taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре  


Эллинистическо-римская этика

Багина Мария

101 группа СО и Р

 



 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Эллинизм, охватывающий период от завоевания Александра Македонского  и

до падения Римской  империи,  определяет  и  характер  развития  философской

этики в тот период. Сохранив  многое  из  античной  классики,  эллинизм завершил ее. Исходные принципы, заложенные великими греками,  были

систематизированы,  развились  те  или  иные  аспекты  достижений   прежнего

периода,  происходило  концентрирование  внимания  на  проблеме  человека  и

общества. Философия сосредотачивалась на субъективном мире человека.

Примерно во  времена  Александра  Македонского  были  основаны  четыре

философские школы: киников, скептиков, стоиков и эпикурейцев.

Преимущественным успехом в эллинистическом мире пользовались возникшие

на рубеже IV и III вв. до н. э. учения стоиков и Эпикура, вобравшие  в  себя

основные черты мировоззрения новой эпохи. Их я и рассмотрю в своем реферате.

 

ШКОЛА ЭПИКУРА И ЭПИКУРЕЙЦЫ

 

Нельзя начинать разговор о каком-либо человеке и его достижениях, не зная ничего, или знаю мало о нем. Поэтому начать разговор об Эпикуре, его учении и соответственно, эпикурейцах, я решила с небольшого биографического вступления, своеобразной «справки» об Эпикуре. Согласно Диогену Лаэртскому, афинянин Эпикур вырос на острове Самос и с 14 лет начал интересоваться философией. В 18 лет он приехал в Афины. Когда Пердикка (регент Македонии в 323—321 гг. до н. э.) после смерти Александра Македонского изгнал афинян с Самоса, Эпикур направился к своему отцу в Колофон, где прожил некоторое время и собрал вокруг себя учеников. В возрасте 32 лет он основал свою философскую школу, которая первоначально находилась в Митилене (на острове Лесбос), а с 306 г. до н. э. — в Афинах. В этом городе Эпикур со своими учениками поселился в купленном им саду (отсюда наименование эпикурейцев: «философы Сада»). Над входом туда висело изречение: «Гость, тебе здесь будет хорошо. Здесь удовольствие — высшее благо». Философ скончался («от камня в почках», как пишет Диоген Лаэртский) в 271 или 270 г. до н. э.Такую краткую информацию дает так называемая электронная энциклопедия Wikipedia. Если же «поинтересоваться» и заглянуть в книгу Радугина А.А. то можно узнать больше «интересных подробностей» - о самом учении Эпикура.Философия, как учение о мудром усвоении жизни, истолковывается им не просто как интеллектуальная теория. «Пусты слова того философа, которые не врачуют никакого страдания человека. Как от медицины нет никакой пользы, если она не изгоняет болезней из тела, так от философии, если она не изгоняет болезни души»,— пишет Эпикур в «Письмах к Менокею». Философско-этическая система Эпикура направлена на обоснование идеи о возможности и необходимости достижения индивидом счастливой жизни. Для того чтобы стать счастливым, человек должен побороть страх перед богами, страх перед смертью, быть уверенным в возможности поступать в соответствии со своими желаниями. Иначе говоря, философия должна убедить, что не существует в ми-ре такой силы, которая могла бы помешать мудрому жить в соответствии со своими идеалами.

Эпикур доказывает  несостоятельность

всех этих страхов. Боги не  страшны,  ибо  они  не  способны  вмешиваться  в

человеческую жизнь, они живут  не  в  нашем  мире,  а  в  промежутках  между

мирами. Так  как  душа  смертна  и  есть  временное  соединение  атомов,  то

осознавший  эту  истину  философ  освобождается  от  всех  прочих   страхов,

препятствующих счастью.

Освобождение от  гнетущих  душу  страхов  открывает  путь  к  счастью.

Мудрец различает три вида удовольствия:

      1) природные и необходимые для жизни;

      2) природные, но для жизни не необходимые;

      3) не необходимые для жизни и не природные;

Мудрец стремится  только  к  первым  и  воздерживается  от  всех  остальных.

Результат такого воздержания –  полная  невозмутимость,  или  безмятежность,

которая и есть счастье философа.

Отсюда, можно сказать, и «лирическое отступление». Здесь, на данном моменте, можно задуматься. Здесь можно найти своеобразную связь с профессией пиар-специалиста – а именно, что из действий считать «мудрыми» и соответствующими философии Эпикура, а что отнести к самому приземленному и отделяющему нас, несчастных, от вечной радости, удовольствия и блаженства.

 Эпикур отстаивает и развивает материалистический сенсуализм. Все,  что

мы ощущаем, истинно, ощущения никогда нас не  обманывают.  Ошибки  возникают

вследствие неправильной оценки того, о чем  свидетельствуют  органы  чувств,

сами же органы чувств не судят и по этому не могут ошибаться. Даже  иллюзии,

галлюцинации не доказывают ложности ощущений. Эпикур не считает  чувственные

восприятия чем-то второстепенным, существующим лишь для «мнения», а  не  для

науки.

Эпикур принял философию Демокрита относительно природы атомов и основывал свою физику на этой теории, что в кратком варианте трактуется так:"(1) Чувства никогда не обманывают, и, следовательно, каждое ощущение и каждое восприятие является истинным.
(2) Мнения, следующие из ощущений, способны быть истинными или ложными.
(3) Подтвержденные мнения, не противоречащие свидетельствам чувств, являются истинными.
(4) Противоречивое мнение, не подтвержденное свидетельством чувств, ложно".

Говоря о эпикуреизме и школе эпикурейцев нельзя умолчать о том, что изначальное учение, самого Эпикура, было ими если можно так выразится, «переврано», или попросту, переиначено.

 

О школе эпикурейцев подробно и интересно рассказывает Танхилевич О. в книге «Эпикур и эпикуреизм».

В Афинах эпикурейцы собирались в саду, принадлежавшем Эпикуру. Отсюда пошло второе название школы – «Сад», или «Сад Эпикура», а ее обитателей называли философами «из садов». Школа представляла собой общину друзей-единомышленников, живущих в соответствии с принципами философского учения Эпикура. На воротах школы была надпись: «Гость, тебе здесь будет хорошо; здесь удовольствие – высшее благо», а у входа стояли кувшин с водой и хлебная лепешка. В школу допускались женщины и рабы, что по тем временам было довольно необычно тогда. Жизнь внутри эпикурейской общины была скромной и неприхотливой. Эпикурейцы не считали, что имущество должно быть общим, поскольку это могло бы стать источником недоверия между ними. Основой эпикурейского союза выступали верность учению Эпикура и почитание его личности. В школе практиковался ряд философских упражнений, являвшихся неотъемлемой частью эпикурейского образа жизни: беседы, анализ своих поступков, чтение трактатов Эпикура, заучивание наизусть основных положений учения, например, «четвероякого лекарства»: Не должно бояться богов, не должно бояться смерти, благо легко достижимо, зло легко переносимо.Личность Эпикура играла в школе первостепенную роль, выступая воплощением мудрости и образцом для подражания. Он сам установил для своих учеников принцип: «Делай все так, будто на тебя смотрит Эпикур» (Сенека, Письма к Луцилию, XXV, 5). Видимо, поэтому его изображения можно было встретить в школе повсюду: на глиняных и деревянных табличках, и даже на перстнях. Хотя, стоит отметить, он никогда не обожествлялся своими последователями. Школа Эпикура просуществовала почти 600 лет (вплоть до нач. 4 в. н.э.), не зная раздоров и сохраняя преемственность учеников, которые, по словам Диогена Лаэртского, были прикованы к его учению словно песнями Сирен (Диоген Лаэртский, X, 9). В своем завещании Эпикур просит своих товарищей по школе каждый месяц собираться в память о нем. Преемником Эпикура в руководстве школой стал Гермарх из Митилены, а затем Полистрат. Дальнейшее развитие эпикуреизма таково - довольно рано он проникает на римскую почву. Во 2 в. до н.э. Гай Анафиний излагает учение Эпикура на латинском языке. А в 1 в до н.э. в окрестностях Неаполя возникает эпикурейская школа Сирона и Филодема, ставшая в период упадка республиканских учреждений Рима главным центром культуры и просвещения в Италии. В поместье Филодема собирается цвет образованного римского общества, в том числе знаменитые римские поэты Вергилий и Гораций. Эпикуреизм приобретает массу сторонников и последователей среди римлян. Среди них наиболее выдающимся и известным является Тит Лукреций Кар, чья поэма «О природе вещей» сыграла огромную роль в распространении эпикуреизма. В условиях гражданских войн и социальных потрясений Лукреций Кар ищет в философии Эпикура путь достижения безмятежности и невозмутимости духа. Согласно Лукрецию, главные враги человеческого счастья – страх перед преисподней, страх загробного возмездия и страх перед вмешательством богов в жизни людей, порожденные неведением относительно истинной природы человека и его места в мире. В их преодолении Лукреций видит основную задачу своей поэмы, ставшей своеобразной энциклопедией эпикуреизма. Такую информацию нам предоставляет энциклопедия современной эзотерики.В конце 2 в. н.э. по распоряжению эпикурейца Диогена в городе Эноанды в Малой Азии высечены гигантские надписи, с целью ознакомить сограждан с учением Эпикура. Эпикуреизм получает широкое распространение в эпоху Возрождения. Его влияние прослеживается в произведениях Лоренцо Валла, Ф.Рабле, К.Раймонди и др. В Новое время близкие эпикуреизму учения выдвигаются такими мыслителями, как Ф.Бэконом, П.Гассенди, Ж.Ламетри, П.Гольбахом, Б.Фонтенелем и др. ШКОЛА СТОИКОВ

К школе стоиков, основанной в 302 г. до н. э. в Афинах Зеноном с  о-ва

Кипр (около 336— 264 гг. до н. э.), принадлежали многие крупные  философы  и

ученые эллинистического времени, например Хрисипп из Сол (III в. до н.  э.),

Панеций Родосский (II в. до н. э.), Посидоний из Апамеи (I в. до  н.  э.)  Стоики были в основном пантеистами, так как они утверждали, что, нет ничего лучше, чем мир; а мир есть Бог. Зенон считал, что мировая мысль рассеяна повсюду как семя. Стоицизм является материалистической философией, так как проповедует добровольное подчинение естественному закону. Хрисипп утверждал, что добро и зло, будучи противоположными по отношению друг к другу, являются необходимыми, так как поддерживают друг друга. Считалось, что душа имеет физическую форму и распадается вместе с телом. Хотя некоторые из стоиков полагали, что мудрость продляет существование души, настоящее бессмертие не включалось в их доктрины. Душа, по их представлениям, состояла из восьми частей: пяти чувств, порождающей силы, силы голоса и восьмой, главенствующей части. Природа определялась как Бог, смешанный с субстанцией мира. Все вещи рассматривались либо как телесные, либо как бестелесные. Кротость была отличительной чертой философов-стоиков. Однажды Диоген держал речь о том, что не следует гневаться, и один из его последователей презрительно плюнул ему в лицо. Униженно приняв оскорбление, великий стоик нашел остроумный ответ. "Я не гневаюсь, но я сомневаюсь, следует мне делать это или нет!" Этот интересный пример приводит в своей книге Сергеев В.С.В своем переводе на русский язык, А. Ф. Лосев, в кн.: История эстетики рассказывает о явлении стоицизма и школе стоиков. Стоицизм (от греч. stoa — портик), одно из главных течений эллинистической и римской философии — наряду с эпикурейской школой и скептицизмом. Философская школа стоиков получила своё название от «живописной Стои» — афинского портика, где она помещалась.Первый период С. (3—2 вв. до н. э.) — т. н. Древняя Стоя. Его основатели — Зенон из Китиона, Клеанф из Асса, Хрисипп Солский и их ученики. Эта первая, классическая форма С. отличалась крайней жёсткостью и ригоризмом этического учения, смягчение которого относится ко второму периоду Стои (2—1 вв. до н. э.) — Средней Стое. Главными представителями её являются Панеций и Посидоний, использовавшие методы Платона и Аристотеля, так что этот период получил название стоического платонизма. К этому же времени относится и римский стоицизм. Третьим периодом С. (1—2 вв. н. э.) — Поздней Стоей, для которой характерна тенденция к сакрализации, считается стоический платонизм Сенеки, Эпиктета, Марка Аврелия и др. В дальнейшем стоицизм эволюционировал в направлении неоплатонизма и в конце концов растворился в нём.Что примечательно, стоицизм впервые ввёл строгое разделение философии на логику, физику и этику. В физике стоики реставрировали космологизм Гераклита и его учение об огне как первоначальной стихии, из которой истекает всё существующее в результате её превращения в другие стихии. Первоогонь — это, по терминологии стоиков, пневма, «дух», «дыхание», которое разливается в мире и создаёт все вещи вплоть до человека и животных, остывая в неорганической природе. Первоогонь, а также присущий ему логос истекают с бесконечно разнообразной степенью бытийной напряжённости. Материя, будучи тождественной логосу, также отличается бесконечно разнообразной степенью грубости или тонкости. Она различна в неодушевлённых и одушевлённых существах, в человеческой душе, в природе, космосе и в самих богах. Первоогонь-логос — это художественно-творческий огонь, разумно созидающий мир и управляющий им, так что стоики назвали его «провидением». Каждый человек — одно из бесчисленных перевоплощении космического первоогня-пневмы, и этим обосновывалось внутреннее бесстрастие человека. Всё существующее — телесно, включая людей, богов, любые свойства души. Некоторые из стоиков объявили нетелесным пустое пространство, место, время и предметы высказывания. В целом материализм стоиков резко отличался от материализма греч. классики своей телеологией, провиденциализмом и фатализмом. Художественный первоогонь изливается «сперматическими логосами», или «осеменяющими идеями», пронизывающими весь космос («всецелое смешение») и образующими т. н. космическую «симпатию» — всеобщую взаимопроницаемость и взаимопревращасмость. Гераклитовскую идею периодического воспламенения космоса и очищения его стоики сочетали с учением об абсолютной повторяемости вещей, лиц, событий и всего космоса после каждого мирового пожара.Говоря о личном восприятии, я могу лишь сказать, что стоицизм сложен для понимания и осознания, особенно идеи первоогня и его воплощений.В этике своим ригоризмом стоики были близки к киникам, но не разделяли их презрения к науке и культуре. Стоики проповедовали идеал мудреца, который любит свой рок (amor fati — «любовь к року»); творческий «огонь», «провидение» и «рок» — одно и то же. Не понимающий этого тщетно волнуется и страдает, любя себя, а не свою судьбу, кроме которой ничего не существует. Глупость — это сумасшествие, состояние, свойственное подавляющему числу людей. Человек — высшее и наиболее разумное существо природы, его добродетель — практическая «мудрость», или «сила духа», которая, по платоновскому образцу, мыслится в виде четырёх основных добродетелей. Но человеку присущи и аффекты, вносящие смуту в его разум и подлежащие искоренению из его души. Отсюда основные категории стоической этики — бесстрастие, или отсутствие аффектов (апатия), непоколебимая моральная «выпрямленность» и «обязанность» как честно и посильно выполняемый долг. Все потребности заслуживают презрения, в этом заключается призыв стоиков к следованию природе, этой абсолютно бесстрастной, идеальной художнице жизни. Первоначальному С. присущ абсолютный ригоризм в морали. Мудрец может оказаться запутанным против своей воли в хаосе жизненных отношений. Если он не может разумно упорядочить этот хаос, то должен покончить с собой, т.к. это приобщит его к идеальной разумности мирового целого. По преданию, Зенон из Китиона и Клеанф кончили жизнь самоубийством; это утверждалось и о многих других стоиках древности.Наконец, для стоиков весь космос, управляемый судьбой, есть мировое государство, а все люди — его граждане, или космополиты. Неумолимый «закон» царит в природе, человеке, обществе и государстве. Стоический космополитизм, уравнивающий перед лицом этого мирового закона всех людей — свободных и рабов, греков и варваров, мужчин и женщин, знаменует значительный прогресс в развитии идеи человеческого равенства.Стоики впервые ввели термин «логика», которую они понимали как науку о словесном выражении.Стоическая логика делится на риторику и диалектику, а диалектика — на учение об «обозначающем» (поэтика, теория музыки и грамматика) и «обозначаемом», или «предмете высказывания», что напоминает формальную логику, поскольку неполное высказывание трактуется здесь как «слово», а полное — как «предложение». Такой же смысл имеют и относящиеся к «слову» четыре логические категории: нечто (бытие и небытие), существенное свойство (общее и частное), случайное свойство и относительно случайное свойство (т. е. находящееся в соотношении с другими случайными свойствами). «Предложения» делились на простые, или категорические, и сложные, особенно гипотетические. Поскольку логика в С., будучи семантическим анализом слов и предложений, противопоставлялась учению о бытии, то она сводилась к анализу отношений, царящих в сознании и мышлении.Каково же учение стоиков? Это была эклектическая школа, которая объединяла разные философские направления. Место и роль наук в учении стоиков определялись ими следующим сравнением: логика — это ограда, физика — плодоносная почва, этика — ее плоды. Главная задача философии — в этике; знание — лишь средство для приобретения мудрости, умения жить сообразно Природе. Таков идеал истинного мудреца. Счастье же состоит в свободе от страстей и в спокойствии духа.

Физика стоиков занималась изучением законов и явлений микро- и макрокосмоса.
Логика была своего рода психологией, изучала скрытые механизмы человеческого мышления, что давало возможность познавать и понимать видимые и невидимые явления в Природе и в Космосе.
Этика являлась философией жизни, или практической мудростью, то есть учением о морали.

Стоики признают четыре основных добродетели: разумность, умеренность, справедливость и доблесть. Главной добродетелью в стоической этике является умение жить в согласии с разумом.
В основе стоической этики лежит утверждение, что не следует искать причины человеческих проблем во внешнем мире, поскольку это — лишь внешнее проявление происходящего в человеческой душе.
Человек — часть великой Вселенной, он связан со всем существующим в ней и живет по ее законам. Поэтому проблемы и неудачи человека возникают из-за того, что он отрывается от Природы, от Божественного мира.
Ему надо вновь встретиться с Природой, с Богом, с самим собой. А встретиться с Богом — значит научиться видеть во всем проявление Божественного Промысла. Следует помнить, что многие вещи в мире не зависят от человека, однако он может изменить свое отношение к ним.

Основными задачами стоической философии были:
Воспитание внутренне свободного человека, не зависящего от внешних обстоятельств.
Воспитание внутренне сильного человека, способного выстоять в хаосе окружающего мира.
Пробуждение в человеке голоса Совести.
Воспитание веротерпимости и любви к людям.
Воспитание чувства юмора.
Умение применять все это на практике.Хочется несколько подробнее рассказать о наиболее известных «последователях» стоицизма.Люций Анней Сенека (4-65) - крупнейший из стоиков Древнего Рима, происходил из высшего сенаторского сословия, но, будучи обвиненным Нероном в государственной измене, покончил жизнь самоубийством. Философскую славу ему принесли моралистические сочинения ("Письма к Луцилию"), представляющие собой лучший образец стоицизма. Бог для него есть неумолимая судьба, рок. "Закон судьбы совершает свое право... ничья мольба его не трогает, ни страдания не сломят его, ни милость. Он идет своим невозвратным путем, предначертанное вытекает из судьбы". "Мы не можем изменить мировых отношений. - Говорил Сенека. - Мы можем лишь одно: обрести высокое мужество, достойное добродетельного человека и с его помощью стойко переносить все, что приносит нам судьба ". Другим знаменитым римским стоиком был Марк Аврелий Антонин (121-180) - римский император, оставивший замечательное сочинение "Наедине с собой". Он утверждал, что "жизнь - борьба и странствие по чужбине; посмертная слава - забвение. Но что же может вывести на путь? Ничто, кроме философии". И далее: "Если духовное начало у нас общее, то общим будет и разум, в силу которого мы являемся существами разумными. Если так, то и разум тоже будет общим; а если так, то и закон общий; если так, то мы граждане, а мир подобен Граду". Центр тяжести он с теоретического исследования переносит на религиозное, основанное на углублении во внутренний мир своего "Я". Повышается интерес к интимным личностным религиозным переживаниям. Наконец, хочется привести несколько оригинальных и интересных высказываний известных стоиков:«Век живи — век учись тому, как следует жить.»«Где душой овладевает хмель, всё скрытое зло выходит наружу.»«Пока есть возможность, живите весело!»(Сенека)«Гнаться за невозможным — безумие.»«Нельзя отнять ни нашего прошлого, потому что его уже нет, ни будущего, потому что мы его еще не имеем.»«Смерть не имеет к нам никакого отношения - когда существуем мы, не существует она, когда же есть она - мы уже не существуем.»(Марк Аврелий)«В природе нет ничего на самом деле приятного или неприятного — все дело привычки.»«Люди рады найти оправдание своим проступкам, тогда как философия учит не протягивать, не подумавши, даже палец.»«Природа дала людям один язык и два уха, чтобы мы больше слушали других, нежели говорили сами.»(Эпиктет)  Стоическое учение о словах и предложениях оказало большое влияние на развитие античной грамматики (Дионисий Фракийский, 1 в. до н. э., и др.), как «сообщает» нам электронная энциклопедия.СРАВНЕНИЕ ДВУХ ШКОЛ

Эпикурейцы и стоики полагали, что состояние безмятежности, невозмутимости — атараксии  способен достичь лишь мудрец, обладающий истинным знанием. Поэтому, стремясь к своему этическому идеалу, они тщательно разрабатывали теории познания, пытаясь устранить все возможные ошибки на пути к истине.

В этике противоположность между стоицизмом и эпикуреизмом,   сказалась

в вопросе о понимании свободы и высшего назначения человеческой  жизни.  Вся физика и этика эпикурейцев направлены к  тому,  чтобы  вырвать  человека  из

оков  необходимости.  Для  стоиков  же   необходимость   («судьба»,   «рок»)

непреложна.  Свобода,  как  ее  понимает  Эпикур,  для  стоиков  невозможна.

Действия  людей  отличаются  не  по  тому,  свободно  или  не  свободно  они

совершаются – все они происходят только по необходимости, – а  лишь  потому, добровольно или по принуждению  исполняется  неотвратимая  во  всех  случаях

необходимость. Судьба согласного с ней ведет, противящегося тащит.  Так  как человек – существо общественное и вместе с тем часть мира, то  движущее  его

поведением естественное стремление  к  самосохранению,  по  мнению  стоиков, возвышается до заботы о благе государства и даже до  понимания  обязанностей

по отношению к мировому целому. Поэтому мудрец  выше  личного  блага  ставит благо государства и при необходимости не колеблется принести  ему  в  жертву свою жизнь.

Ощущению  неустойчивости  статуса  человека  в  условиях   непрерывных

военных и социальных конфликтов и ослабления связей  с  коллективом  граждан полиса стоики противопоставили идею зависимости человека  от  высшей  благой силы (логоса, природы, бога), управляющей всем существующим.  Человек  в  их представлении уже не гражданин полиса, а гражданин космоса;  для  достижения счастья он должен познать закономерность  явлений,  предопределенных  высшей силой (судьбой), и жить в согласии с природой.  Главное  в  этике  стоицизма

это,   учение   о   добродетели,   которая   заключалась   в    спокойствии,

невозмутимости,  в  умении  стойко  переносить  удары   судьбы.   Эклектизм, многозначность основных положений стоиков  обеспечивали  им  популярность  в разных  слоях  эллинистического  общества  и  допускали  сближение   доктрин стоицизма с мистическими   верованиями   и астрологией.

 
Отличия стоицизма     от эпикуреизма
единство мира     множественность атомов
заполненность мира     существование пустоты
единственность мира     множество миров
телеологизм     натурализм
божественность мира     атеизм
признание судьбы, "рока"     утверждение свободы
     У этого автора Редкого П. Г. можно прочитать: "Стоическая философия, как и вся по-Аристотелева философия, отличалась от предшествующих ей философских систем абстрактным субъективизмом, а от прочей по-Аристотелевой философии она отличается преобладающим в ней практическим направлением". Здесь совершенно неправильно, что стоицизм отличается от эпикурейства и скептицизма своей более практической направленностью. Но то, что стоическая философия есть абстрактный субъективизм, это сказано великолепно. Тут можно добавить только то, что этим абстрактным субъективизмом не меньше стоиков отличалась также и эпикурейская и скептическая философия. Так считает А. Ф. Лосев.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в этике эллинизма, когда жизнь общества  подвергалась

всевозможным  социальным  потрясениям,   отмечается   своеобразие   школ   и направлений. В этот период философия, если можно так  выразиться,  более  не является факелом, ведущим за собой  искателей  правды.  Но,  тем  не  менее, продолжается  поиск  решений  этических  проблем.  Если  Эпикур   определяет критерий  счастья  человека   удовольствием,   степенью   свободы   его   от всевозможных страхов и независимостью от  судьбы,  то  стоики  не  принимают такой свободы, так как судьба человека  предопределена,  поэтому  ему  лучше повиноваться, не противиться ей. И у стоиков,  и  у  эпикурейцев  на  первом месте стоят вопросы, связанные с человеком и этикой. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1.     Энциклопедия современной эзотерии2.     Танхилевич О. «Эпикур и эпикурейцы». М., 1926.3.     Асмус В.Ф. История античной философии. М., 1965.4.     Сергеев В.С. История древней Греции. М., 1948, История древнего  мира.  М., 1952.5.     в рус. пер. — Стоики, пер. А. Ф. Лосева, в кн.: История эстетики, т. 1, М., 19626.     Радугин А.А. Философия. Курс лекций. Воронеж, 1995.

 

 

 

 





...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский