taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре, у нас появился логотип!  


Зонт-бутылка ISABRELLA фирмы OFESS (лето 2009)

Комментарий Т.Ю. Быстровой:

Хорошо, но: список источников, более глубоко проработать дизайн постмодерна (а сейчас, вроде как, уже совсем другое время начинается, так что они выглядят архаичными). Правда, тема оригинального подарка это сглаживает, нет причины обращения к теме. Оценка 4+




 

 

работу выполнил: Бестфатер Максим Юрьевич гр. 2СО5

Введение


Объект анализа

Объектом для своей работы я выбрал зонт-бутылку ISABRELLA фирмы OFESS. Данная вещь привлекла внимание своим необычным видом. В сложенном состоянии футляр и ручка зонта образуют форму бутылки. С первого взгляда даже не догадаешься о том, что это за предмет на самом деле. Интерес, возникающий при виде данной вещи, поддерживается рядом вопросов: «Что это такое? Для чего здесь эта бутылка?»

Первое впечатление

Объектом для своей работы я выбрал зонт-бутылку ISABRELLA фирмы OFESS. Данная вещь привлекла внимание своим необычным видом. В сложенном состоянии футляр и ручка зонта образуют форму бутылки. С первого взгляда даже не догадаешься о том, что это за предмет на самом деле. Интерес, возникающий при виде данной вещи, поддерживается рядом вопросов: «Что это такое? Для чего здесь эта бутылка?»

Рисунок

zont.jpg
Рисунок 1: zont.jpg

Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет

Контент.
1. Количественные показатели:
1) по запросу «зонт»:
В поисковой системе Яндекс было найдено 6 млн. ответов. Запросов за месяц было 109721.
В поисковой системе Google было найдено примерно 2160000 ответов.
2) по запросу «зонт-бутылка»:
В поисковой системе Яндекс было найдено 3256 ответов.
В поисковой системе Google было найдено примерно 55400 ответов.
2. Качественные показатели:
В Яндексе были найдены страницы с описанием данных зонтов, где присутствовали следующие характеристики: «дизайнерский», «оригинальный», «необычный», «креативный», «безалкогольный».
В Google набор характеристик, присутствующих в описаниях по запросу «зонт-бутылка», несколько отличается: «оригинальный», «фирменный», «красный», «оранжевый», «креативный», «безалкогольный».

Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект

Народный фольклор.
«Бери зонтик раньше, чем промокнешь»
«Снег на зонтике становится легким, когда подумаешь о том, что это твой снег».
«Раскрытый зонтик не сравнится с ветром, который сам прилетел»
«Любая женщина кажется красивой в темноте, издалека или под бумажным зонтиком»
«Хоть и хороша погода, а зонтиком запасайся»
«Кончается дождь — забывается зонтик».
В основном, в пословицах мира зонт применяется в метафорическом значении. Основой, из-за чего упоминается этот предмет в пословицах, является его функциональное назначение, как защита от дождя. Но это буквальное назначение. Основной смысл, который присутствует в пословицах и транслируется при помощи зонта – это приспособление, созданное человеком для его защиты от чего-либо.

Культурологический анализ продукта дизайна


Культурологическая "вертикаль"

Культурологическая вертикаль.
«Родиной» зонтов можно считать Китай, Индию и Египет. Изобретение датируется XI веком до нашей эры, и служило для защиты от солнца. В древности на Дальнем Востоке зонтиком мог пользоваться только член королевской семьи или высокопоставленные придворные, т. е. зонт был символом власти.
В ХVІІІ веке, в Европе, зонт стал использоваться в качестве защиты от дождя. Есть версии, что конструкцию зонта изобрел англичанин Джоан Ханвэй, это он придумал складной зонт. Данный аксессуар подходил менталитету такой страны, как Англия, где дождь — обычное явление. Далее появились модели в виде традиционной трости, которая присутствовала у каждого уважающего себя джентельмена.
Небольшой экскурс в историю зонтов я сделал не случайно. На фоне знаковости зонта, которую имел данный предмет с древних времён, вернёмся к выбранному зонту-бутылке. Достаточно трудно представить себе английского лорда с зонтом не в виде трости, а в виде бутылки. Для того времени бутылка была скорее атрибутом портовых грузчиков или бродяг. И совсем невероятным было бы увидеть леди с подобным предметом.
Характерная нашему времени повышенная популярность различных спиртных напитков, особенно среди молодёжи, деградация культуры потребления алкоголя привели к изменениям в восприятии подобных вещей.
Наличие у зонтов складных ручек позволяет уменьшать размеры этих изделий, а при упаковке в чехол, форма зонтов может напоминать форму бутылки. Спокойное восприятие окружающими наличия бутылки в руках человека или в кармане, всё это, на мой взгляд, и подтолкнуло дизайнера на разработку подобной формы для данного зонта. Яркое цветовое решение для зонта-бутылки способствует привлечению ещё большего внимания к данному предмету.

Культурологическая "горизонталь"

Культурологическая горизонталь.
Дизайнерское решение для зонта ISABRELLA, воплощённое фирмой OFESS, как я думаю, можно объяснить тем, что они позиционируют данный предмет ещё и в качестве оригинального подарка. Т. е. именно задача по созданию интересного, запоминающегося подарка из обычной вещи привела к такому решению. А функциональная нагрузка зонта, сохранившаяся за изделием, добавляет ему ценности и не относит вещь в разряд безделушек.
Такой подарок можно подарить как мужчине, так и женщине, учитывая цветовое оформление. В большей степени данная вещь ориентирована на молодёжную аудиторию. Это люди, которые стремятся выразить себя, выделиться среди остальных, а оригинальные, «неклассические», практичные вещи помогают им в этом.

Смысловая структура продукта дизайна

Смысловая структура вещи.
3.1. Онтологический смысл.
«Онтологический смысл формируется всеми выразительными средствами дизайна». На данном уровне рассматривается эмоционально-чувственное восприятие, т.е. посредством чего, данная вещь притягивает к себе внимание.
Главное, что привлекает внимание к данной вещи, главная «фишка» данного зонта – это форма бутылки вина, которую приобретает предмет в сложенном состоянии. На эту идею «работает» ручка зонта, выполненная в виде горлышка бутылки с пробкой, а также футляр, который является продолжением бутылки.
Надписи на бутылке-футляре создают дополнительную ассоциацию с бутылкой вина. Также видно, что возможны различные цветовые решения: синяя, жёлтая, чёрная бутылка. Это можно объяснить ориентированием разработчика на различные целевые аудитории, как женскую, так и мужскую.
Футляр выполнен из твёрдого пластика, что препятствует деформации зонта-бутылки, когда человек берёт его в руку.
Таким образом, форма, цвет, материалы, используемые при изготовлении вещи, всё служит для увеличения сходства упакованного зонта с бутылкой вина, что формирует двоякость сути вещи.
3.2. Функциональный смысл.
Несмотря на то, что разработчик позиционирует данную вещь в первую очередь как подарок, функциональная нагрузка за зонтом сохраняется. Т.е. зонт-бутылка ISABRELLA также защитит владельца от зонта. Данное дизайнерское решение добавляет зонтику дополнительную практичность. Так, после пользования зонтом, складывая его в пластиковый футляр, вода не прольётся. Это стало возможным при помощи специальной резиновой заглушки, которая крепится на дне футляра. Нужно просто снять заглушку и надеть ее на открытую часть футляра - получается герметичный цилиндр. В рукоятке зонтика спрятана резинка, за которую зонтик можно повесить на руку или на вешалку. Сама же рукоятка, выполненная в форме горлышка от бутылки, позволяет удобно держать зонт в раскрытом состоянии.
3.3. Знаковый смысл.
Знаковость вещи определяет её потенциальных владельцев. В данном случае зонт, стилизованный под бутылку вина, конечно, будет восприниматься неоднозначно. Оригинальность, необычность данной вещи будет привлекать людей, которые пытаются подчеркнуть свою индивидуальность, неординарность. Но в то же время, для них не будет играть большого значения тот смысл, которым наделялись зонты в прошлых веках. Возможно, для таких людей характерна определённая «ветреность»: они не склонны наделять вещи каким-то сакральным смыслом. Им ценна практичность и необычность вещи. Дизайнер, придумав данный зонтик, как бы делает вызов классическому консервативному прошлому.
3.4. Аксиологический смысл.
Аксиологический смысл несёт в себе духовную, нравственную составляющую. С этой точки зрения, возможность существования данного зонта-бутылки появилась в наше время, как уже отмечалось выше, из-за изменения в нравственных устоях общества в целом. Сейчас, когда потребление спиртных напитков в общественных местах стало обычным делом, а потребление дорогого алкоголя стало считаться модным, обладатель дорогой бутылки вина в руках или в сумочке уже не воспринимается окружающими отрицательно. Это и позволило придумать зонт-бутылку, который, к примеру, если сравнивать с зонтом-тростью, также воспринимается людьми, как вещь модная. Данная вещь добавляет её обладателю оригинальности, а практичность - ещё и дополнительные преимущества. Но с другой стороны, носитель этого зонтика популяризирует в обществе алкогольную продукцию.
3.5. Культурно-исторический смысл.
Культурно-исторический смысл – это набор знаний, которые должен иметь потребитель о товаре для его правильного восприятия. В данном примере дизайнерское решение изначально даёт представление о вещи только как о бутылке вина. Таким образом, вещь может не восприниматься потенциальным потребителем как зонт и теряет своё основное функциональное значение. С другой стороны, зонт-бутылка в качестве подарка-сюрприза наоборот не должен обладать явными признаками, раскрывающими суть вещи.
3.6. Личностно-ассоциативный смысл.
Предугадать возможные вариации в использовании не только этой, но и любой другой вещи заранее предугадать невозможно. Но, я думаю, основной ассоциативный смысл зонта- бутылки будет всё-таки тот, который заложен дизайнером. Т.к. вещь изначально имеет двоякий смысл: бутылка и зонт, трудно предположить иные варианты.
3.7. Актуальный смысл.
Зонт-бутылка ISABRELLA появился в России летом 2009 года. Практичность и оригинальность зонта, позволяют его обладателю по-новому смотреть на обычные предметы, с которыми он сталкивается постоянно. Данный зонт является стильной вещью современности. Он «отрывает» владельца от исторического прошлого вещи, создавая новые ценности, не «привязываясь» к традициям.
3.8. Художественно-образный смысл.
Главная идея при проектировании вещи – это её двоякость. Мы видим бутылку, но на самом деле – это зонт. Структурные элементы зонта (ручка и футляр) формируют образ бутылки, т. е. образ подчиняет себе структуру. Но, в данном случае, такое подчинение никак не вредит функциональности вещи, как зонта, а наоборот, повышает практичность предмета.

Выводы

...

Заключение


В данной работе был произведён анализ зонта-бутылки ISABRELLA фирмы OFESS. Первое впечатление от вещи было, в целом, положительным. Привлекала скрытая суть вещи.
Далее, в процессе анализа вещи, в частности истории зонтов, я выяснил, что дизайнер своим решением абсолютно отошёл от всех традиционных подходов и смыслов, которыми раньше наделялись зонты. Он создал новую вещь, сохранив все прежние функциональные качества зонта, но изменив ассоциативный ряд в сознании потребителя к зонтику.
Абсолютное несоответствие внешней формы содержанию объясняется позиционированием вещи, как сюрприза. Это и подкупает потребителя. Оригинальность, практичность, неожиданность решения, противопоставление смыслов – всё это сочетается в зонте-бутылке ISABRELLA.

Список литературы

  • 1. Быстрова Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. Екатеринбург, Издательство Уральского университета, 2001
  • 2. www.isabrella.ru
  • 3. www.taby27.ru
  • 4. www.koroteev.ru
  • 5. www.rainempire.com/articles/113/

Причина обращения к теме

 

Данную работу можно предложить

Данную работу можно использовать на сайте об эволюции вещей http://evolutsia.com/

Ключевые фразы работы

Зонт-бутылка, оригинальный зонт, зонт в виде бутылки.

План работы

...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский