Влияние философии психоанализа на творчество Дэвида Линча
Филатова Екатерина
101группа
Содержание
Введение
Глава 1. Основные аспекты философии психоанализа З. Фрейда
Глава 2. Влияние философии психоанализа на творчество Дэвида Линча
Заключение
Список использованной литературы
Введение
О теории Зигмунда Фрейда опубликованы сотни книг, сложилась огромная библиотека, которая все еще продолжает расти. В свет вышли различные материалы, освещающие его деятельность и концепции. Вместе с тем имеет место и оппозиция этому учению со стороны многих научных и философских школ. Но какой бы острой критике оно ни подвергалось, учение Фрейда снова и снова становится предметом дискуссий, а также порождает новые направления, так как в нем отразилась реальность психической жизни.
Влияние психоанализа прослеживается во всей современной литературе, его сюжеты охватывают духовное пространство, начиная изобразительным искусством, заканчивая кинематографом. Психоанализ стал одной из точек, в корне изменивших течение всей философской мысли. Представление о существовании бессознательного, привело к разрыву между такими понятиями, как психика и человек. Люди больше не хозяева в своей собственной душе. Это знание стало следующим ударом по самолюбию человека западной цивилизации вслед за открытием Коперника.
Одной из сфер искусства, в которой особо ярко прослеживаются черты влияния философии психоанализа Фрейда, является кинематограф, ведь по сей день данный вопрос остается актуальным. Так, например, в связи с юбилеем Фрейда сотрудники Австрийского киноархива организовали показ фильмов под девизом «Психика на экране — Зигмунд Фрейд и кино». В его программу вошли фильмы, созданные под влиянием психоанализа. В их числе работы таких знаменитых режиссеров, как Альфред Хичкок, Дэвид Линч, Луи Буньюэль и Вуди Аллен.
Субъективно, самым ярким примером использования в кинематографе элементов фрейдизма является творчество Дэвида Линча. Этого режиссера считают мастером мрачных, с оттенком сюрреализма, фантазий. За десятилетия работы в кино Линч, несомненно, преуспел в двусмысленности. Его имя с придыханием произносят фанаты киноискусства на всех континентах, его опусы мистифицируют и обожествляют. Исходя из этого, интересен вопрос о том, каким образом философия психоанализа проявляется в творчестве столь нетрадиционного режиссера, какие образы при этом используются и какие именно идеи больше всего распространены.
Реферат имеет четкую структуру: он состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе приводятся основные аспекты философии психоанализа, начало которой положил З. Фрейд. Во второй главе рассматривается творчество Дэвида Линча (на примере трех кинолент) с точки зрения данной философии.
Глава 1
Основные аспекты философии психоанализа З. Фрейда
Основные аспекты философии психоанализа З. Фрейда
Работы Фрейда отличаются философской глубиной и обстоятельностью в постижении психических процессов. При том, что Фрейд стремился следовать идеалам точных наук, он стал родоначальником целого философского направления. Его открытия в корне поменяли суждения о человеке и сознании.
Фрейд разработал концепцию бессознательных психических процессов, опираясь на собственный опыт лечения и диагностики человеческой психики, которая, по его мнению, состоит из противостоящих друг другу сфер — сознательного и бессознательного. Эти сферы разделены особой психической инстанцией — предсознательным. Бессознательное представляет собой особую психологическую реальность, которая присуща каждому человеку. Оно существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует его, так как все душевные процессы человека являются бессознательными.
Исходя из этого, специфика философии психоанализа состоит в том, что рассматривается только психологическое значение внешнего мира. Все остальное же не принимается во внимание в качестве предмета осмысления, и, следовательно, не входит в концепцию психоаналитической теории.
Иная же особенность заключается в том, что основной объект изучения у Фрейда – это особая форма реальности, поэтому исследуется не просто человеческий внутренний мир, а сфера психического, где протекают важные процессы для жизнедеятельности. Они воздействуют на систему человеческого бытия, следовательно, проблематика онтологического характера у Фрейда направлена не во внешний мир, а внутрь. Она переходит в плоскость психики, где за реальность считается только то, что имеет собственную природу и подчиняется особенным закономерностям развития, которые не всегда имеют аналог в мире явлений физических. Психика изображается в виде совокупности трех слоев. Первым и самым обширным слоем является бессознательное («Оно»), затем следует сознание человека, то есть его «Я», также существует «Сверх-Я», внешняя реальность, которая формируется в результате интерпретации социальных норм, запретов и поощрений, оказывают влияние на личность. После обретения «Сверх-Я» весь психический аппарат начинает действовать как одно целое. Таким образом, существует два мира: внутренний, который управляется принципом удовольствия, и внешний, управляемый принципом реальности. "Принцип реальности" основывается на сопротивлении внешней среды, что перекликается идеями с Аристотеля.
Гносеологическая позиция Фрейда представляет собой совокупность внутренней реальности «Я» и проблемы восприятия. «Я» формирует мир посредством влечения. При этом в исходном состоянии нет деления на сознание и бессознательное. Оно появляется вследствие того, что влечение инициирует фантазию, репрессия которой и провоцирует расщепление.
Фрейдом были выдвинуты две психологических схемы. Первая из них говорит о том, что основой бессознательного является «либидо», то есть сексуальный инстинкт. Эта теория подверглась жестокой критике, вследствие чего Фрейд представил вторую психологическую схему. Согласно ей, существуют два инстинкта: «Эрос» (жизни) и «Тиатос» (смерти). Именно они управляют энергией бессознательного. Таким образом, поведение человека определяется стремлением к сохранению, а все остальные стремления — являются результатами сексуальной неудовлетворенности. Таким образом, в традициях антропологии, Фрейд сводит социальные и психические явления к простым биологическим процессам.
Фрейд также излагает положение о том, что сновидения – это инструмент специфичной реализации не воплощенных в жизнь и вытесненных желаний. При этом он подвергать анализу различные искажения, которые совершаются в снах по сравнению с реальными жизненными ситуациями, так как правила и законы, функционирующие в обыденной жизни, в них не действуют либо вообще, либо в незначительной степени. Во время сна разделение сознания и бессознательного ослабляется. Обычно предсознательное препятствует вхождению в сферу сознание любых вытесненных мыслей, но когда сознание не активно, такой прорыв может произойти. Подавленное желание в сфере бессознательного может маскироваться и выходить в область сознания в момент сна. Таким образом, сон попадает в «Я», каждый может помнить его после пробуждения.
Еще одной проблемой, которую пытался решить Фрейд, является вопрос конфликта между человеком и обществом. По Фрейду, каждый индивид стремится угодить своим инстинктам, но общество препятствует этому, поэтому человек становится враждебно настроенным по отношению к культуре общества.
Таким образом, в рамках традиционной философии не рассматривалась проблематика психической реальности, поэтому, она не было представления о самом существе возникновения конфликтов психики. З. Фрейд первым выдвинул в качестве основного объекта исследования в философии психологическую реальность, в которой искал истоки зарождения внутренних конфликтов, пути и способы их разрешения.
Глава 2
Влияние философии психоанализа на творчество Дэвида Линча
Влияние философии психоанализа на творчество Дэвида Линча
1895 год ознаменовался двумя, кажется совсем не связанными между собой событиями. В свет вышла работа З.Фрейда «Изучение истерии», которая положила начало психоанализа, а также братьями Люмьер был изобретен первый кинопроектор, что можно считать началом эпохи кинематографа. З. Фрейд относился к кинематографу с некоторым пренебрежением, однако философия фрейдизма во многом повлияла на его развитие. Кинематограф вообще влияет на органы чувств гораздо больше, чем другие виды искусства, так как оно контактирует с бессознательным напрямую. Кино организованно так, что только его часть подается в форме рассказа, в качестве дополнения выступают звук и образ, и именно они оказывают самое большое влияние.
Для любителей кино, не секрет, что во многих современных фильмах используются идеи психоанализа. Одним из ярких представителей подобного кино является американский режиссер Дэвид Линч. Очень многие его работы основываются на философии фрейдизма. В них рассматривается не только внутренний мир человека, но и его психическая сфера. Именно на этом и строится сюжет, который на первый взгляд может показаться лишь беспорядочным видеорядом, подкрепленным звуковыми эффектами. При более внимательном рассмотрении становится явным тот факт, что на Дэвида Линча большое влияние оказали идеи Фрейда, согласно которым психика изображается в виде таких слоев, как сознание и бессознательное, которые взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Такие работы как «Внутренняя империя», «Малхолланд Драйв» и «Шоссе в никуда» демонстрируют то, как сфера бессознательного выливается наружу посредством невротических симптомов и снов, в которых вскрываются переживания, конфликты, сексуальная неудовлетворенность и инстинкты, подавленные в процессе взаимодействия с обществом. Все три этих фильма раскрывают психическое состояние человека, попавшего в кризисную ситуацию и вступившего вразлад с самим собой и с окружающим его обществом при чем наружу прорываются потаенные желания, неудовлетворенные инстинкты сексуальности и давно позабытые страхи.
Если обратить внимание на ленту «Шоссе в никуда» и ее толкование критиками, то можно заметить в большинстве трактовок «переселение душ», «другое измерение», «путешествия во времени» и т.п. Однако, эти трактовки чересчур романтичны, что неприемлемо по отношению к творчеству Дэвида Линча. Ведь он не романтик, Линча называют хирургом человеческого подсознания, и «Шоссе в никуда» вовсе не мистический триллер, как часто пишут на обложках, а художественно оформленная работа по психоанализу.
Если посмотреть на символику, то шоссе – это путешествие в темноту, в никуда, в неизведанное. Шоссе в этом случае является метафорой погружения в глубины человеческого подсознания. Уже с первых минут примечательны желтые полоски – как вспышки памяти. На этих кадрах звучит песня Дэвида Боуи «I’m deranged» - «Я помешанный». Явный намек на то, что главный герой Фред сходит с ума. Стало быть «Шоссе в никуда» - это история, как человек теряет рассудок, теряет здравый смысл, теряет самого себя. Звуковая же дорожка к фильму (а именно композиция «Мир Фреда») проступает очень тихо, в некоторых местах фильма. Эта мелодия означает то «Я», что осталось в очень маленьких зачатках у главного героя, его побеждает «Оно» (бессознательное). Таким образом, фильм с ясностью и глубиной выражает пробуждение бессознательного и столкновение с ним.
В киноленте замкнутых пространств «Внутренняя Империя» нет привычных для Линча кадров шоссе, ведущего в темную неопределенность, зато преобладают узкие коридоры, подземные переходы, темные лестницы, тесные спальни, тупиков, которые символизируют темные уголки сознания, которое сужается за счет механизма вытеснения неприятных мыслей. Но чем меньше места — тем страшнее, и самые жуткие моменты героиня испытывает, оказавшись в постели с любимым человеком под одеялом (эта фобия из сна — утонуть, затеряться в собственной кровати — присутствует у Линча со времен первого фильма). Практически треть фильма «Внутренняя Империя», длящегося ровно 3 часа, занимает хождение героини этим самым коридорам, перемежающееся вспышками то ли воспоминаний, то ли озарений. Но, несмотря на кажущуюся бессвязность, тем не менее, события несложно увязать между собой. Линч изображает средствами кинематографа поток сознания. И одна из возможных трактовок фильма состоит в том, что все происходящее раскрывает бессознательное актрисы Никки, ее глубинные переживания по поводу роли. Галлюцинации плодятся, будто от нехватки воздуха, любое открытое пространство оборачивается иллюзией, декорацией, будь то лес или Сансет-бульвар.
Таким образом, фиксируемый фильмом и стимулируемый им процесс — познание, методом которого становится погружение во «внутреннюю империю» человека, ее просвечивание. Можно предположить, что целью этого фильма является прорыв сквозь иллюзии к реальности, а единственная подлинная реальность для Линча — внутренняя, психическая.
Наиболее ярко демонстрирует влияние идей философии психоанализа фильм «Малхолланд Драйв». В нем мы имеем дело с проявлением бессознательного. Здесь описываются два процесса: анализ, то есть разделение на сознательное (свет) и бессознательное (тьма) и синтез (встреча света и тьмы). Абсолютно положительная, светящаяся изнутри блондинка Бетти противопоставлена темной, мутной, явившейся из ниоткуда брюнетке Рите. Синяя коробочка, которую девушки находят в сумке Риты олицетворяет то самое бессознательное, которое для сознания представляется невероятной загадкой и смертью.
По одной из трактовок, первая часть фильма является сном Дайаны, а вторая – реальностью. Во сне все устроено по другому, даже имена девушек другие. Так Дайана становится Бетти, а Камилла Ритой. События из этих частей перекликаются между собой, и то, что героиня, переживает в реальной жизни, тем или иным способом отражается в ее сновидении. Так если в жизни Дайана была неудачницей (ее карьера в Голливуде провалилась, а любимая девушка ее предала), то во сне она победительница. Она находит Камиллу (Риту). Она потеряла память. Теперь она была полностью в руках Дайаны. Можно снова заводить роман. Более того, тетка Дайаны, известная актриса, выводит племянницу на известных режиссеров и помогает сделать ей актерскую карьеру.
Таким образом, сон играет важную роль в построении сюжета и концепции фильма в общем, и для каждого события во сне можно найти реальный поступок, который запомнился и оставил след в подсознании.
Заключение
Философия психоанализа Зигмунда Фрейда оказала большое влияние на искусство современности. Его идеи, касающиеся устройства человеческой психики, а именно ее трех слоев: сознание, предсознание и бессознательное, а также взаимодействия человека с обществом, легли в основу многих кинолент. Наиболее ярким примером этого является творчество Американского режиссера Дэвида Линча. Он широко использует идеи о взаимодействии бессознательного и сознания в сновидениях, идеи познания мира человеком. При просмотре его фильмов мы погружаемся в мир подсознания человека, ведь, как и в традициях фрейдизма, именно психика является предметом познания.
Большинство фильмов Линча раскрывают психическое состояние человека, который попадает в кризисную ситуацию и вступает в разлад с самим собой и с окружающим его обществом, при чем наружу прорываются потаенные желания, неудовлетворенные инстинкты сексуальности и страхи. Очень часто в его работах бессознательное играет большую роль, и фактически становится дополнительным самостоятельным персонажем. Оно берет верх над сознанием и герой теряется в себе. Эта ситуация передается через различные образы, и таким образом, что зритель не сразу может понять, что именно произошло. Часто используется мотив сна, в котором отражаются те переживания и события героев, которые происходят наяву. Именно во сне стираются грани между сознанием и бессознательным, а при этом вскрываются потаенные желания, часто сексуального типа, а также переосмысливаются события недавнего прошлого, отчего ситуация становится все более запутанной.
Таким образом, можно долго перечислять и находить точки соприкосновения философии психоанализа и кино, в частности творчества Д. Линча. Однако основной темой для работы психоанализа являются сновидения, которые широко используются американским режиссером.
И в заключение хочется процитировать В.А. Мазина, основателя музея сновидений Фрейда. В своей книге «Сновидения кино и психоанализа» он пишет: «Публичное искусство кинематографа отражает мир человека с его мечтаниями и представлениями не в меньшей мере, чем его личные сны. Кино рождается из снов. Из снов рождается и психоанализ, ведь именно сновидения Зигмунд Фрейд называет «королевским путем к пониманию бессознательного».
Список использованной литературы
1. Фрейд З. Введение в психоанализ. - СПб.: Питер, 2001. – 384с.
2. Фрейд З. Сон и сновидения. - М.: АСТ, 1997. - 544с.
3. История философии: Энциклопедия. — Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002. — 1376 с.
4. http://www.elenakosilova.narod.ru/
5. http://david-lynch.info/
...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский
но не вещь.
Иосиф Бродский