taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре  


Duplicate of Duplicate of Аналитическая записка по философии дизайна на примере направления Sustainable Design (экологический дизайн)

Смирновой Александры (5 СО, з/о)

Аналитическая записка по философии дизайна на примере направления Sustainable Design (экологический дизайн)

  • 1. Первое (чувственное) впечатление от вещи.
  • 2. Культурологический анализ вещи
  • 2.1. Культурная «вертикаль». Поиск «первообраза».
  • 2.2. Культурная «горизонталь». Контекст. Модные тенденции. Анализ вкусов и шкалы ценностей предполагаемого потребителя.
  • 3. Смысловая структура вещи
  • 3.1. Онтологический предсмысл
  • 3.2. Функциональное значение
  • 3.3. Культурно-исторический смысл
  • 3.4. Культурно-символический смысл
  • 3.5. Актуальный смысл
  • 3.6. Знаковый смысл
  • 3.7. Духовно-ценностный смысл
  • 3.8. Художественно-образный смысл
  • 4. Основания целостности вещи. Концепция
  • 5. Вывод по проделанной работе

 

 

 

 

1.Первое (чувственное) впечатление от вещи.

Направление в дизайне - Sustainable design, «зеленый», экологический дизайн.

Sustainable (или Environmental sustainable) design (c англ. sustainable - приемлемый, обоснованный; environmental - относящийся к окружающей среде)  - это дизайн, который учитывает интересы окружающей среды, Sustainable Design можно перевести, как «зеленый» дизайн» или «экологический дизайн».

В большинстве случаев продукты «зеленого» экологического дизайна сложно отнести к категории прекрасного, как эстетического понятия. Зеленый дизайн привлекает внимание, и с осознанием функциональности предмета возникает чувство удовлетворенности и гармонии. Экологический дизайн символизирует гармоничное отношение природы и человека. Под термином «экологический дизайн» или «зеленый дизайн» подразумевается любое проектирование в дизайне, направленное не на отражение гармонии, а на саму гармонию отношений человека с окружающим его нетехнократическим миром, при этом не с патриархальным, а с авангардным, авангарднее хай-тека и его минималистического усовершенствования - стиля хай-тач. Речь идет о мире авангардных взглядов, решений и разработок, «настоянных» на патриархальных традициях, устоях, культурах и материалах.

Как бы кто не относился к продуктам из вторсырья, новая жизнь использованных вещей во имя сохранения окружающей среды может быть прекрасной. То есть здесь можно говорить о первых чувствах смешанного характера, но в то же время, возникает ощущение восхищения, связанное с гармоничностью подобных вещей.

 

 

2.Культурологический анализ вещи

2.1.Культурная «вертикаль». Поиск «первообраза».

В 1950-ых - 1960-ых годах в противостояние традиционным материальным ценностям и социальным нравам потребительского общества появились альтернативные движения. Ярким и значимым примером здесь можно назвать движение хиппи, зародившееся на Западном побережье США, и вылившееся из движения битников (литературное движение, во главе которого стояли такие писатели, как Керук и Гинзбург, 1940-50 гг. США) и движения кислотников в конце 1950-ых - начале 1960-ых годов. Основные характеристики хиппи включали в себя, в том числе: непринятие общества потребления, свобода действий и деятельности, изобретательность и креативность. В каком-то смысле, хиппи были ответом на расточительность общества - эта идея была озвучена Ричардом Бакминстером Фуллером (Richard Buckminster Fuller) относительно энергии. Многие хиппи строили свои жилища из отходов общества изобилия. Например, в Drop City («город», построенный хиппи), в качестве строительных материалов были использованы выброшенные автомобильные панели. Куполообразные формы вышеупомянутых построек хиппи слегка напоминают куполообразные конструкции, которые Бакминстер Фуллер создал в 1950-ых годах, и в то же время противопоставляют себя кубообразным формам традиционных жилищ.

Многие подобные идеи получили развитие в вещественных формах, например публикация «Последнего цельного каталога Земли» (1971 г., "The Last Whole Earth Catalogue"), т.н. «практический путеводитель альтернативного бытия», дающий советы читателю/дизайнеру относительно всего: от инструментов и оборудования до образования, которое можно приобрести посредством почтового заказа.

К середине 1980-ых годов концепция «зеленого» дизайна начала приобретать широкое распространение в дизайнерской прессе. Эта концепция получила свое развитие благодаря экологическим и «зеленым» настроениям в обществе в 1970-ые годы. К этому времени концепция «зеленого» дизайна перешла из разряда концептуальных в ряды концепций, признаваемых профессиональными дизайнерами, в том числе и такими признанными консультантами, как Michael Peters Group (Майкл Питерс Груп) и Wolff Olins - которые считаются важными составляющими дизайнерской культуры и политики конца 20 века.

В 1970-80-ых годах успех и высокий медиа-профиль  косметики компании Body Shop, основанной Аннитой Роддик (Anita Roddick) в 1976 году, внесли новые стандарты в общество, которое только начинало понимать и бороться с проблемами окружающей среды и экономики. Концепции использования натуральных ингредиентов, переработанных материалов и многоразовой упаковки начали будоражить людские умы.

В конце 1980-ых годов наблюдалась оживленная деятельность в области «зеленого» дизайна: было опубликовано большое количество материалов на эту тему, а в 1986 году в Лондонском центре дизайна прошла выставка под названием «Зеленый дизайн».

 

 

2.2.Культурная «горизонталь».

"Наша чрезвычайно плодовитая экономика требует от нас изменения стиля жизни, превращая покупку и потребление товаров в ритуалы, поиска нашего духовного употребления в потреблении. Нам нужны вещи, которые расходуются, сжигаются, изнашиваются, заменяются и выбрасываются с растущими темпами» - это слова проницательного американского аналитика розничной торговли Виктора Лебоу (Victor Lebow), высказанные им еще в 1948 году и точно выражающие дух времени в послевоенный период в США и Европе.

«Зеленый» дизайн - это общая реакция на глобальный кризис окружающей среды: стремительный рост экономической активности и населения планеты, истощение природных ресурсов, нарушение экосистемы, потеря биологической вариативности. Причиной этого является то, что наше ненасытное использование земных ресурсов существенно превысило разумные пределы, из-за непрекращающегося инвестирования в исчезающие ресурсы. Сторонники «зеленого» дизайна считают, что кризис может быть разрешен, если убедить сферу промышленности перейти на более затратное, но экологически безвредное производство, и начать повсеместно использовать инновационный дизайн.

Экологический дизайн ставит перед собой цель создать наиболее оптимальные условия для удовлетворения первос­тепенных человеческих потребностей, не нарушая при этом равновесия в окружающей среде. Экологический ди­зайн подразумевает целостный подход, и объек­тами дизайна могут быть любые объекты, которые связаны с деятельностью человека: от миниатюрных предметов, используемых нами ежедневно до дизайна целых зданий, городов и земной поверхности.

«Зеленый» дизайн - это развивающееся направление в сфере архитектуры, ландшафтной архитектуры, городского дизайна, городского планирования, промышленного дизайна, интерьерного дизайна и одежды.

Определенные ограничения безусловно существуют: если наличие объекта в системе противоречит этическим принципам, то рекомендуется исключение его из системы (примером мо­жет быть использование ядохимикатов при выращивании пиши или строительных ма­териалов, вредных для окружающей сре­ды).

 

 

3.Смысловая структура вещи

3.1.Онтологический предсмысл

«Онтологический смысл формируется всеми выразительными средствами дизайна». На данном уровне мы рассматриваем эмоционально-чувственное восприятие, т.е. посредством чего, данная вещь притягивает к себе внимание.

На мой взгляд, в данном случае лучшим примером для рассмотрения «зеленого» дизайна является «зеленая», «органическая» архитектура. Как уже говорилось выше, цель «экологического» дизайна  - это создание экологически целесообразной среды обитания человека. Как правило, экологический дизайн направлен на организацию какого-то конкретного пространства, которое мож­но обозначить как «участок». Цель дизай­на - создание в пределах участка систе­мы, которая бы функционировала при минимальном привнесении энергии извне. В данном случае примерами слу­жат природные модели, которые могут существовать на протяжении длительно­го времени, не привнося загрязнения в окружающую среду и использующие естественные источники энергии (преж­де всего - солнце).

Природные формы близки человеку. Природные формы «зеленого» дизайна органичны, эффективны и привлекательны. Работы экологического дизайна обращают человека к экологической чувствительности, экономичности и этике. Иногда они даже могут показаться копированием природы. Здания такого рода выглядят, словно часть природы.

Замыслом дизайнеров является «интерпретация», улучшающая понимание взаимодействия между зданием и  природой, окружающей средой и его пользователем. Например, после расчета климата и географии, архитектор должен «примерить» здание к земле, принимая в расчет пожелания и вкусы клиента.

Подобный подход понижает экологический след на здании и не нарушает целостности дизайна. Такие здания получают большую энергетику и ресурсную эффективность путем установки систем высоких технологий, материалов или других продуктов, не нарушающих обращение к реальному миру или опыту пользователя.

Конечным подходом является «эмуляция», основанная на понимании и моделировании натуральных природных процессов. Дизайн этого уровня дает максимальную эффективность ресурсов и улучшает функциональность зданий.

Тодд Джерси, глава «Todd Jersey Architecture» в Беркели (штат Калифорния, США) взял за основу в экологическом дизайне зданий «интерпретацию». В церкви Пресвитерианское Распятие в Беркели Т. Джерси, «сотрудничая с природой», создал солнечное отопление, увеличив природную вентиляцию и дневной свет, используя приемлемые для переработки строительные материалы. Прихожане оценили натуральный вид и чувствительность здания к природе.

Но основные показатели, достигаемые путем экологичного дизайна - это экономичность, гармоничность,  долговечность и в некоторых случаях - красота.

 

 

3.2.Функциональное значение

Существование любой вещи, направления, на мой взгляд, оправдывается их функциональностью.

Функциональным значением экологического дизайна можно назвать его «чистоту», с точки зрения производства, жизни, переработки и эмоционального, эстетического влияния.

Следует также отметить экономичность, как особое функциональное значение экологического дизайна. Будь то портативные солнечные батареи для походов, фонари, в которых не используются лампочки или батарейки, здания или целые бизнес-парки - продукты экологически обоснованного дизайна более экономичны в использовании, чем аналогичные продукты, созданные без учета экологического фактора. Портативные солнечные батареи производят бесплатное электричество, фонари ничего не стоят в обслуживании; а «зеленые» здания, как правило, используют меньше электричества, отопления и других коммуникаций, циркулируют более чистый воздух (благодаря экологически чистым строительным материалам и более совершенным вентиляционным системам), что делает подобные здания более дешевыми в обслуживании, а работников или жильцов - более здоровыми. Например, самое экологичное в мире здание Sohrabji Godrej Green Business Centre в Хайдерабаде, Индия (строительство было закончено в 2003 году), имея площадь 5900м2, благодаря своему дизайну и округлой форме, использует электрическое освещение лишь на 10% площади, что в совокупности с экологичным дизайном здания означает, что Sohrabji Godrej Green Business Centre в общем использует на 55% меньше электричества, чем стандартное здание подобного размера.

Основная цель «зеленого» дизайна - создание участков, товаров и услуг с минимальным использованием невозобновляющихся ресурсов, и создание экологически целесообразной среды обитания человека. «Зеленый» дизайн часто рассматривается, как необходимый инструмент  для достижения устойчивости окружающей среды. Экологический (или «зеленый) дизайн - это искусство дизайна объектов, не нарушая при этом равновесия в окружающей среде, экономике и обществе. При разумном использовании экологический дизайн может оказывать воздействие на систему «человек-природа», создавая более эффективные и гармоничные связи.

 

 

3.3.Культурно-исторический смысл

Поиск культурно-исторического смысла предполагает представление, с одной стороны, об исторических корнях, истоках, вещи, с другой стороны,  её исторической ценности в связи с какими-либо событиями, редкостью, древностью.

Человек был создан природой, природа - это среда его обитания. Человек не может существовать вне природы. Взаимоотношения человека и природы существуют со времени возникновения человека, и экологический дизайн является новым витком развития этих отношений. С развитием промышленности в 19-20 веках, человек начал использовать природу, не задумываясь о последствиях. Разрушение природной среды в разнообразных формах превратилось в мировой процесс, последствия которого привели к необходимости кардинальных изменений во многих областях человеческой деятельности. Направление «Зеленого» (или экологического») дизайна, зародившееся во второй половине 20 века - это попытка гармонизации отношений «человек-природа» и внесении в них некоего уровня ответственности со стороны человека. Подобной направление обусловлено исторической необходимостью и, будем надеяться, оно получит более широкое развитие во всем мире.

 

 

3.4.Культурно-символический смысл

Культурно-символический смысл раскрывает и уточняет рассмотренный выше. Вещь во всех своих проявлениях является пересечением всеобщего и единичного. В данном случае всеобщим будет наличие в элементах вещи того или иного известного культурного сим вола.

Само название «зеленый» дизайн (в данном случае равноценно понятию «экологический дизайн»), аппелирует к природе. Зеленый для человека - это цвет натурального, цвет природы. Вообще, зеленый цвет - это символом природы, здоровья, весны, роста и обновления. В «зеленом» дизайне часто используются природные модели, которые человек также ассоциирует с самой природой.

 

 

3.5.Актуальный смысл

Актуальный смысл формируется в ходе оценки вещи с точки зрения моды.

В западной культуре «зеленый» дизайн, как часть «зеленого» движения, в последнее время получает все большее распространение. Это в первую очередь связано с доступностью и открытостью информации в сегодняшнем мире - все больше людей обладают знанием о проблемах окружающей среды и этичной торговли , а знание приводит к желанию действовать. Движение набирает обороты - потребители становятся все более информированными, опытными и требовательными к приобретаемым ими товарам. Интересы потребителей больше не ограничиваются ценой, характеристиками товара, аспектами поставки и сервиса - покупатели становятся также все более компетентными в экологических, этических и социальных вопросах и хотят получать товары, соответствующие их представлениям.

Многие говорят, что в последнее время западное общество достигло наивысшей точки осведомленности, беспокойства и потенциала для изменений касательно «зеленых» проблем  и изменения климата в частности. Это явление реализовывается в массовых масштабах: «зеленые подсказки» самых читаемых в мире газет, документальный фильм Ал Гора (Al Gore), доклад Штерна (Stern Report), церемонии вручения Оскара, куда знаменитости и звезды подъезжают на «зеленых» лимузинах. Летом 2007 года Live Earth добавил гигантский рок-концерт в этот список. Даже Арнольд Шварцнегер предпринимает геройские «зеленые» действия в наши дни. Как мы видим, подобные проблемы будоражат человеческую фантазию. Исследования показывают, что что все это не просто причуды медиа; забота об окружающей среде, новые модели мышления и поведения завоевали признание в обществе. И это заслуга не только развлекательного телевидения, знаменитостей и различных мероприятий и выступлений касательно этичного отношения к окружающей среде и обществу - но и частые сводки новостей о наводнениях и других природных катастрофах, нетипичная погода, а также подтвержденные факты скорого исчезновения таких жизненно важных и распространенных полезных ископаемых, как, например, нефть. Все это заставляет нас думать, что в мире не все в порядке.

Этичное поведение и использование экологичных, «зеленых» товаров в последнее время становится популярным и в некотрой степени модным. «Зеленый» дизайн привлекает внимание, он необычен и уникален - таким образом он завоевывает своих последователей и потребителей.

 

 

3.6.Знаковый смысл

Знаковый смысл связан со способностью вещи показать принадлежность владельца к социальному слою, идейному течению, сообществу людей.

Использование продуктов «зеленого» дизайна напрямую указывает на принадлежность потребителя к группе «зеленых» или «этичных» потребителей, заботящихся об окружающей среде. В основном к этой группе относятся люди среднего класса, 30-50 лет, молодые семьи с маленькими детьми, обеспеченные пожилые люди и т.п.

Почему же люди стремятся быть этичными и «зелеными» потребителями? Гуманисты говорят, что для человеческой психики и душевного развития процесс реагирования и несения ответственности является жизненно важным - подобное поведение подпитывает человеческое чувство собственного достоинства. Мы бы не выжили без подобных чувств и переживаний.

 

 

3.7.Духовно-ценностный смысл

Духовно-ценностный смысл образуется в отношении вещи и человека, как элементов культуры.

Этические принципы «зеленого» дизайна:

1. Забота о Земле, что подразумевает заботу о всех живых и неживых компонентах Природы.

2. Забота о людях, что подразумевает удовлетворе­ние наших потребностей в еде, крыше над головой, образовании, пристойной работе, а также в человечес­ком общении.

3. Вложение собственного свободного времени, денег и материалов, направленное на достижение вы­шеперечисленных принципов. Это означает, что после того, как мы позаботились о своих первоочередных пот­ребностях и организовали свою жизнь наилучшим обра­зом, мы можем использовать свои способности и энер­гию для того, чтобы помочь другим достичь того же ре­зультата.

Экологический дизайн - это создание эко­логически целесообразной среды обитания че­ловека.

 

 

3.8.Художественно-образный смысл

Художественно-образный смысл связан со способностью вещи быть носителем некоего образа.

Художественно-образный смысл продуктов экологичного дизайна как правило основывается на факторе экологической обоснованности подобных вещей. Экологический дизайн создает образы «чистой» природы и гармонии.

 

 

4.Концепция экологического («зеленого») дизайна

Концепция экологического дизайна сформулирова­ны на основе принципов, относящихся к самым различ­ным дисциплинам, таким как экология, энергосбереже­ние, ландшафтная архитектура и естествознание. Основ­ные принципы таковы:

  • Относительное расположение: каждый элемент размешается относительно других элементов таким обра­зом, чтобы они взаимодействовали друг с другом.
  • Каждый элемент осуществляет несколько фун­кций.
  • Каждая функция осуществляется за счет многих элементов.
  • Эффективное энергопланнрованне.
  • Использование биологических ресурсов вместо ископаемого горючего.
  • Разнообразие видов для того, чтобы система была более продуктивной и в ней присутствовало взаи­модействие компонентов.
  • Использование природных моделей.

 

 

5.Выводы по проделанной работе.

В качестве объекта исследования было выбрано направление в дизайне «зеленый» (экологический) дизайн. В ходе исследования были выявлены его принципы, основные положения и факты необходимости развития этого направления. «Зеленый» (экологический) дизайн гармонизирует систему отношений «человек-природа» и является необходимым фактором поддержания экологической устойчивости. В настоящее время «зеленый» (экологический) дизайн широко распространен в развитых странах (особенно в Европе и США).

 





...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский