кризис гуманизма. Кризис гуманиста, потому что начинает расходиться реальность, реальная картина мира и ренессансные представления о человеке. Не сходятся в единое целое, не соответствуют больше друг другу они. Сами гуманисты не ожидали такого результата, такого противоречия. Кризис созревал изнутри, постепенно, так Коперник публикует то, что существует гелиоцентрическая система, и гуманисты понимают, что земля вовсе не центр мироздания, что она маленькая и совсем затерянная в огромной вселенной. Это выразилось в создании утопий. Все это вымышленное, не имеющее корней, надуманное и слепое устройство идеального общества. Это устройство не имеет реальных корней в реальном мире. Что показывают эти утопии? Они показывают, что исчезло доверие к истории, к природе человека, то есть, его существование ограничивается первичными потребностями - только жизненно необходимыми установками. Все творческое начало оказывается не присуще человека - в этом ему теперь и отказывают. Между искусством и наукой - разрыв, между красотой и пользой - разрыв, даже между духовным и физическим миром человека - разрыв. Разлад всех гуманистических идеалов, что породило невозможность дальнейшего развития личности в плане гармонических отношений. В этот период человек изображается в театре, особенно в трагедиях, и наиболее четко и правильно у Шекспира. Это необходимость жить и действовать в условиях окружения неидеального общества. Где все действия, так или иначе, противоречат духу и идеям гуманизма. В драматургии, а еще в литературном жанре наиболее полно отразились моменты и сомнения переходного, переломного этапа. Человек в искании реальных потребностей, его сомнения, терзания, все противоречия отражались в искусстве двух этих направления этого времени. Это столкновение гуманистического и реального вызывают огромное разочарование, в частности, разочарование гуманистов. Все представления о человека после кризисной ситуации гуманисты стали переносить не на самого человека, а на конкретные жизненные ситуации, и тогда, претерпев изменение мировоззрения, их гуманизм стал уже совсем не гуманизмом Ренессанса.
Заключение
Разобрав эпоху Возрождения, остается неизгладимая благодарность за то, что человек был сильно идеализирован, приятное ощущение, осознавая то, что человек все же занимает важное место в жизни, что многое все же происходит вокруг него, для него, из-за него.
Главной деятельностью этой эпохи было искусство, так как оно позволяло наиболее полно раскрепоститься, само выразиться, осуществляло возможность творить, создавать, подражать в своих шедеврах реально существующему миру. Все искусство подчинено одной главной задаче, - выразить место человека в мире, в культуре. И это место было центральным, главным. Основные виды искусства, прогрессирующие и вызывающие наибольший интерес - литература, театр, музыка. Наиболее полно идеал человека выразили: скульптура, живопись(выходит на первый план, так как имеет намного больше возможности выразить мир в реалистичном содержании), архитектура. Но все же все виды искусства оставались равноправными и одинаково важными как для той эпохи, для мастеров эпохи Ренессанс, так и для настоящего временя, для истории культуры. Так же тесноту всех видов творческой деятельности подчеркивает особо тесная связь искусства и науки. Характерные черты эпохи - одаренность, разносторонность, универсальность, а так же реалистичность - все это воплотилось в союзе художника и ученого, в гармонии мира и собирании всего самого лучшего.
Именно в эту эпоху получают развитие новые стили, новые направления, и это очень во многом определило дальнейшее развитие культуры, а так же расцвет современной культуры.
И напоследок, хочется отметить, что индивид, который в философии Ренессанса рассматривался, как полностью изолированный от окружающей его природы, не мог трактоваться как единственное, как последнее основание для природы, для общества, для истории. Отсюда ощущение недостаточности, неокончательности сложившегося образа человека в эпоху Возрождения. Это единственная эпоха, которая с такой огромной силой и желанием утверждала могущественность и грандиозность человеческой личности, а так же её величие, красоту и гармони.
Список использованой литературы
1) Гуревич П.С. Культкрология: Учебное пособие/П.С.Гуревич. - М.,1996 [электрон.ресурс http://www.philosophy.ru/iphras/library/gurevich.html ]
2)Краткий словарь по эстетике/под ред.Овсянникова М.Ф.-М.,1983.
3)Малая Словетская энциклопедия, 10 т. - М.,1930.
4)Энциклопедический словарь/под ред.Введенского Б.А. 2 том.-М.,1963.5)электронный ресурс http://www.philosophy.ru/
[1] http://www.philosophy.ru/iphras/library/gurevich.html
но не вещь.
Иосиф Бродский