Учение Парменида о бытии.
Учение Парменида о бытии.
Введение.
Наряду с пифагореизмом, без которого невозможно представить античную философию и культуру, в «Великой Греции» (общее название греческих полисов на острове Сицилия и на юге Аппенинского полуострова) существовала элейская школа, чья философия была нова и непривычна для своего времени.
Основателем и одним из важнейших представителей был философ Парменид, изложивший свое учение о бытии в поэме «О природе».
Цель моей работы – выявить основные положения учения Парменида согласно его произведению и выяснить, могут ли его тезисы быть полезны для человека в современном мире.
1. Элейская школа.
Элейская школа (получившая свое название от южноиталийского города Элея) – одна из древнегреческих философских школ (конец VI – первая половина V веков до нащей эры), к которой относятся Парменид, Зенон Элейский и Мелисс (который считается родоначальником школы). В отличие от большинства досократиков, элеаты занимались не вопросами естествознания, а разработкой теоретического учения о бытии (сам термин впервые был предложен именно в Элейской школе).
Философы элейской школы отличались от современников-пифагорейцев тем, что начали развивать отвлеченное мышление. Бытие – вечно, едино и неизменно, небытие не существует. Истинным может быть только разумное знание, в то время как чувственное – мнимо. Таким образом, в результате размышления о мире элеаты пришли к отрицанию множественности и движения, что выделяло эту школу из господствующих тогда философских учений.
2. Парменид.
Хронологически первым деятелем школы был Парменид (родился около 540 г. до н. э.) – истинный основатель элейской школы.
Сведения о времени жизни Парменида достаточно противоречивы. Диоген Лаэрций упоминает о том, что акмэ (сорокалетие) Парменида приходится на 504-501 годы до нашей эры, т.е. в данном случае Парменид оказывается практически ровесником Гераклита. В то же время, Платон сообщает, что шестидесятилетний Парменид беседовал с юным Сократом, а это означает, что Парменид был намного моложе и Гераклита, и Ксенофана и родился приблизительно в 515 году до нашей эры. Мнение Платона как будто подтверждает и свидетельство о том, что Парменид был одно время учеником Ксенофана. Однако прав, скорее, Диоген, а не Платон, который предпочитал художественность фактам.
Будучи гражданином только что основанной Элеи, Парменид выступал также в роли законодателя.
2.1. «О природе. Пролог».
Философское учение изложено Парменидом в сочинении «О природе», написанном стихами. По содержанию оно делится на «Пролог» и две другие части: от первой сохранилось приблизительно девять десятых, от второй - одна десятая.
В «Прологе» рассказывается о фантастической поездке юного Парменида к богине справедливости, правосудия и возмездия Дике, в уста которой философ вкладывает свои мысли. Путь к богине описан в образах: карета, запряженная "мудрыми конями", в которой по всей Вселенной летит на встречу с богиней Парменид; управляющие ею Девы Солнца; Ворота путей Дня и Ночи; Правда, стерегущая двойные ключи от этих ворот. И, наконец, сама Дике. Она приветствует юношу, берет его за правую руку и начинает говорить.
2.2. «О природе. Путь Истины».
В первой части поэмы - "Путь Истины" - богиня раскрывает Пармениду учение об истинном и умопостигаемом бытие, которое чуждо большинству смертных. Здесь ставятся две важнейшие философские проблемы: вопрос об отношении бытия и небытия и вопрос об отношении бытия и мышления, которые могут быть решены только разумом.
Уже в начале этой части поэмы появляется дилемма, на которой строится вся философия Парменида: есть – не есть. Есть - это то, что не может не быть, это бытие. Не есть - это, наоборот, то, что не может быть, т.е. небытие.
И здесь впервые в античной философии Парменид приводит логические доказательства в пользу своего мнения, так как до него философы либо высказывали истины, либо опирались на аналогии и метафоры. Например, главное доказательство несуществования небытия в том, что его невозможно познать, невозможно выразить в слове. Небытие - немыслимо, невыразимо, следовательно оно не может существовать. Более того, сама мысль о небытие является доказательством того, что небытие не существует. Мысль о небытие предполагает существование данного небытия, так как иначе не о чем было бы мыслить. Значит небытие существует. Но если небытие существует, то оно в таком случае является бытием. Следовательно, сама мысль о существовании небытия доказывает как раз обратное - то, что небытие не существует («Можно лишь то говорить и мыслить, что есть: бытие ведь есть, а ничто не есть»). Существует же лишь только то, что мыслимо и выразимо в словах, т.е. бытие («что "есть" и "не быть никак невозможно": это - путь убежденья, которое Истине спутник»).
Однако на пути истины разум ждут «западни», попав в которые, он никогда не придет к истине. Первая «западня» состоит в допущении существования небытия («не есть» и «не быть должно неизбежно»). Вторая «западня» говорит о том, что бытие и небытие тождественны и нетождественны. Здесь допускается как и существования небытия (первая «западня»), так и отождествление его с бытием, а затем отрицание этого тождества:
«Прежде тебя от сего отвращаю пути изысканья,
А затем от того, где люди, лишенные знанья,
Бродят о двух головах. Беспомощность жалкая правит
В их груди заплутавшим умом, а они в изумленьи
Мечутся, глухи и слепы равно, невнятные толпы,
Коими "быть и не быть" одним признаются и тем же
И не тем же, но все идет на попятную тотчас».
В этих строках Парменид говорит о том, что одна голова не может вместить два взаимоисключающих тезиса. Невозможно мыслить о том, что бытие и небытие тождественны и нетождественны одновременно, также как нельзя думать о существовании небытия, так как это означало бы его равенство бытию. Таким образом, Парменид подошел к закону запрещения противоречия – главному закону мышления.
Этим двум «западням» - ложным тезисам – Парменид противопоставляет свою точку зрения, то есть убеждение в том, что есть бытие, а бытия нет вовсе, - убеждение, которое поможет не ошибиться на пути истины. Доказывая тезис о существовании бытия через отрицания существования небытия, Парменид обращается к вопросу о бытии и мышлении.
Философ признает существующим лишь то, что можно осмыслить и выразить в словах. Богиня Дике говорит: «... Ибо мыслить - то же, что быть...». В этой фразе Парменид формулирует идею совпадения, тождества бытия и мышления. Более того, самое главное доказательство существования бытия и состоит в том, что его можно осмыслить. Однако Парменид ошибочно связал предмет чувства (вещь) и предмет мысли, ведь из этого следует, что критерием бытия является его мыслимость. Философ был прав, когда говорил, что подлинно существует лишь то, что может быть предметом мысли (так как в чувственном восприятии много кажущегося), но ошибался, думая о том, что все мыслимое существует.
2.2. «О природе. Путь мнения».
Рассказав о бытии, небытии и мышлении, Дике резко прерывается:
«Здесь достоверное слово и мысль мою завершаю
Я об Истине: мненья смертных отныне учи ты,
Лживому строю стихов моих нарядных внимая».
Начиная рассказ о мнениях смертных, Богиня обещает Пармениду, что он узнает «природу эфира и все, что в эфире,
Знаки, и чистой лампады дела лучезарного Солнца
Незримотрворимые, также отсюда они народились.
И круглоокой Луны колобродные также узнаешь
Ты и дела, и природу, и Небо, что все обнимает,
Как и откуда оно народилось, как его приковала
Звезд границы стеречь Ананка...
... как Земля и Солнце с Луною,
Общий для всех Эфир, Небесное Млеко, а также
Крайний Олимп и звезд горячая сила пустились
Вдруг рождаться на свет...».
Однако из сохранившихся строк второй части этого не узнать. Можно узнать лишь то, что в этой части поэмы речь идет о двух природных началах – огне и земле (свете и тьме соответственно).
В картине этого мнимого мира, описываемого Дике, большую роль играют Афродита и ее сын Эрос. Афродита находится в центре космоса и всем оттуда управляет, а Эрос соединяет и связывает противоположное (свет и тьму, мужское и женское). Следовательно, физическая картина мира у Парменида диалектична, но она же объявлена им неистинной.
Зачем Парменид добавил к картине истинного мира картину мира неистинного? На этот вопрос он отвечает устами богини Дике:
«Сей мирострой возвещаю тебе вполне вероятный,
Да не обскачет тебя какое воззрение смертных».
То есть Дике рассказывает кажущееся устройство вещей для того, чтобы мнение смертных не обогнало философа.
2.3. Метафизика Парменида.
В своем учении об истине и во взгляде на познание Парменид пришел к
выводам, которые, с точки зрения обычного восприятия наблюдаемых явлений, казались парадоксальными. Наблюдение, опирающееся на внешние чувства, показывает множественность вещей окружающего нас мира. Парменид отрицает мыслимость множественности. Множественность существует только для чувств. Однако чувства не дают нам истинной картины мира, чувства мнимы. Для мысли, для ума мир представляется как строжайшее единство.
Для чувств все вещи, находящиеся в мире, представляются непрерывно движущимися, изменяющимися: возникающими и погибающими. Но, согласно учению Парменида, это только иллюзия. Истинная картина мира открывается и удостоверяется только умом. Картина эта состоит в том, что мир тождественен, не знает ни возникновения, ни гибели. В самом деле, всякое изменение предполагает, что что-то исчезает в небытие и что-то появляется из небытия. А так как небытия не существует в принципе, то бытие едино, неизменно и «неподвижно лежит в пределах оков величайших». Именно этот тезис о неизменности и неподвижности мира сделал Парменида родоначальником античной метафизики и противником диалектики.
С точки зрения обычного восприятия, мир состоит из отдельных вещей, отделенных одна от другой пустыми промежутками. Однако и здесь Парменид утверждает, что это не достоверная картина мира, а иллюзия, порождаемая обманчивыми чувствами. Напротив, пространство, отделенное от тел, от вещества, не существует, невозможно. Пространство неотделимо от вещества. Ведь разделить бытие, то есть быть пустотой, могло бы только небытие, но его нет.
Ко всем этим положениям, крайне парадоксальным с точки зрения обычного чувственного восприятия и наблюдения, Парменид добавил еще одну мысль: противоположность между истиной и мнением, между знанием совершенно достоверным и знанием, о котором можно сказать, что оно не лишено вероятности, есть лишь правдоподобное предположение.
С тех пор логика и теория познания давно уже выяснили огромное значение вероятностного знания для практики, для науки и для логического мышления. Таким образом, сама по себе мысль Парменида, указывающая на различие, существующее между знанием достоверным и знанием всего лишь вероятным, была мыслью ценной. Парменид связывает достоверное знание с деятельностью ума, а знание вероятное с чувственным восприятием и утверждает, будто чувственное восприятие не может дать истинного знания. Такое знание дает нам только мысль, усмотрение ума.
Заключение.
Учение Парменида сыграло большую роль в истории философии. Философия достигает достаточно высокого уровня абстрактного мышления (предметом размышления становятся бытие и небытие), появляется доказательность, поднимается вопрос о соотношении бытия и мышления – фактически, основной вопрос философии.
В то же время, нельзя сказать, что учение Парменида может быть актуально в современном обществе, так как многие из его тезисов спорные.
· Тезис об отрицании множественности («две взаимоисключающих мысли не могут появиться в одной голове») в настоящее время опровергается практикой, так как для того, чтобы просчитать возможные варианты развития любого события, необходимо допускать противоречащие условия.
· Тезис о неподвижности бытия не может быть полезным в таких современных профессиях, как связи с общественностью, так как специалист такого профиля должен мыслить процессами, а не видеть свою работу как набор статичных состояний.
· Тезис о тождественности бытия и мышления отрицает любой проект, так как, по Пармениду, невозможно мыслить о том, чего нет, но это утверждение неверно, и в доказательство этому можно привести любой проект, существующий только в сознании его исполнителя.
Таким образом, учение Парменида было важным этапом в развитии древнегреческой философии, но в настоящее время применение его утверждений к жизни не помогут осуществить виды деятельности, которые связаны с коммуникацией и проектной работой.
Список литературы:
1. Парменид. О природе // Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики / отв. ред. И. Д. Рожанский. М. : Наука, 1989. С. 296.
2. Асмус В.Ф. История античной философии. М., «Высшая школа», 1965.
3. Чанышев А.Н. История философии Древнего мира: Учебник для вузов. – М.: Академический проект: 2005. – 608 с.
но не вещь.
Иосиф Бродский