Украшение – яркий кулон из металла и керамики в виде цветка на разноцветных переплетенных нитях. Приобретено в маленьком магазинчике бижутерии в г. Жироне в Испании.
Комментарий Т.Ю. Быстровой:
Умница везде, кроме списка литературы. Отлично
работу выполнил: Мустяцы Екатерина Гавриловна гр. 2СО-5
- Введение
- Первое впечатление
- Рисунок
- Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
- Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
- Основная часть
- Культурологический анализ продукта дизайна
- Смысловая структура продукта дизайна
- Анализ названия или концепта (не обязательная часть)
- Заключение
Введение
Объект анализа
Наш отпуск дружной компанией у моря заканчивался, мы успели порадоваться небольшому кусочку лета, которое было уже на исходе. В один из немногих непогожих дней мы поехали в старинную часть города Жирона. В небольшом магазинчике украшений солнечным зайчиком среди холодного металлического блеска бижутерии смотрелся милый желто-оранжевый цветок. В моем сине-серо-голубом гардеробе на том момент не было вещи, к которой бы подошло это украшение и, тем не менее, подержав его в руках, я так и не рассталась с солнечным цветком на разноцветных нитях.
Мои первоначальные чувства достаточно смешанные, но только позитивные. Можно описать как эстетическое удовольствие и смесь задора и умиления. Сначала украшение привлекло мое визуальное внимание. А затем большую роль сыграли тактильные чувства: нити колье мягкие, теплые, приятные на ощупь, подвеска гладкая и немного выпуклая, имеет рельефный рисунок и гладкие контуры, так и хочется пробежаться пальцами по поверхности и очерчивать округлый контур.
Первое впечатление
Наш отпуск дружной компанией у моря заканчивался, мы успели порадоваться небольшому кусочку лета, которое было уже на исходе. В один из немногих непогожих дней мы поехали в старинную часть города Жирона. В небольшом магазинчике украшений солнечным зайчиком среди холодного металлического блеска бижутерии смотрелся милый желто-оранжевый цветок. В моем сине-серо-голубом гардеробе на том момент не было вещи, к которой бы подошло это украшение и, тем не менее, подержав его в руках, я так и не рассталась с солнечным цветком на разноцветных нитях.
Мои первоначальные чувства достаточно смешанные, но только позитивные. Можно описать как эстетическое удовольствие и смесь задора и умиления. Сначала украшение привлекло мое визуальное внимание. А затем большую роль сыграли тактильные чувства: нити колье мягкие, теплые, приятные на ощупь, подвеска гладкая и немного выпуклая, имеет рельефный рисунок и гладкие контуры, так и хочется пробежаться пальцами по поверхности и очерчивать округлый контур.
Рисунок
Рисунок 1: Кулон
Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
По моему мнению, это украшение из категории колье, которое согласно словарям определяется как «Шейное украшение с подвесками спереди» (толковый словарь Ожегова).
Колье́ - "ожерелье" (Лесков и др.). Из франц. соlliеr от лат. collāre к collum "шея".
Коллар (англ. collar — ошейник) — это мужское колье, символизирующее власть и те обязательства, которые взял на себя представитель власти перед общественностью.
По запросу «колье» поисковая система Yandex выдала 4 млн. страниц.
В комплексе со словом «колье» часто встречаются словосочетания «драгоценные, полудрагоценные камни». Наиболее частые характеристики: роскошное, стильное, изысканное. Применительно к рассматриваемому украшению употребляются следующие эпитеты: оригинальное, легкое и милое. По материалу изготовления: золотое колье и колье из бисера.
Сайты представляют собой сайты ювелирных магазины, интернет-магазины бижутерии, женские клубы, каталоги украшений, сайты по бисероплетению. И в двадцатке первых сайтов – толкователь снов.
Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
Мама обращается к сыну: Принеси стопку тарелок, сколько сможешь унести. Сын: Зачем тебе так много? Мама: Я буду беседовать с папой на тему подарка мне на день рождения. (Анекдот)
В ответ на безмолвный вопрос продавца в ювелирном магазине покупательница, смущённо улыбаясь, произносит: — «Пожалуйста, извините, что деньги так намокли... Уж очень муж плакал, когда мне их отдавал». (Анекдот)
Северянин И.В.~>Увертюра (Колье принцессы...)
Колье принцессы, колье принцессы...
Но кто принцесса, но кто же та –
Кому все гимны, кому все мессы?
Моя принцесса - моя Мечта!
Культурологический анализ продукта дизайна
Культурологическая "вертикаль"
Украше́ние — явление (действие) или предмет, воспринимаемые человеком или социумом в качестве гармоничного дополнения к чему-либо или кому-либо с эстетической целью.
Украшения можно подразделить на две большие группы:
- являющиеся следами известных целесообразных воздействий непосредственно на самое тело человека - окрашивание, татуирование, некоторые виды деформации;
- в виде посторонних объектов, тем или иным способом прикрепляемых к телу.
Особенность украшений второй группы заключается в том, что их объектами служат предметы из внешнего мира, которые тем или другим способом прикрепляются к телу либо непосредственно, либо на одежде. Самый лучший пункт прикрепления — шея; поэтому ожерелья являются таким распространенным типом украшений, начиная со времен доисторических до наших дней. За ожерельем по распространенности следуют браслеты на руках и ногах (последние — у народов, не носящих одежды), головные обручи, диадемы, пояса, разные повязки, наконец, кольца, сравнительно поздно явившееся украшения.
Вопрос о генезисе украшений еще не вышел из области споров. Одни склонны выводить его из общих биологических основ животного мира. На первый план обыкновенно выдвигается эстетическое чувство и половой инстинкт. Зрительное чувство человека приятно реагирует на все необыкновенное, на яркие краски, на ритмическое расположение цветов и т. д. — и этим пользуется первобытный человек, чтобы привлечь внимание женщин, обладание которыми является результатом конкуренции. Указывается на то, что на самых ранних ступенях быта украшают себя преимущественно мужчины, точно так же, как в мире животных это делают самцы, а не самки.
В то же время в распоряжении науки имеются обильные доказательства того, какую огромную роль в этом обычае играли мотивы утилитарные, религиозные и социальные. При отсутствии одежды украшения могли рассказать о его обладателе, помогали отличать своего от чужого. Огромную роль сыграл и фетишизм, который видел в каждом предмете странной, а тем более животноподобной формы, могучее, высшее, чудотворное существо. Навесить на себя такие объекты, как ценные амулеты-хранители, было вполне естественно. Охотничий и военный быт создал обычай надевать на себя реликвии убитых зверей и неприятелей. С усложнением общественного строя, с выделением классов воинов и правителей, трофеи действительные и их изображения становятся привилегированными знаками отличия высших классов и запретными украшениями для низших.
Эстетическая сторона с самого начала играла большую роль в эволюции украшений: внесла сюда ритм и симметрию, видоизменила, сообразно художественным требованиям, объекты, первоначально ничего общего не имевшие с украшениями. Именно она обратила объекты культа, трофеи и знаки отличия в украшения.
Кроме этого, украшения фактически заменяли стандартизированные деньги.
В настоящее время есть украшения, которые выполняют роль знака отличия, показывая высокий социальный статус владельца, служат средством для привлечения внимания, являются объектом вложения денег.
Для рассматриваемого колье первообразом может служить либо украшение для привлечения внимания за счет своих ярких красок, либо оберег, талисман за счет формы цветка.
Культурологическая "горизонталь"
Украшением себя люди занимались еще с древних времен с разными целями. Сейчас одной из основных причин приобретения украшений служит желание нравиться, желание привлекать внимание и выделяться.
Сегодня украшений великое множество и разнообразие: на любой кошелек и для любой ситуации (вечернее платье, деловой костюм или джинсы). К большому сожалению многих девушек и женщин вечерние наряды мы надеваем очень редко, все чаще мы в строгом костюме, блузе на работе, а в свободное время многие предпочтение отдают стилю casual или спортивному.
А еще часто выбирая украшение, мы руководствуемся практичностью и универсальностью: подойдет к нескольким вещам и к любой ситуации (как часто бывает с золотыми украшениями – цепочками, серьгами). А так хочется чего-то исключительного, неординарного и иногда немного дурашливого и задорного.
Оптимальным решением на сегодня служит бижутерия.
Ее появление было обусловлено социально-экономическим фактором.
Примитивные украшения совершенствовались. Как только были изобретены орудия труда, которыми можно было обрабатывать дерево, кость и не слишком твердый камень, украшения стали более рукотворными. Позже люди научились обрабатывать драгоценные камни и те пользовались большей любовью, нежели уже «немодные» раковины и зубы, однако долгое время ценными и красивыми считались только самоцветы.
Но золото, бриллианты, сапфиры и рубины – это украшения королей и вельмож. А носить украшения хочется всем, и ремесленники античности и средневековья находят способы заполнить востребованную нишу дешевых украшений. Ведь кроме золота и серебра есть медь и бронза, а во времена расцвета алхимии появляются мельхиор и амальгама.
В результате индустриальной революции в XIX веке появилось широкое сословие среднего класса. В ювелирном бизнесе это привело к массовому производству недорогих украшений. К этому времени относится первая бижутерия из стекла с покрытием из рыбной чешуи, похожая на жемчуг, и камеи из раковин, имитирующих полудрагоценные камни. Мастеров, работающих с менее дорогими материалами, назвали bijoutiers, а их продукцию бижутерией.
Сегодня бижутерия бывает молодежной и подростковой, женской – элегантной и решительной, дамской, мужской и даже детской.
Кроме средства привлечения внимания, сохранилась функция украшений, в т.ч. и бижутерии, использования в качестве обозначения и манифестации социального статуса: чем дороже и изысканней украшение, тем важнее и влиятельнее персона.
В настоящее время в бижутерии существуют два направления:
- имитация натуральных драгоценностей (“стразами”);
– украшения, сделанные из материалов, которые сами по себе не обладают ценностью (например, пластик, керамика, металл, бисер, стеклярус и т.п.). В таком случае красота и элегантность изделий зависит лишь от того, насколько мастерски они задуманы и выполнены. Такие украшения имеют, по крайней мере, одно неоспоримое преимущество: об их сохранности не надо так беспокоиться, как о настоящих драгоценностях.
Рассматриваемое украшение относится ко второй группе бижутерии.
Портрет потребителя данной модели: девушки и молодые женщины со средним уровнем дохода, преимущественно офисные работники, использующие такое украшение для досуга, общения с друзьями, а также девушки творческих профессий.
Смысловая структура продукта дизайна
Онтологический смысл
Онтологический или бытийный, смысл формируется все¬ми выразительными средствами дизайна. Во взаимодействии с предметным миром человек участвует полностью как телесно-душевно-духовное существо.
Психофизические особенности восприятия предмета обуславливают оценку, определения, знания и толкования, в том числе и в дизайне. Воздействие осуществляется по средствам цвета, фактуры, линий или их сочетаний, ритма и, конечно же, формы.
Цвет.
Рассуждая о цвете, необходимо абстрагирование от поверхности, фактуры в целях достижения простоты цвета.
Рассмотрим влияние цвета на состояние, настроение, мотивацию человека, с ним соприкасающегося.
Преобладающий цвет колье – желтый. Этот цвет тревожит и привлекает внимание, поскольку он является наиболее ярким из всех основных цветов спектра. Этот цвет человек замечает первым. Когда мы видим желтый цвет, то сразу же думаем: "Ага, что-то новенькое!" Желтый цвет всегда сигнализирует о чем-то новом, необычном, интересном.
В природе желтый цвет очень распространен. Мы видим его повсюду. Желтого цвета солнце, лимоны, кукуруза, шафран, огонь, спелая пшеница, натуральное кленовая древесина, сливочное масло и жирные сливки. Человек воспринимает желтый цвет как цвет гостеприимства, щедрости и комфорта. Желтый не только настоящее, но и будущее – реализация, итог. Воспринимается чаще позитивно.
Желтый цвет часто ассоциируется с весельем, радостью, развлечениями и праздниками. Но он же может быть и совершенно безжалостным и быстро утомляет, если встречается в избытке. Но если добавить к нему немного белого, то можно использовать желтый и в больших количествах.
Предпочтение желтого цвета означает: желание свободы, открытость, подвижность, независимость от реальности, общительность, стремление к снятию напряжения.
Оранжевый цвет - очень яркий, он всегда привлекает внимание: вспомните дорожных рабочих в ярких оранжевых жилетах. Основная ассоциация, связанная с оранжевым цветом, - это пряность, пикантность. Именно это слово определяет наше отношение к оранжевому цвету. Пряности используются в очень умеренных количествах. Точно также осторожны мы и в отношении оранжевого цвета.
Оранжевый цвет в небольших количествах будит мысли о радости, веселье и ярком солнце. Избыток оранжевого кажется нам нахальным и наглым. А избыток наглости уже выглядит вульгарным и дешевым.
Предпочтение оранжевого цвета означает: активность, позитивное самоощущение, желание перемен, открытость.
Белый цвет – открытость и коммуникабельность. Этот цвет, содержащий в себе все цвета спектра, обычно ассоциируется с чистотой, непорочностью, новизной, а также с высоким качеством. Однако порой белый цвет вызывает и негативные ассоциации - белая ложь, белый слон и белый флаг поражения. Если переборщить с белым цветом, то можно создать ощущение стерильности и больничной атмосферы.
Черный контур в сочетании с желтым цветом подвески делает колье еще ярче. Форма.
Колье в целом представляет собой окружность, сама подвеска также имеет круглые формы (состоит из нескольких маленьких кругов).
Круг, окружность воспринима¬ются человеком положительно прежде всего потому, что свя¬заны с его собственным "устройством", участвующим в осво¬ении мира.
Человек, смотрящий на круг, не может найти точку, чтобы зафиксировать взгляд. Таким образом, продолжает снова и снова следовать за формой круга, словно разматывая клубок, с каждым оборотом вытягивая новые мысли и идеи. Форма круга также ассоциируется с защитой, он окружает и защищает то, что внутри круга.
Если рассматривать ассоциации с этим колье в целом по форме и цвету, то получается круг желтого и оранжевого цвета, а это конечно солнце, форма цветка – лето. При этом легкие нити колье, приятные и теплые на ощупь, повторяют цвета кулона (вместо холодной цепочки или толстого черного замшевого шнурка). А нам жителям северного Урала, где «лето было в тот день, когда я работал» всегда так не хватает тепла и солнца. Такое сочетание формы и цвета особенно притягательно.
Гладкость.
Гладкость – ассоциируется с красотой, зеркальностью, мерцанием. Она приятна на ощупь. Гладкая вещь вызывает желание дотронуться до нее.
Отсутствие острых углов делает его более дружелюбным для человека.
Ассиметрия.
Колье имеет рисунок, который расположен ассиметрично (не ровно посередине) и еще разбивается несколькими идущими вразнобой линиями. Это создает впечатление жизненности, динамики, подвижности.
Ритм.
Ритм представляет собой повторение и возврат, периодичность состояний, организующих существование в непрерывное целое. В рассматриваемом колье нити повторяют цвета подвески, рисунок повторяет контур подвески. Наряду с индивидуализацией и символизмом ритм вносит многообразие в бытие, избавляет от монотонности и одномерности. В тоже время это организованное многообразие, вызывающее положительные эмоции.
Функциональный смысл
Вещь всегда есть ответ на определенную потребность человека. Полнота удовлетворения этой потребности, соответствие эргономическим и экономическим показателям, удобство и комфорт выступают критериями оценки.
Колье удовлетворяет потребность привлекать внимание, выделяться. Этой функции украшение отвечает за счет использования ярких цветов и их сочетания, а также средних размеров подвески.
Как оберег, который несет владельцу определенные чувства, можно сказать, что данное колье дает позитивный заряд человеку, помогает открыться.
Украшение также служит системой сигналов. Это жанр коммуникации.
Сложно себе представить, чтобы робинзонесса женского рода стала бы украшать себя для тигров и обезьян на необитаемом острове. Но мы запросто поверим, что она будет украшать себя для богов и духов природы.
Часто украшают себя, чтобы замаскироваться. Что-то спрятать, отвлечь переключить внимание. Украшения здесь выполняют функцию дополнения к гриму и макияжу. Чтобы казаться лучше, чем есть. Обмануть кого-то и обмануться самой заодно.
Что касается удобства использования, то на колье предусмотрена застежка, которая кроме выполнения своей прямой функции – возможность надеть украшение не задевая прически, еще играет роль регулятора длины. Единственный недостаток металлического замочка с короткой цепочкой – возможность зацепления волос.
Подвеска немного тяжеловата, но это не дает ей возможность легко переворачиваться и открывать непрезентабельный вид оборотной стороны.
Тканевые нити удобны тем, что в них не запутываются волосы.
Знаковый смысл.
Знаковый смысл вещи связан с ее способностью показать принадлежность владельца к социальному слою, идейному течению, сообществу людей.
Со времен появления колье, когда это украшение было исключительно из драгоценных металлов, знаковый смысл значительно изменился, он расширился и стал зависеть от самого изделия, особенно от материала его изготовления.
В данном случае колье не имеет экономической ценности и не является показателем статусности, особенно если учесть, что вещица была приобретена в Европе, где повседневные вещи способны создавать иллюзию более низкого, в сравнении с подлинным, статуса.
Зато предположения о характере носителя и его стиле можно сделать достаточно просто. Его обладатель молод, романтичен, общителен (на что указывают цвета), динамичен, любит подчеркнуть индивидуальность. Также можно определить и профессию: либо офсиный работник (которому надоедает пастельные и спокойные цвета на работе), либо люди творческих профессий (об этом говорят яркие цвета и стиль близкий к этно).
Аксиологический смысл.
Аксиологический или духовно-ценностный смысл вещи вырастает из ее способности нести информацию об эстетической шкале, нравственно-этических нормах, представлении о богатстве и чести, личных религиозных пристрастиях и т.п. Он близок к знаковому, но более субъективен, индивидуализирован, связан с образом жизни, манерой поведения конкретного человека.
Данное колье будет скорее использоваться, чтобы подчеркнуть неофициальный стиль, например, оно будет неуместно на деловых переговорах, зато будет хорошо смотреться на вечеринке, встрече с друзьями. Украшение демонстрирует открытость, легкость, незаурядность.
При этом размеры подвески не гигантские, вещь не эпатирует, не признана шокировать, провоцировать.
Культурно-исторический смысл
Поиск культурно-исторического смысла предполагает, с одной стороны, представление об исторических корнях, истоках вещи, с другой стороны - её исторические ценности в связи с какими либо историческими событиями, редкостью, древностью.
Украшения уже не сковывают нас жесткими рамками условностей, как это было всего сотню лет назад: тогда носить драгоценности были привилегией знати. Для многих из нас настоящие драгоценности были и остаются чужеродными. Некоторые женщины предпочитают более потаенные, более эмоциональные смыслы украшений – заключенные в единичных авторских работах или в этнических поделках. Идея, форма, мысль, харизма, заложенная в украшении, очень часто эту самую суммарную стоимость удесятеряет.
Личностно-ассоциативный смысл
Для меня это украшение ассоциируется, в первую очередь, с летом, весельем. Учитывая обстоятельства его приобретения, я вспоминаю солнечную Испанию, ее яркие краски, какой-то заводной, неутомимый, динамичный темп жизни, такой же как их речь, возникает желание вернуться туда.
Актуальный смысл
Актуальный смысл формируется в процессе оценки вещи с точки зрения моды, как в положительном, так и в отрицательном смысле.
Летом 2007 была очень важна и модна яркость. Сочные насыщенные цвета на пике моды – глубокий голубой, притягательный алый, феерический желтый, аппетитный малиновый. В этом сезоне важную роль играли украшения всех оттенков синего – от индиго до василькового, от тона безоблачного мартовского неба до цвета южного лазурного моря.
Таким образом, согласно модным тенденциям лета 2007 года, украшение соответствует цветовой гамме одежды, но не подходит под моду на украшения в данном сезоне.
Однако если украшение рассматривать в общем направлении тенденций украшений в соответствии с сезонностью в последние годы, то каждому времени года соответствуют определённые украшения, а точнее их материалы, формы, цвета.
В летних украшениях прослеживается использование природных материалов: переливающийся перламутр, лёгкое дерево, блестящий металл, сизаль, лён, воздушный шёлк. А так же пластик всех цветов радуги. Украшения этого сезона могут быть лёгкими и тяжёлыми, аккуратными и несколько небрежными. Но самое главное, они должны быть яркими и весёлыми, как лето.
Выводы
Объектом исследования является женское шейное украшение. Проанализированные смысловые уровни не противоречат друг другу. Нет явного перекоса в сторону одного из них.
Заключение
В процессе анализа первоначальное впечатление не изменилось. Рассматривая смысловые уровни, я нашла подтверждение притягательности украшения и объяснение его привлекательности для конкретной целевой аудитории.
Список литературы
- Быстрова Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. Екатеринбург, 2001
- http://ru.wikipedia.org/
- http://www.sunhome.ru/
- http://woman.modnaya.ru/
- http://wday.ru/psychologies/
- http://golota.kiev.ua/
Причина обращения к теме
Еще три года назад я приобрела этот кулон. Тогда меня привлекло его художественное оформление: яркие цвета и фактура. Они как нельзя кстати соответствовали моему настроению. Каждый раз, одевая его, ко мне возвращаются те радостные чувства. И сейчас у меня появился повод подробно проанализировать его дизайн и понять, почему он привлек мое внимание.
Данную работу можно предложить
Дизайнерам бижутерии, недорогих украшений, копирайтерам, руководителям и продавцам магазинов украшений.
Ключевые фразы работы
Колье, бижутерия, украшение, философия дизайна
План работы
- Введение
- Первое впечатление
- Рисунок
- Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
- Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
- Основная часть
- Культурологический анализ продукта дизайна
- Смысловая структура продукта дизайна
- Анализ названия или концепта (не обязательная часть)
- Заключение
но не вещь.
Иосиф Бродский