Аналитическая записка по философии дизайна на примере направления Sustainable Design (экологический дизайн)
Смирновой Александры (5 СО, з/о)
Аналитическая записка по философии дизайна на примере направления Sustainable Design (экологический дизайн)
Презентации других авторов по этой теме
- 1. Первое (чувственное) впечатление от вещи.
- 2. Культурологический анализ вещи
- 2.1. Культурная «вертикаль». Поиск «первообраза».
- 2.2. Культурная «горизонталь». Контекст. Модные тенденции. Анализ вкусов и шкалы ценностей предполагаемого потребителя.
- 3. Смысловая структура вещи
- 3.1. Онтологический предсмысл
- 3.2. Функциональное значение
- 3.3. Культурно-исторический смысл
- 3.4. Культурно-символический смысл
- 3.5. Актуальный смысл
- 3.6. Знаковый смысл
- 3.7. Духовно-ценностный смысл
- 3.8. Художественно-образный смысл
- 4. Основания целостности вещи. Концепция
- 5. Вывод по проделанной работе
1.Первое (чувственное) впечатление от вещи.
Направление в дизайне - Sustainable design, «зеленый», экологический дизайн.
Sustainable (или Environmental sustainable) design (c англ. sustainable - приемлемый, обоснованный; environmental - относящийся к окружающей среде) - это дизайн, который учитывает интересы окружающей среды, Sustainable Design можно перевести, как «зеленый» дизайн» или «экологический дизайн».
В большинстве случаев продукты «зеленого» экологического дизайна сложно отнести к категории прекрасного, как эстетического понятия. Зеленый дизайн привлекает внимание, и с осознанием функциональности предмета возникает чувство удовлетворенности и гармонии. Экологический дизайн символизирует гармоничное отношение природы и человека. Под термином «экологический дизайн» или «зеленый дизайн» подразумевается любое проектирование в дизайне, направленное не на отражение гармонии, а на саму гармонию отношений человека с окружающим его нетехнократическим миром, при этом не с патриархальным, а с авангардным, авангарднее хай-тека и его минималистического усовершенствования - стиля хай-тач. Речь идет о мире авангардных взглядов, решений и разработок, «настоянных» на патриархальных традициях, устоях, культурах и материалах.
Как бы кто не относился к продуктам из вторсырья, новая жизнь использованных вещей во имя сохранения окружающей среды может быть прекрасной. То есть здесь можно говорить о первых чувствах смешанного характера, но в то же время, возникает ощущение восхищения, связанное с гармоничностью подобных вещей.
2.Культурологический анализ вещи
2.1.Культурная «вертикаль». Поиск «первообраза».
В 1950-ых - 1960-ых годах в противостояние традиционным материальным ценностям и социальным нравам потребительского общества появились альтернативные движения. Ярким и значимым примером здесь можно назвать движение хиппи, зародившееся на Западном побережье США, и вылившееся из движения битников (литературное движение, во главе которого стояли такие писатели, как Керук и Гинзбург, 1940-50 гг. США) и движения кислотников в конце 1950-ых - начале 1960-ых годов. Основные характеристики хиппи включали в себя, в том числе: непринятие общества потребления, свобода действий и деятельности, изобретательность и креативность. В каком-то смысле, хиппи были ответом на расточительность общества - эта идея была озвучена Ричардом Бакминстером Фуллером (Richard Buckminster Fuller) относительно энергии. Многие хиппи строили свои жилища из отходов общества изобилия. Например, в Drop City («город», построенный хиппи), в качестве строительных материалов были использованы выброшенные автомобильные панели. Куполообразные формы вышеупомянутых построек хиппи слегка напоминают куполообразные конструкции, которые Бакминстер Фуллер создал в 1950-ых годах, и в то же время противопоставляют себя кубообразным формам традиционных жилищ.
Многие подобные идеи получили развитие в вещественных формах, например публикация «Последнего цельного каталога Земли» (1971 г., "The Last Whole Earth Catalogue"), т.н. «практический путеводитель альтернативного бытия», дающий советы читателю/дизайнеру относительно всего: от инструментов и оборудования до образования, которое можно приобрести посредством почтового заказа.
К середине 1980-ых годов концепция «зеленого» дизайна начала приобретать широкое распространение в дизайнерской прессе. Эта концепция получила свое развитие благодаря экологическим и «зеленым» настроениям в обществе в 1970-ые годы. К этому времени концепция «зеленого» дизайна перешла из разряда концептуальных в ряды концепций, признаваемых профессиональными дизайнерами, в том числе и такими признанными консультантами, как Michael Peters Group (Майкл Питерс Груп) и Wolff Olins - которые считаются важными составляющими дизайнерской культуры и политики конца 20 века.
В 1970-80-ых годах успех и высокий медиа-профиль косметики компании Body Shop, основанной Аннитой Роддик (Anita Roddick) в 1976 году, внесли новые стандарты в общество, которое только начинало понимать и бороться с проблемами окружающей среды и экономики. Концепции использования натуральных ингредиентов, переработанных материалов и многоразовой упаковки начали будоражить людские умы.
В конце 1980-ых годов наблюдалась оживленная деятельность в области «зеленого» дизайна: было опубликовано большое количество материалов на эту тему, а в 1986 году в Лондонском центре дизайна прошла выставка под названием «Зеленый дизайн».
2.2.Культурная «горизонталь».
"Наша чрезвычайно плодовитая экономика требует от нас изменения стиля жизни, превращая покупку и потребление товаров в ритуалы, поиска нашего духовного употребления в потреблении. Нам нужны вещи, которые расходуются, сжигаются, изнашиваются, заменяются и выбрасываются с растущими темпами» - это слова проницательного американского аналитика розничной торговли Виктора Лебоу (Victor Lebow), высказанные им еще в 1948 году и точно выражающие дух времени в послевоенный период в США и Европе.
«Зеленый» дизайн - это общая реакция на глобальный кризис окружающей среды: стремительный рост экономической активности и населения планеты, истощение природных ресурсов, нарушение экосистемы, потеря биологической вариативности. Причиной этого является то, что наше ненасытное использование земных ресурсов существенно превысило разумные пределы, из-за непрекращающегося инвестирования в исчезающие ресурсы. Сторонники «зеленого» дизайна считают, что кризис может быть разрешен, если убедить сферу промышленности перейти на более затратное, но экологически безвредное производство, и начать повсеместно использовать инновационный дизайн.
Экологический дизайн ставит перед собой цель создать наиболее оптимальные условия для удовлетворения первостепенных человеческих потребностей, не нарушая при этом равновесия в окружающей среде. Экологический дизайн подразумевает целостный подход, и объектами дизайна могут быть любые объекты, которые связаны с деятельностью человека: от миниатюрных предметов, используемых нами ежедневно до дизайна целых зданий, городов и земной поверхности.
«Зеленый» дизайн - это развивающееся направление в сфере архитектуры, ландшафтной архитектуры, городского дизайна, городского планирования, промышленного дизайна, интерьерного дизайна и одежды.
Определенные ограничения безусловно существуют: если наличие объекта в системе противоречит этическим принципам, то рекомендуется исключение его из системы (примером может быть использование ядохимикатов при выращивании пиши или строительных материалов, вредных для окружающей среды).
3.Смысловая структура вещи
3.1.Онтологический предсмысл
«Онтологический смысл формируется всеми выразительными средствами дизайна». На данном уровне мы рассматриваем эмоционально-чувственное восприятие, т.е. посредством чего, данная вещь притягивает к себе внимание.
На мой взгляд, в данном случае лучшим примером для рассмотрения «зеленого» дизайна является «зеленая», «органическая» архитектура. Как уже говорилось выше, цель «экологического» дизайна - это создание экологически целесообразной среды обитания человека. Как правило, экологический дизайн направлен на организацию какого-то конкретного пространства, которое можно обозначить как «участок». Цель дизайна - создание в пределах участка системы, которая бы функционировала при минимальном привнесении энергии извне. В данном случае примерами служат природные модели, которые могут существовать на протяжении длительного времени, не привнося загрязнения в окружающую среду и использующие естественные источники энергии (прежде всего - солнце).
Природные формы близки человеку. Природные формы «зеленого» дизайна органичны, эффективны и привлекательны. Работы экологического дизайна обращают человека к экологической чувствительности, экономичности и этике. Иногда они даже могут показаться копированием природы. Здания такого рода выглядят, словно часть природы.
Замыслом дизайнеров является «интерпретация», улучшающая понимание взаимодействия между зданием и природой, окружающей средой и его пользователем. Например, после расчета климата и географии, архитектор должен «примерить» здание к земле, принимая в расчет пожелания и вкусы клиента.
Подобный подход понижает экологический след на здании и не нарушает целостности дизайна. Такие здания получают большую энергетику и ресурсную эффективность путем установки систем высоких технологий, материалов или других продуктов, не нарушающих обращение к реальному миру или опыту пользователя.
Конечным подходом является «эмуляция», основанная на понимании и моделировании натуральных природных процессов. Дизайн этого уровня дает максимальную эффективность ресурсов и улучшает функциональность зданий.
Тодд Джерси, глава «Todd Jersey Architecture» в Беркели (штат Калифорния, США) взял за основу в экологическом дизайне зданий «интерпретацию». В церкви Пресвитерианское Распятие в Беркели Т. Джерси, «сотрудничая с природой», создал солнечное отопление, увеличив природную вентиляцию и дневной свет, используя приемлемые для переработки строительные материалы. Прихожане оценили натуральный вид и чувствительность здания к природе.
Но основные показатели, достигаемые путем экологичного дизайна - это экономичность, гармоничность, долговечность и в некоторых случаях - красота.
3.2.Функциональное значение
Существование любой вещи, направления, на мой взгляд, оправдывается их функциональностью.
Функциональным значением экологического дизайна можно назвать его «чистоту», с точки зрения производства, жизни, переработки и эмоционального, эстетического влияния.
Следует также отметить экономичность, как особое функциональное значение экологического дизайна. Будь то портативные солнечные батареи для походов, фонари, в которых не используются лампочки или батарейки, здания или целые бизнес-парки - продукты экологически обоснованного дизайна более экономичны в использовании, чем аналогичные продукты, созданные без учета экологического фактора. Портативные солнечные батареи производят бесплатное электричество, фонари ничего не стоят в обслуживании; а «зеленые» здания, как правило, используют меньше электричества, отопления и других коммуникаций, циркулируют более чистый воздух (благодаря экологически чистым строительным материалам и более совершенным вентиляционным системам), что делает подобные здания более дешевыми в обслуживании, а работников или жильцов - более здоровыми. Например, самое экологичное в мире здание Sohrabji Godrej Green Business Centre в Хайдерабаде, Индия (строительство было закончено в 2003 году), имея площадь 5900м2, благодаря своему дизайну и округлой форме, использует электрическое освещение лишь на 10% площади, что в совокупности с экологичным дизайном здания означает, что Sohrabji Godrej Green Business Centre в общем использует на 55% меньше электричества, чем стандартное здание подобного размера.
Основная цель «зеленого» дизайна - создание участков, товаров и услуг с минимальным использованием невозобновляющихся ресурсов, и создание экологически целесообразной среды обитания человека. «Зеленый» дизайн часто рассматривается, как необходимый инструмент для достижения устойчивости окружающей среды. Экологический (или «зеленый) дизайн - это искусство дизайна объектов, не нарушая при этом равновесия в окружающей среде, экономике и обществе. При разумном использовании экологический дизайн может оказывать воздействие на систему «человек-природа», создавая более эффективные и гармоничные связи.
3.3.Культурно-исторический смысл
Поиск культурно-исторического смысла предполагает представление, с одной стороны, об исторических корнях, истоках, вещи, с другой стороны, её исторической ценности в связи с какими-либо событиями, редкостью, древностью.
Человек был создан природой, природа - это среда его обитания. Человек не может существовать вне природы. Взаимоотношения человека и природы существуют со времени возникновения человека, и экологический дизайн является новым витком развития этих отношений. С развитием промышленности в 19-20 веках, человек начал использовать природу, не задумываясь о последствиях. Разрушение природной среды в разнообразных формах превратилось в мировой процесс, последствия которого привели к необходимости кардинальных изменений во многих областях человеческой деятельности. Направление «Зеленого» (или экологического») дизайна, зародившееся во второй половине 20 века - это попытка гармонизации отношений «человек-природа» и внесении в них некоего уровня ответственности со стороны человека. Подобной направление обусловлено исторической необходимостью и, будем надеяться, оно получит более широкое развитие во всем мире.
3.4.Культурно-символический смысл
Культурно-символический смысл раскрывает и уточняет рассмотренный выше. Вещь во всех своих проявлениях является пересечением всеобщего и единичного. В данном случае всеобщим будет наличие в элементах вещи того или иного известного культурного сим вола.
Само название «зеленый» дизайн (в данном случае равноценно понятию «экологический дизайн»), аппелирует к природе. Зеленый для человека - это цвет натурального, цвет природы. Вообще, зеленый цвет - это символом природы, здоровья, весны, роста и обновления. В «зеленом» дизайне часто используются природные модели, которые человек также ассоциирует с самой природой.
3.5.Актуальный смысл
Актуальный смысл формируется в ходе оценки вещи с точки зрения моды.
В западной культуре «зеленый» дизайн, как часть «зеленого» движения, в последнее время получает все большее распространение. Это в первую очередь связано с доступностью и открытостью информации в сегодняшнем мире - все больше людей обладают знанием о проблемах окружающей среды и этичной торговли , а знание приводит к желанию действовать. Движение набирает обороты - потребители становятся все более информированными, опытными и требовательными к приобретаемым ими товарам. Интересы потребителей больше не ограничиваются ценой, характеристиками товара, аспектами поставки и сервиса - покупатели становятся также все более компетентными в экологических, этических и социальных вопросах и хотят получать товары, соответствующие их представлениям.
Многие говорят, что в последнее время западное общество достигло наивысшей точки осведомленности, беспокойства и потенциала для изменений касательно «зеленых» проблем и изменения климата в частности. Это явление реализовывается в массовых масштабах: «зеленые подсказки» самых читаемых в мире газет, документальный фильм Ал Гора (Al Gore), доклад Штерна (Stern Report), церемонии вручения Оскара, куда знаменитости и звезды подъезжают на «зеленых» лимузинах. Летом 2007 года Live Earth добавил гигантский рок-концерт в этот список. Даже Арнольд Шварцнегер предпринимает геройские «зеленые» действия в наши дни. Как мы видим, подобные проблемы будоражат человеческую фантазию. Исследования показывают, что что все это не просто причуды медиа; забота об окружающей среде, новые модели мышления и поведения завоевали признание в обществе. И это заслуга не только развлекательного телевидения, знаменитостей и различных мероприятий и выступлений касательно этичного отношения к окружающей среде и обществу - но и частые сводки новостей о наводнениях и других природных катастрофах, нетипичная погода, а также подтвержденные факты скорого исчезновения таких жизненно важных и распространенных полезных ископаемых, как, например, нефть. Все это заставляет нас думать, что в мире не все в порядке.
Этичное поведение и использование экологичных, «зеленых» товаров в последнее время становится популярным и в некотрой степени модным. «Зеленый» дизайн привлекает внимание, он необычен и уникален - таким образом он завоевывает своих последователей и потребителей.
3.6.Знаковый смысл
Знаковый смысл связан со способностью вещи показать принадлежность владельца к социальному слою, идейному течению, сообществу людей.
Использование продуктов «зеленого» дизайна напрямую указывает на принадлежность потребителя к группе «зеленых» или «этичных» потребителей, заботящихся об окружающей среде. В основном к этой группе относятся люди среднего класса, 30-50 лет, молодые семьи с маленькими детьми, обеспеченные пожилые люди и т.п.
Почему же люди стремятся быть этичными и «зелеными» потребителями? Гуманисты говорят, что для человеческой психики и душевного развития процесс реагирования и несения ответственности является жизненно важным - подобное поведение подпитывает человеческое чувство собственного достоинства. Мы бы не выжили без подобных чувств и переживаний.
3.7.Духовно-ценностный смысл
Духовно-ценностный смысл образуется в отношении вещи и человека, как элементов культуры.
Этические принципы «зеленого» дизайна:
1. Забота о Земле, что подразумевает заботу о всех живых и неживых компонентах Природы.
2. Забота о людях, что подразумевает удовлетворение наших потребностей в еде, крыше над головой, образовании, пристойной работе, а также в человеческом общении.
3. Вложение собственного свободного времени, денег и материалов, направленное на достижение вышеперечисленных принципов. Это означает, что после того, как мы позаботились о своих первоочередных потребностях и организовали свою жизнь наилучшим образом, мы можем использовать свои способности и энергию для того, чтобы помочь другим достичь того же результата.
Экологический дизайн - это создание экологически целесообразной среды обитания человека.
3.8.Художественно-образный смысл
Художественно-образный смысл связан со способностью вещи быть носителем некоего образа.
Художественно-образный смысл продуктов экологичного дизайна как правило основывается на факторе экологической обоснованности подобных вещей. Экологический дизайн создает образы «чистой» природы и гармонии.
4.Концепция экологического («зеленого») дизайна
Концепция экологического дизайна сформулированы на основе принципов, относящихся к самым различным дисциплинам, таким как экология, энергосбережение, ландшафтная архитектура и естествознание. Основные принципы таковы:
- Относительное расположение: каждый элемент размешается относительно других элементов таким образом, чтобы они взаимодействовали друг с другом.
- Каждый элемент осуществляет несколько функций.
- Каждая функция осуществляется за счет многих элементов.
- Эффективное энергопланнрованне.
- Использование биологических ресурсов вместо ископаемого горючего.
- Разнообразие видов для того, чтобы система была более продуктивной и в ней присутствовало взаимодействие компонентов.
- Использование природных моделей.
5.Выводы по проделанной работе.
В качестве объекта исследования было выбрано направление в дизайне «зеленый» (экологический) дизайн. В ходе исследования были выявлены его принципы, основные положения и факты необходимости развития этого направления. «Зеленый» (экологический) дизайн гармонизирует систему отношений «человек-природа» и является необходимым фактором поддержания экологической устойчивости. В настоящее время «зеленый» (экологический) дизайн широко распространен в развитых странах (особенно в Европе и США).
но не вещь.
Иосиф Бродский