taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре, у нас появился логотип!  


Аналитическая записка по философии дизайна«Mazda 6 –это эмоции в движении»

Комментарий Т.Ю. Быстровой:

Оценка отлично, жаль, что это настолько "свято", что пословиц не возникает :).




 

 

работу выполнил: Белогузова Виолетта Владимировна - 5 СО(з/о)

Введение


Объект анализа

1. Первое впечатление от вещи
Я исследую автомобиль – Mazda 6, детище компании Mazda Motor Corporation, Japan. Был спроектирован и разработан группой дизайнеров под руководством Ивао Коидзуми, в 2002 году.
Автомобиль представляет собой классический седан, со спортивной «начинкой».
Когда я впервые увидела Mazda, я ощутила сильные эмоции. В голове промелькнула мысль: «Я хочу обладать этим автомобилем». Всё, что я рассматривала для приобретения до него, сразу отошло на второй план. Мне казалось, что именно так и должен выглядеть современный седан. Всё было в нём безупречно. Ничего лишнего.
Самое неожиданное подстерегало меня внутри авто. Идеально проработанное, выверенное пространственное решение. Многофункциональное техническое оснащение. Сразу пришло ощущение комфорта, теплоты, легкости и красоты. Кто-то угадал мои предпочтения? Мне было очень тяжело с ней расстаться.
Будто бы не я выбрала Mazda, а она меня!

Первое впечатление

1. Первое впечатление от вещи
Я исследую автомобиль – Mazda 6, детище компании Mazda Motor Corporation, Japan. Был спроектирован и разработан группой дизайнеров под руководством Ивао Коидзуми, в 2002 году.
Автомобиль представляет собой классический седан, со спортивной «начинкой».
Когда я впервые увидела Mazda, я ощутила сильные эмоции. В голове промелькнула мысль: «Я хочу обладать этим автомобилем». Всё, что я рассматривала для приобретения до него, сразу отошло на второй план. Мне казалось, что именно так и должен выглядеть современный седан. Всё было в нём безупречно. Ничего лишнего.
Самое неожиданное подстерегало меня внутри авто. Идеально проработанное, выверенное пространственное решение. Многофункциональное техническое оснащение. Сразу пришло ощущение комфорта, теплоты, легкости и красоты. Кто-то угадал мои предпочтения? Мне было очень тяжело с ней расстаться.
Будто бы не я выбрала Mazda, а она меня!

Рисунок

Mazda 6
Рисунок 1: Mazda 6

Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет

5.Контент-анализ выбранной Вами вещи в текстах интернет
В поисковой системе «Yandex» по зпросу на слово
«Mazda» было выдано 22 000 000 млн. ответов,
на слово «Mazda 6» 13 000 000 млн. ответов,
на слово «Мазда» (написание слова на русском языке) 20 000 000 млн.,
на слово «Мазда 6» 12 000 000 млн. ответов

Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект

Считаю, что в моей работе этот пункт не является значимым, не подтверждает тему

Культурологический анализ продукта дизайна


Культурологическая "вертикаль"

2. Культурологическая «вертикаль». Поиск «первообраза».
«Первообразы» всех форм, которые разрабатывают дизайнеры в наши дни, следует искать в культуре. Ведь большинство форм создано очень давно, но они не теряют своей актуальности, значимости, ценности, поскольку мы можем всегда узнать их первоисточник.
Мне бы хотелось провести параллель с самым первым предметом технического прогресса, созданного человеком, который в сущности можно отнести к первым предпосылкам создания автомобиля.
Речь, конечно, пойдет о телеге. Традиционно телеги изготавливают из дерева, хотя на современных телегах часто вместо деревянных колёс устанавливают колёса с пневматическими шинами. На телегах используется оглобельная или дышловая упряжка.
Несмотря на кажущуюся примитивность, телега является сложным техническим сооружением, состоящим из многих деталей. На строительство телеги у сельского плотника и его помощника уходило не меньше месяца работы.
Грузоподъёмность обычных телег составляет около 750 кг. Собственный вес такой телеги составляет 250—300 кг, размеры — примерно 2,5 х 1,5 м. Диаметр передних колёс обычно меньше, чем диаметр задних (60 — 70 см и 70 — 100 см соответственно).
Существуют также телеги-тяжеловозы, на которых можно перевозить до двух тонн груза.


Так что, как и автомобиль, она имеет «кузов» и технические характеристики. Только место двигателя в ней по прежнему занимает лошадь.
Слово «автомобиль» от греческого- avro и латинского – mobilis –движущийся. Автомашина – самоходное, безрельсовое транспортное средство, предназначенное для передвижения.
Телега – четырёхколёсная повозка для перевозки грузов живой тягой. В автомобиле же, «живая тяга» заменяется на современные мощные двигатели.

Культурологическая "горизонталь"

3. Культурологическая горизонталь
Mazda 6 - детище компании Mazda Motor Corporation, Japan. Mazda — компания, история которой началась ни много, ни мало — с пробки. Именно строительными материалами из пробкового дерева и занималась компания, основанная Дзюдзиро Мацуда (Jujiro Matsuda) в 1920 году.
Дзюдзиро Мацуда прошел длинный путь от продажи строительных материалов до создания автомобилей.
В 1931 году компания начала выпускать автомобили в чисто японском стиле — трёхколёсные грузовички с двигателями объёмом 500 куб.см. В качестве торговой марки для обозначения этих машин было выбрано слово Mazda — имя зороастрийского верховного бога света, которое, к тому же, было очень близким по звучанию к имени основателя компании — Мацуда.



Автомобиль был спроектирован и разработан группой дизайнеров под руководством Ивао Коидзуми, в 2002 году в городе Хофу, Япония.

Прототипом послужил Mazda Xedox, созданный в 1990 году.
Коидзуми использовал некоторые черты итальянской Alfa-Romeo, руководствуясь своими личными предпочтениями, рассматривал и ряд других европейских машин. Анализировал их формы, дизайнерские подходы. В своей работе он полностью придерживался японской философской концепции «кизуна» - что дословно можно трактовать как связь между предметом и человеком. Коидзуми постарался наделить классический седан спортивным характером. Пытался создать уникальный, запоминающийся образ. Получился сверхагрессивный дизайн, стильный look. Мощное техническое наполнение. Уже тогда он следовал концепции «emotion & motion» - эмоции в движении и философии «Zoom Zoom».

Главный руководитель дизайн-проекта Mazda 6, Йоти Сато заявил о его завершении таким образом: «Mazda 6 - это античный аполлон в современном автомобильном мире».
В Mazda 6 под капотом расположился общепризнанный четырехцилиндровый, шестнадцатиклапанный двигатель, выдающий 147 лошадиных сил. Чёткие лаконичные формы, безупречно встраиваются в контекстный ряд всех остальных элементов Mazda 6: легкосплавные семнадцатидюймовые диски, мужественные крылья, необычная решётка радиатора, уникальное решение оптики (где противотуманные фары, не вынесены в отдельный блок автомобиля, а сконструированы в ряд с остальными).
При создании автомобиля были заложены цели удовлетворить предпочтения широкой аудитории:
№1 Аудитория: молодые люди и девушки, ведущие активный образ жизни, ценящие стиль, которые стремятся к новым открытиям, достижениям.
№ 2 Аудитория: супружеские пары с детьми или планирующие их иметь (авто оснащено пассивными и активными средствами безопасности, креплениями под детские кресла-Iso Fix)
Обе эти аудитории обладают высшим уровнем образования, высоким и средним уровнем дохода. Предпочитающие удобную компоновку внутреннего пространства, высокую техническую оснащенность.
В автомобиле ценят практичность и дизайн, иногда самоутверждаются за счёт приобретения автомобиля, получая определённый статус. В основном это яркие, индивидуальные личности, ведущие активный образ жизни. Приверженцы марки. Очень требовательны к обслуживанию, к сервису. Амбициозны. Уверены в себе.
Обладая ярким, непревзойденным дизайном, Mazda 6 привлекает к себе внимание. Но аудитория, приобретая внешнюю притягательность, не будет разочарована в её внутренних качествах.
Mazda 6 отличается выдающейся динамикой, и непревзойдённой управляемостью. Высокими драйверскими качествами. Грамотным исполнением инжиниринга подвески. И я, как её владелец могу свидетельствовать в эту пользу. На сегодняшний день дизайнером новой Mazda 6 стал Морей Келлам, брат Ойэна Келлама, работавший до этого над проектированием – Jaguar.
Mazda 6 стирает границы культурного пространства. Продается во всех странах мира. Консолидирует людей с разным вероисповеданием, разными политическими взглядами, интересами, культурными ценностями.

Смысловая структура продукта дизайна

Смысловая структура вещи.
4.1 Онтологический смысл

Данный смысл формируется разнообразными средствами дизайна. Он также даёт разъяснение того, как вещь может притягивать к себе внимание, на уровне эмоционально-чувственного восприятия; с помощью цвета, формы, содержания, организации в пространстве.
Mazda 6 интересна для аудитории своей фактурой, цветом, формой, наполнением, правильно организованным внутренним пространственным решением.
Её форма классического седана интегрирована в форму настоящего спорт-кара. Форма обтекаемая, воспринимается как единое целое, от её передней части до завершающей. Включая колёсные диски, пороги, уровень расположения стекол. Капот выполнен в форме «капли», лобовое стекло расположено под углом наклона в 65 градусов, для наименьшего аэродинамического сопротивления. Она как бы обязывает Вас к стремлению вперёд, к постоянному движению и развитию. Это продиктовано её содержанием, наполнением. Ведь Mazda 6 – прежде всего средство передвижения. Кузов выполнен из высокопрочных углеродных сталей. По фирменной «маздовской» конструкции безопасности «Madas». В момент удара всегда остаётся «капсула жизни». Человек чувствует себя в защищённым, осознает единение с автомобилем.
Пустота располагается внутри автомобиля, она правильно организована. В салоне просторно, но в то же время – уютно. Нет ощущения разрозненности. Пустота объединяет все элементы эргономики Mazda. Конструкцию центральной консоли, приборной панели, водительского и пассажирских сидений.
Цвет через зрительные центры действует на душевное состояние человека. Заряжает его эмоциями, либо наделяет его определёнными смыслами. Цвет Mazda 6 – «баклажановый». От темно-коричневого к фиолетовому. Это металлик-хамелион. Причём он отливает переходами в промежуточные цвета на солнце: красный, черный. В темное время суток, в пасмурный день, цвет воспринимается глазом, как чёрный. При достаточном освещении - «баклажановый», между фиолетовым и коричневым.
По теории Макса Люшера и фиолетовый и коричневый сложные по своим смыслам цвета. Фиолетовый связан с принадлежностью к полу, с наличием мужского и женского начала в структурах бессознательного. Приводит к учету мужских и женских характеристик в восприятии.
Коричневый же практичен, строг, консервативен и достаточно скушен для восприятия. Привязывает человека к определенному месту, на котором он стоит, заземляет его. Не дает развития.
Блеск показывается с помощью специального состава краски «металлика» на автомобиле. Играет роль привлечения внимания к предмету.


4.2 Функциональный смысл
Дизайнер создаёт вещь с определенным функциональным её предназначением. Вещь всегда есть ответ на определённую потребность человека. Полнота удовлетворения этой потребности соответствует эргономическим и экономическим показателям, а удобство комфорт также выступают критериями этой оценки.
Автомобиль Mazda 6 был разработан не только с эстетической, но и с практической точки зрения. Капот выполнен в форме «капли», лобовое стекло расположено под углом наклона в 65 градусов, для наименьшего аэродинамического сопротивления. Кузов выполнен из высокопрочных углеродных сталей. По фирменной «маздовской» конструкции безопасности «Madas». В момент удара всегда остаётся «капсула жизни». Человек чувствует себя в защищённым, осознает единение с автомобилем.
В салоне вполне размещаются с комфортом пять человек. Многофункциональное техническое оснащение удовлетворяет всем требованиям человека. Отвечает двум основным критериям как: комфорт + безопасность.
4.3 Знаковый смысл
Знаковый смысл показывает принадлежность владельца к определённому социальному слою, идейному течению, сообществу людей.
Месяц назад я читала журнал «Top Gear», в заметке Ричарда Хаммонда утверждалось примерно следующее: скажи мне, на каком автомобиле ты ездишь, и я скажу кто ты! Вся заметка была посвящена теме принадлежности не только к определённому социальному слою и статусу, владельце авто, но и о том, как вещь влияет на человека. Какая есть между предметом и человеком тесная взаимосвязь. Что разные субкультурные группы, выбирают определённо разные авто. Так как в свой предмет они вкладывают какие-то только им понятные смыслы. Если, к примеру, Вы приобретаете автомобиль ягуар, Вы автоматически становитесь одним из участников определённой группы людей, любящих и ценящих этот автомобиль. Кроме того, раз уж Вы выбрали именно его, то о Вас можно сказать, что Вы по определённым знакам и смыслам идентифицировали именно его среди огромного мира автомобилей luxary сегмента. Вы теперь принадлежите к группе людей «ездящих на ягуарах», у неё есть свой язык, свои отличительные поведенческие особенности, своя культура. Другой группе людей, все эти «знаки» будут непонятны, более того чужды.
Таким образом, по веще человека можно практически создать представление о нем. О его социальном и материальном положении. О роде деятельности. Даже о характере, предпочтениях, вкусах.
В современном обществе, в последние десятилетия стали активно продвигаться социальные клубы и группы «по интересам». В которых люди объединены общей идеологией, целью, хобби. В Екатеринбурге созданы автомобильные клубы таких брендов как: Jaguar, Mazda, Honda, Lexus и др.
4.4 Духовно-ценностный смысл
Этот смысл вещи вырастает из её способности нести информацию об эстетической шкале, нравственно-этических нормах, представлениях о богатстве или чести, личных религиозных убеждений. По соей направленности он близок к знаковому, но более субъективирован, индивидуализирован, связан с образом жизни, манерой поведения человека.
Mazda 6 –вещь изящная, но в тоже время - простая. Воспринимается легко. Она красива, стройные линии, выверенный дизайн, спортивный характер. В ней всё согласовано. Все оправдано. Вместе с тем - она практична.
Mazda 6 будто бы обволакивает владельца, убаюкивает его. Тот, кто его купил останется доволен не только его качественными характеристиками, но и её особенной энергетикой.
4.5 Актуальный смысл
Актуальный смысл формируется в ходе оценки вещи с точки зрения моды, актуальности, ценности. Автомобиль был спроектирован и разработан группой дизайнеров под руководством Ивао Коидзуми, в 2002 году в городе Хофу, Япония. В своей работе он полностью придерживался японской философской концепции «кизуна» - что дословно можно трактовать как связь между предметом и человеком. Коидзуми постарался наделить классический седан спортивным характером. Пытался создать уникальный, запоминающийся образ. Получился сверхагрессивный дизайн, стильный look. Мощное техническое наполнение.
На российском рынке автомобиль появился в 2004 году, он стал настоящим открытием. Он был действительно спортивным изнутри и действительно классическим снаружи. Он был как Джеймс Бонд в смокинге.
Форма и наполнение Mazda 6 не потеряли своей актуальности даже для 2010 года, поскольку находится в русле современных течений. Хотя у «шестёрки» была последовательница, после подвергшаяся рестайлингу.
4.6 Культурно-исторический смысл
Этот смысл предполагает представление, с одной стороны, об исторических корнях, истоках, вещи, с другой сторон, её исторической ценности в связи с какими-либо событиями, редкостью, древностью.
В процессе становления цивилизации средства передвижения сменяли друг друга. Повозка – Телега – Автомобиль. Последний же из этой цепочки начал эволюционировать и развиваться. Первые два вида неизменны и в наши дни. Конструктивного изменения им и не требовалось. Актуальность не утратилась.
С того момента времени, как автомобиль перестал быть единичным продуктом, и стал массово производиться (со времен Генри Форда), он постоянно развивался, совершенствовался. У него появлялись конкуренты со всего света. Все пытались улучшить его технические характеристики, усовершенствовать дизайн, сделать удобным в использовании, экономичным, более легким и маневренным.
Так появилась тенденция к соревновательному духу. К первым спортивным гонкам на автомобилях, которые и по сей день являются носителями уникального дизайна и инжиниринга.
Первые официальные гонки проводились возле города Сарте, Франция, в начале двадцатых годов. Теперь это знаменитая трасса Ле-Манн (24 часовые гонки). А Сарте – известный во всем мире автодром.
Так, например и у компании «Mazda» есть гоночный болид «Furai». Глава калифорнийского центра дизайна «Mazda» Франц фон Хольцхаузен, как известно, отец концептов «Nagare» и «Furai» несерьёзными вещами не занимается.
Франц фон Хольцхаузен

гоночный болид «Furai».

4.7 Культурно-символический смысл
Этот смысл раскрывает и уточняет рассмотренный выше. Вещь во всех своих проявлениях является пересечением всеобщего и единичного. В данном случае всеобщим будет наличие в элементах вещи того или иного известного культурного символа.
Наиболее распространенный культурный символ – это стекло. В Mazda 6 это стекла - окна: прорыв в пространство, движение навстречу миру. Символ открытости, общения и свободы. Наличия люка в Mazda 6 – попытка увеличить пространство салон, видеть кусочек голубого, безоблачного или звездного неба.
4.8 Личностно-ассоциативный
Содержание этого уровня дизайнер, конечно, полностью предвидеть не в силах. Смыслы здесь рождаются в ходе освоения вещи, обживания.
Например, для меня мой авто – это второй дом, уютная келья, будуар. Место, где можно подумать, переосмыслить, вспомнить все, помечтать.
Зимой в нем тепло, летом- прохладно. В непогоду – уютно.
А главное, что в моем Mazda 6 я могу перемещаться в пространстве.
Путешествовать. Утром я в Магнитогорске, а вечером уже обратно в Екатеринбурге. Это моя капсула времени.
4.9 Художественно образный смысл
Наличие художественной образности вовсе не обязательно для вещей, но способно придать им дополнительную выразительность и самобытность.
Ивао Коидзуми в своей работе полностью придерживался японской философской концепции «кизуна» - что дословно можно трактовать как связь между предметом и человеком. Он постарался наделить классический седан спортивным характером. Попытался создать уникальный, запоминающийся образ.
Главный руководитель дизайн-проекта Mazda 6, Йоти Сато заявил о Mazda 6 следующее – «Это античный аполлон в современном автомобильном мире». Авто сравнивали с человеком, наделяя его мужественностью, сильным характером.
Другими словами, автомобиль становится живым, одушевленным.

Выводы

В данной работе в качестве анализа и исследования выступил объект – автомобиль Mazda 6. Первое впечатление от формы было положительным, восторженным. В форме была лаконичность, законченность, новизна и гармоничность силуэтов.
В процессе анализа этой вещи, очевидно, что она несёт в себе множество смыслов, скрытых подтекстов, влияющих на наше подсознание, восприятие.
Mazda, обладает своей неповторимой энергетикой и скрытой силой.
В её форме все подчинено содержанию, все оправданно. Дизайнер выполнил свой проект на 100 %!

Заключение


6. Заключение
В данной работе в качестве анализа и исследования выступил объект – автомобиль Mazda 6. Первое впечатление от формы было положительным, восторженным. В форме была лаконичность, законченность, новизна и гармоничность силуэтов.
В процессе анализа этой вещи, очевидно, что она несёт в себе множество смыслов, скрытых подтекстов, влияющих на наше подсознание, восприятие.
Mazda, обладает своей неповторимой энергетикой и скрытой силой.
В её форме все подчинено содержанию, все оправданно. Дизайнер выполнил свой проект на 100 %!

Список литературы

  • 7.Список использованной литературы
  • 1. Быстрова Т. Ю. - Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна.
  • Екатеринбург, 2001 г.
  • 2. М. Люшер –Цветовой тест Люшера:Практическое пособие. 2005 г.
  • 3. Н. А. Ковешникова – Дизайн: история и теория. 2007 г.
  • 4. www.mazda.ru
  • 5. http://www.mazda.ru/showroom/mazda6/overview/
  • 6. http://news.drom.ru/8667.html
  • 7. http://mazda.autosite.com.ua/novie/Mazda/6/
  • 8. http://www.drive.ru/mazda/shortnews/2008/08/05/1563759.html

Причина обращения к теме

Близкая мне тема, я владелец автомобиля

Данную работу можно предложить

Свою работу я рекомендовала бы целевой группе - владельцыа втомобилей,приверженцы бренда "Mazda", в качестве дополнительного источника,открывающего и обнаруживающего новые смыслы в данном автомобиле.

Ключевые фразы работы

Mazda 6; дизайн; "кизуна" - японская философия в дизайне;слово Mazda — имя зороастрийского верховного бога света;

План работы

...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский