Личности человека и его место в правовом государстве. Перспективы развития PR в правительственных органах.
Содержание Введение 3 Всякий ли человек индивидуален и является Личностью? 4 Эволюция термина Личность 7 Личность в утопическом государстве 11 Заключение 13 Глоссарий 14 Список литературы 15Введение Сейчас наблюдается высокий интерес к человеку как индивидуальному феномену, как личности с индивидуальными психическими особенностями. С условием, того, что под психикой понимается совокупность ощущений, восприятий, представлений. Характерной приметой социально-философской мысли в переломные эпохи развития мировой истории. Относящийся к Новому и Новейшему времени, этот интерес берёт своё начало с эпохи Возрождения. В ХХ веке к теме личности, к вопросам развития индивида, его духовно-нравственной целостности все больше уделяется внимания в особенности в связи с обострением глобальных проблем. Стремление философов поставить и обсудить проблемы выбора, ответственности, вины персональных обязанностей и прав является одним из признаков общественного прогресса вперед. Этот процесс касается и советское общество с конца 50-х начала 60-х годов, а в середине 80-х годов он получил отчетливое выражение в процессах происходящих в условиях перестройки. Если в предшествующие годы понятие личности обычно выступало в нашей философской литературе, как правило, с не очень положительным оттенком, как антитеза понятия «массы», то в литературе современности все чаше встречаются высказывания, где речь идет об индивидуально-личностных характеристиках участников исторического процесса, о типической структуре их поступков.
Всякий ли человек индивидуален и является Личностью? Человек – является не только продуктом, но и субъектом общественных отношений. Если понятие «индивид» нацелено на первое из этих определений, то понятия «индивидуальность» и «личности» рассматриваются с точки зрения самоформирования или социализации, если хотите. Благодаря которому, данный конкретный человек в полной мере может стать активным субъектом общественной жизни. Два данные утверждения используются для обозначения социально значимых качеств, которые вырабатывают в себе люди. Благодаря своей единственной в некотором роде телесно-душевно-духовной организации только человек является личностью, способной к целенаправленным, плановым, планомерным действиям, к творческим (состоящим в придании формы внешнему материалу) достижениям, среди которых на первом месте стоит создание человеческих форм общения; на этой основе развиваются речь и письмо, способность создавать технические конструкции, сбор понятийная обработка наблюдений и знаний, а так же все более увеличивающиеся разделение труда и современный труд, возрастающая сила идейного воспитания и моральной ответственности, расширяющееся познание природы и господства над природой. Именно идейное воспитание и самопознание человек все больше ставит на службу своего самоформирования. Зависимость человека от природы, с одной стороны, его духовно-культурное возвышение над природой – с другой, привела к различным с философской точки зрения толкованиям сущности человека и его целей, что отразилось прежде всего в мифах различных религий о сотворении человека. Наиболее продолжительным в вопросе толкования человека было влияние Ветхого завета. Античность и особенно христианство видели сущность человека в его разуме, или познавательной способности, в его разуме, или познавательной способности, в его способности к образованию политической общности. Христианское средневековье видело в нем, как подобие Бога,… так и творение земных демонических сил. В XVIII века в человеке различали чувственное явление и «сверхчувственную» разумную сущность. Последнее из названных понятий стало затем исходным пунктом для идеала Гуманизма, который учил, что все люди обладают идеальной физически-душевно-духовной способностью к совершенствованию. Сегодня сущность человека видят в том, что он отличает целесообразного, полезного, приятного. Способность оценивать находится в связи со способностью схватывать существо дела с помощью понятий и делать его наглядными средствами искусства, так же как и способность наделения смыслом личностей, предметов, явлений. Вокруг существенного и значительного возникает микрокосмос индивида. Сущность человека и его место в мире удел философской антропологии, что сейчас для читателя, не столь важно. Такой термин как «индивидуальность» стоит расшифровывать как своеобразие, совокупность качеств и отличительных свойств, выражающих сущность особенного, отдельного индивида; неточно употребляется для обозначения отдельной личности, в противоположность неразличной массе людей, каждый из которых имеет собственную индивидуальность. В отличие от личности специфическое, неповторимое в индивиде и носит ценностный характер, то есть индивидуальная ценность независима от реальной личности. Этическая ценность личности состоит в сохранении верности самому себе, в подлинности и положительности её сущности. Что касается «личности», то как гласит философский энциклопедический словарь, уже на закате античности личностью называли индивида, поскольку он не являлся лишь природным организмом, а проявлялся в своем человеческом качестве. С эволюцией взглядов, а особенно с все большим накоплением знаний о человеке было подвержено изменению и само понятие о личности. В истории процесса развития, в особенности с начала Нового времени, многие интерпретации личности предстают в философском обличье, и почти все они так или иначе сводятся к декартовскому дуализму тела и души, и значит, к религиозному, точнее христианскому, его источнику - будь это дуализм между Я и не-Я (по Фихте), дуализм природы и духа (это Гегель) воли и представления (Шопенгауэр, собственной персоной), жизни и духа (романтизм, в последнее время – Клагес), сознательного и бессознательного (тоже романтизм, но уже Э. Гартмана, психоанализ) или наличного бытия и существования (Кьёркегор, современный экзистенциализм). Личность – своего рода этический феномен. Она определяет собой содержание, центр и единство актов. Подобно тому, как каждому субъекту принадлежит объект, так и каждому субъекту принадлежит объект, так и каждой личности принадлежит объект, так и каждой личности принадлежит, грамматический говоря, «вторая личность», то есть всякому «я» принадлежит «ты». Под личностью понимается человеческий индивид, потому как он, обладает волей и стремлениями, способен совершать какие-то ни было действия. Как представитель своих мыслей, взглядов, суждений, как существо с претензиями и правами, настроениями и оценками – представляет соединенным с другими такими же человеческими индивидами и узнает об их манере обращения, высказываниях, воле и стремлениях, встречается с их мыслями, взглядами, суждениями и занимает какую-то позицию по отношению к их претензиям, настроениям и ценностям (Гарман). Кроме того, другая личность является носителем объективного духа. В XVIII века, с Канта и Гердера, личность начинают отличать от индивидуальности. Превратившись в термин, «личность» существенно поменяло свой первоначальный смысл и даже стало выражать нечто обратное тому, что разумели под ним в древности. Личность – это человек, который не играет выбранную им роль, это социальная роль, к примеру, исследователя, художника, принимается им абсолютно всерьез; он возлагает её на себя как миссию – свободно, но с готовностью нести всю полноту связанной с этой ролью ответственности. Для личности характерно чувство долга1, то есть требования совести. Смысловая близость терминов «индивидуальность» и «личность» - наводит на мысль о том, что эти термины с современности нередко употребляются как однозначные, замещают друг друга. Вместе с тем в понятиях индивидуальности и личности можно обнаружить и разные изменения того, что именуется как «социально значимыми качествами человека». И существует склонность спрягать слово «индивидуальность» (специфическое, неповторимое в индивиде) с такими эпитетами, как «яркая», «оригинальная». В индивидуальности мы выделяем её самобытность, в личности – скорее отмечаем её самостоятельность. Если понятие индивидуальности приводит деятельность человека под меру своеобразия и неповторимости, разносторонности и гармоничности, естественности и непринужденности, то понятие личности подчеркивает в ней сознательно-волевое начало. Чем больше индивид заслуживает права называться личностью, чем яснее осознает мотивы своего поведения и чем строже его контролирует.
Эволюция термина Личность Понятие личности имеет смысл лишь в системе общественных отношений, без общества личность существовать не может. И она возможна лишь там, где можно говорить о социальной роли или совокупности ролей. А задача специалиста по связям с общественностью заключается в том, чтобы разработать и применить на практике различные подходы и методы, обеспечивающие установление взаимоотношений между различными социальными группами, основанных на информированности и как следствие, доверии. При этом, однако, оно предполагает не своеобразие и многообразие последних, а, прежде всего специфическое понимание индивидом своей роли, внутренне отношение к ней, свободное и заинтересованное. Человек как индивидуальность выражает себя в различных действиях, поступки его интересны лишь в той мере, в какой они получают органичное предметное воплощение. Что касается личности, то тут можно сказать обратное: в ней интересны именно поступки. Под поступками стоит понимать сами свершения личности, например, всевозможные открытия и разнокалиберные творческие успехи, то есть преднамеренных поведенческих актов. Достоинство личности определяется не столько тем, много ли человеку удалось совершить за свою жизнь, состоялся ли он или не состоялся, сколько тем, он взял на себя за содеянное ответственность или же уклонился от неё. Ответственность – это такая категория, обозначающая осознание своего нравственного долга. Быть личностью трудно. Личностное бытие – это как ни крути, непрекращающиеся усилия. Его нет там, где индивид отказывается идти на риск выбора, пытается уйти от объективной оценки своих поступков и от критичного анализа их внутренних мотивов. При рассмотрении философской категории, выражающей взаимоотношения между деятельностью людей и законами природы и общества, под такими категориями принимают свободу и необходимость. Необходимость – философская категория, выражающая объективные связи материального мира; то, что благодаря присоединению дальнейших определенностей бытия понуждается к переходу из области возможного в сферу наличного бытия. Так, сущее в себе ещё не является необходимым, но содержит полноту возможностей; благодаря присоединению определенностей (категорий бытия и познания) «живое», например организм, переходит из сферы сущего в сферу наличного бытия и здесь одновременно является необходимым. Необходимость и возможность представляют собой звенья одной цепи, так что необходимость одной вещи есть одновременно возможность по крайней мере для некоторой иной вещи. Эта цепь начинается смыслом как наиболее всеобщего о оканчивается мыслимым как наиболее индивидуальным. Необходимость относится к возможности так же, как определение бытие – к начальному бытию. Логически необходимой называют мысль, которая не может быть заменена никакой другой, в противном случае должно возникнуть противоречие этой новой мысли с уже данными предпосылками. Реально или физически необходимым считать такое явление, которое неизбежно должно наступить, если имеются в наличии определенные условия, или должно произойти, если последует некоторое действие.В истории общественной мысли свобода традиционно принималась в рассмотрении как её соотношении с необходимостью. Сама же необходимость воспринималась, как правило, в виде судьбы или рока и предопределения, повелевающих человеку в собственных поступках что делать и отрицающих свободу его воли. Противопоставление философских понятий «свобода» и «необходимость» как антиномий5, отрицание или замена одного из них другим более двух тысячелетий были камнем преткновения для мыслителей, так и не находивших оптимального решения проблемы. Свобода – возможность поступать так, как хочется. Понятие свободы тождественно свободе воли. Воля по своей сущности всегда свободная.В истории философии проблема свободы усложнялась тем, что многие мыслители пытались вывести из сущности свободы долг человека, или вообще не употреблять понятия свободы, или употреблять, ограничив его определенным образом. Но долг никогда не может вытекать из самой свободы, а только из этических соображений. Будучи не ограниченной по своей сущности, свобода как раз должна предполагать этику чтобы сделать людей неограниченно ответственными за все то, что они делают и позволяют делать другим. В истории развития понятия свободы понятия свободы творческой постепенно вытесняет понятие свободы от препятствий, суждений судьбы. В древней философии, у Сократа и Платона, речь идет, прежде всего, о свободе и судьбе, затем о свободе от политического деспотизма, как у Аристотеля и Эпикура, и о бедствиях человеческого существования, этого придерживались стоики в своих мнениях о неоплатонизме. В средние века подразумевалась свобода от греха и проклятие церкви, причем возникал разлад между нравственно требуемой свободой человека и требуемым религией всемогуществом Бога. В эпоху Ренессанса и последующий период под свободой понимали беспрепятственное всестороннее развертывание человеческой личности. Со времени Просвещения возникает понятие свободы, заимствованное у либерализма и философии естественного права, сдерживаемое все углубляющимся научным взглядом, признающим господство всемогущей естественной причинности закономерности. Наиболее яркие представители: Гоббс, Гроций, Пуфендорф, а главным выражением стала Билль о правах 1689 года. В немецкой философии, начиная с Мейстера Экхарта, включая Лейбница, Канта, Гётте и Шиллер, а так же немецкий идеализм стартуя с Шопенгауэра и Ницше, ставится вопрос о свободе как вопрос о постулате нравственно-творческого соответствия сущности и её развития. Марксизм считает свободу функцией: человек мыслит и поступает в зависимости от побуждений и среды, ситуации, причем основную роль в среде играют экономические отношения и классовая борьба. Согласно экзистенциализму Хайдеггера, основным состоянием бытия является страх – перед возможностью небытия, страх, который освобождает человека от всех условностей действительности и, таким образом позволяет ему достигнуть в некоторой степени свободы, выбрать самого себя в своем неизбежном возлагании ответственности на себя самого, то есть выбрать себя как собственное, имеющее ценность существование. Согласно экзистенциализму2 Ясперса, человек свободен преодолеть бытие мира в выборе самого себя и достигнуть трансценденции4 Всеобъемлющего. Свободное бытие означает возможность осуществлять добрую или злую волю. Добрая воля обладает достоверностью безусловного, божественного; она ограничивается бессознательным жизненным упрямством простого определенного бытия и подлинного бытия. Согласно экзистенциализму2 Сартра, свобода не свойство человека, а его субстанция. Человек не может отличаться от своей свободы, а она в свою очередь не может отличаться от проявлений. Человек, так как он свободен, может проецировать себя на свободно выбранную цель, и эта цель определит, кем он является. Вместе с целеполаганием возникают и все ценности, вещи складываются в ситуацию, которая завершает человека и к которой принадлежит он сам. Следовательно, человек всегда достоин того, что с ним случается. У него нет оснований для оправдания.Философское решение проблемы свободы и необходимости, их соотношения в деятельности и поведении личности имеет глубочайше практическое значение для оценки всех поступков людей. Обойти эту проблему не может ни мораль, ни право, иначе без признания свободы личности не может идти речь о её нравственной и юридической ответственности за свои поступки. Если люди не обладают свободой, а действуют только по необходимости, то теряется смысл в их ответственности за свое поведение, а «воздаяние по заслугам» превращается либо в произвол, либо в лотерею. Решение антиномии5 «свобода или необходимость» в истории философии зависело от того, к какому из направлений склонялись те или иные философы – к эссенциальному3 или экзистенциальному, то есть от того, что для них было первичным, исходным – сущность (эссенция) или существование (экзистенция). Для тех, кто придерживался первого направления, свобода виделась всего лишь конкретным воплощением необходимости со случайными отклонениями; тяготевших же ко второму направлению рассматривали свободу как первичную реальность человеческой, жизни, тогда как необходимость трактовалась как абстрактное понятие. Все мысли и поступки людей, разумеется, так или иначе причинно обусловлены и обоснованны. Но при этом нельзя упускать из виду, что, во-первых, их деятельность направляется не только внешними обстоятельствам, но и внутренними мотивами, а во-вторых, человек в состоянии мысленно реагировать на одни и те же воздействия неоднозначно. Одинаковые причины несут в себе со стороны человека не всегда идентичные сведения, ведь они способны своеобразно преломляться во внутреннем мире разных людей. В своей повседневной практической деятельности люди сталкиваются с конкретно-историческим воплощением исторической необходимости в виде реально существующих естественных условий жизни, социальных и экономических отношений, наличие материально-технических средств. Человек не волен в выборе объективных условий своей деятельности; более того, сами эти условия во многом определяют круг их интересов, его стремления. Однако люди, несомненно, обладают значительной свободой в определении целей своей деятельности, поскольку в каждый исторический момент существует не одна, а несколько, вполне реальных возможностей дальнейшего развития. Даже тогда, когда нет разумной альтернативы, люди могут отдалить приближение нежелательных для них последствий или же ускорить наступление желательных. Наконец, человек в большей или меньшей степени свободен в выборе средств для достижения поставленных перед собой целей. Следовательно, свобода отнюдь не абсолютна и реализуется как осуществление возможности путем выбора определенной цели и плана действий. Чем ей больше, тем лучше люди осознают свои реальные возможности, тем больше средств находится в их распоряжении для достижения поставленных целей, тем в большей мере они могут воспользоваться благоприятными для них тенденциями общественного развития или противодействовать неблагоприятным. В осуществлении действительности историческая необходимость и свобода личности взаимосвязаны. При этом свобода личности не только выявляет историческую необходимость, но и приветствуется и накапливается в ней и в виде непрерывной целостной цепи свободы выбора, которая осуществлялась людьми в далеком прошлом и привела общество к его сегодняшнему состоянию.
Личность в утопическом правовом государстве. В процессе социального обновления российского общества лидирующее значение приобретает проблема взаимоотношения личности и государств. А PR частью института управления, играющего существенную роль в правительственных округах. При этом функции PR применительно к правительству, не несут в себе политический направленности. Власть использует методы PR в целях пропаганды и рекламы себя. В пределах государственных учреждений перед специалистом по связям с общественностью ставятся две задачи: первая, регулярное предоставление информации о деятельности учреждения, его планах и успехах; вторая, воспитательно-информационная функция, направленная на просвещение общественности в вопросах законодательства, права и других аспектах повседневной жизни. Одна из задач в области PR – информировать власть существующей и возможной реакции общественности на проводимую или намечаемую политику. Большое внимание уделяется необходимости создания правового государства. Идея правового государства имеет важное значение для положения личности в обществе, ведь именно государство призвано отстаивать права личности в обществе. Эта идея является одним из главных достижений социальной философии Нового времени, в которую внесли свой вклад такие мыслители как Т Гоббс, и Дж. Локк, Ш. Монтескье и Ж. Ж. Руссо, И. Кант, а так же многие другие философы, социологи и юристы. Правами и обязанностями в науке называют требования, налагаемые социумом на индивида. Проблема правового государства пробела особую актуальность в современную эпоху. Но не стоит забывать, что на протяжении множества веков, тысячелетий, начиная с самого момента зарождения общества, деления его на классы, люди пытались создать идеальное государство, которое удовлетворяло бы всех. Попытки создания такого государства известны уже в трудах Платона и Аристотеля. Именно правовое государство является демократической альтернативой тоталитарному государству, стремящемуся уничтожить гражданское общество и подчинить личность произволу авторитарно-бюрократической аппарата. В основе идеи правового государства лежит принцип свободы выбора народом своего социального и политического источника суверенности, кроме свободного волеизъявления своих граждан. Правовое государство опирается на основной закон (конституцию), в котором четко определены взаимные обязательства управляющих и управляемых по отношению друг к другу: прерогативы политической власти и права личности. Власть в правовом государстве ограниченна законом, а само государство является правовым в той степени, в какой оно печется об интересах общества, охраняет права человека. Проще говоря, не общество служит государству, а государство служит обществу. В своих действиях правовое государство опирается на институты демократии на всех уровнях. Эти институты – содержат в себе принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также выделяют черты всеобщего избирательного права. Одним из главных принципов правого общества, заключающимся в праве индивида на свое мировоззрение, является свобода совести. Демократическая организация общества в правовом государстве имеет две важных стороны: первая, демократический статус всех органов политической власти, обеспечиваемый их выборностью и подотчетностью народу; вторая, по возможности, обеспечивает наиболее широкий простор для общественной и индивидуальной самодеятельности, включая презумпцию невиновности. В демократическом правовом государстве деятельность личности основывается на принципе «разрешено все, что не запрещено», благодаря чему, инициатива и самодеятельность изобретательность и предприимчивость человека придает обществу социальный динамизм и импульс к развитию. Правовое государство является сильным благодаря тому, что оно защищает и охраняет интересы общества и личности от посягательств на их права, от кого бы они не исходили. Гуманистический характер правового государства проявляется в нравственном, интеллектуальном и деятельном возвышении статуса в обществе. Что обеспечивает специалист по связям с общественностью – установление двустороннего диалога для достижения взаимопонимания. Основанного на правде, знании и полной информированности, а так же позиционировании, созданию положительного образа власти. PRщики используют современные методы общения и убеждения. Сегодня не так часто встает вопрос о целесообразности пользоваться в структуре правительственных органов услугами специалистов по связям с общественностью. Они уже давно стали неотъемлемой частью административного аппарата, ведь они не первому поколению министров служат верой и правдой. Раньше, в основном в прессе звучали сообщения о том, что не следует иметь в правительственном аппарате опытных специалистов по проблемам PR , так как успех их работы, как правило, зависит от роста престижа того или иного министра или конкретной партии. Тоже можно сказать и о любых чиновниках других ведомств. В то же время, многие министры предоставляют своим специалистам по вопроса PR возможность вносить полезный вклад в работу своего ведомства на всех его уровнях. Так же еще существует тенденция рассматривать их в качестве по вопросам связи с прессой и специалистов по вопросам информации. Достаточно радостным фактом является то, что труд сотрудников PR? Достаточно радостным является тот факт, что сотрудники, работающие на правительство, получают вознаграждение за свой труд иногда в более привлекательных размерах, нежели их коллеги, что говорит о признании их полезной роли вопросах административного управления на современном этапе.
Заключение В таком понимании личность понимается как целостная система. Образовывавшаяся в процессе эволюции жизни человека и выполняющая определенную функцию в его взаимоотношениях с окружающей средой. Реализуюсь на основе усвоения человеком общественных норм сознания и поведения, формирование личности освобождает его от прямой зависимости влияниям окружающей среды и позволяет человеку не только приспосабливаться к ним, но сознательно изменять и эту среду и самого себя.
Глоссарий 1 долг – вступающее в качестве внутреннего переживания принуждения поступать в соответствии с потребностям, исходящими из этических ценностей, и требованиями. Согласно Фихте, для которого весь мир является «материалом исполнения долга», есть только одна конечная цель – долг. Единственно возможное верование: с радостью и непредвзято делать то, что в любом случае предписывает долг, не поддаваясь сомнениям или раздумьям о последствиях. 2 экзистенциализм (от позднелат. ex(s)istentia — существование), совокупность течений в философии и искусстве XX в., концептуальным ядром которых выступает понятие экзистенции (человеческого существования). Идейные истоки — взгляды Паскаля и Кьеркегора, философия жизни, феноменология. Различают религиозный экзистенциализм (К. Ясперс, Г. Марсель, Н. А. Бердяев, Л. Шестов, М. Бубер) и атеистический (Ж П. Сартр, А. Камю). Кроме того, различают экзистенциально ориентированную философию и экзистенциализм как особое учение, сформированное Сартром на основе ряда идей философии М. Хайдеггера. Для экзистенциализма характерно толкование сущности человека через его (уникальное) существование, описываемое преим. во внерациональных категориях (забота, страх, решимость, совесть); интерес к проблемам этики, свободы воли, проявлениям экзистенции в пограничных ситуациях (нравственный выбор, страдание, смерть). Оказал значительное влияние на литературу и искусство 20 в. 3 эссенциализм - в онтологии, представление о том, что некоторые свойства объектов являются сущностными, определяющими. Под «сущностью» вещи понимается вся совокупность ее сущностных свойств. Эссенциалистские теории различаются в зависимости от того, что они подразумевают под сущностными свойствами объекта. Понятие сущностного свойства тесно связано с понятием необходимости, поскольку сказать, что свойство P сущностно принадлежит объекту O, значит утверждать, что высказывание «O имеет P» необходимо истинно (необходимость). Общий, хотя и не очень информативный, способ выявления сущностных свойств основывается на положении, что свойство является сущностным для объекта, если он не может потерять это свойство, не перестав быть тем, что он есть. Свойства объекта, которые не являются сущностными в указанном смысле, называют несущественными, случайными. 4 трансценденция – (существительное) и Трансценде́нтный (прилагательное) (от лат. transcendo — переступать) — философский термин, характеризующий недоступное теоретическому познанию, не основанное на эмпирическом опыте. Наряду с термином трансцендентальный употреблялся в философии Канта, в частности, для обозначения таких понятий, как Бог, душа и другие. Противоположность — имманентный 5 антино́мия — (греч. anti - против и nomos - закон; противоречие в законе или противоречие закона самому себе) - ситуация, в которой противоречащие друг другу высказывания об одном и том же объекте имеют логически равноправное обоснование, и их истинность или ложность нельзя обосновать в рамках принятой парадигмы, т. е. противоречие между двумя положениями, признаваемыми одинаково верными, или, другими словами, противоречие двух законов. Понятие «антиномия» возникло в древнегреческой философии (Платон, Аристотель), 6 необходимость – в логике и метафизике, модальное свойство истинного высказывания, вследствие которого невозможно, чтобы оно было ложным, а также модальное свойство ложного высказывания, вследствие которого невозможно, чтобы оно было истинным. Высказывание является логически необходимым, если его форма представляет собой логический закон или оно может быть приведено к такой форме путем замены входящих в его состав терминов на дефиниционально эквивалентные. Примерами могут служить высказывания: «Сейчас идет дождь или сейчас не идет дождь» и «Все мужчины – люди» (предполагается, что термин «мужчины» может быть заменен термином «люди мужского пола»). Иногда говорят, что необходимые высказывания должны быть истинными или - в зависимости от обстоятельств - ложными во всех возможных мирах. Таким образом, условно истинным высказыванием можно назвать такое, которое истинно в одних возможных мирах и ложно в других (напр., «Франция – это демократическое государство»). Все истинные логически необходимые высказывания являются аналитическими (различие аналитического и синтетического) и познаваемы априори. Некоторые философы признают вторую категорию «метафизически» необходимых высказываний, которые не являются ни аналитическими, ни, как правило, априорными; примерами здесь могут служить тождественные положения типа «вода – это H2O.» 7 свобода – философское понятие, обозначающее самоопределяемость человека в своих действиях. Проблема свободы становится одной из центральных со времен Сократа; она формирует представление о личности как субъекте нравственной и творческой деятельности; от ее разрешения зависит признание ответственности человека за свои поступки. Крайние варианты решения проблемы: детерминизм (причинная обусловленность воли человека) и индетерминизм (отсутствие такой обусловленности).
Список литературы 1. «Философия и её история и основные проблемы»; ЮНИТА Современный Государственный Университет 2006; Столярова О.Е. 2. Философский энциклопедический словарь; Москва ИНФРА-М 2007; Е.Ф. Губровский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. 3. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. 4. «Паблик Рилейшнз»; СИРИН 2002; Сэм Блэк 5. «Теория и практика связей с общественностью»; 2-е издание ПИТЕР 2008; Кочеткова А.В., Филиппов В.Н., Скворцов Я. Л., Тарасов А.С.
...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский
но не вещь.
Иосиф Бродский