Обыкновенные домашние тапочки российского производства, фирма "КЛИО". В любом доме, квартире, даже в отелях непременно присутствует этот атрибут уюта и комфорта. На сегодняшний день ассортимент домашних тапочек очень
Комментарий Т.Ю. Быстровой:
Хороший текст. Минусы: отсутствие анализа формы в "вертикали" (тапочки могут быть и другой конструкции, эта явно с Востока - когда, как?), список лит-ры, неконкретность адресатов информации. Оценка 5-
работу выполнил: Багарякова Юлия Вячеславовна, 5 курс СО, заочное отделение
- Введение
- Первое впечатление
- Рисунок
- Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
- Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
- Основная часть
- Культурологический анализ продукта дизайна
- Смысловая структура продукта дизайна
- Анализ названия или концепта (не обязательная часть)
- Заключение
Введение
Объект анализа
Никогда не любила носить домашние тапочки. Порой, даже ощущая то, что пол холодный, предпочитала ходить босиком. Для меня словосочетание «домашние тапочки» всегда несло в себе негативный смысл. Возникали самые неприятные ассоциации. В основном это касалось эффекта скованности, тяжести, неудобства. Гораздо проще и комфортнее мне было без тапочек. Надев тапки, мне казалось, что я из уличной обуви переоделось в другую, чуть полегче, но тоже сковывающую. Ноги весь день будто в кунсткамере.
Помимо этого можно сказать, что для меня в каком-то роде важны тактильные ощущения. Мне нравится чувствовать прикосновение мягкого ворса ковра подошвой стоп, гладкость напольного покрытия. Надев тапки, лишаешься всего этого, ощущаешь только стельку тапок. Ощущения не меняются на протяжении их носки.
С течением времени мое отношение к домашним тапочкам не изменилось.
Первое впечатление
Никогда не любила носить домашние тапочки. Порой, даже ощущая то, что пол холодный, предпочитала ходить босиком. Для меня словосочетание «домашние тапочки» всегда несло в себе негативный смысл. Возникали самые неприятные ассоциации. В основном это касалось эффекта скованности, тяжести, неудобства. Гораздо проще и комфортнее мне было без тапочек. Надев тапки, мне казалось, что я из уличной обуви переоделось в другую, чуть полегче, но тоже сковывающую. Ноги весь день будто в кунсткамере.
Помимо этого можно сказать, что для меня в каком-то роде важны тактильные ощущения. Мне нравится чувствовать прикосновение мягкого ворса ковра подошвой стоп, гладкость напольного покрытия. Надев тапки, лишаешься всего этого, ощущаешь только стельку тапок. Ощущения не меняются на протяжении их носки.
С течением времени мое отношение к домашним тапочкам не изменилось.
Рисунок
Рисунок 1: Домашние тапочки фирмы "КЛИО"
Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
Поисковая система Yandex находит 2 миллиона страниц со словосочетанием «домашние тапочки». Запросов «домашние» - 4 297 426, «тапочки» - 104 339. Выбранная мною вещь чаще всего сопровождается словами: новые – 2 115 545, своими руками – 1 387 240, красивые – 947 434, женские – 2 833 152, мужские – 1 418 265, модные – 746 937, мягкие – 682 724, уютные – 335 907.
Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
Поговорки:
Из всех писков моды белые тапки - самый последний.
Анекдоты:
Приходит муж домой, надевает теплые тапочки, берет газету и садится ужинать, не обращая внимания на жену. В следующий раз жена надела лучшее платье, сделала завивку, макияж. Муж приходит, надевает теплые тапочки, берет газету, ужинает и ложится спать. На следующий день жена надела противогаз. Муж приходит, надевает теплые тапочки, берет газету, ужинает. Жена спрашивает:
- Милый, ты не замечаешь во мне никаких перемен?
Муж смотрел, смотрел:
- Ты что, брови выщипала?
Ржевского снова разбирают на суде офицерской чести за то, что
одна знатная дама, проезжая мимо его дома, выпала из кареты.
- Да я не сделал ничего особенного! - оправдывается Ржевский. - Я
просто стоял на пороге в своем обычном домашнем наряде: галстук,
пенсне и тапочки.
Выходит как-то утром старенькая бабушка из своей комнаты и отправляется на кухню завтракать. Кошка озверело крутиться у нее под ногами, мяукая и выпрашивая корм, не давая и шагу ступить. В конце концов, бабушка наступает ей на лапу. Кошка визжит, а бабушка приговаривает поучительно: "Так тебе и надо! Не будешь без тапочек ходить!»
Встречаются два охотника:
- Ну как?
- Да вот, ежей настрелял.
- ???
- Жене на воротник, теще на тапочки.
Культурологический анализ продукта дизайна
Культурологическая "вертикаль"
В качестве первообраза данных тапочек я решила рассмотреть рисунок в полоску. Рисунок в полоску происходит от технологических фактурных полос на древней керамике - они появлялись во время лепки сосуда из глиняной массы на гончарном круге. Технологию усовершенствовали, выпуклые полосы исчезли, а рисунок остался - на посуде, тканях, украшениях. Рисунок в полоску создает впечатление некоторой растянутости формы.
Принято считать, что появились домашние тапочки впервые в странах Востока, правда, узнать в них то, что мы сейчас называем тапками, было довольно сложно. Носили эту обувь наложницы султанов, жившие в гаремах. Из-за особенностей конструкции, в такой обуви было практически невозможно сбежать на волю. Это, по-видимому, было одним из главных ее предназначений. Поэтому тапки стали своеобразным символом неволи. Постепенно сами вельможи обратили внимание на удобство ношения тапочек в домашней обстановке.
Через какое-то время домашняя обувь попала и в европейские страны, вероятно, ее завезли туда в результате Крестовых походов. Европейцы сразу оценили удобство и комфорт этой обуви, и с тех времен тапочки начали свой путь к популярности и народной любви по всему миру.
В Европе тапочки сделали неотъемлемым атрибутом уюта и комфорта. Вошла в обиход традиция проводить время у камина в теплой компании - обув тапочки, вести душевные разговоры на всевозможные темы. Кроме того, во времена правления королевы Елизаветы, тапочки стали еще и символом семейной верности и домашнего очага.
Ближе к началу восемнадцатого века у тапочек все так же отсутствовала задняя часть, зато появился каблук. Домашняя обувь могла приобретать вид туфлей, которые богатые дамы украшали пухом и перьями. Еще из своего "восточного" периода тапочки внесли в моду длинные загнутые носы. Дамам нравилась такая форма, поскольку она придавала особую элегантность ножкам.
В конце девятнадцатого века тапочки постепенно перестали быть уделом исключительно обеспеченных людей и символом привилегированности, обрели более привычную нам форму и получили самое широкое распространение. Несмотря на это, в советские времена в России тапочки считались признаком мещанства и даже буржуазности. Сейчас, конечно же, все по-другому, и тапки есть в каждом доме.
Культурологическая "горизонталь"
По моим предположениям тапочки являются продуктом российского производства. В России домашняя обувь, как отдельный пласт обуви появился и плотно влился в обиход в период правления Петра I. До этого в домах ходили в уличной обуви, то есть туфельках, сапогах, лаптях. Перенимались из Европы технические новшества, а вместе с тем и тенденции моды. Женщины, в особенности придворные дамы, носили домашнюю обувь отороченную пухом, украшенную шитьем, на каблучке. В сравнении с уличной обувью – такие тапочки были мягче, удобнее, с открытой пяткой. Однако все же несли в себе скорее эстетическое наслаждение, чем комфортность и уютность.
Уже в XIX веке на смену красоте пришел практицизм. Тапочки становились проще, так как использовались только в домашней обстановке, их никто не мог видеть. Стали все белее распространены тапочки на сплошной подошве, с минимальными украшениями.
Сейчас тапочки стали необходимым предметом быта. При этом вновь завоевав популярность, получив вторую жизнь. Они, как и прежде, олицетворяют собой домашний уют. Предложение тапочек в России поражает воображение. На любой вкус и цвет можно найти подходящую модель. Различные ткани, фасоны, расцветки. Для модниц предложены тапочки на манер французских, с пухом и на каблучке, есть «султанки», т.е. тапки с загнутыми носами, существуют плетеные, вязанные, резиновые. Европейская мода на валенки с легкостью перевоплощается в домашней обуви в уютные модели тапочек-валенок-чуней из натуральной овечьей шерсти, которые помимо хороших теплоудерживающих свойств, еще и полезны для тела и обладают лечебными свойствами. Любительницам балеток тоже найдется что носить.
В зависимости от вкусов и пожеланий производятся тапочки в современной России. Стоимость товара составляет от 500 рублей и выше, в зависимости от материала и деталей декора.
Как видим роль домашней обуви, а именно тапочек в истории была не однозначной. С изменением смысла, который придавали тапочкам, менялся и их внешний облик, переходя из простых шлепанцев к элегантным босоножкам, носимых французскими леди. Но неизменным был, есть и вероятно будет тот факт, что тапочки теперь ассоциируются с теплом, комфортом, заботой и уютом.
Смысловая структура продукта дизайна
Бытийный смысл.
Проанализируем цвет, форму, блеск и ритм.
Основной цвет – белый:
Белый цвет, то есть полное отсутствие пигмента, обычно ассоциируется с чистотой, непорочностью, новизной, девственностью, покоем и невинностью, а также с высоким качеством.
Белый цвет был многозначным символом во все времена и у всех народов. Главное и исходное его значение — свет. Белый тождествен солнечному свету, а свет — это божество, благо, жизнь, полнота бытия. Белая одежда и окраска — средство, способствующее очищению, удаче в войне (у примитивных племен), долгой жизни, здоровью, благу.
Белый - цвет добра, удачи, исцеления от недугов, цвет очищения и приумножения, цвет снега и сияния Луны. Белый и желтый - это начало начал, символ мужского и женского, символ сложения всех цветов в радугу, это гармония и любовь. Белый цвет связывает наше воображение с потусторонними сферами, так как он олицетворяет белые облака, чистоту струящегося потока света, а отсюда - это свет и цвет святости.
Однако порой белый цвет вызывает и негативные ассоциации. Стоит переборщить с белым цветом - и создается ощущение стерильности и больничной атмосферы.
В данном случае тапочки имеют полосатую окраску. Основной же белый цвет здесь определенно говорить о чистоте, гармонии, умиротворенности.
Тапочки окрашены в четыре основных цвета: белый, голубой, зеленый, розовый.
Голубой цвет необычайно популярен в нашей стране. Его легко любить. Он очень комфортен, он успокаивает и утешает. Голубой цвет вызывает ощущение благополучия. Он ассоциируется с постоянством и задумчивостью, с верностью, надежностью и честью. Голубой является холодным цветом, что отвлекает от него внимание, в отличие от теплых красных и желтых цветов, мгновенно привлекающих всеобщие взгляды.
Однако синий и голубой не так безопасны, как может показаться на первый взгляд. Голубой цвет довольно пассивен. Он часто воспринимается как скучный или меланхоличный. Поэтому джазовые композиции и получили называние блюзов. Некоторые считают синий цвет подавляющим и депрессивным. Но все же, как правило, синий и голубой цвета вполне безопасны и очень широко распространены.
Зеленый цвет посылает массу самых разнообразных сигналов. Если в нем преобладает желтый оттенок, он возбуждает. Если же в зеленом цвете доминирует синий, он успокаивает. Зеленый цвет имеет огромное множество оттенков, которые способен различить глаз человека. И все эти оттенки, и нюансы вызывают в человеке самые разнообразные реакции. В данном случае окраска скорее является салатовой, желто-зеленой. Желто-зеленый цвет обычно вызывает у человека ощущение благополучия, оптимизма и весеннего обновления. Неудивительно, что такой цвет часто связывают и с плодородием.
Розовый цвет связан с красным, фактически это его оттенок - смесь красного и белого цветов. Изменение восприятия цветового сигнала при переходе от красного цвета к розовому совершенно характерно для любого перехода от цвета яркого к пастельному. Поэтому розовый цвет, естественно, воспринимается как нежный, мягкий, очаровательный и женственный. Розовый, как и красный цвет, может быть теплым и возбуждающим. Он воспринимается как романтический и чувственный.
Сочетание главенствующего белого с голубым ассоциируется с безмятежным спокойствием, преданностью, безграничным комфортом.
Сочетание белого и желто-зеленого создает ощущение спокойного оптимизма. Белый немного ослабляет яркость, броскость желто-зеленого, тем самым сглаживая эффект. Ведь тапочки должны нести в себе радость, позитив, но при этом не агрессивный.
Сочетание белого и розового интерпретируется как нежность, тепло, заботливость и, возможно, немного кокетства.
Такие сочетания совершенно естественно рассчитаны на слабый пол. Такая окраска подчеркивает качества свойственные женщинам. Здесь нет жесткости, мужественности.
Каждый из перечисленных цветов реализует определенные психологические потребности:
Белый – спокойствие, очищение, новизна;
Голубой – благополучие и надежность;
Желто-зеленый – оптимизм и обновление;
Розовый – женственность, желание быть прекрасной, очаровательной.
Форма домашних тапочек – овал. Овал является формой наиболее близкой к окружности, тем самым сохраняя черты полноты, завершенности. Однако при этом сложно говорить о равновесии, которое характерно кругу. В овале проявляется динамичность, изменчивость. Это позволяет говорить о вариабельности, отступлении от установленных клише, правил.
Рисунок в полоску придает тапочкам игривость, где-то растянутость.
Полоски в одежде были популярны всегда. Однако судьба у них нелегкая. В период Средневековья полосатая одежда считалась едва ли не дьявольской. Полосы воспринимались как нечто незаконное - такую одежду носили палачи, проститутки, жонглеры, шуты, еретики, евреи и осужденные. Все они были изгоями и отверженными, все они нарушали или искажали существующий порядок вещей. Позже постепенно полоски сменили свой статус, стали более популярны.
Кусочек полосатой ткани способен вызвать массу ассоциаций у творческого человека - это и параллель с бесконечностью, и математическая логика, и некий сакральный смысл.
Всем известно, что горизонтальная полоска зрительно укорачивает объект, а вертикальная удлиняет и делает стройнее. Таким образом, в данном случае уместно говорить, что рисунок в полоску предлагает «растянуть удовольствие» от хождения в тапочках, успокаивает переходом цветов, радует глаз.
Блеск как таковой отсутствует. Качество материи, из которой изготовлен продукт, можно охарактеризовать как среднее, имеет шероховатую, мягкую на ощупь фактуру. Махровость придает тапочкам уютность, комфортность, о которых говорилось ранее.
Поверхность тапочек матовая, одинаково ярко выглядит с разных точек обозрения, воспринимается равномерно. Окраска благодаря свойствам материи выглядит так, будто плавно перетекает одна в другую, не резких переходов. Что тоже создает впечатление неспешности, домашности, уюта.
Функциональный смысл.
С начала своего появления домашние тапочки несли в себе сковывающий смысл, так как предназначались наложницам султанов. Постепенно социум обратил внимание на их комфорт, удобство при носке, что объяснялось:
1. формой, которая облегала ногу, при этом, не сковывая ее, позволяя ощущать свободу (особенно шлепанцы);
2. размер соответственно подбирался индивидуально;
3. окраска данного экземпляра тапочек дает ощущение комфорта, спокойствия, благополучия;
4. сочетание цветов на тапочках объединяет в себе самые приятные воспоминания о доме, где тепло, светло, безопасно.
5. рисунок в полоску вызывает приятные ощущения неспешного течения времени, и приятного его препровождения в домашнем уюте;
6. плотность подошвы, мягкость, теплота материи будут кстати, если ноги замерзли.
Знаковый смысл.
Домашние тапочки в момент своего появления были предназначены наложницам. Их ношение означало в какой-то степени рабство, неволю. Позже, когда их стали носить сами султаны, а затем и европейцы, тапочки олицетворяли собой, если можно так выразиться, домашнюю роскошь. Они были расшиты золотой нитью, украшены драгоценными камнями. Дальше их вид стал упрощаться, тапочки вошли в обиход. Они стали максимально удобными, без лишней вычурности. С тех пор тапочки стали знаком домашнего уюта, комфортности, тепла, отрешенности от дневной, рабочей суеты.
Духовно-ценностный смысл.
Можно сказать, что со сменой духовных ценностей людей изменялся и духовно-ценностный смысл домашней обуви в целом, и тапочек в частности. С момента появления тапочек они были всего лишь мерой наказания, приручения, чтобы наложницы не могли сбежать. В период, когда в пышных туалетах французских барышень появились тапочки, была мода на показную роскошь. И тапочки изменились в угоду вкусам, стали демонстрировать богатство владельца, ведь только богатый человек мог позволить себе иметь домашнюю обувь отороченную мехом, пухом, обшитую золотой нитью и т.д. Когда дом стал приютом, укрытием от остального мира, тапочки стали прибежищем для усталых ног. Люди начали ценить уют, спокойствие, комфорт, тапочки же приобрели все эти качества.
Актуальный смысл.
Вещь неразрывно связана с процессами моды. Хотя на сегодняшний день у данной вещи очень низкий актуальный смысл. Тапочки никоим образом не создают сегодняшнюю моду. Однако модные тенденции добрались и до них. Но, несмотря на новые фасоны, различные расцветки, фактуры тканей, тапочки остаются неизменными носителями домашнего уюта, комфорта и защищенности.
Культурно-исторический и культурно-симовличиеский смысл.
Мода, если можно так сказать, на ношение тапочек в домашних условиях пришла с Востока. Как все новое, в другой культуре, тапочки изменялись. Вначале принимали вид босоножек, туфелек, затем более практичные формы. В каждой культуре домашняя обувь несла определенный смысл. По началу, они являлись символом неволи и играли роль меры против побега наложниц. Затем – красивой вещи, подчеркивающей состоятельность своего хозяина или хозяйки, показывая, что даже в домашних условиях он не скупиться на дорогие, роскошные вещи. Позже вошла в обиход традиция проводить время у камина в теплой компании - обув тапочки, вести душевные разговоры на всевозможные темы. Кроме того, во времена правления королевы Елизаветы, тапочки стали еще и символом семейной верности и домашнего очага. Все это время тапочки были излюбленной домашней обувью богатого сословья.
В конце девятнадцатого века тапочки постепенно перестали быть уделом исключительно обеспеченных людей и символом привилегированности, обрели более привычную нам форму и получили самое широкое распространение. Несмотря на это, в советские времена в России тапочки считались признаком мещанства и даже буржуазности. Сейчас, конечно же, все по-другому, и тапки есть в каждом доме.
Почти с самого начала своего пути тапочки завоевывают себе любовь, они непременный атрибут комфорта в Англии, красоты, благосостояния во Франции, домашнего уюта в России.
Личностно-ассоциативный смысл.
При рассмотрении тапочек возникают следующие ассоциации: домашний ковер, махровое полотенце. Для меня тапочки ассоциируются с уличной обувью, оковами, вызывая ощущение скованности, замкнутости, чего-то лишнего, мешающего ощущать предметы.
Ложные образы: радуга, чешки, мохнатая гусеница.
Художественно-образный смысл.
Если вникнуть в значение рисунка в полоску, то можно вспомнить, что полоска происходит от технологических фактурных полос на древней керамике - они появлялись во время лепки сосуда из глиняной массы на гончарном круге. Технологию усовершенствовали, выпуклые полосы исчезли, а рисунок остался - на посуде, тканях, украшениях. Горизонтальная полоска имеет свойство расширять, а вертикальная – сужать. При помощи рисунка в полоску в данном случае, можно говорить, что создается образ бесконечного отдыха, безмятежного блаженства, размеренного течения времени.
Цвета и их сочетания в той же степени влияют на передачу художественно-образного смысла. В совокупности они несут отпечаток спокойствия, надежности, комфортности.
Сами же тапочки из образа пут, оков, которые не давал сбежать наложницам в гареме, переросли в образ тепла, домашнего уюта, благополучия.
Выводы
Как я выяснила в результате проведенной работы мой личностно-ассоциативный смысл, мое личное впечатление, восприятия тапочек противоречит всем остальным смыслам. Для меня тапочки – это некий образ оков, которые мешают, не дают чувствовать. У меня тапочки вызывают определенно негативные ощущения.
Все остальные смыслы согласуются между собой, нет противоречий. Если не брать во внимание мое личное мнение, то тапочки – это замечательная и даже необходимая вещь, которая согреет в холодные дни, принеся с собой ощущение покоя, комфорта, уюта.
Заключение
В процессе работы я узнала много новой, полезной информации, связанных с выбранной вещью. Хотя по большому счету мое отношение к тапочкам осталось прежним, было интересно познакомиться с историческими фактами появления и развития домашней обуви. Я прекрасно теперь осознаю, что тапочки необходимая вещь в домашнем обиходе, но врятли смогу заставить себя надеть их. Все равно мне хочется чувствовать под ногами мягкий ворс ковра, гладкую поверхность пола и т.д. Хотя, пожалуй, на всякий случай обзавестись теплыми тапочками все же стоит, на случай сильных холодов.
Список литературы
- http://ladydrive.ru
- www.IguanaS.ru
- http://krasota.ru
- http://arabio.ru
- http://mycharm.ru
Причина обращения к теме
В качестве объекта анализа я выбрала вещь, которая вызывает у меня только негативные ощущения. В качестве эксперимента я решила попробовать изменить свое мнение. Узнав об истории появления тапочек, об их развитии, о тенденциях в мире моде, о значении которое несут в себе домашние тапочки, я осознала, что тапочки хорошая, теплая вещь, однако мое мнение осталось неизменным. Во многом именно мое негативное, непредвзятое отношение к этой вещи позволили трезво оценить все плюсы и минусы.
Данную работу можно предложить
Мою работу можно предложить производителям домашней обуви, интернет-ресурсам, СМИ.
Ключевые фразы работы
Тапочки, домашняя обувь, уютная обувь, шлепанцы, рисунок в полоску.
План работы
- Введение
- Первое впечатление
- Рисунок
- Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
- Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
- Основная часть
- Культурологический анализ продукта дизайна
- Смысловая структура продукта дизайна
- Анализ названия или концепта (не обязательная часть)
- Заключение
но не вещь.
Иосиф Бродский