taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре, у нас появился логотип!  


Оренбургский пуховый платок, (2010)

Комментарий Т.Ю. Быстровой:

Очень хорошо, спасибо вам, презентация по платку есть в работах проекта "Русская вещь" за осень 2008 г., они прекрасно дополняют друг друга. Оценка отлично.




 

 

работу выполнил: Писарева Виктория Александровна, гр. 5 СО

Введение


Объект анализа

Моё первое впечатление от пухового платка: облако, в нём я хочу быть на своей свадьбе! Раньше я, будучи ребенком, не осознавала всю красоту русской шали. Но именно сейчас пришло понимание того, как изящно она подает красоту женщины.

Первое впечатление

Моё первое впечатление от пухового платка: облако, в нём я хочу быть на своей свадьбе! Раньше я, будучи ребенком, не осознавала всю красоту русской шали. Но именно сейчас пришло понимание того, как изящно она подает красоту женщины.

Рисунок

Рис.1 Оренбургский пуховый платок
Рисунок 1: Рис.1 Оренбургский пуховый платок

Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет

В поисковой системе «Yandex» по запросу «Пуховый платок» нашлось 302 тыс. ответов. «Пуховый» - 2 млн. ответов, «Платок» - 7 млн. В сочетании чаще всего встречаются слова: паутинки, шали, квадратное изделие, тонкий, легкий, ажурный, ручная работа, настоящий, уникальный.

Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект

Обычаи:
Девушка повязывала своим платком гармошку ухажера. В некоторых местах их дарили всем гостям на свадьбе. Уходя на фронт, мужчины дарили платки женам, матерям, любимым, чтобы не забывали их в разлуке. Ушли и не вернулись… Только "синий платочек" остался - как семейная реликвия.
Поговорки:
"На чужой роток не накинешь платок",
"Бабы бранятся - платки с голов валятся",
"Не к роже платочек - утрешься и рукавичкой".

Частушки:
«Супостаточка моя в беленьком платочке перед милым вертится как змея на кочке»
«Нынче красненький платочек на кудрях своих ношу,
На кого взгляну разочек, в миг того приворожу»
«Повяжу платок я туго, чтобы ветер не порвал,
Поведу машину полем, чтобы милый увидал»
«На платочке два цветочка – голубой да синенький,
Про любовь никто не знает, только я да миленький»

Стихи:
Одной заботой боле –
Одной слезой
река шумней,
А ты все та же –
лес да поле,
Да плат узорный
до бровей…

***

В этот вьюжный неласковый вечер,
Когда снежная мгла вдоль дорог,
Ты накинь, дорогая, на плечи
Оренбургский пуховый платок!

Я его вечерами вязала
Для тебя, моя добрая мать,
Я готова тебе, дорогая,
Не платок - даже сердце отдать!

Чтобы ты эту ночь не скорбела,
Прогоню от окошка пургу.
Сколько б я тебя, мать, ни жалела,
Все равно пред тобой я в долгу!

Пусть буран все сильней свирепеет,
Мы не пустим его на порог.
И тебя, моя мама, согреет
Оренбургский пуховый платок.

Культурологический анализ продукта дизайна


Культурологическая "вертикаль"

Первообраз: платок казахских всадников, связанный из козьего пуха. Согласно легенде, первые русские поселенцы, прибывшие в уральские земли после их присоединения к России ( XVI-XVII в.в), были несколько удивлены облачению казахских всадников. Несмотря на лютые уральские морозы, их одежда была довольно легкой. Секрет оказался прост: под легкой одеждой всадников скрывался платок, связанный из козьего пуха. Какие-либо узоры на платках отсутствовали, они выполняли лишь одну функцию – согревать своего хозяина, сохраняя тепло. Если заглянуть еще глубже, во многих курганах эпохи бронзы Южного Урала и Северного Казахстана среди прочих элементов материальной культуры срубников, андроновцев и других обнаруживаются каменные и костяные пряслица, в центральное отверстие которых вставлялись деревянные веретена и таким образом пряли пряжу из овечьей и козьей шерсти. Судя по находкам, мужчины и женщины носили шерстяные и кожаные шапочки с наушниками. Верхняя одежда также изготавливалась из шерстяной пряжи и ткани.
Впервые узоры на платки стали наносить русские казачки. Необычайно теплый пух оренбургских коз вместе с красивейшими узорами сыграли важную роль, сначала в региональной, а затем и в мировой известности пухового платка. Популярность платка постоянно возрастала, выходя за пределы региона, а в 19 веке к оренбургскому платку пришла настоящая слава. Мастерицы и рукодельницы стали получать международные призы и награды. Интерес к региону рос, за пухом и козами регулярно приезжали заморские купцы. Однако ни одна попытка наладить производство за тысячи километров не удалась – через несколько лет козий пух терял свои лучшие свойства и переставал отличаться от пуха обычных коз.
События двадцатого века негативно отразились на известности Оренбурга. Однако пуховязальный промысел продолжил свое развитие. Помимо оренбургских коз, стали использоваться волгоградские козы, что позволило вязать платки белого цвета. Новый всплеск популярности оренбургского пухового платка, теперь уже в Советском Союзе, был вызван открытием Оренбургской фабрики пуховых платков. Использование машин привело к возможности наносить практические любые узоры и повысить качество изготавливаемой продукции.

Культурологическая "горизонталь"

Конкурентные преимущества дизайна: Игра света и тени в мельчайших просветах ажурного рисунка придает платку легкость и прозрачность, заставляя любоваться самой работой. Но еще более выразительно выступает тончайшая вязь оренбургского платка, когда он свободно наброшен на плечи и концы его спускаются спереди, оттеняя фигуру, а со спины платок ниспадает мягкими фалдами. Осанка от этого становится величавой, движения – плавными. Легкой призрачной дымкой окутывает он плечи, придавая облику больше женственности. От малейшего движения платок словно оживает, переливаясь всеми нюансами естественной гаммы натурального пуха. Благодаря этой особенности оренбургский платок гармонично вливается в колорит любого костюма. Главной особенностью оренбургских пуховых платков, является возможность продеть платок через кольцо. Но это далеко не всегда так. Если при изготовлении изделия его основной целью ставиться удерживать тепло, то и его размер, плотность и толщина не позволят протянуть себя через кольцо. Такой характеристикой обладают только ажурные платки, из-за своей легкости получившие название паутинка. Гордостью вязальщиц являются изделия, помещающиеся в гусином яйце. Иной раз, боязно до нее дотронуться – кажется, вот-вот порвется. Но тем и славны оренбургские платки и паутинки: это не столько сувениры, сколько практичные изделия, готовые служить десятилетиями своей хозяйке. Пуховязальщицы работают с вдохновением, вкладывая в свое дело много труда, любви, инициативы, художественных замыслов и вкуса. В этом отношении характерны и названия узоров: "кошачьи лапки", "паутинка", "косой рядой", "елочка", "шашечки", "цепочки", "решеточки", "окошечки", "мышиный след", "тройная ягода", "узорчатая ягода", "крупная малинка", "выворотной узор", "зубчики" и пр. По сегодняшний день оренбургский платок - не пережиток прошлого, не архаизм и не предмет мещанского быта, это актуальный для современной индустрии моды элемент костюма. Мировая мода сегодня активно использует оренбургские платки: из них делают очень красивые, утонченные и вместе с тем теплые длинные юбки на чехле, элегантные вязаные кофточки. Это смориться изысканно и, вместе с тем, очень по-русски.
Информация о разработчике: У качественной ручной работы несомненный плюс в том, что в них «вложена душа мастериц»: эти изделия изготавливаются около 2 недель, а отдельные шедевры и несколько месяцев. Это долгий кропотливый труд, приводящий к отличному результату. Другим плюсом является хорошее сырье (пух), хорошо сотканные пуховые нити и конечно неповторимый рисунок. Рукодельницам известны обычно одни и те же рисунки, но при вязке они слегка отклоняются от стандартных узоров, чем придают оригинальность, неповторимость своему творению.
Субпродукция: варежки, паутинки, палантины, пончо, косынки, носки.
Конкурирующие производители: Если оценить ситуацию настоящего времени, а платок был произведен примерно в начале 2010 года, то таких легендарных и крупных производителей пуховых платков, пожалуй, нет. Хотя изделия из пуха коз Волгоградской и Воронежской области, Башкирские шали могут служить альтернативой Оренбургским платкам. Но они различаются самим вязанием. Вековые традиции, качество, тонкости и сложности узоров отличают оренбургский промысел пуховязания. Также своеобразным конкурентом являются так называемые «эрзац - платки», в состав которых добавляют превышающую допустимые количества вискозной или х/б –нити. Причём отличить на глаз и на ощупь такие платки неспециалисту почти невозможно. Лишь потом, при использовании платков потребитель узнает некачественность изделия: по облезшим пуховым ниткам, оголившим х/б-основу.
Портрет потребителя: В царском Петербурге модницы резали оренбургские платки на вуали. Уже потом платки стали одеждой для бедных, которую, если и увидишь, так на древних старушках в глубинке. Сегодня часто думают, что оренбургские пуховые платки создаются только для пожилых женщин, так как они носят более теплые вещи. Но пожилые женщины носят пуховые теплые шали, а оренбургские палантины и пуховые паутинки чаще носят молодые девушки. Паутинки и палантины легкие, нежные и красивые очень к лицу молодым. Обычно девушки выбирают изделия белого цвета, которые особенно хороши. Многие знаменитости являются обладателями оренбургских платков и считают, что они вполне могут конкурировать даже с самыми именитыми марками одежды. Поэтому потребитель пуховых платков это- женщины в возрасте от 25 лет, к которым уже пришло понимание красоты таких вещей. Они стремятся выделить себя среди других, сделав это элегантно и утонченно. Лучший способ для этого прибегнуть к народным традициям, проверенным веками. Эти женщины любят роскошь и изящество.

Смысловая структура продукта дизайна

Онтологический (бытийный) смысл

Смысл пухового платка передается через форму, цвет, фактуру, полупрозрачность. Платок представляет собой квадрат с длиной стороны 110 см, связанный из тончайшего белого пуха. Края оформлены в виде зубцов. По всей площади имеет ажурную вязку, за счет чего увеличивается прозрачность.

Форма

Квадрат олицетворяет статичную безупречность и совершенство, неизменность, интеграцию, четыре элемента в их статическом аспекте, божественное проявление в творении. Отражает единство божественного: три стороны квадрата - божественная троица, а четвертая сторона - божественное единство. Он означает также честность, прямодушие, искренность, моральность. Четырехугольник олицетворяет талисманическое заверение в постоянстве и стабильности. В греко-римской традиции квадрат является символом Афродиты (Венеры) как женской плодородной силы. У пифагорейцев квадрат символизирует душу. Интересна возможность платка превращаться из квадрата в треугольник, в форме которого его обычно и носят. Треугольник, обращенный вершиной вниз, является лунным и имеет символику женского начала, матки, воды, холода, природы, тела. Треугольник - триединая природа Вселенной – небо, земля, человек. Треугольник один из наиболее мощных и универсальных символов. Первая из плоских фигур в Сакральной Геометрии и, пожалуй, одна из самых значимых. Треугольник является первой космической формой, появившейся из хаоса, который предшествовал творению. В древнем Египте треугольник был символом прекрасной и плодородной земли. В индуизме треугольник вершиной вниз представлял символ женской энергии (Шакти). Сочетание всех этих значений как нельзя лучше подходит для наряда невесты. Треугольник символизирует женское начало, а квадрат, в свою очередь, стабильность и плодородие будущей семьи.

Цвет

С точки зрения временной составляющей и восприятия цвета, белый – символизирует будущее. Он открыт и коммуникабелен, рядом с любым цветом он будет хорош. Это цвет недифференцированности, трансцендентное совершенство, простота, свет, солнце, воздух, прозрение, чистота, невинность, непорочность, святость, священство, спасение, духовная власть. Белые одежды означают чистоту, непорочность или триумф духа над плотью. В браке этот цвет символизирует смерть старой жизни и рождение для новой. Амплуа белого цвета- быть цветом аристократов и классических решений.

Фактура

Сама техника вязания и мягкая, рыхлая фактура вязаного изделия вносят в строгий геометрический орнамент свои коррективы. Сухая линейность смягчается за счет естественной деформации вязаного полотна: элементы вытягиваются в длину и ширину, тем самым лишая композицию жесткой симметрии и излишней статичности. Узоры ажурной вязки имеют округлые, волнистые очертания, которые разбавляют рациональный схематизм геометрического орнамента. Вся композиция приобретает характер живого импровизационного эскиза, выполненного не по линейке, а набро санного рукой мастерицы в творческом вдохновении. Прикосновение к натуральному пушистому волокну дает ощущение тепла, уюта, мягкости, защищенности. Матовая поверхность — мелкопористая, шероховатая, рассеивающая свет в разных направлениях, одинаково яркая со всех точек обозрения, а поэтому воспринимаемая равномерно освещенной, никогда ничего не отражающая зеркально, но отражающая рефлексно цветные лучи.

Полупрозрачность

Прозрачность это открытость. Полупрозрачность же кокетливо-завлекательна, особенно в пуховом платке, выглядящем облаком, туманом. Полупрозрачность обладает тем же эффектом, что незавершенные формы. Она активизирует, потому что провоцирует достраивание, и бодрит, поскольку ничуть не сковывает воображение.

Функциональный смысл

Можно выделить 2 основные функции оренбургского пухового платка:
1. Назначение вещи.
Изначально пуховые платки создавались как надежная защита от холода и ветра. Теплый пух хорошо воспринимается как визуально, так и тактильно, обладает великолепными теплозащитными свойствами. Форма и размеры его (квадрат, переходящий в треугольник) предполагали возможность закрыть спину, грудь, шею и голову.
2. Эстетическая функция
Первоначально платки были сшиты без каких-либо узоров, выполняя лишь утилитарную функцию: сохранить тепло своему хозяину. Такой подход к вязанию пуховых платков изменился, когда за дело взялись русские казачки, начавшие наносить узоры на пуховые изделия. Необычайный пух оренбургских коз вместе с изумительными узорами завоевывали новых почитателей. Когда раскидываешь белую паутинку, ассоциативно возникает образ заснеженной оренбургской степи. «Белый цвет снега», «пушистый легкий снежок», «тайное письмо чьих-то следов и дорожек, припорошенное легким снежным покровом». Такие сравнения появляются благодаря внешнему сходству, по географической принадлежности и нашим сегодняшним личностным представлениям. Игра света и тени в мельчайших просветах ажурного рисунка придает платку легкость и прозрачность, заставляя любоваться самой работой. От малейшего движения платок словно оживает, переливаясь всеми нюансами естественной гаммы натурального пуха. Благодаря этой особенности оренбургский платок гармонично вливается в колорит любого костюма.


Знаковый смысл

Настоящая слава к оренбургскому платку пришла в XIX веке. Деревенские рукодельницы стали получать международные награды. Интерес к региону возрос настолько, что заморские купцы приезжали в далекую российскую провинцию за пухом знаменитых коз. Иностранные компании пытались наладить производство в Европе и даже Южной Америке. Изделия были настолько знамениты, что одна из английских компаний, выпускавшая пуховые платки, делала на них пометку "имитация под Оренбург". Снова как и в XIX веке оренбургский платок оказался в центре внимания, на этот раз в пределах СССР. Прибыть из Оренбурга без пухового платка стало считаться неуважением. Отбывающие в Оренбург неизменно получали одно и то же задание: привезти знаменитое изделие домой. В наши дни настоящий оренбургский платок несет в себе образы Руси, с её красавицами – женщинами и белыми снегами, да и стоит немало, поэтому иностранцы с радостью увозят платки в качестве сувениров.

Духовно-ценностный смысл

Духовно – ценностный смысл оренбургского пухового платка в его принадлежности к русским традициям. Двести лет назад он был неотъемлемой частью Уральского костюма, в 19-м веке оценен мировой общественностью. И сейчас, в пору смешения культур и ценностей, человек обращается к чистоте и красоте русского пухового платка. Иностранцы везут его к себе, а наши женщины, порой устав от постоянного потока новинок моды, открывают для себя «хорошо забытое старое» - традиционный русский убор.

Актуальный смысл

Вещь уже на протяжение 200 лет связана с процессами моды. Не смотря на то, что платок совсем тонкий и невесомый, зимой в нем как-то по-особому тепло и уютно. Со временем в моду вошли не только пуховые паутинки, но и пуховые палантины. Более плотная вязка, другая форма изделия, но греет так же ласково и нежно. Без преувеличения можно сказать, что купить оренбургский пуховый платок для своей любимой женщины – это значит, подарить ей самую красивую и нежную защиту от зимних холодов. А еще оренбургскую пуховую паутинку модницы носят как шаль – она ажурна и совершенна, девушка чувствует себя в ней царицей. Всплеск популярности handmade изделий привлек внимание молодежи к подобным вещам. Валенки и варежки из козьего пуха, шапки-ушанки из овчины и пуховые платки стали носиться с особым шиком даже в крупных городах. С наступлением холодов большинство россиян волнует один вопрос: что на свете всех теплее? Ответ экспертов модной индустрии прост: много слоев одежды из натуральных тканей, легкий пуховик и плотная обувь, желательно на меху. Все более популярными становятся такие элементы традиционного костюма а-ля рюс, как валенки, пуховые платки и ушанки. Примечательно, что все прелести национальной одежды первыми оценили иностранные модники. Однако тенденция докатилась и до России. По прогнозам модельеров, на смену павловопосадским шалям в мировой зимней моде придет оренбургский пуховый платок. Интерес к теплому, но тонкому изделию-«паутинке» из особой козьей шерсти возник после репортажей, посвященных жизни мастериц Оренбуржья. На этот аксессуар началась настоящая охота.

Культурно-исторический и культурно-символический смысл

Пуховый платок в первую очередь ассоциируется с заснеженными степями Оренбуржья и русской красотой. Первоначало ему положили казахские джигиты, а узорами украсили русские казачки. Квадрат, форму которого имеет платок, олицетворяет статичную безупречность и совершенство. Такие классические формы связаны с ощущением добротности, стабильности, помогают человеку подтвердить себя и свое место в непрерывно меняющемся мире.
Академик Б.А. Рыбаков, один из крупнейших специалистов по истории орнамента, отмечал, что старинная народная одежда представляет собой как бы модель вселенной. Символами земли, семян и растительности покрыт нижний, земной ярус одежды. У верхнего края можно видеть птиц и олицетворение дождя. На самом верху все это было увенчано ясными и бесспорными символами неба. Таким образом, расположение орнамента на предметах быта в далеком прошлом не было произвольным. Его местоположение определяло не только желание украсить вещь. Узор приобретал магическую силу и использовался в строго определенных местах. «Головной убор — верхняя часть всего комплекса костюма, — пишет Б.А. Рыбаков, — всегда связан с небом. Во-первых, многие русские названия восходят к наименованию птиц: кокошник («кокошь» (утка), сорока и т. п. Во-вторых, на челе головного убора часто изображается солнце. К кокошнику прикреплены на лентах или ряснах шарики из птичьего пуха, висящие у висков или над плечами, птицы связывают небо с землей». Может быть, оренбургская паутинка несет в себе этот древний знак — символ причастности к богатейшему наследию русского народа. Ведь сама функция платка как покрова диктует традиционное его украшение. Отсюда «круг» - солнце, ромбовидный узор на середине платка, который предположительно выполняет не просто декоративную функцию, а имеет знаковый смысл, идущий из глубины веков.

Личностно-ассоциативный смысл

По форме и фактуре платок напоминает мне зимний покров, нежный и мягкий. Он идеально подошел мне, как невесте, поскольку семья это- традиция, а пуховый платок – традиционная русская вещь.

Художественно-образный смысл

Художественно-образный смысл платка заключается в культурологическом отсыле к народному ремеслу заснеженной России. Форма его несет в себе символы женского начала и стабильности. Узоры символизируют покров, небо. Наравне с утилитарной, пуховый платок не утратил своей эстетической функции. Необычайный пух оренбургских коз вместе с изумительными узорами рождает образ заснеженной оренбургской степи: «Белый цвет снега», «пушистый легкий снежок», «тайное письмо чьих-то следов и дорожек, припорошенное легким снежным покровом».

Выводы

Во время анализа были отслежены девять смысловых уровней, что говорит о внутренней наполненности рассматриваемого пухового платка. Все смыслы согласуются между собой, не противореча друг другу.

Заключение


В процессе работы я узнала много нового и интересного об истории пухового платка, глубоких смыслах, заключенных в этой вещи. Моё чувственно-эмоциональное восприятие полностью совпало с идеями, которые несут смыслы. Я вдохновилась легендами и узорами платков и решила обязательно приобрести еще одну вещь из оренбургского пуха.

Список литературы

  •  Быстрова Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. – Екатеринбург 2001: Издательство Уральского Университета, 2001.-288 с.
  •  www.gazeta-volga.ru
  •  www.homay.ru
  •  salon.ladycity.ru
  •  orenblog.ru
  •  www.puhplatok.ru
  •  www.rukodelie.net.ua
  •  www.newizv.ru

Причина обращения к теме

Для меня актуальным в последнее время была собственная свадьба и, конечно, все вещи, которые с ней связаны. А необычным на сегодняшний день аксессуаром для свадьбы я выбрала оренбургский пуховый платок. Обычно невесты покупают белые меховые шубки (чаще всего из искусственного меха), а мне хотелось чего-то натурального и истинно русского, чтобы вековой опыт предков был со мной в этот день. Поэтому при выборе объекта исследования для данной работы первой возникла идея моего пухового платка.

Данную работу можно предложить

Журналам, интернет - порталам о моде и стиле, женским журналам, для популяризации исконно русских элементов костюма.

Ключевые фразы работы

Оренбургский пуховый платок, узоры, традиции, история платка.

План работы

...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский