Влияние философии психоанализа Зигмунда Фрейда на искусство Сальвадора Дали
Ворожцова Мария, 104 г.Оглавление
Введение. Некоторые положения философии психоанализа Фрейда.. Влияние философии психоанализа на творчество С. Дали.. Заключение. Список литературы...
Введение
Среди психологов 20-го века доктору Зигмунду Фрейду принадлежит особое место. Его труды, кардинально изменившие облик психологии, осветили вопросы устройства внутреннего мира человека, его побуждений и переживаний, конфликтов между его желаниями и необходимостью следовать общественной морали, а также показали эфемерность представлений человека о самом себе и окружающих. Зигмунд Фрейд разработал психологическую доктрину, направленную на изучение скрытых связей и основ душевной жизни личности. В ее основе лежит идея «вытеснения» целого комплекса патологических представлений (в том числе и сексуальных) за рамки сознания и «запрятывания» их уже в сфере бессознательного. Идеи венского психолога и мыслителя имели особый смысл для кружка сюрреализма, в который входил и основатель «параноидально-критического» метода Сальвадор Дали. Однако было бы упрощением думать, что сюрреалисты работали по рецептам Фрейда или "иллюстрировали" его идеи. Фрейдизм помогал им в ином плане.Концепции сюрреалистов получали мощную поддержку со стороны психоанализа и других открытий фрейдизма. Андре Бретон, основатель сюрреалистического движения, в «Первом манифесте Сюрреализма» написал: «Я верю, что в будущем сон и реальность – эти два столь различных, по видимости, состояния – сольются в некую абсолютную реальность, в сюрреальность».Одной из основ сюрреализма, на которую обращалось первостепенное внимание, стал метод, в соответствии с которым записывались либо зарисовывались именно сновидения сразу после пробуждения, галлюцинации, подсознательные образы, пока их не затронуло осмысление, реальное сознание, в процесс не включилась логика. Это метод психоанализа Фрейда, так называемый анализ произнесенной мысли вследствие как можно быстрого монолога, когда сознание человека не успевает вынести никаких суждений.Фрейдизм вызвал в Европе даже более широкий резонанс, чем идеи Фридриха Ницше. Он не был просто философским тезисом. Он был более или менее научным течением, он предлагал и предполагал опытную проверяемость своих постулатов и выводов, он разрабатывал клинические методы воздействия на психику - методы, дававшие несомненный успех. Фрейдизм исключал мораль и разум из самих основ жизнедеятельности человека, считая их вторичными и во многом даже обременительными образованиями цивилизации.[1] С позиций фрейдизма семья, религия, государство, этика, логика и эстетические нормы понимались как нечто условное. Безусловной же и абсолютной является бессознательная жизнь со всеми своими своеобразными законами, сложившимися задолго до того, как появились фундаментальные понятия о добре и зле, о боге, о разуме. Фрейдизм убедительно доказывал, что нельзя недооценивать значения подсознания или считать его чем-то второстепенным. Благодаря фрейдизму сюрреализм получил возможность настаивать на том, что он не является беспочвенной фантазией и выдумкой анархистов, а новым словом в понимании человека, искусства, истории, мысли. Это была солидная идеологическая опора, поэтому уже не приходится удивляться влиятельности и распространенности сюрреализма, его всеохватности до середины ХХ века. Таким образом, нельзя не признать параллельности интересов, точек зрения, методов и выводов сюрреализма и фрейдизма.Обращение к данной теме мотивировано тем, что Сальвадор Дали был, безусловно, гениальным и предприимчивым человеком и писал не только картины и литературные труды, но и с успехом занимался рекламной деятельностью. Так, знаменитый логотип сегодня популярной конфеты «Чупа-Чупс» был разработан с его участием, и этот леденец с почти не измененным логотипом успешно дожил до наших дней. К тому же, художник не только ставил, но и даже сам снимался в некоторых рекламных роликах, к примеру, шоколада, вина или таблеток «Алказельцер». Но даже занимаясь рекламной деятельностью, Сальвадор Дали все равно опирался на идеи сюрреализма, которые, в свою очередь, базировались на теории психоанализа Зигмунда Фрейда. Этот ученый исследовал психику человека, что достаточно важно относительно воздействия на нее рекламных сообщений.В данной работе будет рассматриваться отражение идей психоанализа Фрейда в живописи Сальвадора Дали как представителя сюрреализма.
Некоторые положения философии психоанализа Фрейда
Обновленная Фрейдом психология привлекала к себе широкое внимание и выглядела как новый взгляд на человека, на его историю, его религию, его искусство. Новая психология доказывала, что бессознательная жизнь людей - бурная, активная и во многом определяющая поведение, идеи, творческие возможности человека - развивается по таким законам, которые не имеют ничего общего ни с моралью, ни с рассудком, ни с "вечными ценностями".Зигмунд Фрейд выделяет две психологические схемы, изначально заложенные в человеке. Ими являются два базовых инстинкта: «Эрос» и «Танатос». Согласно его учению, эти инстинкты и управляют энергией бессознательного, которое тянется то к наслаждению, то к страданиям (скорее даже к избеганию страданий). Приверженцы идей психоанализа склонны приписывать сексуальному («либидо») центральную роль и рассматривать всю душевную жизнь человека как совокупность бессознательных сексуальных стремлений к удовольствию или неудовольствию. Фрейд приводит модель психической жизни человека, которая, согласно его концепции, делится на Оно (ид), Я (эго) и Сверх-Я (супер-эго).Оно – это наиболее примитивная часть сознания. Оно первично и врожденно, а также полностью подчинено поиску удовольствия. Для него не существует общества и морали, Оно иррационально и не обращает внимание на объективную действительность.Следующая и находящаяся под влиянием Оно – часть Я (эго), которая следует принципу реальности и адаптируется к окружающей среде, вырабатывая для этого специальные механизмы адаптации. К функциям эго относят самосохранение, запечатление опыта внешних воздействий в памяти, избегание опасности и контроль за требованиями инстинктов, которые посылает Оно (ид). Эго – это продукт индивидуального опыта.Сверх-Я (супер-эго) является продуктом влияния на человека других людей, то есть носителем морали. Поэтому Сверх-Я – это еще и контролирующий и наказующий агент, который карает Оно угрызениями совести. Эго же пытается их избежать, включая так называемые «защитные механизмы» - вытеснения, регрессии, рационализации и т.д. Учение Фрейда прославилось прежде всего тем, что проникло в тайники бессознательного, или, как иногда говорил сам автор, "преисподнюю" психики.Бессознательное – это место концентрации влечений, все вытесненное из сознания как недопустимое по своей природе. В системе бессознательного нет отрицания, сомнения, различных степеней достоверности. Ее процессы вневременны, подчинены гедонистическому принципу, для них не имеет значения критерий реальности. В этой системе отсутствует противоречие, она существует в форме представлений, не облекается в речь.Ключиком к сфере человеческого бессознательного можно считать сновидения. Сам Зигмунд Фрейд писал: «Сновидения есть королевская дорога к бессознательному». Главный тезис теории сновидений гласит, что они суть осуществление желания, которое выражается в замаскированном, зашифрованном виде. Работа сна состоит, с одной стороны, в «обходе цензуры», снятия сопротивлений, а с другой, в выработке фантазий «на тему» вытесненного желания. Мысли во сне переводятся в образы, а реальные отношения выступают в виде символических. Фрейд пришел к выводу, что "сценарий" сновидений при его кажущейся нелепости есть не что иное, как код потаенных желаний, которое удовлетворяется в образах - символах этой формы ночной жизни.В спутанном сновидении мы наблюдаем сгущение образов (сгущение - слияние различных представлений в одно составное), которым объясняется появление некоторых элементов, свойственных только ему и необходимых в нашем сознании наяву. Таковы составные и смешанные лица, странные смешанные образы. Способы их образования весьма различны.Может возникнуть составной образ лица, либо наделённый чертами двух разных лиц, либо с обликом одного, а именем другого и др. Во всех этих случаях соединение различных лиц в одного их представителя в сновидении вполне осмысленно: оно имеет в виду сопоставление оригиналов с известной точки зрения, которая может быть упомянута и в самом сновидении. Но обыкновенно только путём анализа можно отыскать эти общие черты слитых в одно лиц, а образование таких лиц в сновидении лишь намекает на эти общие черты. Прямое превращение во сне одного предмета в другой указывает на отношение причины к следствию. Весьма пригодным для механизма создания сновидения оказывается только одно логическое отношение – отношение подобия, общности, согласования.Работа сновидения пользуется этими случаями как опорными пунктами для сгущения сновидения и соединяет в новое единство всё, что обнаруживает такое согласование.Понятные и осмысленные сновидения являются незамаскированными исполнениями желаний, то есть ситуация сновидения представляет исполненным какое-нибудь вполне засуживающие внимания желание, знакомое сознанию и оставшееся невыполненным наяву. В неясных и спутанных сновидениях анализ обнаруживает нечто вполне аналогичное: ситуация сновидения опять изображает исполненным какое-нибудь желание, выплывающее всегда из скрытых мыслей; но представлено оно в неузнаваемом виде, так, что только анализ в состоянии вскрыть его. При этом желание либо само вытеснено и чуждо сознанию, либо самым тесным образом связано с вытесненными мыслями и выражается ими. Но формула всех этих сновидений такова: они есть замаскированные исполнения вытесненных желаний.Следует также сказать, что Фрейда называли одним из «учителей подозрительности» наряду с Марксом и Ницше, потому что он призывал человека сомневаться во всем, и в первую очередь в самом себе. Ведь по природе человек стремится к удовлетворению своих базовых инстинктов, в то время как общество, а в особенности общественная мораль, настаивают на соблюдении определенных культурных норм и ценностей. Исходя их этого, Фрейд считал, что каждый человек является противником культуры. Этот немецкий мыслитель считает, что при вытеснении из сознания человека социально неприемлемых импульсов, порожденных базовыми инстинктами, возникает своеобразный защитный механизм, способ примирения оппозиционных принципов «реальности» и «удовольствия». Этим механизмом является искусство, которое позволяет художнику метафорически изображать свои потаенные желания и фантазии, не уводя их в область делинквентного поведения.
Влияние философии психоанализа на творчество С. Дали
Сальвадор Дали в начале своего творческого пути был тесно связан с кружком сюрреалистов, которым были по душе Маркс, Фрейд и Ницше. Эти ученые и философы занимались совершенно разными вещами с помощью совершенно разных методов. А общим принципом подхода было то, что они предлагали «не верить человеку и обществу». То, что люди думают, во что они верят, что они считают самым важным и истинным, - это всего лишь прикрытие чего-то другого, что исходит из концепции подсознания у Фрейда. Сюрреализм ищет прежде всего такие мыслительные ходы, которые давали бы возможность «уличать» культуру в фальсификациях. Человек новой культуры – это тот высокоразвитый человек, который подозревает, что его культурность есть род фикции, что культурность есть форма проявления монструозности, а культура есть форма проявления хаоса, абсурда и случая. То есть это сублимированная оболочка, которая скрывает от самого человека то, что он действительно желает, к чему его на самом деле влечет.В «Первом манифесте сюрреализма» (1924) рациональное и моральное мышление отвергается в пользу сновидений, бесцельной игры воображения и неконтролируемого сознанием психического автоматизма.«Второй манифест сюрреализма» (1929) провозглашает необходимость преодолеть бессмысленное разделение предполагаемых противоположностей (прекрасного и уродливого, истинного и ложного и т.д.). Источники и методы творчества художника, считает Андре Бретон, который являлся главой сюрреалистического движения, находятся в сфере подсознания. Попытки использовать иррациональные пласты психики и странности неконтролируемых состояний становятся принципиальным делом для сюрреалистов. Во «Втором манифесте» была узаконена логика сновидений как одна из главных доктрин сюрреалистов, так как там заявляется, что новое искусство устраняет все ложные различия истины и лжи, добра и зла, которые так долго мешали цивилизованному человечеству.[2] Дали подхватывает идеологию «Второго манифеста». Для него такой способ действия становится главным творческим постулатом. «Высвеченные удовольствия» - одна из наиболее ярких фрейдистских импровизаций. Дали помещает в расставленных на плоскости коробках различные элементы, представляющие собой толкования сновидений, что напоминает об экспериментах в фильме «Андалузский пес». Пожилой мужчина, поддерживающий страдающую женщину – это сам Фрейд, заимствованный из картины Макса Эрнста «Пьета, или ночная революция». Кроме того, Дали использовал элементы из картины де Кирико «Мозг Ребенка». Существовала проблема техники отображения автоматических действий, снов или галлюцинаций – сохранять ли их в первозданном виде, то есть совершенно неразборчивыми и маловразумительными или все-таки подвергать некой обработке. И эту проблему мастера сюрреализма пытались разрешить каждый на свой лад. Особенный статус хранители доктрины сюрреализма (и вмести с ними Сальвадор Дали) придавали случайностным методам. Они использовали метод «автоматического письма», при котором, отключив сознание, человек записывает все мысли и фразы, пришедшие на ум, не контролируя процесс со стороны рассудка. Также использовалась декалькомания – получение случайных и непредсказуемых пятен и конфигураций краски посредством сложения двух окрашенных поверхностей, фроттаж – натирание полусухими красками холста или бумаги, положенных на рельефные поверхности, дриппинг – поливание горизонтальной поверхности краской из дырявой банки или посредством сочащейся краской тряпки. Также применялась более импульсивная техника швыряния и плескания краски на холст или бумагу. В зрелые годы Дали прибегал к таким случайностным методам, даже используя оружие, заряженное краской, но его «фирменным» методом всегда оставалась более или менее натуралистическая фиксация снов и галлюцинаций, то есть та самая техника, которая вызывала вопросы и сомнения последовательных теоретиков чистого сюрреализма. Сальвадор Дали утверждал, что он стремится запечатлеть галлюцинаторный зрительный опыт без всяких искажений. Дали претендовал на документальную запись своих видений, что вызывало вполне объяснимой недоверие у других членов сюрреалистического кружка. Дали был весьма начитанным человеком, и не просто для красного словца упоминал имена Фрейда и Ницше в своих дневниках, а постоянно пользовался подсказками «Интерпретации сновидений» и «Заратустры». В 1929 году на выставке сюрреалистов появляется картина Дали, на которой рукой художника было написано: «Я плюю на свою мать». Дали отлично знал, что в системе фрейдистских интерпретаций плевание имеет резко выраженный сексуальный смысл. Когда фрейдист плюет, то он не только плюет, но он еще подразумевает сексуальный акт, а в данном случае еще и нарушение одного из основных табу: запрет на кровосмешение. Фрейдистские символы можно обнаружить почти в любом произведении художника. На картине «Загадка Вильгельма Телля», вопреки названию, изображен В.И. Ленин, которого нетрудно узнать даже в том монструозном виде, который придал ему Дали, гипертрофировавший, во-первых, размеры козырька знаменитой кепки вождя, а во-вторых, размеры и анатомию его обнаженных ягодиц, превращенных в мясистый отросток, вытягивающийся в противоположном козырьку горизонтальном направлении. Кепка тянется вперед, заднее место растет себе далеко-далеко назад. «Загадка Вильгельма Телля» имеет еще и второй вариант толкования фигур-символов. Эта картина вызвала в памяти художника «один из наиболее опасных моментов» в его жизни. Главным героем картины является отец Дали. Малыш на его руках – это маленький Сальвадор, которого отец-каннибал намеревается съесть. Вместо яблока на голове ребенка – сырая котлета. Если приглядеться внимательнее, то можно заметить около левой ступни Вильгельма Телля крошечный орех: это колыбель Галы, которую чудовище могло раздавить. Таким образом, отец предстает здесь как угроза не только для жизни собственного сына, но и как источник опасности для Галы.[3] Дали был большим поклонником фрейдизма, еще в юности проштудировав «Толкования сновидений» и свято верил в освобождающую силу сна, поэтому принимался за холст сразу же после пробуждения, когда мозг еще полностью не освободился от образов бессознательного. «Все мои притязания в области живописи состоят в том, чтобы материализовать с самой воинственной повелительностью и точностью деталей образы конкретной иррациональности» - пишет в своих дневниках художник.Экстремальные психологические состояния, проявляющиеся во сне, в припадке безумия, находят отражение в картинах С. Дали: «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения» или «Видение св. Антония» 1930-х годов, где таинственные превращения во что угодно в сознании человека выступают в яркой, неотразимой форме. Художник сделал следующий комментарий к картине «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения»: «Целью было впервые изобразить открытый Фрейдом тип долгого связного сна, вызванного мгновенным воздействием, от которого происходит пробуждение. Подобно тому как падение иглы на шею спящего одновременно вызывает его пробуждение и длинный сон, кончающийся гильотиной, жужжание пчелы здесь вызывает укус жалом, который разбудит Гала. Вся жизнетворящая биология возникает из лопнувшего граната. Слон Бернини на заднем плане несет на себе обелиск и атрибуты папы». «Жизнетворящая биология» граната выплескивает из своего чрева наружу рыбу, как бы изрыгающую тигра, из оскаленной пасти которого появляется еще один, устремленный в прыжке за винтовкой, направленной штыком на безмятежно спящую обнаженную женщину. А надо всем этим медленно движется на паукообразных конечностях слон, несущий нечто подобное обелиску, упирающемуся в поднебесье. На первом плане, на каменной плите, на которой лежит женская фигура, словно завис плод граната, над которым парит пчела. Противоположность идеальной живописи и напряженной сюжетной ситуации создает необходимую художнику остроту ощущения. Литературная развернутость содержания произведения, подробность повествования стимулирует творческую фантазию зрителя, предоставляя ему свободу выбора, возможность собственной трактовки. Это своего рода вариант интеллектуальной игры, состязания в способностях воображения автора картины и созерцающих ее людей, толчок к акту сотворчества, без которого живописец не мыслит жизни искусства.[4]С. Дали своими работами вывел подсознательное, существующее в человеке, на всеобщее обозрение, сделал его образами изобразительного искусства. Для этого нужны были новые приемы в самом художественном методе. И поэтому Дали обратился к мастерам изобразительных метафор – к Гойе и Босху. С. Дали берет у поэзии такую стилистическую фигуру, как оксюморон – буквально остроумно-глупое, то есть сочетание противоположных по значению слов. Подобная парадоксальная поэтическая фигура – излюбленный образец метафоры для Дали. У него рождается своеобразный метафорический язык, именно его авторский код, который требует осмысления, разгадывания, постижения философского смысла. Для этого необходимо знакомство со многими его работами. Высококлассная техника, безупречное владение рисунком, знание мирового искусства – все использовал Дали для воплощения своих замыслов, порой экстравагантных, эксцентричных, эпатирующих людей ХХ столетия всего мира.Реализм Дали сочетается с фантастическим изображением во многом безумного, взбаламученного мира. В своих произведениях Сальвадор Дали создает своеобразный мифический мир, полный бесконечных символов жизни человечества. Он творит свои мифы о реальной жизни, его картины – это мифы ХХ века. Зорко следя за поворотами своей эпохи, Дали все свои наблюдения отражает в своих работах.
Заключение
Подводя итог мыслям о художественной стороне творчества С.Дали, следует сказать, что он один из самых блистательных рисовальщиков своего столетия, живописец, чьи возможности натуралистического изображения предметов вполне соперничают с искусством великих старых мастеров, а мощь его воображения превзошла многих из них, но, как это ни парадоксально, в глубины творчества Дали, в сферу его могучего воображения, нельзя проникнуть, не учитывая особенности его мышления, позволяющие ему придать цельность и связность самым невероятным и нелогичным совмещениям.В его живописи нашли свое место такие фрейдистские идеи как логика сновидений, отрицание разделения уродства и красоты, добра и зла, а также других крайностей, некоторые символы и случайностные методы.Искусствовед Елена Гордон писала о Дали: «Он изменил самый характер художественного творчества, превратив его из пассивной фиксации умозрительных идей в активный процесс визуального формообразования. Его фантастические образы, кажется, обладают способностью самозарождаться, расти, видоизменяться и умирать прямо на глазах у зрителя… эффекта автономной жизни изображения художник достигает с помощью того, что сам он назвал «параноидально-критическим методом». Это своеобразная гимнастика для ума, изощряющегося в подборе несовместимых образов и создании шокирующих пластических метафор».[5]Дали был и остается фигурой сложной и противоречивой, что, впрочем, не дает достаточных оснований обвинять его в реакционности, равно как и утверждать обратное. Но все же неистовость, даже маниакальность, анархизм Дали были внешним проявлением его личности, за которым скрывалась терзающаяся сомнениями, борющаяся с комплексами, ищущая, страстная и одержимая творчеством душа.Считается, что именно Сальвадор Дали был чуть ли не главным проводником фрейдистских взглядов в искусстве ХХ века. Не случайно он был единственным из современных художников, кто сумел встретится с престарелым, больным и замкнутым Фрейдом в его лондонском доме в 1936 году. В то же самое время и удостоился одобрительного упоминания Фрейда в его письме к Стефану Цвейгу - тоже случай уникальный, поскольку Фрейд совершенно не интересовался современными ему течениями живописи.Дали восставал против безумного мира, в котором жил, через абсурд ратовал за торжество Разума, мучительно искал пути к Истине, видя в искусстве божественное начало Любви и Веры. Его творчество, говоря словами Баурона, из ужаса рождало дерзание. Творческое наследие Сальвадора Дали огромно, оно будет удивлять и восхищать , раздражать и вдохновлять многие поколения людей, ведь он всегда следовал принципу: «Бежать впереди Истории гораздо интереснее, чем описывать ее».
Список литературы
· Гайеман Ж.-Л. Дали. Великий параноик: пер. с фр./ Жан-Луи Гейеман – М.: Астрель, 2006. – 160 с.· Дали С. Дневник гения / пер. с фр. Л. Цывьяна. – СПб.: Азбука, 2004. – 288 с.· Дали С. Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим: О себе и обо всем прочем: пер. с фр. Н. Малиновской. – М.: Сварог, 1996. – 300 с.· Рожин А.И. Сальвадор Дали: миф и реальность. – М.: «Республика», 1992. – 224 с.· Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции / пер. с нем. Г.В.Барышниковой. – СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2007. – 480 с.
[1] Дали С. Дневник гения / пер. с фр. Л. Цывьяна. – СПб.: Азбука, 2004. – 12с.
[2] Дали С. Дневник гения / пер. с фр. Л. Цывьяна. – СПб.: Азбука, 2004. – 30с.
[3] Гайеман Ж.-Л. Дали. Великий параноик: пер. с фр./ Жан-Луи Гейеман – М.: Астрель, 2006. – 112с.
[4] Рожин А.И. Сальвадор Дали: миф и реальность. – М.: «Республика», 1992. – 151с.
[5] Рожин А.И. Сальвадор Дали: миф и реальность. – М.: «Республика», 1992. – 167с.
...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский
но не вещь.
Иосиф Бродский