taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре  


Аналитическая записка по философии дизайна на примере граненого стакана

 

Аналитическая записка по философии дизайна на примере граненого стакана

Выполнила: студентка 2СО4 высшее Урванцева Ирина

Руководитель: профессор, доктор ф. наук Быстрова Т.Ю. Екатеринбург 2008-04-06 Содержание

1.Первое чувственное впечатление от вещи 2.Культурологический анализ вещи 2.1. Культурологическая вертикаль. Поиск «первообраза» 2.2.Культурологическая горизонталь 3.Автор: стилеобразование, творческие принципы. 4.Смысловая структура вещи 4.1.Онтологический уровень 4.2.Функциональное значение 4.3..Культурно-исторический смысл 4.4.Культурно-символический смысл 4.5.Актуальный смысл 4.6.Знаковый смысл 4.7.Духовно-ценностный смысл 4.8.Личностно-ассоциативный  смысл 5. Основания целостности вещи. Концепция 6.Вывод 7.Список литературы

Тебя порой держал герой

В руке могучей перед боем.

Поэт с курчавой головой

И тот, кто должен стать героем.

И.Тюленев «Гимн граненому стакану»

 

1.Первое чувственное впечатление от вещи.

            Выбор сделан совершенно не случайно. Однажды, а случилось это года три тому назад, наткнувшись на занимательный материал о граненом стакане в одном из журналов Уральских авиалиний UAM испытала ностальгическое чувство  о прошедшем пионерском детстве. Объем публикации был очень мал, но этого хватило, что бы на протяжении всего полета я размышляла о том, как небольшой гранчак вошел в нашу жизнь и стал неприметным спутником всей жизни. Попытка вспомнить  аналог граненому стакану в настоящее время не увенчалась успехом.  Секрет   успеха  и популярности видится в свойствах материала, из которого создан стакан. Стекло во все времена казалось людям божественным даром. Рожденное землей и огнем оно несет в себе печать тайны и вечности. Вместе с этим противоречивые свойства стекла завораживают и дают возможность развитию безграничной фантазии. С одной стороны - мягкая пластичность расплавленного стекла, с другой - родниковая прозрачность, гранитная твердость остывшего, и наряду с этим его хрупкость, блестящая, гладкая поверхность. Приняв в горячем состоянии любую форму  по желанию художника - от функциональной до самой экзотической, стекло застывает в ней навеки

2. Культурологический анализ вещи. Поиск «первообраза»

            Задаваясь вопросом: является ли граненый стакан вещью? используем  методологические принципы философского анализа вещи Т..Ю.Быстровой.  Вещь есть необходимость. Это означает, что вещью мы называемый только востребованный предмет, то есть такой, который нужен данному человеку в данный момент времени и точке пространства. Тогда, в процессе распредмечивания он становится вещью. Предмет - этехелея вещи. Вещь предмет реализовавший себя. Без фигуры человека вещь не приобретет статус необходимости, оставаясь фрагментом бытия, веществом, не более. (1). Предмет нашего исследования граненый стакан вполне претендует на востребованость т.к.  в первую очередь был создан для удовлетворения физиологической потребности человека -   утоления жажды. 

Он гуляка и он же трудяга,

Всем он нужен и всяк ему рад.

Посчитай его грани. Их двенадцать.

Я не знаю кто выдумал так.

Вещь рождается на пересечении временных потоков. Одну ось составляет своеобразная культурная «вертикаль», уходящая в глубь времени, к ее «прообразу», первоформе, выступающей  инвариантом всех последующих решений. Граненый стакан стеклянный сосуд в близкой по форме к цилиндру или усеченному конусу. Слово стакан предположительно заимствовано из тюркского, где тустыган обозначает чаша.

 Изначально, предком любого стакана можно считать замечательный тип яйцеобразного  сосуда.  Форма сосуда была заимствована из скудного ассортимента утвари пигмеев, посуда которых состояла из скорлупы страусовых яиц.  Также древнейшим сосудом для питья можно считать рог - бычий или завитой бараний. Рог играл особую, ритуальную роль в торжественных застольях у народов Кавказа и тех регионов, где скотоводство - исконный способ существования. Пили как из натуральных рогов в металлической оправе, так и из ритонов - сосудов повторяющих форму рога. Они бытовали у греков, римлян, жителей Передней Азии, германцев, кельтов, скандинавов, скифов, славян.

3.Культурологическая горизонталь.

На протяжении всей  истории человечества существовали попытки создать сосуды для питья из различных материалов. Изменения претерпевала и форма. Самые древние сосуды для приготовления  еды были каменные  и деревянные. . Неолит и рубеж его с бронзовым веком  (3-2 тысячелетие до н.э). подарили  человеческой цивилизации   глиняные горшки и металлические котелки, ведра, сковородки.  Стекло же для изготовления  посуды и утвари  не использовалось.  Самые ранние сведения о стекле относятся к 3 тысячелетию до н.э. тогда оно изготовлялось в Древнем Египте и Месопотамии. Из стекла делали бусины, столь привлекательные для жителей Древнего Востока, и флаконы для благовоний, толстенные и тяжелые из-за несовершенства технологий.  В широкое употребление стеклянная посуда вошла только в Древнем Риме. Считается, что в 1 в. До н.э. сирийцы изобрели стеклодувную трубку, и с  ее появлением технология стеклоделия существенно изменилась, сосуды стали тоньше и легче, а искусство поднялось до небывалых высот. Историк Лампидарий рассказывает, что однажды император Гелиогабал (Элагабал) пригласил  своих гостей к столу, «Уставленному самыми изысканными и прекрасными на вид кушаньями и фруктами. Это были предметы из стекла, совершенные по сходству с настоящими.

После падения Рима стекло надолго исчезло из повседневного обихода. Возрождение забытого искусства происходило постепенно. В Византии производили бусы, браслеты, кольца и смальту для знаменитых мозаик. В Западной Европе стекло использовалось в основном в витражах, а также для люстр и медицинской посуды. Небывалых высот в создании стекла добились венецианские мастера,  стекло называли «хрустальным» т.к. именно они добились небывалой легкости и прозрачности. Сосуды из такого материала приносили немалый доход  городской казне. Секреты венецианского стекла тщательно оберегали, но уже в конце 16 в. изделия «в венецианской манере» появляются во Франции, Бельгии и Германии. В 1612 г. во Флоренции опубликовано подробное техническое руководство Антонио Нери «Искусство стекла», что в еще большей мере способствовало распространению венецианской  техники по всей Европе. Форма стеклянных изделий существенно меняется: бутыли, изначально похожие на луковицы, вытягиваются, приобретая современные очертания. Метаморфозы приобретают и бокалы, постепенно формируются различные виды сосудов под разные напитки.

В России до 17 века стекло в обиходе не было распространено. Из источников того времени известно, что в быту  стеклянная посуда употреблялась очень редко, в основном пользовались деревянной и металлической посудой. В 1635 году в России появился первый стекольный завод на пустоши Духанино в Дмитриевском уезде. Духанинский завод  выпускал посуда для аптекарского приказа. Посуда представляла собой высокохудожественные изделия из цветного стекла, чаще всего коричневого, покрытые росписью золотом и серебром. При Петре I стекольное производство значительно расширилось, а количество заводов заметно возросло. В ассортименте заводов кроме аптекарской посуды стали появляться рюмки, чарки и т.д. Возможно, не случайно существует легенда, по которой императору граненый стакан преподнесли  владимирские стеклодувы  с завереньями, что сосуд не бьющийся.  Петр Алексеевич осушил его, и что есть мочи кинул оземь и стакан разлетелся на куски.  Дипломатичные бояре не растерялись и выкрикнули: «На счастье!». Считается, что с тех пор и пошла традиция: бить посуду. Стекольные заводы в России были очень рентабельны благодаря бесплатному топливу, что оказало непосредственное влияние на развитие стекольного производства. Поэтому со второй половины 18 в. Количество заводов заметно возрастает и 1804 г. доходит уже до 114.  Огромное значение для развития отечественных мануфактур имели периодические Всероссийские выставки. Производители старались расширить ассортимент и сделать свою продукцию массовой.  Большим успехом на выставке пользовались изделия Мальцевских заводов, ибо « хрустальная и фарфоровая посуда ... стала уже доступна людям посредственного состояния. Мальцев был награжден Большой золотой медалью «за отличный хрусталь». Завести у себя в доме хрустальную питейную посуду становиться требованием моды.

За годы первой мировой войны стекольная промышленность резко уменьшилась. В условиях экономической блокады, голода, уход на фронт мастеров лишь немногие заводы могли работать. А те, что остались, были национализированы особым декретом советской власти. Стекольные заводы вырабатывали только самую необходимую посуду (стаканы, банки, кружки). Период первого десятилетия Советской власти - период частичного восстановления  стекольного производства к показателям дореволюционного времени. По количеству продукция измерялась на вес, ассортимент был ничтожно мал, качество практически отсутствовало.

 

3.Автор: стилеобразование, творческие принципы.

            Автором граненого стакана многие источники называют скульптора -монументалиста Веру Мухину. Документально авторство Мухиной не подтверждено, но коллеги и родственники аргументируют это тем, что в свободное время Вера Мухина увлекалась стеклом, принимала участие в создании стеклянных форм. По другой версии создателем граненого стакана стал Николай Славянов, советский горный инженер, создавший наброски граненого стакана с 10, 20 и 30 гранями, предлагая изготовить его из металла. Существует мнение и того, что Вера Мухина знавшая ученого  могла увидеть эти наброски, и предложила создать стакан из стекла. Однако есть наглядный пример, который ставит под сомнение авторство этих людей. А именно «Утренний натюрморт»  К.Петрова-Водкина, созданный художником еще в 1918 году. Одним из центральных предметов полотна представлен граненый стакан.  Присутствие  элементов российской глубинки в натюрморте  - простых предметов и полевых цветов позволяет говорить о массовом распространении граненого стакана уже в начале 20 в.  Таким образом, вопрос об авторстве остается открытым. В массовом производстве граненый стакан появился  в 1943 году и предполагал использоваться  в  посудомоечных  машинах того времени. Введенные в оборот посудомоечные агрегаты выполняли свою функцию только в том, случае если загружаемая посуда была определенных форм и габаритов. Дизайн граненого стакана удачно вписался в обслуживание  агрегатов. Он  отвечал требованиям  времени и одному из направлений советского искусства - конструктивизму.  Конструктивизм ( от лат. Constructio - построение) - художественное направление провозгласившее основой художественного образа не композицию, а конструкцию.  Преобладание геометризированных форм, динамичная компоновка, ограниченность цветовой палитры подобные элементы использовались при проектировании зданий и в оформлении самых обычных вещей. Солидные ребра жесткости и толстое стекло граненого стакана вселяли оптимизм, проводились аналогии с мощью самого государства.

4.Смысловая структура вещи. 4.1. Онтологический предсмысл.

Онтологический или бытийный, смысл формируется всеми выразительными средствами дизайна.  На данном уровне мы рассматриваем эмоционально-чувственное восприятие.  Оценка  данного предмета осуществляется через восприятие стакана органами чувств. Значимыми может стать приятное на ощупь, имеющие привлекательные внешние качества, останавливающие на себе взгляд. Рука и глаз имеют решающее значение  для выявления предсмысла, неслучайно эстетические переживания и оценки вырастают из данных именно этих органов чувств.  Граненый стакан изготовлен из стекла. Данный материал кажется самым подходящим для изготовления граненого стакана.  В английском, немецком, французском языках стакан называется тем же словом, что и стекло - glass, Glas, verre. Соотношение высоты стакана к основанию примерно 2:1, а размером он близок к человеческой ладони. Граненый стакан имеет ряд преимуществ по сравнению с обычным стаканом цилиндрицеской формы. Благодаря своим граням такой стакан гораздо прочнее и может уцелеть при падении на бетонный пол с метровой высоты. Поэтому граненые стаканы и по сей день используются в заведениях общепита, а также в пассажирских поездах. Круглое дно и кромка стакана уравновешивают и ведут к гармонии. Круг, окружность воспринимаются человеком положительно прежде всего по тому, что связаны с его «собственным устройством», участвующим в освоении мира. Обозревая его, глаз совершает круговое движение по окружности.

 

4.2.Функциональное значение

            Ранее мы говорили о том, что граненный стакан создан для питья. Однако ограничится  указанием, только на удовлетворение этой потребности было бы неправильным. Сложилось так, что граненый стакан  способен выполнять и другие функциональные предназначения ......  - просмоленные работяги в подсобках глушили из него самогон, интеллигенты пили морс, обсуждая «большевистский беспредел», а любопытные соседи выведывали их секреты, прильнув ухомк холодному донышку того же граненого стакана; -  стакан также является бытовой мерой объема жидкости и сыпучих тел, и в этом качестве используется в кулинарных рецептах. В.И.Ленин в своей работе «Еще раз о профсоюзах, текущем моменте и об ошибках тт. Троцкого и Бухарина» следующим образом характеризует свойства и предназначение стакана: Стакан есть, бесспорно, и стеклянный цилиндр и инструмент для питья. Но стакан имеет не только эти два свойства или качества или стороны, а бесконечное количество других свойств, качеств, сторон, взаимоотношений и «опосредований» со всем остальным миром. Стакан есть тяжелый, который может инструментом для бросания. Стакан может служить как пресс-папье, как помещение для пойманной бабочки.... . 

 

 

4.3..Культурно-исторический смысл

            Поиск культурно-исторического смысла предполагает представление, с одной стороны, об исторических корнях, истоках, «генотипе» вещи, с другой стороны, ее исторической ценности в связи с какими-либо событиями, редкостью, древностью и т.п. Открытие и развитие стеклоделия имеет тысячелетнюю историю. Сейчас трудно себе представить  мир без такого материала как стекло.  Арсенал приемов, сообщающих форме и поверхности стекла способность чудесных превращений, складывался веками, обогащался опытом разных художественных стилей, изобретениями целых народов и индивидуальными придумками умельцев. История развития человечества неотделима от истории развития стеклоделия. Легко можно проследить развитие технической мысли от простого способа выдувания стеклянных изделий (1 в. До н.э.) до изобретения  машины для прессования (20-х гг 19 в.). Проведение опытов  с целью создания  различной цветовой палитры способствовало развитию химической науки. Человечество получило  от неприятно желто-коричневого тона до бесконечного числа цветовых оттенков стекла (синий, зеленый, белый,  пурпурный, бирюзовый). Вспоминается занимательный факт  по поводу изобретения цвета, который получил название  «Золотой рубин».  В конце 17 века Иоганн Кункель добился глубокого рубинового оттенка стекла, но не захотел делиться своим открытием и унес его с собой.  М.В.Ломоносову пришлось провести целую серию опытов и заново совершить открытие.

 4.4.Культурно-символический смысл

Вещь в своих проявлениях является пересечением всеобщего и единичного. В данном случае всеобщим будет наличие в элементах вещи того или иного известного культурного символа. Поиск символов в исследуемом объекте привел к неожиданным находкам. Стакан изготовлен из прозрачного стекла, а оно во все времена предполагает открытость. Многое бы отдали египетские фараоны за кусок нашего обычного оконного стекла, ибо почитали божественным даром, овеществленной духовностью всякую прозрачность материала. (не случайно у них так ценились одежды из тончайшего, просвечивающего льна, названного «сотканный воздух». 

Раннехристиансая церковь напротив запрещала употребление стеклянной посуды даже при богослужении, считая ее колдовскую прозрачность бесстыдным символом греха. Демократизация стекла в советской стране привела к тому, что граненые стаканы были непременным атрибутом процесса распития водки. Бутылка водки вмещала 500 мл, а граненый стакан, заимствованный из любого пункта общественного питания, при распитии «на троих» заполнялся ровно на две трети.  Трудно припомнить наличие такой вещи, в другой стране мира, которая так символично представляла  бы образ жизни  большей части народа ее населяющего.

4.5.Актуальный смысл

Это формирование смысла в ходе оценки вещи с точки зрения моды. Граненый стакан выпущен  на стекольном заводе в городе Гусь-Хрустальный  Владимирской области. Его цена была более чем незамысловатой, возможно отсюда и пошла поговорка: простой как три копейки. С конвейера было выпушено полмиллиарда граненой тары в год. В середине 80-х на каждого жителя страны приходилось несколько стаканов. Граненый стакан стал единственным товаром массового потребления, который так и не стал дефицитом. Граненый стакан присутствует и в нашей современной жизни. На сегодняшний день его можно назвать  модной вещью в контексте интерьера дома, клуба, ресторана с элементами советской эпохи.

  4.6.Знаковый смысл

         Знаковый смысл связан со  способностью вещи показать принадлежность владельца к социальному слою, идейному течению, и сообществу людей и т.п. Граненый стакан утвердился  и прошел долгий жизненный путь в государстве с господствовавшей идеологией. Наряду с пионерским галстуком,  кроватью с панцирной сеткой или «пунктом быстрого питья» граненый стакан  несет в себе брендовые характеристики того времени.  Уравниловка и всеобщность размывали знаковость граненого стакана.  Граненым стаканом пользовались партаапаратчики и простой люд, как говорится: перед его лицом все были равны.  В современной культуре знаковый смысл вещи весьма размыт, человек идентифицирует себя  с узкой группой, язык которой может быть непонятным представителям других групп. Так граненый стакан может стать знаком принадлежности к группе людей посещающих элитарный ресторан, салон созданный в духе советских времен.

4.8.Личностно-ассоциативный  смысл

Здесь смыслы рождаются в ходе освоения, использования, обживания вещи и связаны с очень конкретными  ассоциациями и переживаниями. Лично у меня эта вещь ассоциируется не только с советским прошлым нашей страны. Для меня это в первую очередь воспоминания о пионерском лагере, где мы любили во время дежурства в столовой подшутить над  пионерами из соседнего отряда. В тарелку мы наливали компот, а в граненый стакан отправлялась каша.

5. Основания целостности вещи. Концепция.

 Водя в обиход, стакан преданно сопровождал нас с рождения до смерти: в поезде, в закусочной на любом вокзале, на именинах, свадьбах поминках. Затем городские улицы обзавелись пунктами быстрого питья», и каждый автомат был снабжен тем же стаканом. Так длилось десятилетиями, пока на смену ему не пришел другой предмет массового спроса - пластиковый стаканчик. Но даже теперь граненые стаканы используют пункты общественного питания, и в самом современном жилище можно отыскать хотя бы  один экземпляр. Он идеально подходит для измерения жидких и сыпучих продуктов. « В археологии русской жизни, очищая пласт за пластом, мы постоянно будем возвращаться к граненому стакану. «Это наша археология, а, вернее, просто матрица - считает писатель Виктор Ерофеев. - Это стакан не только дней рождения, но и поминальный стакан. Он уравновешивает жизнь и смерть. Да и вообще серьезная вещь.»  Да, стакан - действительно вещь серьезная и сделанная на века. И пусть кто-то говорит, что граненый стакан скоро будет полностью вытеснен своим пластмассовым собратом. Одноразовый-то даже не стакан, а так стаканчик, время его коротко - использовали и выбросили, а настоящий, надежный граненый стакан не подвластен времени - он вечен...

Основания целостности - долговечен, красив, надежен, удобен, известен, неизменяем.

6. Вывод: Объект исследования в ходе анализа был выведен на новый смысловой уровень. Рассмотрение граненого стакана от формы и свойств вещи перешло и к другим составляющим.  Так были рассмотрены более глубинные смыслы  и символы, заложенные в вещи. Граненый стакан был симпатичен мне всегда, а теперь эта вещь приобрела  особую духовность и ценность.

7. Список литературы. 1. Быстрова Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. Екатеринбург, Издательство Уральского университета. 2001.  2.Мир вещей/ Ред.группа: Т.Евсеева, А.Чернова. М. Аванта+. 2005.  3.Журнал  UAM №4 (19) 2004. Ст. Юлии Ивченковой «Вещь многогранная». 4.www.taby27.ru.  5.www.podrobnosti.ua/history/2003/10/08/81424.html    6.www.adme.ru/pack/2006/10/02/9987/   7.http:/hronograf.narod.ru/10/stakan.htm  8.www.gerka.ru/2007/12/15/istoriya-granenogo-stakana/  9.www.zelen.ru/stihi/st66-popov1-stakan..htm  10.www.elite.ru/n18/1713.html   11. http://ru.wikipedia.org

 

 Татьяна Юрьевна! Готова выслушать замечания и работать над ошибками. С уважением, Ирина Урванцева.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 





...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский