«Теория государства в философии Платона»
Реферат на тему «Теория государства в философии Платона»Давыдова Лена (101 группа)Введение Для своего реферата я выбрала данную тему, потому что считаю в настоящий момент она одна из наиболее актуальных. Сейчас очень много говорят о государстве, демократии, построении гражданского общества. Это особенно характерно для нашей страны, так как она еще только встала на путь развития, и наша демократия еще очень молода наряду с остальными западными странами. Тысячелетиями люди создавали идеальное государство или, по крайней мере, стараются максимально приблизиться к этому. Опять же если судить относительно нашей страны то, сейчас очень много говорят о том, что к 2020 году мы будем жить в прекрасной стране, граждане которой не будут нуждаться ни в чем, уровень жизни будет наряду с ведущими странами мира. Именно этот факт меня и заинтересовал, возможно ли в принципе существование идеального государства. И если да то, каким образом, посредством чего можно этого достичь. Это и будет считаться основной проблемой моего реферата. И уже исходя из проблемы подобран материал. Натолкнувшись с данной проблемой, зная, что Платон уделял теме государства огромное внимание, я и решила остановиться на данной теме. При работе основным материалом было сочинение Платона «государство», которое было прочитано в полном объеме и из которого взят основной материал моего реферата. Глава 1. Теория Платона о государстве В философии Платона огромное внимание уделяется теории государства. Основными работами по данной теме были "Законы", "Политик", «Государство». Первоисточником же при работе над данным рефератом было последнее из них. Это сочинения Платона, состоящие из 10 книг, которые он писал в течение своей жизни. Содержание повествуется в форме разговоров, где главное лицо – это Сократ, беседующий с Адимантом и Главконом, Кефалом. Платон размышляет о модели «идеального» государства. Основополагающим фактором такого государства является справедливость. Платон пишет, что государство возникает тогда, когда люди уже не способны жить автономно друг от друга во избежание неудовлетворения своих нужд и потребностей. Именно поэтому они и объединяются. Государство создается для того, чтобы все слои населения чувствовали себя комфортно, а не какой-то один из них. Справедливость можно отыскать только при таком устройстве государства. Следовательно, только тогда государство сможет расти и процветать. То, что может разбить государство на части, – это богатство и бедность. «Одно ведет к роскоши, лени, новшествам, другая кроме новшеств - к низостям и злодеяниям». Сила и мощь государства появляется только в том случае, если управлять им точно, четко, разумно. Человеку следует заниматься именно тем делом, которое он способен решить в силу своих задатков. Кроме того, каждый должен, занимаясь своим делом, стараться не вмешиваться в дела других. Исходя из этого принципа, все общество делится на три сословия: философы, стражи и простой народ. Нужно отметить, что переход из одного сословия в другое, несет за собой для государства огромный вред. Человеку необходимо быть по истине верным своему делу. Разделение труда расслаивает общество на слои, но при всем этом это также является основным принципом структурирования государства. В книге «Государство» говорится, что «философы - это люди, способные постичь то, что вечно тождественно самому себе, а другие этого не могут и застревают на месте, блуждая среди множества разнообразных вещей, и потому они уже не философы, то спрашивается, кому из них следует руководить государством». Таким образом, высшим из сословий является сословие философов. Они призваны управлять во имя того, чтобы в государство существовало рассудительно и разумно, а не подчинялось чувствам и эмоциям. Истинные философы, поясняет Платон в ‹‹Государстве››, не жаждут власти, но их правление необходимо для блага всех остальных и государственного целого. Тут же отмечу, что, по мнению Платона, толпа не может быть философом. Вторым по значимости сословием является сословие стражей. Оно призвано урегулировать ситуации. В частности в их компетенцию входит контроль за низшими. Все это ухудшает разделение населения на группы. К самому низшему же относятся люди, которые призваны обеспечивать тех, кто стоит выше. К ним относятся ремесленники, торговцы, земледельцы и т.п. Представители этого класса призваны жить и трудиться на благо всего государства. В распоряжении воинов и философов не должны находиться предметы, которые могут представлять из себя материальную ценность, в случае обнаружения они могут быть беспощадно наказаны. Как пишет Лосев А.Ф. «Воины вправе пользоваться только тем, что минимально необходимо для жизни, для здоровья и для наилучшего выполнения ими своих функций в государстве. У них не может быть ни лично им принадлежащего жилища, ни имущества, ни мест для хранения имущества или драгоценностей. Все, что необходимо воинам для удовлетворения минимальных потребностей жизни и для исполнения их обязанностей, они должны получать от изготовляющих продукты, орудия и предметы обихода работников производительного труда, притом в количестве и не слишком малом и не слишком большом. Питание воинов происходит исключительно в общих столовых. Весь распорядок, весь устав и все условия жизни стражей-воинов направлены на ограждение их от губительного влияния личной собственности, и в первую очередь от дурного, тлетворного влияния денег и золота. Платон убежден, что, если бы стражи-воины пустились в стяжательство, в приобретение денег и ценностей, они не могли бы уже выполнять свой долг защиты граждан государства, они превратились бы в земледельцев и хозяев, враждебных остальным гражданам». Только представители низшего сословия могут позволять себе, ведь это мешает тем, кто должен размышлять. Воспитание должно строиться таким образом, чтобы поддерживалось классовое неравенство. Воспитание детей у членов двух первых сословий возлагается на государство, оно включает в себя гимнастические (для тела) и мусические (для души) занятия. Игры детей, по мнению Платона, должны изначально быть определены какими-то рамками, чтобы впоследствии из них выросли законопослушные граждане. Признавая свободу членов всех трёх сословий, Платон постоянно подчёркивает, что целью проектируемого государства является благо целого, всех сословий. ‹‹Мы основываем это государство, вовсе не имея в виду сделать как-то особенно счастливым один из слоёв его населения, но, наоборот, хотим сделать таким всё государство в целом…››. Причём счастье прекрасного целого – это не обычно-человеческое ‹‹хорошо››, а философско-политическое ‹‹справедливо››. В ‹‹Государстве›› исследуются разнообразные подходы к анализу справедливости, причём так, что мы вынуждены поверить в то, что Платон не упустил ни одной из известных ему теорий справедливости.Но Платон не рассматривает класс рабов как отдельный. На мой взгляд, это наиболее удачно объясняет А.Ф. Лосев в своих «КОММЕНТАРИЯХ К ДИАЛОГАМ ПЛАТОНА». Он пишет, что «О рабах в тексте "Государства" имеются только немногочисленные, редкие упоминания, да и делаются они как-то мимоходом, глухо и невнятно. Обсуждаются политическое устроение и условия жизни только свободных граждан государства. Для воображаемого государства Платона существование и труд рабов не непреложное условие. Оно держится производительным трудом ремесленников. Однако в "Государстве" кое-где говорится о праве обращения побежденных на войне в рабов. Но право это ограничивается: обращать в рабов дозволяется только "варваров", взятых в плен во время войны их против греков (эллинов). Напротив, обращение в рабство греков на войне, которую греки ведут против греков, как мы говорили выше, запрещается. Несущественность рабовладения в утопии "Государства" подчеркивается еще одним обстоятельством. Так как единственный, согласно "Государству", источник допустимого в государстве рабовладения – обращение в рабство военнопленных из "варваров", то численность кадров рабов, очевидно, должна зависеть от интенсивности и частоты войн, которые ведет государство. Но, по Платону, война – зло, и в хорошо устроенном государстве этого зла должно избегать. Только такому обществу, которое желает жить в роскоши, становится вскоре тесно на своей земле, и оно вынуждено стремиться к насильственному захвату земли у своих соседей. И только для ограждения государства от насилия со стороны людей, воспаленных страстью к материальным приобретениям, ему приходится держать многочисленное и хорошо обученное военному делу войско». Платон связывает идеальное государство с верховенством закона. Все граждане государства (исключая рабов, которые не могли быть поставлены в одинаковое положение со свободными; рабы в Древней Греции были сравнительно немногочисленными и заняты они были на домашней и вспомогательных работах), независимо от занимаемого положения, должны одинаково подчиняться закону. Именно так должно быть в нормальном случае, а значит, и в идеальном государстве. Более того, идеальное государство и есть то самое, где закон незыблем и главенствует. закон непрестанно нарушается не только гражданами, но и правителями. Кроме того, законы то принимаются, то отменяются или изменяются, поскольку сами законодатели постоянно меняют свои убеждения и пристрастия.Платон пишет, «что у различных людей непременно бывает столько же видов духовного склада, сколько существует видов государственного устройства». Он говорит о том, что все существующие устройства государства могут появляться только посредством того, какой склад сознания людей доминирует в государстве. Аристократическое государство, оно идеально. Следствием этого является то, что человек в нем будет жить исходя из принципов доброты и справедливости. В «Государстве» говорится, что всему может рано или поздно придти конец, в том числе и аристократическому государству. Строй из аристократического может превратиться в тимократическое. Люди начинают конфликтовать друг с другом и соперничать. Они все больше и больше отделяются, жизнь становится все более и более автономной. Соответственно, человек тиранического устройства государства отличается от того, который существовал в аристократическом. Так сам Платон пишет: «Он пожестче, менее образован и, хотя ценит образованность и охотно слушает других, сам, однако, нисколько не владеет словом. С рабами такой человек жесток, хотя их и не презирает, так как достаточно воспитан; в обращении со свободными людьми он учтив, а властям чрезвычайно послушен; будучи властолюбив и честолюбив, он считает, что основанием власти должно быть не умение говорить или что-либо подобное, но военные подвиги и вообще все военное, потому-то он и любит гимнастику и охоту». Вслед за тимокрией идет олигархия. При таком устройстве власть сосредотачивается в руках тех, кто имеет материальные блага. Тем самым добродетель ценится все меньше и меньше. Важную роль тут играет сила, основанная на вооруженной составляющей. Государство не может быть единым, так как материальный аспект устройства делит его на две части: одна из которых это бедные, другая – богатые. Когда в государство делится на части, это, несомненно, несет за собой тот факт, что эти самые части будут конфликтовать между собой. Важен такой аспект, что если человек, принадлежащий к правящему классу, избавляется от всего своего имущества, то он становится «бедняком и неимущим». Из олигархии может вырасти демократия. Платон говорит, что «демократия осуществляется тогда, когда бедняки, одержав победу, некоторых из своих противников уничтожат, иных изгонят, а остальных уравняют в гражданских правах и в замещении государственных должностей, что при демократическом строе происходит большей частью по жребию». При демократии встать у власти может любой человек, даже если он не обладает достаточным количеством знаний, как это было необходимо при тимократии. Способствовать приходу к власти может то, что человек может быть расположен к толпе, которая его поддержит. Для демократии характерно уравнивание равных и неравных. «Чрезмерная свобода и для отдельного человека, и для государства оборачивается не чем иным, как чрезвычайным рабством. Так вот, тирания возникает, конечно, не из какого иного строя, как из демократии; иначе говоря, из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство» - пишет Платон. Это самый жестокий тип устройства государства. Тиран подчиняется не разуму, а желанию, что способствует тому, что он не соблюдает существующие законы и порядки. Глава 2. Практическое обоснование и применение в современном миреНа мой взгляд, данная тема очень актуальна, как уже было сказано ранее. Кроме того, мне кажется, что такой подход к рассмотрению государства может быть применим в различных сферах деятельности, в том числе и в сфере связей с общественностью. Наибольшее значение это может представить для тех людей, которые в той или иной степени связаны с политикой. Это могут быть различные политконсультанты, специалисты по связям с общественностью работающие в данной области, политологи, социологи и т.п. Платоном четко объясняется, как может изменяться устройство государства (из тимократии в олигархию, затем в демократию, потом уже в тиранию). Если внимательно изучить, предложенную им концепцию, то, на мой взгляд, можно очень четко отслеживать происходящие в обществе процессы, предугадывать различные последствия и т.п.Платон говорит о том, что разделение труда – основной принцип деления общества. В современных развитых странах так и есть. Безусловно, это не является основным и единственным принципом деления людей на классы, но играет огромную роль. В зависимости от выполняемой функции человека в обществе может исходить его материальное положение. А уже по материальному положению принято делить общество на классы: верхний, средний и нижний. В современном демократическом обществе человек может выполнять сразу несколько функций. Точнее сказать, человек может иметь власть, но при этом продолжать свою работу. Так, например, любой может быть выбран депутатом, но не уходить со своего рабочего места. И при этом ему не обязательно быть философом, что опять же характерно для демократического устройства государства с точки зрения Платона. По мнению Платона, только государство, основанное на справедливости, может расти и процветать. Современный мир также не опровергает это. Все страны стремятся к тому, чтобы интересы одних граждан были максимально удовлетворены таким образом, чтобы не затрагивать интересы других. Сейчас для многих людей основной целью жизни может являться карьера. Но хорошую карьеру могут сделать только те люди, которые имеют определенные знания, умения, навыки в своей области. Конечно, многому можно научиться, но нельзя списывать на нет тот факт, что определенно выполняемая работа должна нравиться от природы. Об этом также нам говорит Платон, когда он пишет, что человек должен выполнять только ту работу, к которой от природы у него есть задатки. Иначе сколько бы он не учился много хорошего не выйдет. Общество, по Платону, делится на три класса: власть, воины и простые люди. Подобное деление можно встретить и сейчас. Есть часть общества, которая наделена властью, другая часть – это армия. Но в отличии от принципа деления Платона власть и армия призваны для того, чтобы служить во имя интересов всех граждан, а не люди должны жить и работать, чтобы обеспечивать тех, кто наделен властью и силой. Он полагал, что государство образовывается в тот момент, когда человек не мог индивидуально удовлетворять свои потребности и существовать автономно, поэтому люди начинали объединяться в группы. И по сей день любой человек только до определенного времени может существовать независимо от других. Рано или поздно ему приходится сталкиваться своими интересами с интересами других людей, что в непременно несет за собой определенные последствия. Затем он уже не может единолично справляться с какими-то ситуациями (например с критическими), и он объединяется с другими. В данном случае речь не идет о создании нового государства, речь идет о том, что для полного удовлетворения постоянно растущих потребностей человеку необходимо взаимодействовать с другими. ЗаключениеВ заключении хотелось бы еще раз собрать воедино все то, что получилось. В первой главе была рассмотрена теория государства в философии Платона, основанная на произведении самого Платона «Государство», материал дополнен цитатами А.Ф. Лосева, с которыми я непременно согласна, в противном случае они бы не были приведены. Во второй главе я постаралась найти и обосновать практическое применение данной теории в современном мире. Таким образом можно сказать, что учение Платона о государстве не теряет своей актуальности и по сей день.Список использованной литературы1. Платон «Государство», М., 19712. Асмус В.Ф. Жизненный и творческий путь Платона, - М., 19903. А.Ф. Лосев Платон, М: - изд. «Мысль», 1991г.
...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский
но не вещь.
Иосиф Бродский