Стеклянный заварочный чайник неизвестного производителя
Комментарий Т.Ю. Быстровой:
Отлично. Нет о визуализации культуры. Даосизме. Демократичности формы и всей вещи.
работу выполнил: Шишина Анна Андреевна СО5
- Введение
- Первое впечатление
- Рисунок
- Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
- Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
- Основная часть
- Культурологический анализ продукта дизайна
- Смысловая структура продукта дизайна
- Анализ названия или концепта (не обязательная часть)
- Заключение
Введение
Объект анализа
На первый взгляд это очень занятный предмет. Раньше я никогда не пользовалась чайниками такого типа. Было очень интересно попробовать заварить в нем чай, посмотреть через прозрачные стенки чайника, как в кипятке будут парить крупны чайные листочки. От формы чайника веет японскими мотивами. Его стеклянное тело больше похоже на большую колбу. Носик прикреплен близко к круглому основанию. Ручка чайника тоже не похожа на ручки обыкновенного заварника. Она, в отличие от чайника, металлическая и находится не привычно сбоку, а крепится сверху достаточно массивной дугой.
Первое впечатление
На первый взгляд это очень занятный предмет. Раньше я никогда не пользовалась чайниками такого типа. Было очень интересно попробовать заварить в нем чай, посмотреть через прозрачные стенки чайника, как в кипятке будут парить крупны чайные листочки. От формы чайника веет японскими мотивами. Его стеклянное тело больше похоже на большую колбу. Носик прикреплен близко к круглому основанию. Ручка чайника тоже не похожа на ручки обыкновенного заварника. Она, в отличие от чайника, металлическая и находится не привычно сбоку, а крепится сверху достаточно массивной дугой.
Рисунок
Рисунок 1: Заварочный чайник неизвестного производителя
Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
в поисковой системе Yandex словосочетание "стеклянный заварочный чайник" встресается на 247 тысячах страниц. Данный заварочный чайник чаще всего сопровождается такими характеристиками как "термостойкий" (12 тыс. раз), "современный" (37 тыс. раз), "красивый" (26 тыс. раз)
Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
Кашинцы - водохлебы (т. е. чайники).
Чаем на Руси никто не подавился (отвечают на извинение хозяйки, что листок чайный попал в чашку).
Чаем на Руси никто не подавился (отвечают на извинение хозяйки, что листок чайный попал в чашку).
В брюхе – баня, в носу – решето, на голове – пуп. Рука одна, да и та на спине. Что это? (Чайник)
Полный чайник молчит, неполный - шумит.
Культурологический анализ продукта дизайна
Культурологическая "вертикаль"
В начале шестнадцатого столетия чай впервые попал в Европу, да не один, а со своим верным другом заварочным чайником. Небольшой горшочек, рассчитанный только на одну порцию чая, назывался Воссаго (в переводе с португальского, «большой рот», также - имя демона). Некоторые считают, что именно вассаго стал прообразом современного заварочного чайника.
В создании чайника, каким мы его знаем мы с вами, сыграло роль слияние двух веяний, достигших Европы в середине XVII века. Первое, связано с вечным соперником чая - кофе, а точнее, с исламским кофейником. Знакомство европейцев с этим предметом пришлось как раз на то время, когда кофе-дома, появившиеся в Европе и Англии, пользовались большой популярностью. Второе – с китайскими сосудами для вина, служившими упаковкой для чая при его перевозке и были заморской диковинкой. Таким образом, чайник является неким синтезом кофейника и винного сосуда, унаследовав у последнего свою шарообразную форму.
Первые экземпляры европейских чайников были достаточно неудачными: тяжеловесные и неудобные, из керамики довольно грубого изготовления, они не шли ни в какое сравнение с изящными изделиями китайских мастеров. Еще долгое время Китай оставался основным источником фарфора. Вест-индская компания импортировала его в огромных количествах.
В начале XVIII века немецкие, а затем и английские мастера научились производить фарфор, по качеству не уступающий китайскому. Началось его массовое производство на мануфактурах.
Немного позднее в Европе появилась чайная посуда из металла. Изысканные столовые приборы из серебра были символом высокого социального статуса. Возникла мода на чайные сервизы. Интересно и то, что чайник в этих сервизах не имел постоянной формы, первоначально шарообразный, на какое-то время он стал прямоугольным, а затем овальным. Естественным недостатком серебряных чайников было то, что они сильно нагревались, в том числе ручка. А это сказывалось на вкусе чая. Одновременно появились оловянные чайники, как более дешевый вариант для тех, кто не мог позволить себе дорогие серебряные.
В конце XVIII века чайник приобрел все свои основные черты, которые сохраняет и сегодня.
В начале XX века наметилась тенденция к упрощению форм, целенаправленное развитие их в пользу повышения функциональности. Продолжали развиваться классические направления, сказывались витавшие в то время дизайнерские идеи: кубизм Корбюзье, позднее Art Decoс с философией «Машина как предмет искусства».
Вторая мировая война и последовавший за ней глубокий кризис и депрессия стали безвременьем для чайников. Последующие 50-е и 60-е годы были эпохой функционального модернизма. И лишь в 70-е оригинальный дизайн стал постепенно возвращаться, но это было лишь проявлением модернизма на более высоком уровне, 80-е стали своеобразным ренессансом, возвращением изящности и элегантности XVIII и XIX веков. Имитации классических сервизов занимали место в современных квартирах. Наряду с этим развивалось и новое поколение высоко функциональных заварочных чайников для повседневного потребления.
Наметившаяся в 80-е годы тенденция следовать классическим образцам плавно перетекла и в 90-е. Изящные чайные сервизы с изысканно декорированными чайниками имеют стабильный спрос у потребителей. Актуальны и формы, близкие к классическим.
Фарфор по-прежнему остается дорогим, а значит, востребованным остается дешевый и доступный заменитель фарфора - фаянс.
В современной Европе популярны металлические чайники, видимо, Они редко используются в быту, являясь принадлежностью ресторанов и баров. Обычно, такие чайники рассчитаны на 1-2 чашки чая, точнее, на один пакетик. Обычный листовой чай в них не заваривают. Выполнены такие чайники, как правило, из нержавеющей стали, отличительной чертой которой является то, что она полностью нейтральна по отношению к тому, что заполняет ее изнутри.
Стекло также является абсолютно нейтральным материалом, поэтому изготовленные из него заварочные чайники более чем популярны. Стекло, которое используется для чайников, жаростойкое. Именно в стеклянных чайниках часто используется конструкция, когда заварка не свободно плавает в кипятке, а находится в специальной воронке-фильтре, через которую в чайник заливается вода. Она может быть стеклянной с отверстиями или сетчатой, часто позолоченной. Это обеспечивает идеальную прозрачность чая, отсутствие в нем чаинок. Подобная конструкция в чайниках из других материалов применяется гораздо реже.
Культурологическая "горизонталь"
Современный ритм жизни заставляет нас отойти от привычного в детстве чаепития. Сокращения потраченного времени на заваривание чая и упрощения чайной церемонии просто не избежать в бешеном ритме жизни мегаполиса. Но рано или поздно каждый человек задумывается над тем, что порой спешить не стоит. Стоит притормозить и насладиться прекрасными моментами наедине с собой, друзьями, любимыми. Ведь чайная церемония как не странно одна из самых доступных и простых видов релаксации. Неотъемлемой частью акта чаепития является сам сосуд, в котором будет заварен ароматный напиток. Необходима устойчивость, добротность, неотказность данного прибора. Стеклянный чайник сочетает в себе кристальную частоту, открытость перед своим обладателем. Составляющие, выполненные из металла, говорят нам о его надежности. Металлическая ручка и ободок, опоясывающий верхнюю часть заварника, делают чайник более выразительным, лаконичным. Не стоит забывать и о том, что тема экологии сейчас актуальна как никогда. Из чего следует, что предметы повседневного пользования должны быть не только функциональными и удобными в использовании, но и будут легко перерабатываться. Исходя из материалов, которые были использованы в производстве данного заварочного чайника, его будет переработать по истечению срока службы.
Смысловая структура продукта дизайна
1. онтологический смысл.
По форме заварочный чайник представляет собой форму приплюснутого шара. Эта форма проста и гармонична. Округлые формы присутствуют во всех деталях объекта. Это подтверждает органичность рассматриваемого мной предмета. Шар проецируется на плоскость кругом. Круг – это древнейшая форма, обозначающая покой, уют, порядок во всем. Такая форма всегда соответствует психофизиологическому состоянию человека, т.к. связана с личным устройством освоения мира. Кругом обозначается некий центр, из которого происходит восприятие мира. Круг – это некий идеал, означающий путь познания мира.
Блеск стекла очень гармонично сочетается со сдержанным блеском металла. Чистое как слеза стекло некогда было струящимся песком, теплота которого до сих пор присутствует в этом предмете. Ручка, выполненная из нержавеющей стали очень изящна, она не разбивает весь хрупкий образ данного предмета, а только подчеркивает его невесомость.
Сочетание глянцевых поверхностей стекла и металла придают предмету повседневного обихода презентабельность, превращая каждое чаепитие в особенное событие.
2.Функциональный смысл.
Исходя из функционала заварочного чайника, он должен обладать рядом обязательных свойств: должен быть достаточно герметичным, чтобы держать тепло, удобным в использовании, простой в мытье. Данный представитель сосудов для заваривания чая к сожалению не отвечает заявленным свойствам. Если следовать алгоритму приготовления бодрящего напитка, сосуд нужно обдать кипятком, прежде чем положить в него заварку. Но при этом он мгновенно нагревается, и вылить из него кипяток крайне неудобно. Приходиться постоянно пользоваться прихватками. Сама же заварка в нем хранится крайне короткий промежуток времени. Сферическая форма чайника концентрирует солнечные лучи непосредственно на находящейся в нем жидкости от чего она быстро прокисает. Единственный выход – это убирать заварку в темное и прохладное место. И в заключении…мыть такое чайник крайне неудобно. Его горлышко очень узкое, а сам он прилично пузат. Чаинки так и норовят прилипнуть в самом недоступном месте. Из-за необычной формы его невозможно насухо протереть полотенцем, что приводит к постоянным разводам. Это очень препятствует задуманной прозрачности.
Исходя из вышеперечисленного такой чайник крайне неудобен в повседневном использовании. Зато он весьма украсит праздничный стол, когда дело дойдет до чаепития.
3.Знаковый смысл.
Такой чайник говорит о своем хозяине многое. Если заглянуть в историю, то понимаешь, что истинная церемония чаепития была доступна только очень состоятельным людям. Изначально постигали культуру чайной церемонии буддийские монахи, затем самураи, то есть высшие сословия, только потом она стала появляться в других слоях населения, и была, конечно, скромнее. Обладатель такого чайника хочет быть в центре внимания, ему нравится выделяться за счет предметов обихода. Он любит себя и уделяет своим желаниям достаточно много времени. Такой заварочный чайник купит человек, который желает скрасить свою повседневную жизнь, добавить в нее ярких красок. Практичность и удобство его мало интересуют.
4.Аксиологический смысл
Аксиологический смысл вещи берет свое начало из способности нести информацию о нравственно-этических нормах, представлениях о богатстве или чести, личных религиозных пристрастиях. Сейчас церемония японского чаепития в нашей стране очень популярна, поэтому я думаю, что обладателя такого чайника сочтут человеком, идущим в ногу со временем. Такие люди смогут без труда найти единомышленников, с которыми можно приятно провести время за чашечкой хорошего чая.
5.Культурно-исторический смысл.
Заварочный чайник проходит через всю сознательную жизнь, пожалуй, каждого человека. Он меняет свои очертания с ходом времен, отражает пристрастия эпох, уровень изучения материала, из которого изготовлен. К заварникам добавлялись все новые и новые элементы (сеточки, пружинки, кнопки), но при этом смысл его оставался неизменным. И это самое главное.
6. Культурно-символический смысл
Глядя на этот заварочный чайник, мы видим перед собой древне японский мотив, стоящий у истоков создания чайника. Но его стеклянные стенки, говорят нам о том, что это предмет современной жизни. Такое сочетание старого и нового времени оставляет в нашем сознании впечатление, к которому мы будем снова и снова возвращаться. На мой взгляд он не несет культурной ценности. Он создан просто радовать глаз и своего хозяина.
7. Актуальный смысл.
Сейчас идет тенденция возврата к семейным традициям. И, на мой взгляд, чайная церемония – это одна из важнейших составляющих быта человека. Это говорит о том, что заварочные чайники вновь актуальны. Что касается отсыла к сакуре и мудрецам, то это всего лишь веяние моды, которое в последствие может трансформироваться в нечто другое и наш прекрасный чайник займет почетное место на пыльной полке.
8.личностно-ассоциативный смысл.
Думая о заварочном чайнике в моем сознании всплывают картины долгих зимних вечеров, багровых летних закатов. Меня окружают дорогие мне люди. Мой стол украшает прекрасный чайный сервиз. Чай горячий, ароматный, с глубоким янтарным цветом, от которого невозможно оторвать взгляд.
9.художественно-образный смысл.
Такой чайник разнообразит повседневную жизнь, внеся в нее нотку востока. Он позволит посмотреть на чайную церемонию с другой стороны.
Выводы
Портрет потребителя
Потребитель такой посуды обращает внимание не столько на практичность, как на красоту предмета. Для него важна сама процедура пользования заварным чайником, которая естественно влияет не меньше самого напитка на чайную церемонию. Такие люди не любят яркую шелуху, они предпочитают смотреть в корень. Потребителю присуща мудрость с ноткой полета и легкомысленности. Такой заварочный чайник скорее купят женщины, чем мужчины, потому что, как правило, слабый пол больше стремиться к эстетике в плане приема пищи. Такие люди следуют веяниям моды. Как правило это молодые люди, которые больше подвержены постоянно меняющимся тенденциям современной жизни.
истечению срока службы.
Заключение
Изучать данный заварочный чайник было очень занятно. Потому что существует большая разница между его созерцанием и использованием. Изначально казалось, что он необходим и мне. Даже на секунду захотелось приобрести такой же. Но его неудобство в использовании отталкивает. Предпочитаю захаживать в гости к обладателям таких шедевров. Отсюда следует, что дизайнеру не удалось совместить эстетичность и функциональность. В любом случае данная работа заставляет задуматься о смыслах вещей, которые нас окружают. А это здорово!
Список литературы
- 1. Ганс Бидерманн "Энциклопедия символов". М., Изд-во "Республика", 1996
- 2. www.Tea.ru
- 3. www.taby27.ru
- 4. http://uznayslovo.ru
- 5. http://keywater.info
Причина обращения к теме
Чайник, о котором пойдет речь в моей аналитической записке не принадлежит мне. Это единственный заварочный чайник в квартире, которую я снимаю на время сессии, поэтому я вынуждена была им воспользоваться, так как отдаю предпочтение рассыпным чаям, а не заварке в пакетиках. Заварочный чайник очень хотелось взять в руки, понять его удобство и оценить стоит ли покупать такой же себе домой.
Данную работу можно предложить
Печатные издания о домашних мелочах. Издания для людей изучающих кулинарию, сервировку стола. Для людей, занимающихся дизайном.
Ключевые фразы работы
стеклянный заварочный чайник
китайский чайник
современные чайники
План работы
- Введение
- Первое впечатление
- Рисунок
- Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
- Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
- Основная часть
- Культурологический анализ продукта дизайна
- Смысловая структура продукта дизайна
- Анализ названия или концепта (не обязательная часть)
- Заключение
но не вещь.
Иосиф Бродский