taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре  


Философия смерти в буддизме по Бардо Тхёдол

 Грязных Данилы

СО-101

 

Содержание:

Введение

Глава 1. Философские понятия в “Тибетской Книге мёртвых”

Глава 2. Метафизические аспекты “Тибетской Книги мёртвых”

Глава 3. Первичность души в книге мёртвых

Глава 4. Философский смысл перерождения и смысл смертных божеств

Заключение

Использованная литература

 

Введение

 

Причины выбора именно этой темы кроются, скорее всего, в том, что мне вообще интересен буддизм, и в одно время я интересовался самой книгой «Бардо Тхёдол». Так что же это за книга?

Бардо Тхёдол представляет собой книгу наставлений, адресованных мёртвому или умирающему человеку. Она служит путеводителем для мёртвого, в то время, как он находится в состоянии Бардо, которое длится сорок девять дней и характеризуется его нахождением между смертью и новым рождением.  Тибетская книга мертвых является  философско-религиозным трактатом, текст которого включает в себя три разные части. Часть первая – Чигай Бардо, в ней описываются видения в момент смерти. Вторая - Чёнид Бардо – она рассказывает о состоянии сразу после смерти и так называемых «кармических видениях». В третьей же (Сидпа Бардо) — говорится о возникновении инстинкта рождения и явлениях, предшествующих новому рождению. В соответствии  с «Тибетской книгой мёртвых», наивысший уровень понимания и просветления, а значит — предельная вероятность высвобождения — достигается человеком во время смерти. Вскоре после кончины начинаются видения, в конце концов, приводящие к новому рождению,  самое главное, что яркий свет, который был в самые первые моменты после смерти, начинает гаснуть, и видения становятся более мрачными и жуткими. Такая последовательность объясняет отдаление сознания от высшего понимания по мере постепенного приближения к перерождению. Наставления «Бардо Тхёдол», которые гуру произносит над мертвым телом, назначены для того, чтобы на каждой ступени новых иллюзий обращать внимание умершего на постоянно существующие возможности обрести освобождение и объяснять природу его иллюзий.



Глава 1. Философские понятия в “Тибетской Книге мёртвых”

 

«Бардо Тхёдол», оказавшаяся в англоговорящих державах в 1927 году и успешно названная Эванс-Вентцем (издателем этой книги) «Тибетской книгой мёртвых», подняла неподдельный фурор. Она относится к виду тех легенд Тибета, которые заинтересуют не только узконаправленных специалистов, в данном случае буддологов, но и просто любопытных людей, желающих постоянно расширять свой запас знаний о жизни. «Бардо Тхёдол» является довольно ясной концепцией о философии смерти, имеющей в виду обычных людей. Что боги, что демоны в «Книге мертвых» осознаются не иначе, «как сансарические проекции человеческой души», т.е. проекции, появляющиеся из-за бесконечного круга перерождений. «Бардо Тхёдол» рисует как раз философскую часть смерти, с помощью основных своих метафизических. В основах этого сборника наставлений лежит не западное «или-или», а восточное «и-и». Эта идея зачастую для Запада спорная, ведь на Западе как раз отдается предпочтение ясности и недвусмысленности, и благодаря этому возможна такая ситуация, когда один яро отстаивает существование Бога, а второй с не меньшей категоричностью не признает его. Возникает вопрос, а как бы отнеслись приверженцы Западной мысли к нижеследующему высказыванию: «Осознав, что пустота твоего разума есть состояние Будды, и рассматривая её как своё собственное сознание, ты достигнешь состояния Божественного Разума Будды»?

Высказывания такого характера, чаще всего, абсолютно неприемлемы ни для философии, ни тем более для теологии Запада. Наша философия и теология до сих пор находятся на уровне Средневековья, на котором разрешено слушать, обсуждать, разъяснять, защищать и раскритиковывать только определенные моменты, но никак не основополагающие догмы, которые находятся за пределами всяких обсуждений.

 

 

Глава 2. Метафизические аспекты “Тибетской Книги мёртвых”

 

«Бардо Тхёдол» начинается с идеи о том, что собственно душа, обладающая божественной созидательной энергией, делает метафизические утверждения и устанавливает различия между метафизическими понятиями. Душа — не только условие метафизической реальности, но и сама реальность.

В философском смысле это произведение— не описание похоронных традиций, а порядок наставлений для почившего, проводник по области Бардо с её меняющимися иллюзиями, среди коих душа находится на протяжении 49 дней. «Пустота» буддизма — есть не что иное, как состояние за границами каких бы то ни было взглядов или утверждений, и в этот же момент вся полнота всевозможных проявлений пустоты скрытно находится в душе.

На одной из страниц «Бардо Тхёдол» пишется: «Твоё сознание, сияющее, пустое, неотделимо от Великого Источника Света; оно не рождается и не умирает, оно — Немеркнущий Свет, Будда Амитаба».

Таким образом показывается, что душа не только есть нечто маленькое, сколько она есть Всё. Одной из главных идей, дающихся Книгой мертвых, является то, что даже боги есть не что иное, как свечение и отражение своей собственной души. Душа человека предстает перед нами Божеством, а Божество — душой. Душа есть Всё, душа есть ничто. Восточный взгляд на мир с большей лёгкостью принимает этот парадокс.

 

 

Глава 3. Первичность души в книге мёртвых

 

В своем философском смысле «Книга мёртвых» заявляет о первичности души, что довольно значимо, ибо это одно из немногого, в чём мы не можем убедиться в жизни. Наша жизнь до такой степени наполнена вещами, душащими и угнетающими нас, что, окруженные ими как «данностями», мы зачастую даже и не размышляем: кем же они нам «даны»? Мертвый становится свободным от мира «данностей»; задача наставлений «Бардо Тхёдол» — направить его к освобождению. Во время чтения книги пред нами предстаёт интересная мысль о том, что «податель» всего «данного» находится внутри нас.

Суждение о том, что всё свершается «для меня», более естественно и потому более убедительно, чем мысли о том, что всё проистекает «из меня». Может быть, животная природа человека мешает ему видеть себя творцом своих же ситуаций. Вот почему всякие усилия такого характера становились темой для тайных посвящений, оттого немногие посвящённые буддисты скажут об этом прямо. Таким образом, наставления «Бардо Тхёдол» служат для того, чтобы напоминать умирающему о его посвящении, о том, чему учил его учитель. Эти наставления выглядят как посвящение мертвого в Бардо.

 

 

Глава 4. Философский смысл перерождения и смысл смертных божеств

 

Психофилософия Сидпы (одной из составных частей буддизма) определяется жаждой  к жизни и желанием быть снова рожденным. Сидпа Бардо означает Бардо Стремления к Новому Рождению. С точки зрения этой психофилософии мертвый может и не справится категорично отказаться от нового рождения в материальном мире. Согласно учению «Бардо Тхёдол», в каждом из состояний Бардо человек может достигнуть Дхарма-Кайи, преодолев четыре склона горы Меру, и при условии, что на этом пути не собьет его «тусклый свет»... По-другому, умершему нужно яростно противиться желаниям разума — в нашем привычном понимании — и освободиться от правления личного «я», которое разум считает священным. Возможно, это обозначает символическую смерть, каковая соответствует в Сидпе Бардо Страшному Суду. Подобная смерть отожествляется с концом существования и добровольное повиновение «кармическими видениями». «Кармические иллюзии» вызываются верой в волшебный мир, который не согласуется с разумом и не выходит из него, а прибывает результатом свободной фантазии. Каждый благоразумный человек будет предостерегать нас, что всё это очевидный вымысел или бред, и вправду, тяжело с первого раза различить такого рода видения и сумасшествие. Зачастую самого маленького ослабления рассудка достаточно, чтобы вызвать этот мир иллюзий. Тьма и страх, которые главенствуют в нём, схожи с переживаниями, описанными в начале Сидпы Бардо. Но тем временем, содержание этого Бардо обличает кармические видения, возникающие в ужасающем облике. Состояние Чёнид Бардо близко к искусственно вызванному психозу. Эти мучения, аналогичные адским мукам Чёнид, обрисованы в «Книге мёртвых» следующим образом: «И тогда один из Палачей-Мучителей Бога Смерти набросит тебе на шею петлю и повлечёт за собою. Он отсечет тебе голову, вырвет сердце, вывернет чрево, высосет мозг, выпьет кровь; он пожрет твою плоть и изгложет кости, но ты не сможешь умереть. Хотя тело твоё будет разорвано на мелкие части, оно оживёт вновь. И так будет повторяться снова и снова, причиняя тебе ужасную боль и муку».

По Чёнид Бардо, реальность, характеризующая состояние Чёнид,— это действительность разума. «Мысли» являются здесь как нечто истинное, выдумка обретает видимые формы, перед глазами мертвого проносятся ужасные иллюзии, рожденные им самим. Первым средь этих иллюзий возникает всесокрушающий Бог Смерти — олицетворение всех страхов; следом за ним идут 28 «злосильных» и 58 «кровожадных» божеств и богинь. Не Обращая внимания на их демонический облик и беспорядочное смешение чудовищных атрибутов, они все повинуются обусловленной логике. Божества формируют группы, в которых размещаются по четырём направлениям и отличаются символическими цветами. Понемногу открывается, что божества организованы в круги с четырехцветным крестом внутри. Четыре цвета отвечают нижеследующим четырём аспектам мудрости:

белый — путь мудрости, близкой зеркалу,

жёлтый — путь мудрости равноправия,

красный — путь мудрости различия,

зелёный — путь мудрости свершения.

Мертвый должен знать, что все «мысли» распространяются из него, и что четыре линии мудрости принадлежат только ему.

Наступает такой момент, после которого кармические видения проходят: разум, избавляясь от привязанности к формам и объектам, уходит обратно во вневременную, исконную область Дхарма-Кайи.

 

 

Заключение

 

Бардо Тхёдол рисует в обратном порядке обряд посвящения, который подготавливает душу к перерождению в мире физического существования. Главная цель этой интересной книги — дать умершему информацию о его странствовании по областям Бардо. В целом, на Западе нет ничего, что можно было бы сравнить с «Книгой мёртвых». Предание относит «Книгу мёртвых» к числу «сокровенных» книг, в которых описан специфический способ магического «исцеления души» после смерти. С рациональной точки зрения культ мёртвых основан на вере во вневременное существование души, но его иррациональную основу следует искать в психологической потребности живых что-нибудь сделать для умерших. Эта потребность проявляется даже у «просвещённых» людей, переживших смерть близких или друзей, благодаря чему — независимо от степени нашей «просвещённости» — на Западе сохранились обряды, связанные с мёртвыми (вспомним хотя бы мавзолей). Но, не считая католических заупокойных месс, эти обряды проводятся на очень низком уровне — и не потому, что мы не способны убедить себя в бессмертии души, а потому, что крайне рационализировали указанную психологическую потребность. Большинство людей ведут себя так, словно её вообще нет и, независимо от своей веры в загробную жизнь, ничего для умерших не делают.

По Бардо Тхёдол духовная вершина достигается человеком в момент завершения жизни; следовательно, жизнь — есть средство для достижения высшего совершенства; именно она порождает карму, открывающую умершему возможность обрести извечный свет Пустоты, остановиться в центре колеса рождений, освободиться от иллюзий возникновения и разрушения. Пребывание в Бардо не связано ни с вечным блаженством, ни с вечными муками: это нисхождение в очередную жизнь, которая приближает человека к его конечной цели, высочайшему завершению его трудов и стремлений в период земной жизни.

Нисхождение в области Бардо подтверждается западной спиритуалистической литературой. Научная мысль без колебания истолковывает эти сведения как эманацию подсознания «медиумов» и распространяет такое толкование и на «Тибетскую книгу мёртвых». Действительно, трудно отрицать тот факт, что в целом книга порождена архетипическим содержанием бессознательного и в чём-то напоминает философию К.Г.Юнга, за которой западный разум совершенно справедливо усматривает не философскую или метафизическую, а «всего-навсего» психическую реальность. Если придерживаться философии Юнга, мир божеств и духов — это коллективное бессознательное внутри меня.

 

 

 

Использованная литература

 

  1. “Бардо Тхёдол. Тибетская книга мёртвых” /2005/ (первоисточник)

  2. К.Г.Юнг “Психологический комментарий к “Тибетской книге мёртвых”

  3. http://ru.wikipedia.org

  4. http://www.sunhome.ru

  5. http://buddhism.org.ru/

 





...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский