Учение Пифагора о числе как о первоначале мира: современное понимание
Реферат.
Тема: «Учение Пифагора о числе как о первоначале мира: современное понимание»
Выполнила: студентка 1 курса факультета Связей с общественностью и Рекламы, Иванова Аня, 101 группа.
Содержание:
Введение
Глава 1. Суть учения Пифагора о числе как о первоначале мира
Глава 2. Современная трактовка учения Пифагора о вещественности числа
Заключение
Список литературы
Введение
Более 2000 тысяч лет назад в Древней Греции жил замечательный философ – Пифагор. Как ни странно, но по сравнению, например, с Аристотелем или Платоном, достоверных фактов о жизни и трудах Пифагора практически нет.
Историю жизни Пифагора трудно отделить от легенд, представляющих его в качестве полубога и чудотворца, совершенного мудреца и великого посвящённого во все таинства греков и варваров. Основными источниками по жизни и учению Пифагора являются дошедшие до нас работы: философа-неоплатоника Ямвлиха (242—306 гг.) «О Пифагоровой жизни»; Порфирия (234—305 гг.) «Жизнь Пифагора»; Диогена Лаэртского (200—250 гг.) кн. 8, «Пифагор». Таким образом, самые ранние известные источники писали о Пифагоре 200 лет спустя после его смерти, причём сам Пифагор не оставил собственных письменных трудов, и все сведения о нём и его учении основываются на трудах его учеников, которые, конечно, не всегда были объективны.
Большинство греческих авторов выводит Пифагора с острова Самос. Предположительно он родился в 576 году до н. э. Именно Пифагор первым стал называть себя философом. По некоторым источникам из Самоса философ отправился в Египет, ставив своей целью поиск знаний. После Египта вернулся в Грецию в город Кротон, где им была основана знаменитая школа – Пифагорейский союз.
Как предполагают ученые и как видно из существующих источников, основой философии Пифагора было число. «Все есть число» - учил Пифагор. По его мнению первичным являлась природа чисел, которая пронизывала абсолютно все. ХХI век – век новых технологий, ученые то и дело изобретаю что-то новое. Числа имеют место во всем: в биологии, в химии в физике, в генетике и просто в жизни человека. Поэтому тема «Учение Пифагора о числе как о первоначале мира» заинтересовала меня. Пифагор предложил очень интересное представление о происхождении мира. Теперь его учение получило продолжение в лице современности.
Цель работы: раскрыть суть философии Пифагора о числе, как первоначале всего мира, а так же посмотреть, какое место в современном мире учение философа занимает сейчас.
Задачи работы:
• Сформулировать четкое представление о значении числа в философии Пифагора;
• Проследить чем именно из учения Пифагора интересуются современные исследователи и как концепция объяснения мира у Пифагора развивается в наши дни.
Данная работа состоит из введения, двух глав и заключения. Первая глава – «Суть учения Пифагора о числе как о первоначале мира», в ней речь пойдет о понимании Пифагором числа, так же будет прослежена вся логика об обоснования мира. «Современная трактовка учения Пифагора о вещественности числа» - вторая глава, в которой будет прослежено то, как учение о числе вписывается в современное понимание возникновения мира. В заключении будут подведены итоги и сделаны выводы.
Глава 1. Суть учения Пифагора о числе как о первоначале мира
Пифагор не записывал своего учения. Ученым до сих пор не удается с точностью узнать, какие работы ему принадлежат. У Пифагора были ученики, которые впоследствии сделали записи. Конечно, они были последователями учителя, но нет уверенности в том, что они не могли написать в текстах своих мыслей, которые основывались на учениях Пифагора. Кроме этого, неизвестно, он ли вывел прутиком на песке чертеж Пифагоровой теоремы, известной сегодня каждому школьнику. Большинство историков науки утверждают, что суть «теоремы Пифагора» была известна задолго до него математикам Вавилона, Китая и Египта, а пифагорейцы дали этой теореме лишь наиболее красивое доказательство.
Пифагор не записывал своего учения. Оно известно лишь в пересказах Аристотеля и Платона. Гераклит утверждал, что Пифагор ученее всех современников, хотя и считал, что в гении его есть «худое искусство — магия», противная богам. «Они признали математически начала за начала всего существующего»,— пояснял Аристотель.
В чем же суть учения Пифагора о числе как о первоначале мира? Попробуем разобраться.
Как известно, Пифагор утверждал, что людей окружают разные предметы. Но все их многообразие не может не иметь под собой единой мировой основы. Безусловно, все вещи можно посчитать. Всегда можно сказать: две птицы, десять рыб, двадцать деревьев, проще говоря, эти слова сочетаются с количественными числительными. Таким образом, с помощью числа можно выразить многообразие, что нас окружает. Число неизменно и присутствует в совершенно разных вещах, являясь единой основой. Поэтому число можно считать первоначалом мира.
Главное число – единица. Это объясняется тем, что любое другое число по своей сущности является их сочетанием. Как число порождает все многообразие предметов в нашем мире? Пифагор говорил, что единице соответствует точка, двойке – две точки, но через две точки уже можно провести прямую, получается, что числу два соответствует прямая; тройке – три точки, но если их соединить, то получается уже плоскость; через четыре точки строится пространство, которое, соответствует четверке. Оно делится на четыре стихии: воду, землю, воздух и огонь, а затем каждая из них делится на разные предметы, взаимодействующий между собой. Это взаимодействие и приводит к бесконечному разнообразию вещей.
Отсюда наглядно видна обратная цепочка, по которой все возвращается к единице: как понятно из выше написанного, многообразие сводится к четырем стихиям, четыре стихии сводятся к пространству, которое сводится к плоскости, не трудно догадаться, что плоскость сводиться к прямой, а она к точке, которая, и является единицей. Отсюда и получается, что весь естественный мир построен из чисел. Возникает соответствие между пространственным миром и числами: линия - “2”, плоскость - “3”, тело - “4”. К числу сводится и мир духа: любовь и дружба отождествляются с восьмеркой, справедливость - с кратными числами.
Таким образом, весь мир представляет собой последовательное разворачивание идеальной сущности – числа.
Пифагор считал, что познать мир – это значит познать управляющие им числа. Кроме того, по мнению философа, все в природе подчиняется неким числовым комбинация. Основным в учении Пифагора является учение о числе, как выше уже было указано, как сущности всего мира. Многообразие физических явлений подчинятся закону, являющемуся единством, космосом (употребление этого названия приписывается Пифагору), т.е. порядком, и основа этого порядка - число. Не арифметическое число, а число как метафизическая реальность, связь, закон мира, по отношению к которому арифметическое число есть лишь форма познания.
Вернемся снова к единице. У Пифагора она является воплощением единства и гармонии Вселенной. Бог, как нераздельная сущность имеет своим числом единицу. С момента проявления Бог двойственен (материя и дух, мужское и женское начало). Весь проявленный мир символизируется числом три: как человек состоит из тела, души и духа, так и Вселенная делится на три сферы: мир божественный, мир человеческий и мир естественный.
В каждом числе Пифагор определял тот или иной принцип, закон, ту или иную активную силу. Противоположность между нечетными (высшими) и четными (низшими, порожденными из высших путем удвоения) числами проявляется в природе в виде ряда других противоположностей: свет и тьма, безграничное и ограниченное, доброе и злое, движущееся и покоящееся, мужское и женское и т.д.
Особую важность Пифагор придавал числам “7” и “10”. Состоящая из трех и четырех, семь означает соединения человека с божеством, т.е. 4 олицетворяет человека, как тело, а 3 обозначает божество, как один из трех миров. Число десять, образованное из первых четырех чисел – 1+2+3+4 – , совершенное число, единица высшего порядка, ибо выражает собой все начала Божества, сначала развивавшегося, а затем слившегося в новом единстве.
Пифагор учил, что начало и конец всего сущего находится в некой абстрактной величине, называемой Монадой, которая равняется единице. Она является абсолютной непознаваемой пустотой, хаосом, прародиной всех богов и в то же время вмещает в себя всю полноту бытия в виде
божественного света. Подобно эфиру, Монада пронизывает все вещи, но конкретно не находится ни в одной из них. Она представляет собой сумму всех чисел, но всегда рассматривается как неделимое целое.
Такова была главная мысль Пифагора. По крайней мере, именно так утверждают наиболее достоверные источники.
Глава 2. Современная трактовка учения Пифагора о вещественности числа
Для каждого из нас числа обладают определенными свойствами. Используя числа, мы ежедневно, используем их свойства для количественной оценки окружающих нас явлений и процессов.
Древнегреческая наука, которую современники называют натурфилософией, родилась как Великий Предел Единого знания. Она синтезировала многие учения, которые существовали самостоятельно, в отрыве друг от друга. Заслуга древнегреческих мыслителей заключается именно в том, что они осознали необходимость синтеза знаний в Единое Знание.
«Все есть число». Эта вселенская формула действует на всех уровнях иерархии мироздания. Сами числа, их упорядоченные последовательности, непременно должны отражать в себе свойства так называемого Единого Универсального закона. Открытие Универсального Закона Чисел может явиться одним из самых важных открытий наступившего тысячелетия.
Вещественное число, по идее, включает в себя комплексно как действительную, так и мнимую часть, так как у каждого вещества есть видимая внешняя и невидимая внутренняя сторона. У положительного ядра атома есть внутри отрицательное ядро, как ядро в ядре, в виде дополнения до целого, до единицы, где полное дополнение будет с учетом еще и внешней компенсации. У значения 2 есть не 2, у 4 есть не 4 и т. д., у бесконечности есть нуль.
Числовая ось по сумме и по произведению всех членов равна единице, так как рождена как мир из единицы.
В любом оформленном веществе (ядре любого атома, органа, организма, организации и т.д.) есть грань - единица как числовая база отсчета, центр равновесия и поляризации трех видов: знак отрицания, знак противоположности и знак степени, в совокупности дающие постоянство благодаря возмещению противоположных энергий, уходящих в обе стороны иерархии полярно внутрь к нулю и вовне - к бесконечности.
Если провести ось через центр сферы шара (целое), то она разделится единицей на две части: отрицательную внутреннюю и положительную внешнюю. Кроме того, каждая единица имеет свою противоположность на обратной стороне сферы.
«Эмпирические результаты подтверждают абсолютность ортогональности и единства, на основе которых выстраиваются законы отбора, изменчивости и наследственности. Информации здесь не приписывается сверх свойства, но в данной структуре пространства она существует везде, все, что происходит вовне любого объекта, мгновенно отражается внутри каждого, другое дело - чувствуем мы это или нет». (Беляев М. - "Милогия", раздел Магия чисел. Монада Пифагора, М., 2007)
Из пифагоровых чисел, таким образом, вытекает полное представление о живом комплексном числе, которое определяется, как расширение множества вещественных чисел. Если не принимать в расчет связь числа с пространством, временем, веществом, жизнью человека, в которой повсеместно присутствует число, то останется недалекое представление о числах, которое существует в современности.
Интересно то, что пифагорейцы не использовали нуль. Это можно объяснить тем, что в их жизни не было нужды непосредственно оперировать бесконечно малыми и бесконечно большими числами. Пифагорейцы называли единицу границей между «целыми» и «частями». Не стоит забывать, что единица есть граница между количеством и качеством, внутренним и внешним.
Главное то, что пифагорейцы видели в единице вечный корень, семя, единое целое, неразделенное, функционально полное. Разве не так используется метод приведения к единице физиками, математиками, генетиками и прочими учеными в анализе сложных и запутанных ситуаций. На этой основе построен всеобщий системный подход, переход от небытия к бытию. В настоящее время число не рассматривается как множество, составленное из единиц. Это значит, что отброшен один из основных категориальных элементов, определяющих полноту мировоззрения, иерархию числа, отражающий качество и количество, внутреннее и внешнее, мнимое и действительное.
Как видно и понятно, все числа объединяет целостная числовая ось, где центром является единица, и где положительные и отрицательные части дополняют друг друга до единицы, иллюзия внешней стороны (от бесконечности до единицы) сопоставима с внутренней (от нуля до единицы) через другой знак мнимости. На этом основывается иллюзорное восприятие и понимание внешнего пространства и внутреннего времени. Здесь ярче видна взаимосвязь числа с живым веществом, пространством, временем, с неограниченной скоростью передачи информации и вещества на расстоянии, вообще с жизнью человека в целом, со всем его окружением.
В современной практике обучения лежит неверное положение, уходящее в корни ошибочного мировоззрения: нуль как начало отсчета. Причина этого ошибочного мировоззрения лежит в неправильном понимании устройства мира. Что такое нуль? Нуль – это пустота, но нельзя же назвать мир, который нас окружает, пустотой. В нем действительно все можно посчитать.
Аристотель писал: «Точка есть единица, имеющая положение, единица есть точка без положения». В этом выражении для характеристики единицы недостает понятия иерархического масштаба, строго определяющего ее положение в иерархии. И тем не менее из данного высказывания видно, что точкой отсчета по праву должна быть единица, а не нуль.
Вглядываясь в структуру представления числа пифагорейцами, неверно считать, что они пользовались в современном представлении только натуральными числами - «камешками». Качественная часть числа отражала дробь (атом, камешек), дополняющая количественную часть до единицы, до Единого; если взять выше, до нового атома, нового качества на новом уровне, то не было бы необходимости заниматься обеими частями одновременно, так как из одного вытекало другое. Число давало им возможность различать вещи и тем самым овладеть ими в сознании. В обычном счете каких-либо предметов, они видели лишь то, что число просто обретает форму, некий образ. В числе они видели эволюцию индивидуальной формы, эволюцию ее истории. Фигурное представление числа у пифагорейцев открывало им наглядное толкование фундаментальных законов природы (переместительного, распределительного, иерархического, эволюционного).
Пифагорейское учение о четных и нечетных числах являлось основным для отражения важнейших философских категорий: женское и мужское; инь и ян; полярные формы целого; доброе и злое; положительное и отрицательное, дающее в совокупности единицу, Единое. Это особое качественное внешнее проявление элементов среды в виде условного деления единицы на полярные формы отражало устойчивую форму положительного и отрицательного.
Таким образом, все сводится к единице. Весь мир – есть развернутая система единиц, их совокупность, в которой есть противоположности, а так же в которой каждый занимает свое место, свою ячейку.
Заключение
Таким образом, можно сказать, что числа связывают все уровни иерархии живых структур. Число или числовые отношения лежат в основе биологии человека, взаимодействия, психологических отношений, межличностных отношений и т. д. Человеческое общество, можно рассматривать тоже как мир, в котором так же есть свои полюса: положительный и отрицательный. Если рассматривать, например, область PR как микромир, как часть человеческого общества в целом, то отрицательным полюсом будет так называемый «черный» PR, который по роду своей деятельности PRом назвать нельзя. Положительным же полюсом будет деятельность специалиста по связям с общественность, которая не противоречит основным принципам PR: скорость и работа на опережение, информационная открытость, честность, инициатива.
Учение Пифагора о числе как о первоначале мира постепенно набирает все большие обороты и с каждым днем актуализируется. Конечно, некоторые исследователи сомневаются в принадлежности этого учения Пифагору, но тем не менее большинство из них признает тот огромный вклад, который был сделан им.
Итак, подводя итоги данной работы, можно сказать, что пифагорейцы понимали, что почти все отношения, которые существуют в мире, все чувственно-воспринимаемые вещи, в основе своей имеют число, а именно единицу. Мировоззрение пифагорейцев при трансформации на современный язык, определяет совершенно новый взгляд на мир, на свою принадлежность к этому миру, на влияние технического совершенства и прежде всего на себя самого. Пифагорейцы были на верном пути. У них единица любого уровня иерархии численно отражала предельно простую субстанцию, из которой в дальнейшем строились все последующие уровни с их формой и содержанием.
Учению о числе, пифагорейцы придавали очень большое значение. Нельзя не сказать о том, что философия Пифагора переплетается с математикой. По сути, вся его философия и есть математика, так как главной ее задачей было объяснение мира при помощи числа, а где число, там и математика. В далекие времена мыслителя Пифагора конечно же не было никаких вычислительных машин и многого другого, что есть сейчас. Но именно им была заложена та первооснова, благодаря которой идет современное развитие всего человечества, представляющего собой развернутую иерархию единиц.
Тема, выбранная мной, действительно очень интересна. Понимая всю глобальность учения Пифагора о числе, невольно задумываешься над тем, кто есть ты во всем многообразии единиц, которые тебя окружают.
Возможно, пифагорейцы не сумели до конца разгадать тайну числа. Но такую задачу, они вряд ли перед собой ставили. Нужно же было что-нибудь для большего осмысления оставить будущим поколениям. Так и получилось. Надеюсь, что эту тему не оставят без внимания и современная наука завершит дело, начатое великим философом Пифагором.
Список литература:
1. Беляев М. Милогия, раздел Магия чисел. Монада Пифагора. – М., 2007. – 154 – 163 с.
2. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Книга восьмая. – М. : Мысль, 1986. – 386 – 391 с.
3. Емельянов С.М. Теория и практика связей с общественностью. – СПб.: Питер, 2007. – 54 с.
4. Чанышев А. Н. Философия Древнего Мира – М. : Высшая школа, 2001. – 192 – 193 с.
5. Ямвлих А. О Пифагоровой жизни. – М. : Алетейа, 2002. – 24 – 27, 167 – 168 с.
6. http://www.erudition.ru
7. http://www.Wikipedia.ru
но не вещь.
Иосиф Бродский