taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре  


Цицерон. Участник процесса зарождения римской философии

 

Сухих Мария

Связи с общественностью и реклама - 102 гр.

 

Цицерон. Участник процесса зарождения римской философии

 

План

    * 1. Введение
    * 2. Общественно-политическая деятельность Цицерона
    * 3. Философское мировоззрение Цицерона
    * 4. Заключение

Ведение

Одним  из  ярких  и  насыщенных образов был  Марк Туллий  Цицерон. Он один из участников зарождения римской философии. Но эта сторона его деятельности наименее известна и почитаема. Он,  прежде всего, известен как оратор - его имя стало нарицательным, менее известен как политический деятель.  Он вошел  в историю  мировой культуры как   представитель    ораторского   искусства   и   римской литературы, как  блестящий стилист. Как политический деятель он имеет  отношение к  той эпохе  и к  тем событиям, которые интересуют, прежде всего, историков и политологов. Философский же аспект его деятельности остается менее явным.

Традиционно сложилось так, что никто не спорит о достоинствах  Цицерона как  оратора и ритора. Но постоянно ведутся  споры   вокруг  Цицерона - философа.  

Именно по причине того, что в основном Цицерон рассматривается как оратор, появилось желание узнать о нем как о философе. Составить полное мнение о его мировоззрении невозможно без анализа всей его деятельности.

Таким образом, Цицерон - римский оратор, философ и государственный деятель. Как по внутренним причинам (разносторонности его способностей и деятельности), так и по внешним (обилию источников), это - самая богатая из всех завещанных нам древним миром личностей.

 

 

 Глава 1. Общественно-политическая деятельность Цицерона

Марк Туллий Цицерон (106 - 43 гг. до н.э.) - оратор, писатель, философ и государственный деятель. Он стоял у истоков повествовательной римской прозы.

Цицерон был приверженцем свободы и республики, он защищал свои идеалы в обличительных речах, которые в литературе принято называть жанром «хулы» или «поношения».

Начало ораторско-адвокатской деятельности Цицерона приходится на годы тирании (82 - 79 гг.) Суллы (римский государственный деятель и военачальник, диктатор (82 до н. э.-80 до н. э.), основоположник сулланской партии и главный соперник Мария, организатор кровавых проскрипций).

Одну из первых своих речей, дошедших до нас, «В защиту Росция», Цицерон произнес в порицание вольноотпущенника и любимца упомянутого выше диктатора, что было рискованным шагом во время, когда Сулла широко использовал проскрипционные казни (проскрипция (лат. proscriptio от proscribere - «письменно обнародовать, оглашать») - в Древнем Риме - список лиц, объявленных вне закона). Опасаясь мести диктатора, выигравший процесс Цицерон отправился в Афины, где продолжил изучать философию и риторику. Это первый вынужденный пятилетний перерыв в общественной деятельности Цицерона. Он сумел обратить его себе на пользу, посвятив время самообразованию и намного расширив свой культурный горизонт.

Вершина политической деятельности Цицерона - его консульство в 63 - 64 гг., когда он смело и красноречиво выступает против нового претендента в тираны - Катилины.

Его избранию в консулы способствовало то, что его соперник, Катилина, открыто говорил о своей готовности к революционным преобразованиям в случае получения должности консула. Это сильно обеспокоило римлян, и предпочтение было в итоге отдано Цицерону.

После поражения на выборах, Катилина начал готовить заговор с целью захвата власти, который Цицерону удалось раскрыть. Четырьмя сенатскими речами против Катилины, считающимися образцами ораторского искусства, Цицерон вынудил Катилину бежать из Рима в Этрурию. В последовавшем заседании Сената, которым он руководил, было решено арестовать и казнить без суда тех заговорщиков, которые остались в Риме, так как они представляли собой слишком большую угрозу государству, и обычные в таких случаях меры - домашний арест или ссылка - были бы недостаточно эффективны.

Четыре речи Цицерона против Катилины - лучшие из дошедших до нас пятидесяти восьми речей. После разоблачение заговора против республики, Цицерон приобретает большое политическое влияние.

Но вскоре ему приходится сложить с себя консульское звание и покинуть Рим.

Это вторая вынужденная пауза в общественной деятельности Цицерона. В это период он создает трактаты «Об ораторе», «О законе», «О государстве». Его волнуют главным образом политические, общественные, государственные проблемы.

Как пишет Чанышев А.Н. в «Философии Древнего мира» - «Цицерон все еще ставит на первое место именно гражданственную функцию философии и науки, он их не разделяет и тем более не противопоставляет, подчеркивая в своем трактате (I. XX, 33), что римлянам следует изучать те «науки, которые могут сделать... [граждан] полезными государству. «Науки» (философия для него тоже наука) только тогда имеют смысл, если благодаря им граждане становятся лучше, счастливее, полезнее своему отечеству».

Третий период вынужденной общественной бездеятельности Цицерона наступает, когда распадается Первый Триумвират (Красс, Помпей, Цезарь). В итоге к власти приходит Цезарь. Он прощает Цицерона, который поддерживал Помпея, и отправляет того в ссылку.

В этот период Цицерон активно занимается писательским творчеством. Он создает трактаты «О природе богов», «О пределах добра и зла», «Академика», «Катон, или О старости», «Лелий, или О дружбе», «Тускуланские беседы».

«Поздний Цицерон не ограничивает себя общественной проблематикой и обращается к философии как к таковой. Он ставит перед собой благородную задачу - донести до римлян греческую философию, сделать ее максимально занимательной, показать, что философия возможна не только на греческом, но и на латинском языке» (Чанышев А.Н.).

Но для Цицерона остается главной общественная деятельность, и когда возникает возможность к ней вернуться, он ее воспользовался. Это произошло после убийства Цезаря. Таким образом, он вернулся от «чистой» философии к философии гражданской, а от нее к общественной деятельности.

После смерти Цезаря возникает борьба за власть между Марком Антонием и молодым Октавианом, наследником Цезаря, он принял сторону последнего, считая, что сможет манипулировать юношей и с его помощью добиться власти. Цицерон решает, что со смертью диктатора республика может быть восстановлена. С целью ослабления позиции Антония, он произнес 14 направленных против него речей, которые он назвал «филиппиками» по аналогии с речами Демосфена, в которых он обличал Филиппа Македонского. Однако, когда Октавиан, благодаря поддержке, оказанной ему Цицероном, пришёл к власти, он заключил союз с Антонием и Лепидом, образовав Второй Триумвират. Антоний добился того, чтобы имя Цицерона вошло в проскрипционные списки «врагов народа», которые триумвиры обнародовали немедленно после образования союза.

Цицерон был убит при попытке к бегству в декабре 43 г до н. э.

Глава 2. Философское мировоззрение Цицерона

Первая глава подводит к пониманию того, что философская деятельность не была для Цицерона на первом месте. Главным образом его всегда волновали общественные, государственные, политические проблемы. Он занимался философией лишь в периоды общественно-политического бездействия.

Цицерон как философ представляет собой явление настолько оригинальное в смысле первичного творчества философской мысли, сколько индивидуальное и самостоятельное в смысле выборки начал греческой философии и соединение их в единое целое, органическое, запечатленное личным суждением.

Большинство исследователей разделяют работы Цицерона на три категории:

- сочинения, развивающие учение о государстве;

- сочинения, трактующие чисто философские проблемы (теория познания, этика, теологические вопросы) - теоретическая философия;

- сочинения, посвященные обсуждению вопросов прикладной, практической морали - практическая философия.

К первой группе следует отнести диалоги «О государстве», «О законах», к последней - «Катон, или О старости», «Лелий, или О дружбе», ко второй же - все остальные философские произведения Цицерона.

Этого же мнения придерживается Утченко С.Л., автор книги «Цицерон и его время». Просмотрев некоторые из сочинений Цицерона, я согласилась с такой классификацией, хотя она, как и любая другая будет условна.

Политике посвящены два крупных сочинения, которые сохранены далеко не в своем первоначальном объеме: «О государстве», в шести книгах, и «О законах», не менее пяти книг. Эти трактаты написаны в первый период общественного бездействия Цицерона.

В трактате «О государстве» обсуждается вопрос о лучшей форме государства. Установив принцип, что лучшая форма государства предполагает гармоническое слияние трех основных начал - монархического, аристократического и демократического - автор находит, что наиболее приближается к этому идеалу римская конституция (первая книга). «(XXIII, 41) [Я считаю] ... наилучшим государственным устройством такое, которое, с соблюдением надлежащей меры будучи составлено из трех видов власти - царской, власти оптиматов и народной, и не возбуждает, наказывая, жестоких и злобных чувств ... (Ноний, 342, 28)» Цицерон. Во второй дается исторически обзор развития этой конституции; в третьей происходит спор о том, должна ли справедливость быть основанием государства или нет. Решив спор в пользу справедливости, Цицерон толкует о воспитательной роли государства (четвертая книга). В пятой характеризуется республиканский руководитель государства. Содержание шестой книги нам неизвестно; сохраненный конец ее содержит знаменитый "Сон Сципиона о небесной жизни добрых".

Сочинение "О законах" составляет приложение к предыдущему и содержит законы, соответствующие лучшей форме государства, так как таковой было признано римское государство, то и законы даются римские, с незначительными изменениями против существующих. Отсюда важность этого сочинения как источника сведений о римской конституции. Нам сохранены только три первые книги; из них первая посвящена обсуждению основных вопросов (как вселенная, ввиду общности природы всех своих составных частей, держится и зиждется на их взаимном соответствии, так все люди, объединенные природой, враждуют между собой вследствие злонравия своего и не понимают, что они родственны по крови и находятся под одной и той же защитой. Если бы люди это соблюдали, они вели бы поистине жизнь божественную (Лактанций, Instit. div., V, 8, 10)), вторая - сакральной администрации, третья - государственному праву.

Почти во всех философских сочинениях Цицерона выдержана диалогическая форма, исключение составляют лишь сочинения "О роке" (форма доклада), "Парадоксы" (форма так называемая "диатрибы", т. е. оживленного рассуждения автора, который сам себе предлагает вопросы и отвечает на них) и "Об обязанностях" (форма послания отца сыну).

В теоретической философии на вопрос имеются ли критерии для различия реальных представлений от нереальных, Цицерон отвечает отрицательно ("Академика."). Переходя от теории познании к метафизике, Цицерон ставит вопрос о божестве, его бытии и естестве. По мнения Цицерона, голос сердца нам говорит о существовании божества, но разум не может привести выдерживающие критику доказательства в его пользу ("О природе богов"). К метафизике, затем, относится вопрос о необходимости и свободе воли, другими словами, о роке. Цицерон отвергает идею рока не только в форме, известной как фатализм, но и признает принцип свободы воли ("О роке").

«...в ряде своих философских диалогов Цицерон полемизирует как против целых направлений, так и против отдельных философов и их положений. Например, в диалоге «О государстве» наряду с самой высокой оценкой Платона можно встретить прямые и открытые выпады против него. Цицерон здесь (устами Сципиона) заявляет: ему легче следовать избранной теме, показав римское государство на различных стадиях его развития, чем рассуждать о каком-то вымышленном государстве, как это делает Сократ у Платона. В дальнейшем полемика против Платона перерастает в полемику вообще против греческих образцов и канонов. В других трактатах Цицерона (например, «О природе богов», «О предвидении», «О судьбе») мы уже наблюдали его критическое отношение к целым философским школам - к эпикуреизму, стоицизму и, наоборот, его симпатии к новой Академии. Что касается этих симпатий, то впервые о них он заявил довольно рано, в 63 г., и не в философском трактате, а в одной из уже известных нам речей, где он всячески высмеивал учение стоиков» Утченко С.Л.

Практическая философия Цицерона посвящена ответу на вопрос «Как жить?». Ответ этот дает нам та же природа, которая дала нам и самую жизнь: "Кто следует руководительству природы, тот никогда не будет заблуждаться". Этот стоический принцип Цицерон ставит во главу угла своей практической философии. Если бы человек был предоставлен влиянию одной только природы, то он бы ни в чьих наставлениях не нуждался; но так как воспитание и среда извратили его природные наклонности, то нужна руководительница, которая бы разъяснила ему голос природы, и эта руководительница - философия (практическая). Природу, однако, следует понимать не в ее примитивности, а в ее совершенстве. Усовершенствованная природа человека - это его разум. Понятая так природа сказывается в четырех основных стремлениях человеческой души: 1) стремлении к познанию, 2) стремлении к общительности ("социальном инстинкте"), 3) стремлении к первенству и 4) стремлении к порядку и гармонии. Этим четырем стремлениям соответствуют четыре кардинальных добродетели: мудрость, справедливость, мужество и умеренность (= уравновешенность), из коих последняя состоит в согласованности «общей натуры» человека как такового с «личной натурой» каждого человека в отдельности: «Человек всячески должен стремиться к сохранению и развитию личных черт своего характера, поскольку они не порочны» (индивидуализм Цицерона). Каждое из четырех стремлений является источником особого круга обязанностей; из них, однако, стремление к первенству, склонно заменять соображения нравственного долга соображением практической пользы, а последнее, в свою очередь, склонно скрещиваться с соображением нравственного долга и требует поэтому особого исследования. Стремление к общительности заставляет нас служить людям; стремление к первенству склоняет нас к тому, чтобы заставлять людей служить нам. Самых грозные враги человека: старость, боль и смерть. В «Тускуланских беседах» Цицерон задает риторический вопрос: «Возможна ли в жизни радость, когда денно и нощно приходится размышлять, что тебя ожидает смерть?». Однако, не стоит сводить проблематику Цицерона к проблеме жизни и смерти, потому что он пытается убедить себя в том, что смерть не страшна. Дружба и слава - два высших блага жизни, следует, однако, в обоих случаях отличать истинную дружбу и истинную славу от ложной - от лести в первом, популярности во втором случае. Истинная дружба и истинная слава имеют своим основанием и условием добродетель ("Лелий" и "О славе") - ту же добродетель, которая является для нас источником обязанностей и дает нам возможность торжествовать над врагами нашей жизни ("Тускунские беседы", V).

         В завершении моей работы необходимо дать общую оценку философии Цицерона. Сам Цицерон не скрывал, что отдельные части философского знания заимствованы им у его предшественников. Он видел своя заслугу лишь в том, что он на своем собственном языке передал учения и исследования своих предшественников. Известно высказывание Цицерона по поводу своих собственных философских трудов в одном из писем Аттику: «Что касается латинского языка, не беспокойся. Ты спросишь: как пишешь ты подобные вещи? Но ведь это - копии, они не доставляют мне особого труда. Я лишь подыскиваю слова, а ими я располагаю в изобилии».

         Римская философия ведет свое начало с Цицерона, а с нею - и философия романтизированного Запада.

         Заключение

В первой главе реферата рассказывается об общественно-политической деятельности Цицерона. Я не ставила перед собой задачи полностью изложить его биографию. Я лишь обозначила основные периоды его философской творческой активности, и что к ним вело.

Для написания реферата я выбрала Цицерона, так как, на мой взгляд, его основная деятельность напрямую связанна с деятельностью PR-специалиста. Одна из целей PR - достижение и понимание со стороны общества, завоевание доверия. Цицерон своими сочинениями не раз убеждал других в своей правоте. Например, в 70-ом г. до н.э. каскад его речей против Гая Вереса, наместника Сицилии, поднял такую волну возмущения, что правитель был вынужден еще до окончания суда отправиться в изгнание.

Своими выступлениями Цицерон создавал общественное мнение, в то время как оно является объектом деятельности в PR.

В наше время исследователи перестали ограничиваться изучением Цицерона лишь как оратора и видного общественного деятеля, сейчас его философское мировоззрение стало изучаться также внимательно.

Так, например, Утченко С.Л., говорит: «...это наименее известный, наименее «почитаемый» аспект его деятельности. Уточняя теперь это утверждение, мы должны сделать по крайней мере две оговорки. Во-первых, следует подчеркнуть, что в давно сложившемся и общепринятом мнении о Цицероне-философе как о малосамостоятельном мыслителе, как об эклектике виноват в значительной мере сам Цицерон. Во-вторых, подобное отношение существовало далеко не всегда: в эпоху утверждения и распространения христианства, христианской литературы философские труды Цицерона котировались как раз чрезвычайно высоко».

Как сказано в работе, Цицерон считал вполне возможным и правомерным соединять отдельные, с его точки зрения наиболее правильные, черты различных философских систем. Примерами этого могут послужить его трактаты «О границах добра и зла», «Об обязанностях».

Не только Утченко С.Л. высоко оценивает философскую деятельность Цицерона. Майоров Г.Г. считает, что «...величайшее значение Цицерона как философа состоит в том, что он, как никто другой из его современников, включая даже Лукреция и Саллюстия, выразил в своих книгах римскую самобытность, передал в них тот особый комплекс идей и представлений, который сложился под воздействием исторических факторов той эпохи в особое римское самосознание, отличное от самосознания греков, но все такое же античное. Достигнув зрелости, это самосознание требовало своего выражения в культуре вообще и в философии в частности. И оно нашло своего наилучшего выразителя именно в Цицероне».

Я считаю, что Цицерон предстает перед нами как незаурядный мыслитель. И соглашусь с тем, что философия Цицерона представляет большую ценность. Нельзя отрицать, что он  внес ощутимый вклад в развитие человеческого общества, его материального и духовного бытия.

       Литература

    * 1. Утченко С.Л. Цицерон и его время. - М. : Мысль, 1986. - 352 с.
    * 2. Цицерон Марк Туллий. Диалоги: О государстве; О законах. - М., 1994. - 174 с.
    * 3. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира: Учеб. Для вузов. - М. : Высш. шк., 2001. - 703 с.





...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский