Библиотечное кресло от Тheodore Alexander из коллекции Replica
Комментарий Т.Ю. Быстровой:
Хороший текст, хотя отсутствуют некоторые разделы (причины обращения к теме, слабый контент-анализ). Не отражена символика покорения зверя (лапы, шкура). В "вертикали" информация шире, чем можно было бы. Оценка отлично.
работу выполнил: Алексеев Сергей Викторович гр. 5СО2
- Введение
- Первое впечатление
- Рисунок
- Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
- Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
- Основная часть
- Культурологический анализ продукта дизайна
- Смысловая структура продукта дизайна
- Анализ названия или концепта (не обязательная часть)
- Заключение
Введение
Объект анализа
Первая мысль, которая пришла в голову, когда я первый раз увидел это кресло: «Ого! Вот это нечто!» Кресло поразило не только формой, но и материалом из которого оно изготовлено. Резьба на спинке и подлокотниках, изогнутые ножки в виде львиных лап, обивка из воловьей шкура (кстати, что это крашеная шкура обычной коровы я узнал несколько позже), в совокупности все это произвело сильное впечатление. Обычно, когда рассматриваешь подобные вещи на картинках, не предаешь особого значения, потому что просто не представляешь их в натуральном виде, не можешь их потрогать, но когда оказываешься с такой вещью «один на один», равнодушным остаться невозможно!
Первое впечатление
Первая мысль, которая пришла в голову, когда я первый раз увидел это кресло: «Ого! Вот это нечто!» Кресло поразило не только формой, но и материалом из которого оно изготовлено. Резьба на спинке и подлокотниках, изогнутые ножки в виде львиных лап, обивка из воловьей шкура (кстати, что это крашеная шкура обычной коровы я узнал несколько позже), в совокупности все это произвело сильное впечатление. Обычно, когда рассматриваешь подобные вещи на картинках, не предаешь особого значения, потому что просто не представляешь их в натуральном виде, не можешь их потрогать, но когда оказываешься с такой вещью «один на один», равнодушным остаться невозможно!
Рисунок
Рисунок 1: Библиотечное кресло от Тheodore Alexander из коллекции Replica
Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
в поисковой системе Yandex слово «кресло» встречается на 24 млн ответов. Запросов за месяц на кресло – 389 727.
Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
Хорошо кресло старому, а колыбель – малому.
Кресло является статусной вещью и перефразировав известную пословицу можно сказать: «Покажи мне какое у тебя кресло, я скажу кто ты!»
Что касается анекдотов, то чаще всего в них фигурируют медицинские кресла (стоматологическое и гинекологическое).
Культурологический анализ продукта дизайна
Культурологическая "вертикаль"
В толковом словаре Даля «кресло» определено, как «просторный стул с поручнями, подлокотниками». Это слово имеет старославянские корни: так когда-то называли широкий тележный или санный кузов, который устанавливался на дровни. Издавна кресло считалось удобной мебелью «хорошо кресло старому, а колыбель малому» – так говорили еще наши предки.
Слово кресло имеет славянские корни: раньше так назывались три бруска, связанных треугольником, которые прикреплялись к задней части телеги или саней для перевозки громоздкой клади (например, дров).
Прообразы современных кресел появились ещё в Древнем Египте и Месопотамии. При археологических раскопках на территории Месопотамии был обнаружен штандарт, на котором мозаикой выложена сцена пиршества шумеров (III тысячелетие до н. э.). На этой сценке знатные гости сидят на невысоких церемониальных креслах. Спинка кресла достигала плеч сидевшего человека. Ножки кресла вырезаны в виде ног копытного животного, а с каждого бока между передней и задней ножками вставлены по две распорки, поддерживавшие сидение снизу.
Первыми креслами были тронные кресла правителей и приближенных к ним лиц. Спинка тронного кресла египетского фараона Тутанхамона была отделана золотом, на самой спинке был изображён бог солнца Ра, а подлокотники выполнены в форме идущих львов.
Подобные жёсткие кресла существовали в Древней Греции. Кресла, покрытые тканью или мехом, появляются у жителей Древнего Рима. У римлян также появилось курульное кресло — кресло в форме складного стула без спинки, сделанное из слоновой кости, мрамора, бронзы или других материалов.
После падения Римской империи кресла практически исчезают из обихода. Редкие кресла этого периода не отличаются роскошью. Например, в Лувре хранится тронное кресло из бронзы, принадлежавшее королю франков Дагоберту.
В средневековой Японии, несмотря на редкое использовании в обиходе мебели, существовали похожие на кресла стулья со скамеечкой для ног.
В романский период (IX—XI вв.) использовались кресла с высокой спинкой. В готический период (XII—XV вв.) кресло становится более распространённым предметом быта, но оно пока ещё неудобное и представляет собой жёсткий деревянный стул с подлокотниками.
В XVI веке в Голландии появляются более комфортабельные кресла, обитые кожей. Вскоре после этого кресло получают широкое распространение во Франции и становятся настоящим произведением искусства. Начиная с XVII века во Франции для отделки тронообразных кресел с прямой высокой спинкой применялись шпалеры, золочение по левкасу. Обставляя свои дворцы, французская знать заботилась помимо красоты и об удобстве мебели: под обивку мебели стали подкладывать пух. Сама обивка была из бархата, шелка, гобелена.
В середине XVIII века распространение стиля рококо появились кресла со специальными спинками, как бы облегающими тело.
Во второй половине XVIII века с появлением нового направления в классицизме появились кресла с весьма заметным отделением спинки от сиденья.
В XIX веке в Великобритании получают распространение плетёные кресла: сначала в загородных усадьбах, а потом и в городских условиях. Английское кресло немного тяжеловесно и традиционно в кожаной обивке. Эталоном качества кожаной мебели, как и два столетия назад, по прежнему служит английская кожаная мебель, символом респектабельности - мебель в стиле «Честерфилд». Мебель имеет характерную обивку: кожа как – будто простегана гвоздями с кожаной же шляпкой.
Из наиболее примечательных тенденций XX века следует отметить популярность металлические кресла развитием конструктивизма завоёвывают, а позднее возникает мода на кресла с кожаной отделкой.
Культурологическая "горизонталь"
Библиотечное кресло из последней коллекции Theodore Alexander REPLICA. В данной коллекции марка представляет копии наиболее известных и дорогих антикварных изделий, когда-либо продававшихся на аукционах. Это точное копирование антикварных образцов мебели после приобретения соответствующего права у их владельца. Оригинальные произведения находятся в лучших музеях и частных коллекциях, поэтому Theodore Alexander выбирает их для создания своих вещей. Соблюдение исторических технологий и пропорций гарантируется, и это выгодно отличает вещи Theodore Alexander от поверхностных стилизаций.
Это кресло выполнено из ореха с резьбой на подлокотниках, спинке и ножках кабриоли. Спинка и сиденье обтянуты окрашенной воловьей шкурой. Ножки кресла имеют опору, известную как «мохнатая лапа».
Оригинал был изготовлен в 1815 году в мастерских Джорджа Смита и Томаса Хоупа. Томас Хоуп – один из «великолепной четверки» британских краснодеревщиков наряду с Чиппендейлом, Шератоном и Хэпплуайтом. Каждый из них был не только мебельным мастером, но и великолепным дизайнером, изобретателем замечательных предметов, публиковал сборники чертежей, так называемые учебники.
Дети первого владельца увезли кресло в Америку, а один из пра-пра-правнуков продал его на аукционе в Лондоне за 55 600 долларов в 70-е годы прошлого века.
В основном это кресло рассчитано на людей с высоким уровнем дохода. Достоинством мебели такого класса является кропотливая работа мастеров по выпиливанию деревянного каркаса, обивке и созданию всей конструкции. Кресло изготовлено вручную, конский волос и наполнитель, которыми набито сидение, делают его удобным. Такая мебель сохраняет заданную форму, не просиживается и не продавливается. Очень качественная выделка кожи, долговечные красители.
Смысловая структура продукта дизайна
Онтологический смысл:
Форма:
Форма есть природа вещи; причина существования вещи, в том числе ее отдельных элементов; сущность вещи, т.е. ее специфичность и отличие от других вещей в ее конкретности; действительность вещи, материальная воплощенность.
Перед нами образец формы кресла «чиппендейловского» периода: гнутые ножки кабриоли, высокая спинка, по форме напоминающая щит, на подлокотниках, в изголовье, по нижнему краю сиденья используется классическая форма завитков аканта.
В общем и целом кресло производит «квадратное» впечатление. Четырехугольник является символом постоянства, безопасности, равновесия, пропорциональности, нравственных устремлений и честных намерений. Четырехугольник противостоит динамичным знакам – в данном случае кругу (элементы рерьбы) и плавным линиям (изогнутые формы подлокотников и кабриольные ножки), являясь наиболее статичной из геометрических форм, используемых в качестве символов. Четырехугольника воспринимается как нечто стабильное, прочное, основательное.
Цвет:
Цвет вызывает физическую и эмоциональную реакцию.
В данном случае использованы натуральные цвета материала (само кресло) – благородный цвет натурального дерева с искусным состариванием и лаком. Цвет обивки – выкрашенная воловья шкура – рыже-коричневый, напоминает шкуру дикого животного, например тигра. В совокупности все это передает настроение эпохи, придает креслу антикварный дорогой вид, добавляет статуса.
Оттенки коричневого, золотистый – это теплые натуральные цвета, создающие атмосферу тепла, уюта, комфорта, богатства.
Материал:
Кресло изготовлено вручную из натурально дерева (орех) и окрашенной воловьей шкуры.
Функциональный смысл:
Вещь – это ответ на потребность человека.
«Вот это стул – на нем сидят». Данное кресло имеет непосредственное функциональное значение. Оно удобно, несмотря на жесткость формы, но благодаря мягкой набивке спинки, подлокотников, сидения и хорошо выделанной шкуре. В таком кресле будет несомненно комфортно в библиотеке с любимой книгой или у камина в хорошей компании.
Знаковый смысл:
Знаковый смысл вещи связан с ее способностью обозначать принадлежность владельца к социальному слою, идейному течению, сообществу людей.
Кресло является предметом интерьера. Оно подчеркивание индивидуальности и оригинальности их владельца. Также данная вещь показывает высокий социальный статус владельца, так как в изготовлении использованы натуральные материалы и ручной труд. Учитывая достаточно высокую стоимость кресла можно утверждать, что основной круг потребителей подобных предметов интерьера – это люди, добившиеся финансового состояния и определенного статуса.
Культурно-исторический смысл:
Кресло в качестве места для сидения произошло от стула с подлокотниками и высокой спинкой – трона. Первый трон, известный в истории, изготовили в Египте для фараона Тутанхамона. Кресло для фараона имело ножки из резного дерева и слоновой кости в виде львиных лап. Спинка трона была отделана золотой накладкой, изображающей крылатого бога солнца, а подлокотники в форме идущих львов украшены инкрустацией, несмотря на красоту, кресло-трон было жестким и неудобным.
Греки были аскетами в быту, их устраивал жесткий деревянный стул, римляне стремились покрыть сидение мехом или тканью.
В Европе кресла стали появляться в готический период. Это были деревянные кресла с высокой узкой спинкой и подлокотниками.
Самое первое русское кресло, хранящееся сейчас в Государственном историческом музее, было создано в XVI веке. Вплоть до XVIII века кресла использовались очень редко и только царём, боярами или высшим духовенством. Мода на кресла появилась при Петре I. Русские кресла начала XVIII века похожи на английские и голландские кресла и достаточно просты. В отличие от них кресла эпохи дворцовых переворотов более изысканны и нарядны. К ним относятся золочёные кресла, которые были выполнены по рисункам Растрелли. В те времена к проектированию мебели широко привлекались знаменитые архитекторы.
Новый виток популярности относится ко времени правления Екатерины II, когда проектированием кресел занимались архитекторы Ринальди и Камерон. Наиболее часто встречаются кресла, выполненные на основе английских и французских аналогов. Из Франции заимствован орнамент, исполнение отдельных деталей. Кресла, основанные на английском варианте, характеризовались лёгкостью и изяществом. В это же время широко распространяются мебельные мастерские, появляется всё больше новых форм и видов кресел, которыми дворяне обустраивают свои имения. В провинции в изготовлении кресел прослеживается влияние раннего классицизма и русских традиций резьбы и орнамента. Особенно это характерно для московских мастеров.
Актуальный смысл:
Такое кресло в наше время станет прекрасным украшением кабинета или библиотеки, или статусным подарком, тем более, если хозяин дома - любитель охоты.
Выводы
В качестве объекта исследования было выбрано библиотечное кресло английской фабрики Тheodore Alexander. Каждый предмет от Тheodore Alexander изготовлен из благородного дерева: ореха, дуба, махагона, выглядит как подлинный свидетель своей эпохи, благодаря искусственному состариванию. Эти предметы, сделанные вручную замечательными мастерами, каждый раз удивляют разнообразием форм и отделок. Подобные вещи находят своих почитателей по всему миру и являются настоящими произведениями искусства.
Заключение
Первое впечатление от этого кресла оказалось абсолютно верным – это удивительная, уникальная и практически единственная в своем роде вещь (мебель фабрики Тheodore Alexander изготавливается штучно). Интерьер, украшенный подобным произведением искусства наполняется неповторимым колоритом и удивительной атмосферой. Появившись в доме, оно может стать началом семейной легенды и удачным вложением капитала, поскольку мебель, сделанная мастером вручную, с годами становится только дороже.
Список литературы
- 1. О.И. Нестеренко. «Энциклопедия дизайна».
- 2. «Цвет в интерьере». Составитель С. Хрусталева.
- 3. www.ru.wikipedia.org
- 4. www.theodorealexander.com
- 5. www.dindecor.ru
Причина обращения к теме
Данную работу можно предложить
Издания с интерьерной тематикой (Летабуре, Татлин, Современный дом и офис, ELLE декор, SALON и др.).
Ключевые фразы работы
Кресло, Тheodore Alexander, необычные вещи.
План работы
- Введение
- Первое впечатление
- Рисунок
- Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
- Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
- Основная часть
- Культурологический анализ продукта дизайна
- Смысловая структура продукта дизайна
- Анализ названия или концепта (не обязательная часть)
- Заключение
но не вещь.
Иосиф Бродский