Философия йоги
Шадриной Риты 101 группа,,
ФИЛОСОФИЯ ЙОГИ. 3ВВЕДЕНИЕ. 3
Основы йоги. 3
Мораль йоги. 5Бог и йога. 10Йога как цель жизни. 10
ФИЛОСОФИЯ ЙОГИ.
ВВЕДЕНИЕ.
Эта тема не случайно была выбрана мной, мне интересно было узнать принципы философии йоги, так как это направление очень популярно в наши дни. И, как известно, популярность того или иного увлечения тесно связана с политикой, факты говорят сами за себя : «когда президентом был Борис Ельцин, увлекающийся большим теннисом, вся страна увлеклась этим видом спорта, когда Владимир Путин, любитель покататься на лыжах, популярным увлечением стали лыжи и сноуборды, и наш сегодняшний президент Дмитрий Медведев увлекается йогой», из этого следует, что популярность йоги возрастет во много раз. Интересно чем же будет увлекаться следующий наш президент?
Философия йоги является великим творением индийского мудреца Патанджали. Она оказывает поддержку тем, кто стремится познать существование духа, как свободного начала, независимого от чувств, тела и ума. Эта философия называется системой Патанджали.Йога-сутра («Патанджала-сутра»)- является первой работой этой философской школы. Система Патанджали, делится на четыре части : 1. Самадмтада, посвященная характеру и формам йоги, в ней рассматриваются вариации внутреннего органа и методы достижения йоги. 2. Садханапада - посвященная средствам достижения самадхи. 3. Вибхутипада - рассматривает внутренние аспекты йоги, сверхъестественные силы. 4. Кайвальяпада посвященная описанию природы и форм высвобождения. Патанджали изучает природу и формы йоги. Основатель йоги утверждает, что освобождение будет достигнуто при познании отличий Я от физического мира, включая физическое тело и ум. Но это возможно только тогда, когда мы сможем подавить функции тела, чувств и интеллекта. Я должно стоять выше физических потребностей. Это осознание Я как свободного духа. Иначе говоря, это и является достижением свободы от страданий и несчастий. Йога указывает практический путь развития всем тем, кто искренне стремится следовать своему духу. Система санкхьи обращает внимание на отличия Я от остального мира.
Основы йоги.
В системе санкхьи - душа является свободным духом, сплоченным с материальным телом и тесно объединенным с тонким телом, состоящим из чувств, ума, я и ума. По своей натуре Я играть роль чистого сознания, не обрамленного с телом и не зависящим от колыханий ума. Я по неведению смешивает себя с умом. Ум по своей натуре лишен сознания, но с присущей ему силой проявления отражает Я. Когда ум объединен с любым предметом через ум, он принимает форму этого объекта. Я постигает предметы через изменения ума, которые отвечают формам постигаемых объектов. Хотя Я в реальности не претерпевает никаких трансформаций, или изменений, оно должно быть, субъектом изменений и проходить через разнообразные состояния ума. Имеется много разных вариантов ума (состояний). Их делят на пять групп: реальное познание, ошибочное познание, знание слов, сон и память. Реальное познание разделяется на восприятие, логический вывод и устное подтверждение. В системе йоги они объясняются так же, как и в системе санкхьи. Неверное познание - это познание того, чего нет в реальности. В него входит сомнение, или неопределенное знание. Знание слов - знание их смысла, рождаемое одним звучанием слов, соответствующих их обобщению. Сон - это особая версия ума. Сон бывает глубоким, без сновидений. Философы полагают, что при здоровом сне деятельность ума полностью прерывается. Но это неверно. Наши впечатления ото сна сами за себя говорят, что ум работает, и поэтому остаются смутные воспоминания о хорошем сне или не очень. И так во сне присутствует ум, но отсутствует познание. Память является воссозданием былых переживаний без изменений и добавлений. Эти пять видов видоизменений охватывают все вероятные умственные состояния. Когда ум переключается в одно или другое духовное состояние, Я считает своим состоянием. Складывается впечатление, что Я само собой переходит от одного состояния ума к другому и переживает разные этапы жизни. Я считает, что оно рождается и растет, стареет и умирает, спит и бодрствует, фантазирует и вспоминает, ошибается и делает правильный выбор. Но на самом деле Я возвышеннее тех явлений, имеющих отношение к телу и уму, выше физических и психологических состояний. Именно ум, а не Я находится в состоянии сна и бодрствования, познает и сомневается, думает и вспоминает. Я обманчиво делает себя лидером действий, но именно в уме отражаются все действия Я. Я также является субъектом 5 источников несчастий: 1) неверное понимание невечного как вечного, неправильного как правильного.2) неверное понимание и восприятие Я как совместимого с разумом; 3) стремление наслаждаться; 4) отвращение к боли; 5) инстинктивная боязнь смерти. Пока в уме происходят такие видоизменения, и когда человек не может отличить себя от остального мира Я сливается с ним воедино. В итоге Я становится как живое чувствующее существо. Но когда мы сосредотачиваемся и можем отличить Я от остального мира, все приобретает гармонию. Целью йоги и является достижение этого состояния прекращением действий ума.
Мораль йоги.
Йога означает прекращение деятельности, видоизменений ума. Как я уже говорила, цель йоги - не давать Я отождествлять себя с различными модификациями ума. Но это невозможно до тех пор, пока имеются такие модификации, и поэтому Я не понимает ясно своего отличия отума. Исходя из этого, йога ставит своей целью затормозить и прекратить все модификации ума. Имеется пять ступеней духовной жизни. Читта (модификация ума) состоит из элементов саттва, раджас и тамас. Различные состояния ума зависят от степени присутствия и действия в нем этих элементов. Эти состояния ума называются: кшипта, или беспокойство, мудха - бездеятельность, викшипта — рассеянность, экагра - сосредоточенность, нироддха - сдержанность. Каждое такое состояние представляет собой некоторое подавление модификаций ума. К тому же одно состояние читты исключает другие. Так, любовь и ненависть по своей природе противоположны и несовместимы друг с другом. Но все же йога не может быть достигнута на любой ступени ума. На первой ступени читта находится под влиянием элементов раджас и тамас, притягивается чувственными объектами и служит для достижения знаний. Ум переключается с одного объекта на другой, ни на одном не останавливаясь. Это состояние ни в коей мере не способствует йоге, потому что оно не помогает нам контролировать ум и чувства. Вторая ступень обусловлена избытком в уме элемента тамас и поэтому означает тенденцию к пороку, невежеству, сну и т. п. На третьей ступени — рассеянности - ум свободен от влияния тамаса и соприкасается только с раджас. На этой ступени он обладает способностью проявлять все объекты и совершать добродетельные поступки, познавать и т. п. Это — стадия временного сосредоточения ума на некотором объекте, которая следует за рассеянностью. Такое состояние не может быть названо йогой, потому что в нем не прекращаются полностью ни модификации ума, ни наши тревоги, как и не уничтожаются наши страдания от ошибочного знания и как не уничтожается все остальное. Четвертой ступенью ума является сосредоточенность. На этой ступени ум очищается от примеси элемента раджас и становится совершенным проявлением саттва. В результате появляется длительное сосредоточение ума на некотором объекте, что позволяет раскрыть его истинную природу и подготовить почву для полного прекращения всех модификаций ума. Однако и в этом состоянии ум продолжает думать или размышлять о некотором объекте, так что и здесь умственные процессы не прекращаются полностью. На последней ступени кончается всякая умственная деятельность, даже концентрация, характерная для предыдущей стадии. В этот момент полностью прекращаются всякая деятельность и смена его состояний, и ум полностью впадает в свое начальное устойчивое состояние спокойствия и безмятежности. Последние две ступени помогают нам подойти к йоге, поскольку они представляют собой эффективное средство проявления в уме элемента саттва и тем самым содействуют достижению конечной цели -освобождения. Фактически твердо установленное состояние сосредоточения называется «сампраджнята йога», то есть экстазом созерцания, при котором достигается ясное и отчетливое осознание объекта размышления. Это состояние называется также «самаиатти» или «сампраджнята самадхи», потому что ум в этом состоянии целиком вкладывается в объект и принимает форму самого объекта. Точно так же состояние нируддха называется «асампраджнята йога», потому что трансформации ума в этом состоянии прекращаются. В этом заключается состояние экстаза, при котором прекращаются все переживания, предметы не являются нам. Оба эти вида самадхи известны под общим названием «самадхи», или прекращение изменений ума, поскольку они способствуют самосовершенствованию. Известны два главных вида йоги — сампраджнята и асампраджията. Сампраджнята, делится на четыре вида в соответствии с разнообразными предметами раздумья. Когда ум сосредоточивается на материальном объекте внешнего мира, например изображении бога или богини, то такое сосредоточение называется «савитарка». Затем необходимо сконцентрироваться на мелких объектах или тонких сущностях физических вещей. концентрация ума на этих объектах называется «савичара самадхи». Третий вид сампраджняты полагает обращение к некоторым еще более мелким объектам (чувствам), и сосредоточение на них ума до тех пор, пока не выразится их истинная натура в том, что называется санаида. Последний вид сампраджняты называется «са-смита», поскольку относящийся к нему объект - асмита - личная субстанция, с которой Я обычно отождествляет себя. Достижение этой стадии сосредоточения позволяет осознать истинную природу эмпирического я. Но это также проливает некоторый свет на то, что. Итак, ум-читта постигает природу различных объектов внутри и вне тела, постепенно отрешаясь от них, до тех пор, пока совсем не освободится от мысли о каких бы то ни было объектах и не достигнет асампраджнята самадхи-йоги par exellence. Она кладет конец всяким модификациям ума, и мы уже не связываемся ни Конечная стадия сампраджняты иногда называется «дхармамсгха самадхи», потому что она указывает йогинам на блаженство самопознания с одним объектом. Эта стадия йоги является последней, потому что при ее достижении весь мир объектов перестает оказывать свое действие на йогина и существовать для него. Находясь в этом состоянии, -пребывает в своей собственной сущности как чистое сознание, наслаждаясь спокойным созерцанием обособленного самосветящегося существования. При наступлении этого состояния достигается конечная цель жизни, а именно: освобождение, свобода от всяких мучений и страданий. Вся жизнь - это стремление к миру и спокойствию, а также поиски средств для их достижения. Йога представляет собой один из духовных путей, ведущих к желанной цели полного избавления от всяких несчастий через осознание различия -от тела, ума и своего я. Но эта конечная цель не может быть достигнута сразу всеми. Если бы даже можно было сразу достичь состояния йоги и тем самым освободиться от страданий, то оставалась бы возможность последующего их возвращения, ибо все впечатления и тенденции ума-читты вследствие его прошлых и настоящих действий сохраняются. Требуются длительные и ревностные усилия, чтобы твердо держаться в состоянии йоги и разрушать влияния различных видов прошлых и настоящих карм. С этой целью необходимо в течение длительного времени прилежно и тщательно исполнять все ритуалы йоги. В следующем разделе будет дано объяснение различных средств применения йоги. Имеется три главных пути йоги: джняна, бхакти и карма. Человек в зависимости от своих способностей, характером должен избрать один из них и следовать ему. Философы утверждают, что для того чтобы познать йогу и достичь полного освобождения нужно иметь очищенный ум и стремление к познанию.Для очищения ума в йоге есть восемь средств: 1) яма (воздержание), 2) нияма (культура), 3) асана (положение), 4) пранаяма (контроль за дыханием), 5) пралья-хара (выключение чувств), 6) дхарана (внимание), 7) дхьяна (созерцание), 8) самадхи (сосредоточение). Эти средства йоги помогают достичь йоги. При их регулярном применении можно достичь йоги. 1.Первое правило йоги – яма, заключается в воздержании от нанесения вреда любому виду жизни, правдивости в мыслях и словах, заповеди «не укради», контроле над чувственными желаниями и страстями и, наконец, нестяжательстве, отклонении даров. То, что здоровый ум пребывает в здоровом теле и что ни ум, ни тело не могут быть здоровыми у человека, который не контролирует своих страстей и сексуальных импульсов,- это психологический закон. Человек не может сосредоточить своего внимания ни на одном объекте, когда он отвлекается на злонамеренные, преступные и другие порочные дела. Это объясняет необходимость полного воздержания йогина от всяких порочных поступков и стремлений, если он собирается в состоянии сосредоточения познать. 2.Второе средство достижения освобождения - это нияма - культура. Суть ее заключается в развитии следующих положительных навыков, или привычек: а) шауча, то есть поддержание чистоты тела и принятие чистой пищи (так называемое бихья — внешнее очищение), а также очищение ума посредством воспитания хороших эмоций и чувств (таких, как дружелюбие, доброжелатель-нос гь, бодрость) ради того, чтобы сделать добро другим людям, невзирая па их пороки (это называется «абхьянтара», то есть внутреннее очищение); б) сантота - привычка довольствоваться тем, что приходит само собой без излишних усилий; в) тапас -умерщвление плоти, которое состоит в привычке переносить холод, жару и т. п. и соблюдении аскетических обетов; г) сва-дхьял - привычка к регулярному чтению религиозных книг и, наконец, д) Йшварапранид-хана - размышление о боге и смирение перед ним. 3.Асана — это дисциплина тела, которая состоит в умении занимать прочные и удобные положения. Имеются различные виды асаны—падмасана, вирасана, бхадрасана и т. д. Их можно изучить надлежащим образом только под руко-водслвом специалистов. Дисциплина тела столь же необходима для достижения сосредоточения, как и дисциплина ума. Если тело не свободно от болезней и других вредных влияний, то достигнуть сосредоточения очень трудно. Исходя из этого йога устанавливает детально разработанные правила для поддержания здоровья тела и подготовки его в качестве вместилища для сосредоточенной мысли. Система йоги предписывает ряд правил для сохранения жизненной энергии, укрепления и очищения тела и ума. Асаны — положения тела, рекомендованные в системе йоги,- являются эффективными методами, с помощью которых тело может быть частично предохранено от болезней и все члены его, в особенности нервная система, могут должным образом контролироваться, что предотвратит и нарушения деятельности ума. 4.Пранаяма состоит в глубоком вдыхании, задержании дыхания и выдыхании в течение определенного промежутка времени. Детали этого процесса должны быть изучены у специалиста. Дыхательные упражнения полезны для укрепления сердца и улучшения его деятельности, что признается врачами (пациентам со слабым сердцем они в определенных случаях рекомендуют прогулки, восхождения и т. п.). Йога идет дальше и предписывает контроль дыхания для сосредоточения ума, потому что это способствует устойчивости тела и души. До тех пор пока продолжается дыхание, ум также испытывает колебания и замечает вдыхание и выдыхание воздуха. Когда же дыхание приостанавливается, ум приходиг в состояние ничем не нарушимого сосредоточения. С помощью упражнения в контроле за дыханием можно приос1анавливать дыхание на долгое время и тем самым продлить состояние сосредоточения. 5.Пратьяхара состоит в недопущении чувств к соответствующим виешним объектам и сохранении их под контролем ума. Когда чувства эффективно контролируются умом, ими руководят не соответствующие природные предметы, а сам ум. Поэтому в таком состоянии ум не подвергается действиям зрительных образов и звуков, проникающим через глаза и уши, но подчиняет себе эти чувс1ва и заставляет видеть и слышать свои собственные объекты. Достичь такого состояния очень трудно, но возможно. Это требует твердой воли и длительной практики в достижении господе гва над своими чувствами. Вышеперечисленные пять средств достижения освобождения — воздержание, культура, положение тела, контроль за дыханием и контроль над чувствами — считаются внешними помощниками йоги. По сравнению с ними остальные три средства должны считаться внутренними, потому что они непосредственно относятся к некоторому роду йоги; это — внимание (дхарана), созерцание (дхьяна) и сосредоточение (самадхи). 6.Внимание - это дисциплина ума, состоящая в сосредоточении, фиксации ума-читты на желаемом объекте. Объект, находящийся в сфере внимания, может быть частью тела (пуп, переносица и т. д.) или внешним (луна, образы богов и т. д.). Способность прочно сосредоточивать внимание на некотором объекте является испытанием пригодности для подъема на следующую, высшую стадию йоги. 7.Созерцание - следующая ступень йоги. Оно означает равномерное течение мысли около и даже вокруг объекта внимания. Это-спокойное рассмотрение объекта без какого-либо перерыва или нарушения. В результате мы получаем ясное и отчетливое представление объекта, и прежде всего - его частей и аспектов. Но с помощью длительного размышления ум может развить частичное представление объекта в полное и живое его представление. Таким образом, созерцание раскрывает реальность рассматриваемого объекта для ума йогина. 8.Сосредоточение -это конечная ступень в практике йоги. На этой ступени ум настолько глубоко поглощен объектом созерцания, что он теряет себя в объекте и не имеет никакого представления о самом себе. В состоянии созерцания мышление и объект мысли остаются различными и самостоятельными состояниями сознания. В состоянии же сосредоточения мышление не отличается от своего объекта, а принимает его формул и теряет себя. Таким образом, в уме отчетливо остается только объект мысли, и мы даже не знаем, происходит ли там также и процесс мышления. Здесь следует отметить, что «сосредоточение '(самадхи) как средство отлично от йоги (самадхи), которая была определена ранее как одерживающее начало ума». Первое есть только средство достижения последнего, являющегося его целью. Эти последние три ступени в практике йоги называются внутренними средствами. Они должны иметь один и тот же объект, который прежде всего должен войти в сферу внимания, затем подвергнуться рассмотрению и, наконец, явиться предметом сосредоточения. Объединенные таким образом, они составляют самяму, весьма необходимую для достижения самадхи-йоги. Утверждают, что благодаря практическому применению йоги на ее различных стадиях йогин приобретает особую силу. Так, йогины могут приручать всех животных, включая даже диких зверей; доставать любую вещь с помощью простого желания; знать непосредственно прошлое, настоящее и будущее; вызывать сверхъестественные зрительные образы, звуки и запахи и видеть тончайшие сущности, ангелов и богов. Они могут также видеть через закрытые двери, проходить через каменные стены, делаться невидимыми, появляться в одно и то же время в различных местах. Но в то же время система йоги призывает всех религиозно настроенных людей не применять йогу ради этих целей. Йога служит достижению освобождения. Йогин не должен поддаваться соблазну обретения сверхъестественных сил. Он должен преодолевать этот соблазн и двигаться вперед до тех пор, пока не придет к концу путешествия, а именно: к освобождению.
Бог и йога.
Йога одна из тех вер в которой присутствует бог, он существует как теоритически так и практически. Сам Патанджали при решении теоретических вопросов нуждается в боге. Он считает, что почитание богу используется для окончательного достижения самадхи (отключения ума). Другие истолкователи йоги выражали чисто абстрактный интерес к вопросу о существовании бога, рассуждая о нем и обосновывая его бытие. Согласно йоге, бог – это что-то верховное, находящееся выше всех существ. Бог - это что-то совершенное, вечное, всемогущее и всезнающее. Так как все существа на земле могут подвергаться несчастьям и радостям, занимаются хорошими и плохими делами, подвержены влиянию воспоминаний и впечатлений от них. И только Бог остается свободным от всего этого, он бессмертен, совершенен во всем, знает все, что только можно знать на свете. Он может лишь мыслью поддерживать жизнь всего мира. У него самые светлые и умные познания, он не ограничен в своем могуществе. Его Я, естественно, отличается от я других. Существование бога доказывается с помощью ведов, упанишад и других священных писаниях, которые говорят о существовании бога и о его верховном Я.Поэтому смело можно говорить что по философии йоги бог существует.Поклонение богу является частью практического мира йогина, и так же служит одним из лучших средств достижения сосредоточения. Те, кто искренне верят в бога и поклоняются ему, размышляют о нем и видят его во всех проявлениях жизни. На преданных ему людей, бог посылает добро и делает благоприятным его стремление к достижению йоги.
Йога как цель жизни.
И так выбирая йогу нужно понимать ее смысл, а также поставить себе цель и добиваться ее. Сейчас йога очень популярное движение, но многие просто гонятся за модой и поэтому занимаются ей, а ведь йога требует понимания, осмысления и стремления к познанию этого движения.Проблески этой более совершенной действительности нашей персональной жизни озаряли не только пророков и святых, но и таких философов, как Платон и Аристотель, Кант и Гегель. Физические изучения и современная школа психоанализа внесли немалый вклад в область познания неясных сторон психической жизни. Йога идет дальше, она формулирует отдельные практические методы очищения и самоконтроля, для познания действительного Я. Так как эта система признает существование бога, то она превосходит санкхью. Чтобы правильно понять философию йоги нужно понимать и стремиться ее познать,а также реализовать в жизнь ее цели и истины.
...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский
но не вещь.
Иосиф Бродский