парадокс диалектики гераклита
Факультет связей с общественостьюКосотурова Анна,102 группа
Парадокс диалектики Гераклита
1.Вступление
2.Диалектика Гераклита
2.1Гераклит Эфесский
2.21Идея всеобщего движения
2.3Идея единства и борьбы противоположностей
2.4Диалектическая связь фрагментов
3Заключение
4Список литературы
Введение.Спецификой древнегреческой философии в её начальный период является стремление понять сущность природы, мира в целом, космоса. Главный вопросом древнегреческой философии был вопрос о первоначале мира. И в этом смысле философия перекликается с мифологией, наследует её мировоззренческую проблематику. Но если мифология стремится решить этот вопрос по принципу - кто породил сущее, то философы ищут субстанциональное начало - из чего всё произошло.Одним из наиболее крупных философских учений раннегреческой философии является учение Гераклита Эфесского.Его учение заинтересовало меня своей недосказанностью, загадочностью, парадоксальностью. В довольно большом количестве уцелевших фрагментов его трактата «О природе (оно называлось так же как и труды Анаксимандра и Анаксимена) и многочисленных интерпритациях можно увидеть целостную систему восприятия постоянно меняющегося мира.Каждую секунду происходит изменение мы к чему-то приближаемся, от чего-то уходим, но мир не стоит на месте-он развивается, движется вперед, а, может быть, возвращается к первоначалу? Что-то умирает, но что-то появляется, если есть горе, то есть и радость-всё взаимосвязано и влияет другна друга.Мне кажется, Гераклит смог невероятно полно отразить свои наблюдения в высказываниях, которые перешли в разряд метафор. Хотя многие из его высказываний трудны для понимания, к тому же они вырваны из контекста-В этом и заключается его уникальность и ценность.
При этом я думаю, что разбирая философские идеи Гераклита, нужно прежде всего иметь в виду,
что его писания по стилю - скорее поэзия, чем философия. Символичные образы,
аллегории, метафоры - всё это в полной мере присутствует в гераклитовских текcтах. Мы не встретим там таких понятий как : "борьба противоположностей", "ста-
новление", "превращение", "покой", "движение", "бытие", "разум", "материя", "дух"
и т.д., хотя именно в этих мыслительных категориях анализируется философия Ге-
раклита. Как отмечает А.Ф.Лосев, существует "разительное несходство между от-
носящимся к Гераклиту доксографическим материалом и дошедшими до нас фраг-
ментами собственных выражений Гераклита" . Большой проблемой при
этом остаётся различение оригиналов и пересказов текстов Гераклита его потом-
ками. Нужно учитывать, что любой пересказ является интерпретацией, а она не
всегда может быть адекватной.
2.Диалектика Гераклита
«Не торопись раскрутить до стерженька свиток Гераклита Эфесского..
2.1По данным этимологии, имя "Гераклит" происходит от имени богини Геры и слова "славный", "прославленный". Гераклит (540 - 480 до н.э.) происходил из греческого города-государства Эфеса и принадлежал к царскому роду, но отказался от сана в пользу брата . По своим политическим взглядам он враждебно относился к демократической власти. В некоторых отрывках из его произведений мы читаем о демократических руководителях Эфеса:"Ибо, каков у них ум или рассудок? Они верят народным певцам и учитель их - толпа. Ибо не знают они, что много дурных, мало хороших"[i].Гераклит, видимо, был знаком со многими взглядами милетских философов. Согласно Диогену Лаэртскому, он знал, по крайней мере, основную часть философии Пифагора, знал учение Ксенофана.Он так же утверждал,что сочинение эфесца состояло из 3-х частей:о Вселенной,о государстве,о Боге. Однако сам Гераклит провозглашал, что "не был ничьим слушателем, и заявлял, что сам себя исследовал, и сам от себя научился"[ii].Гераклит был довольно замкнут,а последние годы жизни провёл на горе в хижине. 2.2Гераклит славен идеей первоначала,но ещё более прославлен он как диалектик(Слово «диалектика» употребляется здесь в значении, которое ему придали более поздние философы. Те диалектические мысли и идеи, которые в зародыше и стихийно заключены в концепции первоначала первых греческих философов, получают у Гераклита более четкую интерпритацию и дальнейшее развитие. Диалектика у Гераклита, как и у его предшественников, — это прежде всего констатация и фиксирование вечности происходящих в мире изменений. Мысль об изменениях, характерная для самых первых греческих философов, у Гераклита приобретает форму мысли всеобщей, т.е. философской идеи. Все изменяется, и изменяется постоянно; нет предела изменениям; они есть всегда, везде и во всем — вот что спрессовано в знаменитой краткой формуле, приписываемой Гераклиту: „Все течет, все изменяется". Какой бы простой и банальной ни казалась эта формула человеку сегодняшних дней, необычной, новаторской и мудрой она выглядела тогда, когда впервые в емкой, обобщенной форме представила результаты тысячелетних наблюдений, раздумий человека об окружающем мире и своей собственной жизни. На пример, наблюдения за рекой легко могут склонить мыслящего человека к идее изменений. У Гераклита же — река не более чем символ, благодаря которому понятным для людей способом утверждается всеобщая мысль. Такова же роль других Гераклитовых символов — огня, войны (вражды) и др. Повязанность мысли Гераклита с символами, образами — специфическая черта его философии, да и всего древнегреческого любомудрия. Это диалектика изменений в образах и символах. Хотя мысль об изменении то и дело приобретает в фрагментах, приписываемых Гераклиту, всеобщий, абстрактный характер, она объединяется с хорошо запоминающимися образами, делающими философскую мудрость живой, понятной. Например, солнце Гераклит характеризует как "новое ежедневно, но и всегда и непрерывно новое" В другом случае Гераклит говорит: „На входящих в те же самые реки притекают в один раз одни, в другой раз другие воды" 2.3Специфика диалектики Гераклита — еще и в том, что мысль об изменениях объединяется здесь с идеей единства и борьбы противоположностей.Гераклит как бы извлекает из недр внутренней логики первоначала только брезжившую идею единства и борьбы противоположностей и подробно, уже именно по-философски, развивает её. Гераклит утверждает не просто существование противоположностей, но их неизбежность и всеобщность. Противоположности существуют везде. Эта идея воплощается у Гераклита в некоторой космической, но также в этической и эстетической формах. Ибо наличие противоположностей для Гераклита — основа и существования, и гармонии мира. Противоречивость сближает — таков гераклитовский парадокс.Еще одна диалектическая идея — борьба, "вражда" противоположностей. Гераклит был изобретателем идеи борьбы противоположностей как конструктивного философского начала. В изображении Гераклита борьба, распря, война имеют глубинное отношение к рождению, возникновению, расцвету, т.е. к самой жизни. "Должно знать, что война общепринята, что вражда — обычный порядок вещей... и что все возникает через вражду и заимообразно [= "за счет другого"2.4Три основополагающие диалектические идеи, которые были выделены из корпуса гераклитовских фрагментов, внутренне связаны друг с другом, друг в друга переливаются, в чем также уже проявляется диалектика-взаимосвязь всех элементов. Если взять идею-образ вечного изменения: , то логично думать,что в ту же реку мы вступаем и не вступаем, существуем и не существуем. Одно состояние уступает место другому, "холодное нагревается, горячее охлаждается, влажное сохнет, иссохшее орошается". Так идея всеобщей изменчивости поворачивает к нам другой свой лик — она переливается в тезис о единстве противоположностей. Так изменение и есть, по Гераклиту, совмещение крайностей — прежде всего существования и несуществования, но также уничтожения и возникновения. Ведь уничтожение одного есть возникновение другого.Гераклит,судя по сохранившимся источникам, настраивал на готовность к познанию неожиданного, скрытого, обескураживающего и парадоксального. "Не чая нечаянного, не выследишь неисследимого и недоступного", — говорил, по свидетельству Климента Александрийского, Гераклит"Нечаянным" же могло казаться и то, что привычные греку житейские знания и понятия, согласно которым различные качественные состояния несовместимы друг с другом. Гераклит находит возможным соединить их с противоположностями. Отличается ли чистая вода от грязной? Может ли одна и та же вода в одно и то же время быть и чистой, пригодной для жизни и для питья, и грязной, для всего этого непригодной? Грек, скорее всего, уверенно и однозначно отвечал на подобные вопросы отрицательно, да еще, наверное, дивился, почему кому-то приходит в голову их задавать. А у Гераклита наготове был неожиданный, парадоксальный положительный ответ: „И грязное и чистое, говорит [Гераклит], — одно и то же, и пригодное и непригодное для питья — одно и то же. <Море, — говорит, — вода чистейшая и грязнейшая: рыбам — питьевая и спасительная, людям — негодная для питья и губительная>" (35 (а); 206). (Конечно, такое можно было уверенно утверждать в эпоху, когда моря еще не сделались, как в наше время, губительными и для рыб!) Так, сталкивая обыденное сознание с философскими парадоксами, Гераклит снова и снова отстаивал идею единства, тождества противоположностей. Польза или вред чистой, казалось бы, только живительной или только губительной грязной воды оказывались относительными.Прекрасное или безобразное могут совмещаться в одной и той же вещи, в одном и том же состоянии, человеке и т.д., в зависимости, так сказать, от точки отсчета. Сказанное верно и в отношении жизни и смерти, рождения и гибели. Чтобы убедиться в этом, людям достаточно поразмыслить о самих себе. "Рожденные жить, они обречены на смерть (а точнее, на упокоение), да еще оставляют детей, чтобы родилась [новая] смерть" (99 (а); 246). Желая уподобить смену человеческой жизни смертью превращениям "мерами вспыхивающего" и "мерами угасающего" огня, Гераклит изрекает: „Человек — свет в ночи: вспыхивает утром, угаснув вечером. Он вспыхивает к жизни, умерев, словно как вспыхивает к бодрствованию, уснув" (48 (а); 216). Смерть одного состояния — момент. рождения чего-то другого. Мысль древних о взаимопревращениях, переливах друг в друга противоположных вещей, состояний, стихий Гераклит, таким образом, тоже предпочитал зафиксировать в виде диалектического парадокса. Казалось бы, что может быть несовместимее, чем Солнце и ночь? Если светит Солнце, то это заведомо значит, что нет ночи. Однако и здесь Гераклит заготовил свой парадокс: „Не будь Солнца, мы бы не знали, что такое ночь" Парадоксы, загадки, ирония Гераклита всегда побуждали к спорам и поиску разгадок.Аристотель считал, что гераклитовская диалектика оказала огромное влияние на Платона. Трудно не верить Аристотелю — ведь он был учеником Платона. В интеллектуальной судьбе многих последующих философов, причем таких несхожих, как Гегель и Ницше, можно обнаружить глубокое воздействие гераклитовских идей и образов.Я думаю,главная заслуга Гераклита в том, что он, представив мир множественных, смертных вещей, человеческий мир подвижным, изменчивым, текучим, разделенным на противоположности, в то же время удержал идею единства и закономерного порядка в неизмеримом, всегда задающем загадки, до конца не познанном и непознаваемом космосе. Заключение.Мир находится в постоянном движении : союзы возникают и распадаются,интересы,взгляды,намерения меняются бесконечно.Порой,мы не знаем,что нас ждёт завтра,что нового мы узнаем,к какому решению придём,о чём будем думать,но мы живем,а,значит постоянно движемся вперед.Порой,не успеваешь следить за новинками моды,достижениями в науке и технике,событи ями в своей стране и мире.В двадцать первом веке-веке информации всё меняется чреизвычайно быстро.Информация-ценный продукт.PR-специалист непосредственно связан с предоставлением новостей.Сейчас,по мере развития общества становится всё труднее и труднее добиться расположения потребителя,завоевать его доверие.Поэтому специалистам в области PR постоянно приходится совершенствоваться предоставлять огромное количество идей,проектов,затем облекать их в материальную форму и представлять их на суд зрителей и заказчиков.Первоначальные замыслы впоследствии могут очень сильно отличаться от конечного результата.Для PR-специалиста так же очень важно умение подходить к поставленной задаче с различных сторон,рассмотреть противоположные стороны одного и того же вопроса. Прежде всего для паблик-рилейшнз важна практика,знание изнутри ,а не познавания,что не ведет к накоплению знаний.Именно эти аспекты говорят об актуальности философии Гераклита и,в частности,PR. Список литературы: 1.А.Н.Чанышев Философия древнего мира2.М.А.Дынник Материалисты древней Греции
3.ресурсы Интернета BESTREFERAT4. Мотрошилова Н.В. Диалектика в философии Гераклита./История философии. Запад-Россия-Восток. Книга первая.
Заключение.Мир находится в постоянном движении : союзы возникают и распадаются,интересы,взгляды,намерения меняются бесконечно.Порой,мы не знаем,что нас ждёт завтра,что нового мы узнаем,к какому решению придём,о чём будем думать,но мы живем,а,значит постоянно движемся вперед.Порой,не успеваешь следить за новинками моды,достижениями в науке и технике,событи ями в своей стране и мире.В двадцать первом веке-веке информации всё меняется чреизвычайно быстро.Информация-ценный продукт.PR-специалист непосредственно связан с предоставлением новостей.Сейчас,по мере развития общества становится всё труднее и труднее добиться расположения потребителя,завоевать его доверие.Поэтому специалистам в области PR постоянно приходится совершенствоваться предоставлять огромное количество идей,проектов,затем облекать их в материальную форму и представлять их на суд зрителей и заказчиков.Первоначальные замыслы впоследствии могут очень сильно отличаться от конечного результата.Для PR-специалиста так же очень важно умение подходить к поставленной задаче с различных сторон,рассмотреть противоположные стороны одного и того же вопроса. Прежде всего для паблик-рилейшнз важна практика,знание изнутри ,а не познавания,что не ведет к накоплению знаний.Именно эти аспекты говорят об актуальности философии Гераклита и,в частности,PR/ Список литературы: 1.А.Н.Чанышев Философия древнего мира2.М.А.Дынник Материалисты древней Греции3.ресурсы Интернета BESTREFERAT4. Мотрошилова Н.В. Диалектика в философии Гераклита./История философии. Запад-Россия-Восток. Книга первая.
...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский
но не вещь.
Иосиф Бродский