Отзыв Яны Дмитриевой на аналитическую записку Е. Матониной
Культурологическая "вертикаль".
Моменты, которые я ставлю под сомнение. ты говоришь о том, что находишь в этой сумке черты стиля рококо. что было присуще для него? Одни из самых ярких черт рококо - изогнуые линии, тонкие детали, изящество и лёгкость. Вряд ли эти характеристики можно отнести к саквояжу, о котором ты пишешь выше. Ты описываешь саквояж как мешок (даже в самом этом слове уже скрывается противоречие: мешок-изящество), объёмная, хорошо держащая форму. Далее. Ещё одним существенным и характерным признаком стиля рококо является большая декоративная нагруженость. А ведь именно отсутствие лишних декоративных деталей тебя поразило и привлекло! Так спрашивается почему именно в рококо ты увидела истоки стиля своей сумки? Грубая кожа, пластик, лак, чёрная кожа, металлическая застёжка - вряд ли фрацузы 18 века оценили бы эту вещь по достоинству. Может быть тогда дело в цвете? Хм, посмотрим... "Эпоха рококо принесла моду на пастельные, приглушённые тона: нежно-голубой, бледно-жёлтый, розовый, серо-голубой. Опять не то...
Совершенно не понятно, почему свою вертикаль ты заканчиваешь гламуром. Но здесь не буду спорить, потому что не найду достаточно точного определения этого слова. Хрупкость, капризы и изящество - нет, нет, не такую вещь я себе представляю, когда слышу эти слова.
В тексте есть такая фраза: "Даже «саквояжики» тяготеют к миниатюрности, подражая ридикюлям". Это чья фраза? Чей вывод? Есть доказательства или пример? Что-то не припомню никакого миниатюрного саквояжа, иначе бы он назывался как то по другому, ведь смысл, а за ним и назначение этой вещи, полностью бы терялись. Саквояж - дорожная, вместительная сумка. На основе чего ты сделала сравнение с анализируемой сумкой? Кожа, и держащая форма? Но это скорее вторичные и вовсе не обязательные признаки саквояжа.
Культурологическая "горизонталь".
"В 1960-е она помогла обрести свой образ молодым женщинам из потерянного послевоенного поколения, а в начале 1980-х провозгласила сексуальную революцию". Давайте подумаем, что общего между женщинами этих поколений? Не иначе как маскулинность! Феминизм! Оно и понятно, женщинам, оставшимся после войны без мужчин, пришлось быть сильными, твёрдыми и мужетсвенными. Заметьте, именно в 60-х годах, феминизм особенно расцвёл как никогда.
А сексуальная революция? Разве она не провозглашала отмену хритианской морали, принятую вплоть до 20 века и адаптированной под нужды государства и мужчин? "Неравентство полов в пользу мужчин (двойные стандарты). Мужчина был главой семьи, нормальным считалось насилие в семье. У женщин практически отсутствовали гражданские права. Женщина вообще не принадлежала себе: она являлась собственностью сначала отца, потом - мужа". Вот, что было присуще западному обществу, и вот что свергала сексуальная революция.
А теперь вспомним о рококо... Всё до неприличия наоборот. "Моду рококо принято считать женственной модой, так как в эту эпоху произошло максимальное приближение мужской моды к типично-женским образцам. (Некоторые исследователи даже называют XVIII век - "веком женщины"). Идеал мужчины - утончённый придворный, франт. Идеал женщины - хрупкая стройная жеманница. В моде - осиная талия, узкие бёдра, хрупкие плечи, круглое лицо".
Исходя из вышеизложенного, нужно искать другой, на мой взгляд, источник стиля анализируемой сумки.
По мнению Тамары Меллон (обувная марка Jimmy Choo): «Лак добавляет изысканности любому образу, он очень громкий материал, сразу идентифицирующий женщину в толпе». Вот он пример стремления женщины тех годов выделиться. Быть сильной и не оставаться в тени мужчины. Вот здесь я согласна. Лак и кожа, как ничто другое, подоходят для описания мускулинности женщин, их власти.
Смысловая структура продукта дизайна.
Не отличусь оригинальностью, если скажу, что всё, что здесь написано про дизайн сумки, легко можно отнести к его обладательнице. Точнее по описанию сумки можно составить психологический портрет её хозяйки. А так как по словам самого же автора "сумка воспринимается как продолжение внутреннего мира самого человека", то в правдивости моих выводов сомневаться не приходится. Итак, не изменяя не единого слова, пишу выдержки из текста. Автор - Имеет демоническую сущность, будоражит воображение, но пытается отойти от своего истинного "я" и стремится к к упорядоченности и стабильности, ощущению порядка, гармонии и простоте. Отсутствие гармонии (в тексте она приравнивается к симметрии) отличает живое и подвижное от искусственного. Так может быть стремление к видимой гармонии, есть желание убежать от самой себя? Внутреннее состояние человека по своей природе не желает приходить к монотонности и одномерности бытия, поэтому спасается за счёт общения, расположения других людей к себе. Человек может показаться на первый взгляд легкодоступной дешёвкой, но это далеко не так. Добрая с внутренним стержнем (только здесь пришлось найти альтернативу словам "добротная и качественно изготовленная", чтобы адаптировать под живое существо). На первый взгляд внутреннее содержание этого человека далеко, но если вы "копнёте глубже", то убедитесь в широкой душе человека, её насыщенности опытом и глубоким содержанием. Желание выглядеть юной модницей лишь ширма, за котрой скрываются истинные природные ориентиры - власть, богатство, стремление выделиться. Маргарет Тэтчер, Елизавета вторая - примеры для подражания. Автор изящен и самодостаточен, стремится прежде всего к духовной свободе. Молодая, сильная, красивая и энергичная натура, она радуется жизни и желает вкусить все её прелести. Чем не демонический образ?
"Сумочка найдет свою владелицу среди девушек, для которых сумка - выражение себя через вещь, способ подчеркнуть свое отношение к жизни. Это инструмент для создания впечатления о себе".
Комментарий Т. Быстровой для Я. Дмитриевой:
По поводу содержания: 1. не стоит обращаться на "ты", даже если люди - друзья, дискурс иной; 2. смыслы - дело очень индивидуальное, искать их надо без претензии на объективность. По сути, за каждой запиской я читаю не столько вещь или дизайн, сколько личность пишущего: девушки сбиваются на штампы из журнальчиков. Это естественно. Тем ценнее ваше начинание. Спасибо.
13.08.2009
но не вещь.
Иосиф Бродский