Даосизм сегодня: его актуальность в деятельности специалиста по связям с общественностью и в управлении государством.
Реферат
Даосизм сегодня: его актуальность в деятельности специалиста по связям с общественностью и в управлении государством.
Выполнила студентка 1 курса, группа 101, связи с общественностью и реклама, Попкова М. И.
ВВЕДЕНИЕ. 3
ИСТОРИЯ ДАОСИЗМА. 4
ДАОСИЗМ СЕГОДНЯ. 8
Дао и деятельность специалиста по связям с общественностью. 8
Дао и принципы управления современным государством 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 13
Введение
Китай - одно из древнейших цивилизованных государств мира. В далеком прошлом, четыре тысячи лет назад, начинается история развития китайской философии, вслед за рождением рабовладельческого строя.
Даосизм – одно из древне-китайских философско-религиозных учений, возникшее в I-III веках до н.э.
Но при этом современность даосизма очевидна. Так как, во-первых, даосизм — это неотъемлемая часть китайской и азиатской культур в общем.
Во-вторых, древние китайские учителя боролись с теми же проблемами и обстоятельствами, с которыми мы сталкиваемся и боремся в современном мире. Они жили во времена перемен в культуре. Прежняя основа гармонии перестала существовать. Лао-цзы и Чжуан-цзы пытались найти вероучение, которое помогло бы вернуть культуре утраченную гармонию. Сейчас мы сталкиваемся лицом к лицу с такими же проблемами.
В-третьих, эти китайские философы задумывались над вопросами, которые всегда будут актуальны для человечества: в чем смысл жизни? что ждет человека после смерти?
Это учение, даже спустя несколько тысяч лет, очень популярно, и многие люди сами не зная того, живут по принципам даосизма и пользуются его тезисами.
История Даосизма
Китайскую культуру привыкли рассматривать как нечто единое и цельное. Однако, это неверно применительно к китайской древности. Подобно тому, как сам Китай (тогда царство Чжоу) был разделен, начиная с середины I-ro тыс. до н.э., на множество отдельных, враждовавших между собой царств, также и культура его являла собой картину значительного многообразия; существовало несколько типов культур, только позднее сплавленных в великом общекитайском синтезе.
В наибольшей степени отличались друг от друга культуры севера и юга Китая. Если для севера, давшего начало конфуцианству, характерно внимание к этической проблематике и ритуалу, рассудочное стремление к рациональному переосмыслению основ цивилизации, то на юге господствовала стихия мифопоэтического мышления, процветали шаманские культы. И даосизм, созревший, видимо, в лоне южной традиции, тем не менее, соединил в себе архаику юга и рациональность севера. Первая дала ему содержание, вторая наделила формой, предоставив созданный ею философский способ освоения действительности для выражения смутных и неосознанных творческих потенций. Без южной традиции даосизм не стал бы даосизмом, без северной – не смог бы сказать о себе языком великой культуры и книжной образованности.
Что такое даосизм? Вопрос этот с давних пор привлекает внимание исследователей Китая, однако дать на него краткий и ясный ответ оказалось очень сложно, так как «даосизм» – понятие весьма многомерное и неоднозначное.
Само слово «Дао» совсем не является исключительным достоянием даосизма. Оно принадлежит всей китайской мысли, и каждый философ древнего Китая видел в нем обозначение истины или, точнее, правды и праведного пути жизни. Все китайские мудрецы – приверженцы Дао. И хотя это понятие дало название даосизму, ничего собственно даосского в нем нет. Это одна из важнейших категорий всей китайской культуры. Интересно и необычно лишь ее осмысление даосизмом.
Если в конфуцианстве Дао – путь нравственного совершенствования и правления на основе этических норм, то в даосизме Дао приобретает значение высшего первопринципа, мировой субстанции, источника бытия всего сущего.
Дао – это то, что дается человеку прежде, чем он познаёт сам себя, и Дао есть то, что перейдет от нас к будущим поколениям после того, как мы уйдем. Что же это? Классики даосской традиции дают по видимости туманный, а, по сути, очень точный ответ: все то, что существует само по себе, что не порождено людским умствованием и озабоченностью, что не несет на себе печати натуги, напряжения, насилия.
Мудрость приверженца Дао – это не знание и не искусство, а некое умение– совершенно неумелое – «не затемнять суетным деланием великий покой бытия». Поэтому даосизм не является философией в классическом понимании этого слова, так как он не интересуется определениями понятий, логическими доказательствами. Не является он и религией Бога, требующего от своих поклонников веры и послушания. Его нельзя свести и к искусству, мастерству, практике, потому что мудрость Дао не утверждает необходимости что-нибудь делать. Скорее, даосизм - это «путь цельного существования». Такое единство, как и большинство основных понятий даосизма, насквозь парадоксально, и потому даосские учителя молчат, когда у них просят это объяснить. Как сказано в «Дао-дэ цзин», главном каноне даосизма: «Знающий не говорит, а говорящий не знает».
Основателем философии Даосизма считается древнекитайский философ Лао-цзы. Многие современные исследователи считают его легендарной фигурой. Основным трактатом даосизма является «Дао-дэ цзин», который представляет собой собрание различных высказываний, принадлежащих как самому Лао-цзы, так и его ученикам.
Можно перевести таким образом: Дао – Путь; дэ – проявление Дао; цзин означает авторитетность, принадлежность к классическим писаниям.
Соответственно, название сочинения можно перевести как «Книга о Пути и его проявлениях». Трактат «Дао-дэ цзин» принадлежит IV – III в. до н. э.
История даосизма далеко не всегда была гладкой. Его то запрещали, и тогда приверженцы даосизма подвергались жестоким гонениям, то вновь разрешали и строили даосские храмы. Даосизм не породил серьезных попыток осуществить обновления.
По мере изменения Китая, вызванного развитием капиталистических отношений, рецепцией европейской науки, техники и культуры, ростом национально-освободительного и революционного движения, традиционализм даосизма нарастал, увеличивалась тенденция к замкнутости и обособлению, точному воспроизведению норм жизни и обрядов давно ушедшего прошлого.
В настоящее время в КНР заметно значительное повышение интереса к традиционному культурному наследию. Одновременно можно отметить резкое повышение интереса к даосской психологической и физической практикам: дыхательным гимнастическим упражнениям, (типа «Тай-цзи цюань») и особенно приемам воинских искусств (у-шу), так же связанных с даосизмом, в том числе и происходящим непосредственно от даосских школ (например, школа «у-шу»).
В настоящее время в КНР существует два центра даологических исследований — Институт изучения религий мира при Академии общественных наук КНР и Институт религиоведческих исследований при Сычуаньском университете в Чэнду. До сих пор идет пристальное изучение даосизма, что говорит о том, что он все еще вызывает у людей интерес.
Даосизм сегодня
Дао и деятельность специалиста по связям с общественностью
История даосского философско-религиозного трактата насчитывает более 2000 лет, но при этом, некоторые его положения актуальны и сейчас, а отдельные из них имеют прямое отношение к принципам деятельности специалиста по связям с общественностью. Например, отношение Дао и личности. В представлениях даосов личность человека является прямым выражением его дэ (благость). В качестве главной цели рассматривается достижение состояния единения с миром, то есть возврат к первоисточнику – Дао. Постижение реальности и данной цели строго индивидуально и не несёт никакой социальной составляющей. Даосы ставят выше всего интересы личности, а не общества.
Человек не должен руководствоваться внешней мотивацией, будь то общественная мораль, ожидание поощрения или осуждения. Это не означает, что произвольные поступки обязательно антиобщественны и совершающий их человек не принимает во внимание интересы окружающих. Смысл немотивированного действия заключается в отсутствии заинтересованности в результатах этого действия. Человек отдаляется от Дао, когда он стремится к самоутверждению и созерцанию себя: «Кто себя видит, тот не ведает просвета; кто считает себя правым, не заметен; кто хвастается, не заслужен; кто зазнается, тот других не старше».
Одним из основных принципов деятельности специалиста по связям о общественностью является то, что должен оставаться незаметен, в тени, как будто его и вовсе нет: «не относит к себе совершенные им подвиги», «не желает выставлять на обозрение свои достоинства» и способен «завершить свои труды и удалиться».
«Паблик рилейшнз — профессия, ориентированная на такое оказание услуг, где основное значение имеют интересы общественности, а не собственная выгода. Иначе говоря, паблик рилейшнз — это абсолютно преданное служение общественности» , «поэтому совершенномудрый ставит себя позади других, благодаря чему он оказывается впереди. Он пренебрегает своей жизнью, и тем самым его жизнь сохраняется. Не происходит ли это оттого, что он пренебрегает личными интересами? Напротив, он действует согласно своим личным интересам».
Другим важным принципом является так называемый «принцип альтернативизма», то есть выбор есть у любого, пиарщик ни на чем не настаивает, но в этом и заключается его сила. И вот что сказано в Даоском учении: «Слабей и мягче, чем вода, нет ничего под Небесами, но в сокрушении твердости и силы ее не превзойти». Так же необходимо назвать принцип, которым руководствуются специалисты по рекламе, что находит свое отражение в даоском учении: «Как только Дао начинает действовать и наводить порядок, возникает его имя. А возникает имя, и его, пожалуй, будут узнавать».
Паблик рилейшнз как наука сформировалась совсем недавно, но, несмотря на это, многие его принципы перекликаются с основными тезисами даосизма, что свидетельствует о чрезвычайной современности даосизма, о том, что он проникает даже в новейшие сферы жизни.
Дао и принципы управления современным государством
Важным так же является отношение Дао и государственного управления.
Притом, что Дао и единение с Дао – это недеяние, возникает вопрос: как же представлял себе Лао-цзы государственное управление? Даосская мысль об управлении довольно проста: не надо мешать развиваться народу
«Совершенномудрый не обладает человеколюбием и предоставляет народу возможность жить собственной жизнь»(5), людям и не следует вносить в гармонию страны свое личностное, указующее начало. Этот вопрос имеет более глубокое значение: нужно ли управлять народом? Если народом руководить, - это значит вмешиваться в естественный ход событий, при этом нарушая спонтанность проявления Дао. Но если им не управлять, то государство может просто разрушиться.
Но недеяние, которое не является бездельем, а как действие, воспринимаемое в целом, охватывающее все планы и идущее впереди всякого действия. Это есть не решительное стремление только к конечным целям, а наступление из истока самого Дао. Дао как закон управляет мягко и ненавязчиво, это закон идущий изнутри: «Поэтому совершенномудрый говорит: "Если я не действую, народ будет находиться в самоизменении. Если я спокоен, народ сам будет исправляться. Если я пассивен, народ сам становится богатым; если я не имею страстей, народ становится простодушным".
«Совершенномудрый живет в мире спокойно и в своем сердце собирает мнения народа. Он смотрит на народ, как на своих детей», «Незнатные являются основой для знатных, а низкое - основанием для высокого.»: - эти тезисы даосизма являются прообразом современной демократии. Но, несмотря на то, что формально управляет народ, руководит страной все же государственный аппарат и подчас люди и не догадываются как ими управляют: «Как рыба не может покинуть глубину, так и государству не должно выставлять напоказ людям свои совершенные методы управления».
Даосы считают, что «всякое же действие, противоречащее Дао, означает пустую трату сил и приводит к неудаче и гибели. Вселенную нельзя привести в порядок искусственным образом - для установления в ней гармонии и порядка необходимо дать свободу ее прирожденным качествам. Соответственно, мудрый правитель, следующий Дао, не делает ничего, чтобы управлять страной, и тогда она процветает, пребывая в спокойствии и гармонии». В современном мире найдется множество примеров подтверждающих эти слова, потому что, как только государство начинает требовать от своих граждан чего-то, то в большинстве случаев это приводит к революциям и бунтам.
Многие тезисы даосизма до сих пор актуальны, и современные правители сами не знаю того, ими пользуются.
Заключение
Даосизм прошёл долгий путь эволюции и в XX век вошёл древней традиционной китайской религией. После прихода в Китае даосизм подвергался значительному гонению. После положение стало улучшаться. За последние годы открылось немалое количество даосских храмов и монастырей. В некоторой степени возрождение даосизма обязано росту популярности техники ци-гун, которая берет свое начало в даосской внутренней алхимии. Даосизм в современном виде представляет из себя как религию, включающую в себя как обряды, ритуалы, так и различные техники для усовершенствования тела, ума и духа.
Даосизм сложен, многогранен и во многом парадоксален, но «лучший способ понять его, — научиться ценить в жизни не умное, даже не доброе, а просто долговечное, неумирающее, что бы то ни было. Долговечна же не абстрактная истина, а искренность чувства, которое бесконечно долго предвосхищается, и потому бесконечно надолго запоминается. Даосизм учит ценить вечное, а потому он и сам бессмертен.
Дао глубоко и невыразимо, поэтому тяжело воспринимается. Но можно с ним воссоединиться путем недеяния, но не бездействия. Это жизнь в бесцельном состоянии, но не в отказе от действия. При достижении Дао наступает Благость – дэ, сильнейшее внутреннее состояние. Невозможно стремиться к Дао, Дао само разрешает достичь и познать себя. Таким образом, философия даосизма во многом сложна для понимания, но некоторые ее положения до сих пор актуальны и активно применяются в жизни.
Список литературы
1. Лао Цзы. Дао дэ Цзин
2. http://www.religio.ru
3. Блек Сэм. Паблик рилейшнз. Что это такое? — М.: Новости, 1990.
4. В.В.Малявин , Б.Б.Виногродский «Антология даосской философии» /(на сайте "Ки Айкидо в Москве".)
5. Королько В.Г. Основы паблик рилейшинз, 2000 г.
6. Торчинов Е. А., 1985, I — Торчинов Е. А. Даосская философия в памятниках религиозного даосизма
7. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М. 1981.
...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский
но не вещь.
Иосиф Бродский