столовая ложка с деревянной вставкой (производитель неизвестен) 2005
Комментарий Т.Ю. Быстровой:
Хорошо: вещь простая, а толку много. Слабо сделан блок об адресате этой информации. Не снижаю. Отлично.
работу выполнил: Кострова Ирина Ильмировна 5 СО з.о.
- Введение
- Первое впечатление
- Рисунок
- Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
- Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
- Основная часть
- Культурологический анализ продукта дизайна
- Смысловая структура продукта дизайна
- Анализ названия или концепта (не обязательная часть)
- Заключение
Введение
Объект анализа
Ложку мне подарили на день рождения друзья. Это был заказной подарок, продиктованный желанием иметь собственную ложку, как в детстве. Она понравилась мне сразу, лаконичная по форме, с мягкими обтекаемыми линиями и, конечно, деревянная вставка на ручке предавала ей особенность. Ложку хотелось постоянно трогать, изучать, вертеть в руках как игрушку. Было горделивое осознание того, что у меня есть вещь, которая не похожа на типичных представителей этого класса, безликих типовых ложек.
Первое впечатление
Ложку мне подарили на день рождения друзья. Это был заказной подарок, продиктованный желанием иметь собственную ложку, как в детстве. Она понравилась мне сразу, лаконичная по форме, с мягкими обтекаемыми линиями и, конечно, деревянная вставка на ручке предавала ей особенность. Ложку хотелось постоянно трогать, изучать, вертеть в руках как игрушку. Было горделивое осознание того, что у меня есть вещь, которая не похожа на типичных представителей этого класса, безликих типовых ложек.
Рисунок
Рисунок 1: ложка со вставкой из дерева
Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
в поисковой системе Yandex слово ложка встречается на 15 млн. страниц. детализация запроса до "ложка со вставкой из дерева" сокращает колличество ответов до 131 тыс. ответов. ссылки можно разделить на те, которые предлагают купить ложки, учат как изготовить ложку своими руками, рассказывают об истории ложки. с уменьшением степени релевантности ответы содержат сочетание слов "дерево" и "ложка" в различных контекстах - от дизайна интерьера до историй из блогов и дневников
Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
пословицы о ложках.
Красна ложечка с похлебочкой, а не сухая. (русская) Был бы мир пловом, а я – ложкой! (даргинская) В один рот двух ложек не впихнёшь. (китайская) Дорога ложка к обеду. (русская) Каши мало, зато ложка большая. (малайская) Кошкам по ложкам, собакам по крошкам, нам по лепёшкам. (русская) Ложка дёгтя в бочке мёда. (русская) Не клади свою ложку туда, где нет твоей миски. (абхазская) Пустая ложка губы царапает. (осетинская) Нечего хлебать, так дай хоть ложку полизать. (русская) Состояние котла лучше всего знает разливная ложка. (лакская) Что положишь в котёл, то и попадёт в ложку. (казахская) Красна ложка едоком, лошадь ездоком. (русская) Что себе в миску накрошишь, то и в ложке у себя найдёшь (армянская) Руки за ложкой не протянешь, так не придет сама. (русская).
Культурологический анализ продукта дизайна
Культурологическая "вертикаль"
Ложка является неотменным атрибутом человеческой жизни. Для того, чтобы жить, человеку нужно удовлетворять основные потребности, среди которых – потребность в пище и воде. Эти свои потребности человек научился удовлетворять с помощью охоты и собирательства. Когда же наши предки эволюционировали настолько, что перешли от сыроедения к приготовлению пищи на костре, у них сформировалась новая потребность – доставать горячую еду из общего котла. Первоначально в качестве ложек использовались скорлупа орехов, крупные раковины, но горячую пищу сложно есть из чаши, не обжигая руки, поэтому сама потребность в защите от ожога сформировала прообраз современной ложки – полусферический черпак с ручкой.
Со временем форма ложки менялась, в XVIII в. форма ложки приобрела знакомое нам сегодня очертание – стала более округлой у рукояти и заостренной у конца. Удлиненные черенки сделались плоскими, поскольку правила хорошего тона теперь предписывали держать ложку не всей пятерней, как раньше, а лишь тремя пальцами – большим, указательным и средним. В XV веке приобрели популярность ложки из латуни и меди. Аристократы и короли пользовались ложками из серебра и золота. Наиболее раннее упоминание о таких ложках относится к 1259 году. Из недорогих сплавов массово ложки стали выпускать в середине 19 века, когда промышленность развивалась высокими темпами.
Время меняет социальные, экономические, культурные условия жизни людей, соответственно потребностям времени меняется и форма и материал тех вещей, которыми человек пользуется в своей жизни. Так и ложка перешла от полусферических форм черпака к более плоским, от деревянных и костяных к ложкам из драгоценных металлов и современных сплавов. Сейчас ложка является неотъемлемой частью быта любого человека, удовлетворяя всю ту же потребность - доставать пищу, независимо от места его проживания, дохода, уровня культуры, цвета кожи.
Культурологическая "горизонталь"
Современное индустриальное общество зациклено на индивидуальном потреблении, мир становится все более динамичным, на смену традиционности и долговечности приходят удобство в использовании и «одноразовость». Но объемы потребления не могут расти бесконечно, у людей, особенно населяющих промышленные города, мегаполисы, все чаще появляется потребность отдохнуть от шума, технологий, новейших достижений и непонятных механизмов. Необходимость в стабильном, простом и понятном свойственна любому человеку с рождения, срабатывают естественные механизмы защиты организма. Представленная ложка является удачным сочетанием современных технологий и привычных, традиционных форм и материалов. Формирование экологического мировоззрения людей нового поколения должно привести к разумному потреблению, к использованию в производстве таких материалов, которые не буду разрушать окружающую среду, будут легко перерабатываться. С точки зрения материалов ложка может быть переработана целиком после истечения срока службы.
Портрет потребителя
Человек, который обращает внимание на сочетание практичности и красоты. Для него важно отличаться от окружающих с помощью нюансов. Это люди, которые предпочитают полутона и оттенки ярким и выразительным цветам. Склонны к самолюбованию и ожидают оценки со стороны окружающих. Разумно подходят к совершению покупок, но готовы потратиться на действительно понравившуюся вещь. Предпочитают окружать себя основательными, добротными вещами. Скорее женщины, чем мужчины. Как потребители интересны для производителей традиционных предметов, на новинки реагируют сдержанно, совершают покупки осознанно, после сбора информации о классе вещей, отзывах о продукте. Считают себя современными людьми, которым не чужды современные проблемы. Скорее люди зрелого возраста, у которых сформирована система ценностей.
Смысловая структура продукта дизайна
1.онтологический смысл.
По форме ложка представляет собой овал с ручкой. Овал как простая геометрическая форма прост для восприятия. Он вертикален, что указывает на динамичность, пропорционален и симметричен относительно ручки, что делает восприятие простым и комфортным. В основе ручки цилиндр со вставкой из дерева. Деревянная вставка прикреплена к основанию с помощью металлических заклепок круглой формы.
Блеск металла привлекает внимание, но не слепит, а рассеивает свет. Металлическая поверхность, прежде всего гладкая, прохладная на ощупь, возникают ассоциации с водой, которая мерцает, бликует, притягивает взгляд. При близком рассмотрении видно, что гладкая поверхность ложки покрыта мелкими царапинами, что приводит не к слепящему блеску металла, а к мягкому свечению. Деревянная часть ложки на ощупь шероховатая, неоднородная по фактуре, имеет трещинки и видно рисунок структуры дерева. Такую фактурную поверхность хочется изучать, трогать. Деревянная поверхность создает ощущение тепла, уюта, комфорта. Сочетание металла и дерева позволяет смягчить некоторую холодность металла с помощью теплоты и мягкости дерева. Цвет древесины вызывает ощущения стабильности, приземленности, уюта, спокойствия, а цвет металла усиливает ощущение завершенности, твердости вещи. Целостное восприятие ложки создается с помощью сочетания блеска, разных фактур – гладкости и шероховатости и мягкости, обтекаемости формы.
2.Функциональный смысл.
Ложка, как ответ на поставленную задачу донести пищу до рта очень функциональна.
Наличие деревянной вставки можно трактовать неоднозначно: с одной стороны, наличие дерева позволяет использовать ложку в любой кипящей жидкости, дерево не позволит обжечься, в отличие от металлической части, с другой стороны, деревянная часть неудобна в повседневном использовании, от попадания воды при мытье дерево трескается и рассыхается, невозможно мыть такую ложку в посудомоечной машине, со временем эстетический вид ухудшается, дерево блекнет. Размеры оптимальны для столовой ложки, глубина овальной части достаточна для комфортного зачерпывания, ручка достаточно широка и объемна как для женской, так и для мужской руки.
3.Знаковый смысл.
Наличие ложки, которая отличается от безликих собратьев вставкой из другого материала может говорить о наличии у ее владельца желания отличаться и выделяться среди людей. Эта вещь рассчитана на подчеркивание индивидуальности. Такую вещь будут покупать люди, которые хотят показать, что они в курсе современных экологических проблем, в курсе модных веяний, но при этом не забывают о практичности и удобстве в использовании.
4.Аксиологический смысл
аксиологический смысл - духовно-ценностный смысл, который несет информацию о нравственно- этических нормах, представлениях о богатстве или чести, личных религиозных пристрастиях.
Для владельца такой ложки естественно соблюдать гармонию между новым и старым, между массовым производством и ремеслом. Человек аккуратно относится ко всему, что его окружает, заботится об окружающей среде, пытается вписаться в постоянно изменяющийся мир. Сформированная система ценностей, умение отличать качественное от некачественного, определять адекватною стоимость вещи позволяет владельцу такой ложки ориентироваться в современной жизни.
5.Культурно-исторический смысл.
Ложка появляется в жизни человека с первых лет жизни, она увеличивается пропорционально возрасту человека, от маленькой чайной до большой столовой. Первые варианты ложек были максимально похожи на сложенную ковшом ладонь, образ, который возник в головах первобытных людей, не изменился и для нас.
Мода не раз меняла форму ложки. Так в в XVI в., черенок ложки удлинился, позволяя спасти модные в ту пору пышные кружевные манжеты от попадания в соусы и подливы Этикетное правило держать ложку тремя пальцами привело к появлению более широких и плоских ручек. Общая черта всех ложек барокко — необычайная пышность украшений и разнообразие форм рукояток (были ложки и в виде лотоса, и ракушки, и скрипки). Ложку украшали сложными эмблемами, цветочными и фруктовыми орнаментами, аллегорическими фигурами. На смену рококо с хрупкими, изощренно изогнутыми чайные ложками, и миниатюрные ложечками для сахара, украшенными перламутром. пришли строгие ясные формы нового Возрождения — классицизм выровнял изогнутые линии и лишил ложку излишков украшений времен барокко и рококо. Виньетки, игривые раковины и пузатые ангелочки уступили место ровным скрещенным шпагам и геральдическим мотивам (львам, грифонам, знаменам). Несколько позже, когда, устав от четкости классицизма, Европа обратилась к своим средневековым корням, и в моду вошла неоготика, появились великолепные образцы ложек, имитировавших своих предшественниц позднего средневековья. Материал ложки также претерпевал изменения, от деревянных, костяных для простого народа и изысканных серебряных, золотых, с инкрустациями драгоценными камнями для знати, до современных из высокотехнологичных металлов и пластика.
6. Культурно-символический смысл
изучая ложку в поисках культурно-символического смысла можно говорить о наличии трех архетипов – овала, металла и дерева.
Овал как производная от круга фигура, имеющая динамику.
Дерево, как символ жизни, тепла, плодородия и воплощения жизненной силы, как сам человек является отражением «сущности двух миров», посредником между «верхом» и «низом», дерево как ось мира, вокруг которой группируется весь космос.
Металл как символ прочности, целостности, справедливости, космической энергии. С помощью металлических предметов отпугивали нечистую силу, металл как символ проводника душ в подземном мире.
7. Актуальный смысл.
Ложка существует в максимально приближенном к первообразу виде, в таком виде она имеет смысл, попытки изменить форму приведут к потери смысла вещи. Можно менять материал, из которого изготовлена ложка, применять различные способы огранки, инкрустировать камнями, стеклом, но форма останется неизменной, поэтому говорить о модности ложки не имеет смысла.
8.личностно-ассоциативный смысл.
У меня ложка ассоциируется с домом, очагом, основательным, стабильным и теплым.
9.художественно-образный смысл.
Исходя из геометричности и функциональности ложки не могу найти образных значений.
Выводы
в качестве изучаемого объекта ложка оказалась наделена целым рядом смыслов, которые вложил в нее создатель. поскольку смыслы не противоречат друг другу ложка воспринимается как гармоничный, целостный для восприятия предмет.
Заключение
Ложка оказалась интересным объектом для изучения, смыслы, заложенные дизайнером согласуются между собой и совпадают с моим личностным восприятием. Оказалось, что повседневная в использовании вещь несет в себе большую смысловую нагрузку, которая прочитывается на бессознательном уровне. Появилась возможность и стремление больше узнать о тех незаметных вещах, которые окружают нас в повседневной жизни.
Список литературы
- 1.В.Андреева,В.Куклев,А.Ровнер «Энциклопедия. Символы,знаки,эмблемы». М.: Изд-во «Астрель», 2004
- 2.Г.Бидерманн "Энциклопедия символов". М., Изд-во "Республика", 1996
- 3.http://www.uole-museum.ru
- 4.http:// www.taby27.ru
- 5.http://rosdesign.com/design/kolorofdesign.htm
- 6.http:// www.derevo-art.ru
Причина обращения к теме
Данную работу можно предложить
работу можно предложить в виде статьи об интересных особенностях традиционной и повседневной вещи для специализированных гастрономических, кулинарных сайтов, в качестве вспомогательного материала для студентов учебных заведений ресторанного сервиса, пищевой промышленности.
Ключевые фразы работы
ложка, история ложки
План работы
- Введение
- Первое впечатление
- Рисунок
- Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
- Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
- Основная часть
- Культурологический анализ продукта дизайна
- Смысловая структура продукта дизайна
- Анализ названия или концепта (не обязательная часть)
- Заключение
но не вещь.
Иосиф Бродский