taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре, у нас появился логотип!  


Восковая свеча округлой формы, оранжевого цвета, производитель неизвестен, 2007год.

Комментарий Т.Ю. Быстровой:

В связи с высоким символизмом вещи можно было бы отдельно проанализировать свечу, которая не предназначена к сгоранию и горению. Остальное хорошо, хотя слишком много внимания к технологии изготовления, а не форме. Оценка 5-.




 

 

работу выполнил: Заболотникова Ксения Юрьевна, 5 СО, з\о

Введение


Объект анализа

Эту свечу мне подарила подруга на день рождения в 2007 году. Свеча яркого оранжевого цвета и, хотя я очень не люблю этот цвет, она мне сразу понравилась. Дело было в холодную зиму: за окном -35 градусов, метель. Когда я взяла свечу, то сразу почувствовала кусочек тепла в своих руках, живо представив, как смогу зажечь её в один из таких холодных и скучных вечеров. Фитилек посередине шара придавал вид задорного идеально-круглого яблока, правда необычного цвета. Позже выяснилось, что эта свечка прекрасно украшает интерьер, привнеся в него элемент лета, солнца и хорошего настроения: оранжевый цвет всегда радует глаз на фоне обычных деревянных шкафчиков и светлых обоев. Радует и форма: среди похожих многоугольников ( шкаф, стол, табурет, кровать и т.д.), это единственный шарообразный предмет. Это изделие - первый яркий элемент декора в моей квартире.

Первое впечатление

Эту свечу мне подарила подруга на день рождения в 2007 году. Свеча яркого оранжевого цвета и, хотя я очень не люблю этот цвет, она мне сразу понравилась. Дело было в холодную зиму: за окном -35 градусов, метель. Когда я взяла свечу, то сразу почувствовала кусочек тепла в своих руках, живо представив, как смогу зажечь её в один из таких холодных и скучных вечеров. Фитилек посередине шара придавал вид задорного идеально-круглого яблока, правда необычного цвета. Позже выяснилось, что эта свечка прекрасно украшает интерьер, привнеся в него элемент лета, солнца и хорошего настроения: оранжевый цвет всегда радует глаз на фоне обычных деревянных шкафчиков и светлых обоев. Радует и форма: среди похожих многоугольников ( шкаф, стол, табурет, кровать и т.д.), это единственный шарообразный предмет. Это изделие - первый яркий элемент декора в моей квартире.

Рисунок


Рисунок 1:

Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет

в поисковой системе Яндекс слово «свеча» встречается на 19 млн. страницах. Самые частоупотребляемые эпитеты: декоративная ( 2 млн. страниц), эксклюзивная (835000 страниц), самодельная (240000 страниц). Словосочетание «медицинская свеча» появилось на 2 млн. страницах. В основном сайты носят рекламный характер: продажа свечей торговыми компаниями, фирмами-производителями. Сайты о самодельных свечах знакомят пользователей с тонкостями производства в домашних условиях. Страницы сайтов о медицинских свечах отражают информацию о здоровье женщин и ассортименте данного продукта.

Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект

1. Пословицы: горькая жизнь – как оплывшая свеча: ни света, ни тепла; игра не стоит свеч
Украинские пословица: повадишься к вечерне – не хуже харчевни : ныне свеча, завтра свеча, ан и шуба с плеча.
Казахская пословица: свет свечи не падает на её основание.
2. Цитаты.
Лучше зажечь одну маленькую свечу, чем клясть тьму. (Конфуций)
Свечка – это маленькое солнце (Бауржан Тойшибеков)
В человеке я люблю свет. Толщина свечи меня не волнует. Пламя скажет мне, хороша ли свеча. (Антуан де Сент - Экзюпери)
3. Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела ( Б.И.Пастернак, «Зимняя ночь»)
4. Приметы.
Если кто-то захочет узнать по искре от свечи о том, когда именно он получит желанное письмо, пусть стучит по столу , пока искра не упадет. Число ударов – это количество
Воск, оплывающий вокруг свечного фитиля, - могильный саван, предвещающий смерть семье.

Культурологический анализ продукта дизайна


Культурологическая "вертикаль"

Первые в истории свечи - это чаши, наполненные жиром, с фитилём или щепочкой, затем появились восковые свечи. Первообразом свечей были лампы времен каменного века, которые люди выдалбливали из камня и наполняли животным жиром. Такие лампы были известны уже 20 тысяч лет тому назад. Остатки покрытых копотью ламп не раз находили археологи в пещерах, в которых жил древний человек. Их собратья – масляные лампы – дожили до наших дней, но только как элемент декора.

Культурологическая "горизонталь"

Свечи применяются как источник освещения, начиная с 3-его тысячелетия до н.э. До появления и распространения электричества наряду с лампадами это был основной источник освещения. Свечи используются в этом качестве и на начало 21 века при отсутствии электричества.
Древние свечи значительно отличались от современных и содержанием и внешним видом. Используя доступные природные ресурсы, человек придавал свечам довольно причудливые формы. Некоторые свечи представляли собой длинные трубки из волокнистого материала, такого как камыш, наполненного смолой (именно форма вытянутой трубки используется и по сей день). В Китае и Японии свечи производили из воска. Его получали из насекомых и семян растений, а затем эту массу формировали в бумажные трубочки. В получившуюся восковую форму помещали фитиль, который изготавливали из волокон растений. Цилиндрическая свеча получила еще одно необычное применение: до появления более совершенных приборов для измерения времени (таких как механические и электронные часы) свечи нередко использовались в этом качестве, заменяя солнечные и песочные часы. Цилиндрическая свеча горит равномерно, что позволяет отмерять время с помощью часовых засечек на свече. Также с 18 века известно усовершенствование свечных часов (т.е. огненные часы): к свече с обеих сторон приделывали грузики, а саму свечу ставили над каким–либо металлическим предметом. Когда свеча догорала до места крепления грузов, те падали и издавали громкий звук, аналогичный бою часов. Такие свечи использовались шахтёрами вплоть до 20 века. Свечи использовались для измерения времени ещё в Китае, династией Сун (960-1279).
С развитием электротехнических источников света, свечи утрачивают свое первоначальное назначение и на первый план выходят другие способы их применения. Свечи широко используются в декоративных целях, как украшения; ароматизированные свечи из пчелиного воска (источающие природный аромат) применяют для наполнения помещения запахом; хозяйственные применяются в быту (например, смазывать лыжи); особое внимание я уделяю особому классу свечей – церковным. Появление свечей как атрибутов христианских священнодействий связано с тем, что верующие, в период зарождения христианства, скрывались от римских властей в темных катакомбах. Поэтому они приносили с собой свечи, чтобы использовать их для освещения. Позднее состоялось и наполнение свечи новыми, религиозными значениями.
У христиан свеча – это божественный свет, сияющий в мире, эмблема Христа, церкви, благодати, веры, духовная радость, благочестие, освещенное любовью.
В настоящее время появились электронные свечи. Принцип их работы таков: в полупрозрачном стакане находится электрическая лампа, которая периодически мерцает, за счет чего создается эффект настоящей свечи.

Смысловая структура продукта дизайна

Онтологический смысл:
моя свеча относится к типу декоративных, поэтому она должна привлекать внимание, радовать людей, смотрящих на неё, не раздражать, создавать впечатление законченного произведения с идеально подобранной автором формой. Здесь очень важно найти безупречное сочетание формы и цвета изделия. Неправильно подобранная форма или цвет, кардинально меняют наше восприятие вещи. Форма моей свечи – это незаконченная окружность, которую мой глаз достраивает самостоятельно. Незаконченность ей придает основание, которое тоже является кругом, . По словам Прокла, круг – это простейшая и наиболее совершенная из фигур. Когда я смотрю на эту свечу, то мой глаз не « цепляется» за острые углы или поперечные сечения, он плавно скользит по изделию, не вызывая приступов необъяснимого раздражения. Это связано с тем, что круг с динамической точки зрения – это воспроизведение движения глаза или руки в процессе целостного постижения мира. Далее цвет: оранжевый цвет означает активность, резвость, веселость. Именно такой цвет способен поднять человеку настроение .
Функциональный смысл:
Декоративные свечи как правило не используют по прямому назначению : их нежелательно зажигать, они не служат источником света в прямом смысле этого слова. Зато есть явный плюс такой вещи – это визуальный и тактильный эффект. Когда берешь в руки эту свечу, она не может не радовать: приятная на ощупь и совершенная по форме . Круглое основание выполняет роль подставки, что очень удобно, остается только выбрать место, куда свечу поставить.
Знаковый смысл.
Декоративные изделия в вашей квартире показывают дизайнерский вкус, умение сочетать цвета и фактуру ткани, знание последних модных тенденций. Я считаю, что предметы декора могут многое рассказать о его владельце, в том числе о чертах характера. Могу судить по себе: по характеру я серьезная, целеустремленная, сдержанная и собранная. С другой стороны, я человек легкий в общении, коммуникабельный и веселый. Я предпочитаю классические черно-бело-серые тона в одежде, мебели, посуде и т.д. Эта свеча ярко-оранжевого цвета стала для меня символом моей второй части характера: все в квартире говорит о серьезности, стабильности и только это оранжевое пятно демонстрирует легкость и жизнерадостность.
Аксиологический смысл.
Эстетическая гармония между человеком и вещью возникает только тогда, когда складывается взаимодействие всех составляющих вещи с человеком. Я ловлю себя на мысли, что изделие достаточно простой формы намного приятнее , с точки зрения тактильных и визуальных ощущений. В свою очередь изделия с кричащими красками и сложной формой только отталкивают. Когда вы окружаете себя вещами, эстетически близких вам, то сразу чувствуете гармонию и умиротворение. Эта свеча – воплощение «эстетического наслаждения» ( по крайней мере для меня). Подтверждение тому – учащенное сердцебиение по сей день при одном взгляде на это изделие.
Культурно – исторический смысл.
Наши далекие предки всегда искали способ, как овладеть огнем. Со временем они стали добывать его во время пожаров, но кроме как развести костер, больше ничего сделать не могли. Спустя еще какое-то время древние люди научились поджигать жир в каменной банке и тем самым положили начало производству свечей. Около 3 –его века н.э. светильники, а возможно , и свечи, использовались египтянами в магическом ритуале «вещего сновидения» - при получении ответов на различные вопросы с помощью сна. Человек садился в темной пещере лицом на юг и смотрел на пламя свечи до тех пор, пока не увидит божество. Затем этот человек ложился и засыпал, в надежде , что божество явится ему во сне и ответит на все его интересующие вопросы.
Церковные свечи играют очень важную роль. Они символически выражают учение Церкви, например, три свечи представляют Троицу, а семь свечей- семь святых даров. Свечи по обе стороны от креста на алтаре означают двойственную природу Христа, человеческую и божественную, пасхальная свеча – воскресшего на Пасху Христа, шесть светильников на алтаре означают постоянный церковный цикл молитв
Культурно - символический смысл.
Свеча является символом тепла и надежды, радости.

Личностно – ассоциативный смысл.
Данная свеча хоть и не горит, но все равно заставляет меня чувствовать тепло в душе, когда я на неё смотрю.
Актуальный смысл.
С точки зрения моды, моя свеча будет актуальна всегда, потому что существуют классические формы, которые никогда не выйдут из моды. Будет меняться цвет, внешнее оформление, но форма останется прежней. А вот оранжевый цвет редко бывает моден. Хотя я считаю, что каждый сам выбирает себе изделия декора для квартиры, вне зависимости от веяний моды.
Художественно-образный смысл.
Еще не так давно свечи воспринимали, только как предметы хозяйственной необходимости. Снижение использования свечей в повседневной жизни привело к тому, что основной функцией свечи стало декоративное направление. Но и здесь у каждой свечи своя форма и смысл.

Выводы

: Я привыкла воспринимать вещь только анализируя внешний вид. Проделанный анализ показал, что внешний вид – это только верхушка айсберга, начало восприятия вещи.

Заключение


Я сравнила свое первое впечатление с анализом и поняла, что моя свечка не только красивый предмет интерьера, но и достаточно символичный подарок. Она так или иначе выполняет свое предназначение, только греет не снаружи, а изнутри.

Список литературы

  • 1) Быстрова Т.Ю. Вещь.Форма.Стиль.:Введение в философию дизайна. Екатеринбург, Издательство Уральского университета,2001.
  • 2)www.vikipedia.org
  • 3)www.vseposlovicy.ru
  • 4)www.narod.ru
  • 5)www,ultrafair.boom.ru
  • 6)www.gom2magick.com

Причина обращения к теме

 

Данную работу можно предложить

Мне кажется, что эта работа будет интересна производителям свечной продукции, возможно архитекторам.

Ключевые фразы работы

свеча, история свечи

План работы

...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский