taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре, у нас появился логотип!  


сумка из лакового черного материала неизвестного дизайнера, 2009

Комментарий Т.Ю. Быстровой:

Все просто великолепно, кроме контент-анализа, которого нет. Оценка отлично.




 

 

работу выполнил: Матонина Екатерина Эдуардовна, 5СО (заочное)

Введение


Объект анализа

В магазине сумок, куда мы зашли случайно вместе с моим молодым человеком, я эту сумочку увидела не сразу. Просмотрев все стеллажи, я повернулась и наткнулась взглядом на нечто маленькое, миленькое, аккуратное и блестящее. Первое, что меня поразило – лаконичная форма без лишних декоративных деталей (не люблю обилие фурнитуры). Блеск сумки привлекал несомненно, манил, я бы сказала. При взгляде на эту сумочку душа наполнилась радостью, ощущением счастья и полета, а мысли звучали, как: «Ты моя родная!»
Более того, просто смотреть на нее невозможно, тот час же хочется дотронуться до столь изящной и на вид хрупкой вещи. Взяв сумку, больше ее не отпускала – не смогла, настолько в нее влюбилась. Даже сейчас, смотрю на нее и тихо восторгаюсь ее мощью и сдержанностью одновременно.
К слову, моему молодому человеку сумка совершенно не понравилась, хотя его вкусу я доверяю. Но все равно ее купила и осталась довольна.

Первое впечатление

В магазине сумок, куда мы зашли случайно вместе с моим молодым человеком, я эту сумочку увидела не сразу. Просмотрев все стеллажи, я повернулась и наткнулась взглядом на нечто маленькое, миленькое, аккуратное и блестящее. Первое, что меня поразило – лаконичная форма без лишних декоративных деталей (не люблю обилие фурнитуры). Блеск сумки привлекал несомненно, манил, я бы сказала. При взгляде на эту сумочку душа наполнилась радостью, ощущением счастья и полета, а мысли звучали, как: «Ты моя родная!»
Более того, просто смотреть на нее невозможно, тот час же хочется дотронуться до столь изящной и на вид хрупкой вещи. Взяв сумку, больше ее не отпускала – не смогла, настолько в нее влюбилась. Даже сейчас, смотрю на нее и тихо восторгаюсь ее мощью и сдержанностью одновременно.
К слову, моему молодому человеку сумка совершенно не понравилась, хотя его вкусу я доверяю. Но все равно ее купила и осталась довольна.

Рисунок

Черная лаковая сумка
Рисунок 1: Черная лаковая сумка

Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет

В Яндексе по запросу «черная лаковая сумка» нашлось 164 тыс. страниц.
Сумка упоминается в контекстах: интернет-магазин сумок (4 514 страниц), сумки женские (5461 стр), обсуждения на форумах (4552 стр), последние тенденции моды на сумки (551 стр).

Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект

От сумы да от тюрьмы не зарекайся.
Если ты женщина – знай свою сумку. Старинная ненецкая песня
4 октября - в Великобритании ежегодно отмечают день сумки.
Из русских сказок «Сума, дай ума!»

Культурологический анализ продукта дизайна


Культурологическая "вертикаль"

Прежде всего, немного из истории сумок.
Изначально женщины не были обременены необходимостью носить что-то с собой. В 14-15 веках мелкие и золотые монеты мужчины носили в мешочках , прикрепленных к поясу, а женщины на шнурках. При бургундском дворе они являлись принадлежностью придворного туалета и назывались «омоньер».
История женских сумок началась с мужского кармана - в нашем понимании как неотъемлемая часть одежды он вошел в моду только в XVII веке. Впервые карманы были сделаны на камзоле Людовика XIV. Позднее их стали пришивать к жилетам, затем они появились на брюках. А женщины, меняя формы и украшения, остались верны сумочкам разного вида и назначения. Небольшая ручная сумка в виде мешочка для мелких предметов постепенно стала неотъемлемой частью женского туалета.
Начиная с XVII столетия, женщины носили богато украшенные бисером и стеклярусом вышитые, вязаные, плетеные сумочки- кисеты, которые называли ридикюлями. «Ретикюль» в переводе с латинского – плетеная сумка, но в насмешку были прозваны «ридикюлями» ( с фр. «смешные»). А в XVIII веке появились дамские сумки из материи (обычно из бархата) или кружева, для платочков косметики, их называли «помпадур» в память о фаворите французского короля Людовика XV.
Жесткие, в основном кожаные сумки, появились относительно недавно. В начале XX века женскую сумку легализовали окончательно наряду с брюками, короткими стрижками и короткими юбками.
На мой взгляд, прообраз моей сумки нужно искать в формах саквояжей. Саквояж – фр. Sac de voyage – дословно мешок для путешествий. Это дорожная кожаная сумка, вместительная, достаточно хорошо держащая форму, с дном, боками, ручками сверху, чтобы удобнее было переносить необходимые в путешествии вещи ежедневного обихода, и замком-запором.
Саквояжи вошли в моду в век Промышленной революции во Франции (конец XIX - начало XX вв.), поскольку это время также стало ключевым в развитии путешествий и туристического бизнеса. Требовались более практичные и вместительные сумки, с запястья женская сумка перекочевала в руку. Начиная с того момента, женская сумка начинает балансировать на грани чисто светской принадлежности и функциональным вместилищем – «мини-саквояжи». К числу таких и относится анализируемая сумка. Даже «саквояжики» тяготеют к миниатюрности, подражая ридикюлям, поскольку стильной всегда считалась та дама, «джентльменский набор» которой был минимален.
Добавлю, что в анализируемой сумке мною замечены черты стиля позднего рококо XVIII века. Стиль рококо зародился во Франции и пришел на смену чрезмерного барроко. Рококо – стиль декоративный, носящий черты хрупкости, утонченности, некоторой манерности и чувствительности. В 70-е гг. XVIII в. на модные тенденции влияла Англия, поэтому черты костюма стали строже и конструктивнее. Характерной особенностью силуэта женского платья была растянутая в боках, но стиснутая по бокам юбка панье – в форме анализируемой сумки мне видится сходство именно с этой деталью женского гардероба. Складки на сумке, создающие объем, также отсылают к стилю рококо. По мнению некоторых тренд-уотчеров современный гламур во многом заимствует рокальные черты для элегантной дамы, склонной к капризам и изяществу.

Культурологическая "горизонталь"

Сегодня существует множество сумок разных стилей и направлений. Ретро, этно, металл и лаковая кожа; плоские и объемные, мягкие и жесткие, кошельки и клатчи и многое другое. Функционально и эстетически сумки прошли период разделения труда: сумки для работы, коктейльные сумочки, вечерние, пляжные.
Анализируемая сумка входит в линейку вещей, объединенных трендом лаковой кожи. Лакированная кожа несколько раз в индустрии моды XX века была «на коне». В 1960-е она помогла обрести свой образ молодым женщинам из потерянного послевоенного поколения, а в начале 1980-х провозгласила сексуальную революцию. Сегодня лаковая кожа становится атрибутом шика и власти. По мнению Тамары Меллон (обувная марка Jimmy Choo): «Лак добавляет изысканности любому образу, он очень громкий материал, сразу идентифицирующий женщину в толпе».
Традиционная лакированная кожа заменяется дизайнерами на новые технологичные материалы типа латекса. Этот тренд последних модных веяний сразу стал культовым.
Представленная вещь обладает эффектом мокрого блеска, как у латекса, и содержит в себе ручки из пластика – нетрадиционный материал при изготовлении сумок, но часто и с любовью используемый дизайнерами в текущих тенденциях сезона.

Смысловая структура продукта дизайна

Онтологический смысл находясь на первом уровне распредмечивания, влияет на послед. смысловое прочтение. «Онтологический смысл формируется всеми выразительными средствами дизайна». На данном уровне мы рассматриваем эмоционально-чувственное восприятие, т.е. посредством чего, данная вещь притягивает к себе внимание.
Данная сумка структурна и организована. Здесь можно наблюдать сочетание форм, ритм, контрастное решение блеска и матовости,  симметрию.
Простые формы. Ручки анализируемой сумки представлены в виде вытянутых полуколец. В воображении полукольца дорисовываются в окружность, а круг воспринимается положительно, т.к. связан с освоением мира, это целостное и единое в сознании человека. Чуть вытянутая форма ручек воспринимается как отдающая – на, возьми меня.
Еще одну окружность можно наблюдать в форме цветка, центром которого является металлическая полусфера. Сознанием полусфера превращается в шар, а это самая идеальная форма для человека во все времена – она бытийно значима в момент воздействия, прежде осознания, поскольку соответствует психофизиологическому устройству человека. Более того, размер этого шара невелик, воспринимается как точка. Точка – это сконцентрированная энергетика, это колоссальное притяжение для глаза, центр, единство.
Форма стенок и дна представляют собой прямоугольники, что воспринимается как упорядоченность и стабильность. Прямоугольник связан с интуитивным ощущением пространственного порядка.
Соотношение форм.
Пригнанность - соседство форм в ситуации, когда границы случайно или предметно совпадают. В данном случае гармония достигается простыми формами и удачным соотношением. Полукольца и прямоугольник соприкасаются краями, что придает единство предмету, а в едином мире человек более гармонично ощущает себя.
Цвет и блеск.
В некотором смысле цвет важнее формы или первичнее в акте восприятия. Вся сумка выполнена в черном цвете, варьируется только сила блеска. Черный кажется простым цветом, но он чрезвычайно полон в этой простоте. Амплуа черного – быть цветом аристократов и классических решений. Черный цвет демонический, имеет гипнотическое воздействие, а людей в большинстве притягивает все, что связано с мистикой, с потусторонними силами.
Блеск естественно связан с представлениями о гладкости поверхности, что также является признаком идеальности. Черный блеск создает впечатление пустого пространства и визуально уменьшает его. В то же время он притягивает взгляд и будоражит воображение, стремящееся заполнить эту пустоту.
Большинство ассоциаций с блеском будут «культурными», потому как в природе он встречается нечасто. Блеском всегда отличались драгоценные металлы, камни, ткани, из которых шили королевские наряды (шелк, парча, атлас), таким образом, представление о блеске неразрывно связано с богатством.
Гармония в данной вещи достигается за счет уравновешивания блеска матовостью ткани, используемой внутри. Наглядно это пара противоположностей показана на внутренних карманах – только верхний край окаймлен наружной лаковой тканью. Подобное взаимодополнение, взаимосдерживание порождают бурю эмоций и ассоциаций в душе человека.
Симметрия.
Симметрия в вещи проявляется практически со всех сторон: вид сверху, фас, профиль. Даже строчка, соединяющая части задней стенки, проложена точно посередине. Внутреннее пространство сумки разделено на две равные части перегородкой с карманом на молнии. Симметрия с давних пор рассматривается как эквивалент уравновешенности и гармонии. Однако не стоит забывать, что абсолютная симметрия не свойственна человеческой природе: живой мир ассиметричен. Ассиметрия отличает живое, подвижное от искусственного и статичного. В данной случае ощущение жизненности, одушевленности вещи создается цветок, который нарушает тотальную симметрию всех частей и оживляет вещь.
Ритм.
Любой ритм при восприятии превращается из внешнего в свой, внутренний. В изучаемом объекте ритм наблюдается в складках, в дублировании форм (округлые ручки- закругленные края снизу; прямоугольная форма стенок, дна и ручкодержателя). Ритм в противовес хаосу - это организованное многообразие в бытие, избавляет от монотонности и одномерности. Ритм позволяет создавать системы вещей, цельности.
Функциональный смысл:
Удовлетворяется потребность человека носить с собой необходимые в современной жизни вещи – сотовый, кошелек, пудреница, документы и тд. Антропоморфность – вещь «располагает» человека к себе, настраивает на общение с ней. Эргономичность - пригнанность формы телу человека: это как продолжение руки, эту сумочку хочется взять в руку и всегда носить с собой. Когда я иду по улице, я порой даже не замечаю, что у меня в руке сумка, настолько комфортно ее нести. Простота формы – сумка на первый взгляд может показаться дешевой китайской, а значит некачественно сделанной, и вероятность того, что что-то отвалиться, велика. Однако это не так. Форма настолько проста, что просто нечему ломаться. Более того, это добротная, качественно изготовленная вещь.
Также хочу отметить, что форма данной вещи это производное от ее функции вмещения в себя определенного набора предметов. Здесь функция – главное выразительное средство при создании формы. Размер сумочки невелик, но дизайнер предусмотрительно создал объем внутреннего пространства за счет использования приема буфа. В раскрытом состоянии сумка весьма вместительна.
Знаковый смысл:
Знаковый смысл вещи связан с возможностью демонстрации статуса владельца. Глядя на эту сумочку, первое, что приходит в голову о владельце – это юная модница.
Полагаю, дизайнер в первую очередь рассчитывал на молодых особ, которые следят за модой и хотят выглядеть не только в духе последних тенденций, но и выделиться оригинальной вещью.
Сумочка найдет свою владелицу среди девушек, для которых сумка – выражение себя через вещь, способ подчеркнуть свое отношение к жизни. Это инструмент для создания впечатления о себе.
Аксиологический (духовно-ценностный смысл):
Аксиологически, или духовно-ценностный, смысл вещи вырастает из ее способности нести информацию об эстетической шкале, нравственно-этических нормах, представлениях о богатстве и чести, личных религиозных пристрастиях и т.п. Он близок к знаковому, но более субъективен, индивидуализирован. Образ жизни, манеры поведения человека.
Представленная вещь изящна и самодостаточна. Эта вещь диктует определенный стиль в одежде и обуви. Девушка, которая готова приобрести такую сумку, готова и купить под нее платье, туфли в тон, сделать подходящую прическу - готова создать целый ансамбль ради одной сумочки.
Объективные свойства и качества вещи, предваряющие формирование эстетического отношения – оценка красоты вещи. Наиболее важен эстетический элемент - при контакте – чувство гармонии и духовной свободы. Целостность сумки проявляется в гармоничном соотношении простых форм: ручки в виде вытянутых полуокружностей плавно переходят в прямоугольные стенки, которые визуально закругляются снизу благодаря буфообразным складкам. Эффектность вещи выражается черным блеском (притягивает глаз) лаковой ткани и ручками из пластика (нестандартный материал), металлом под сталь, из которого сделана фурнитура, будоражащим своим холодным блеском.
Что касается мировоззренческого компонента образа, его наглядно демонстрирует цветок на сумке – это признак девушки молодой, сильной, энергичной натуры, она радуется жизни и желает вкусить все ее прелести.
Культурно-исторический смысл: поиск этого смысла предполагает представление с одной стороны, об исторических корнях, истоках, «генотипе» вещи, с др. – ее исторической ценности в связи с какими-либо событиями, редкостью, древностью и т.д.
Испокон веков люди носили при себе вещи первой необходимости: мужчины - деньги, женщины - косметику либо швейные принадлежности. Появление такого предмета, как сумка, обусловлено историческими причинами. Сумка позволяет захватить из дома с собой самое необходимое, чтобы чувствовать себя комфортно в любой ситуации. Сейчас девушку без сумки сложно представить, настолько плотно вошел этот предмет в повседневный обиход.
Отмечу, что понятие «сумка» всегда ассоциировалось с деньгами или весьма ценными личными вещами. Соответственно, сумка воспринимается как интимная часть гардероба, продолжение внутреннего мира самого человека и является очень значимым для последнего.
Переломным моментом в истории сумки стало развитие путешествий в конце 19 – начале 20 вв. Теперь сумки носили в руках, а не на плече, запястье или поясе. Среди женских сумок даже появилось новое понятие handbag – это среднее между дамской светской сумочкой и саквояжем. Тогда же и появилась на свет Birkin – первая культовая сумка от модного дома Hermes, вошедшая в историю под именем Келли. Сумка была названа в честь актрисы Грейс Келли, для которой спроектировали столь практичную и поныне модную вещь.
Культурно-символический смысл:
Культурно-символический смысл раскрывает и уточняет рассмот­ренный выше.
Сумка – это продолжение тела, культовый предмет и интимное пространство женщины. Некоторые психологи находят в этой вещи эротический подтекст: она ведь и вправду, как и ее хозяйка, закрывается на замок и прячет тайну. Цветок на сумке – символ молодости, души. Цветы – ярчайшее проявление жизненной силы, образ радостей жизни, ассоциируются с любовью и красотой.
Подчеркну, что также женская сумка – символ власти. Яркое тому подтверждение - сумка Маргарет Тэтчер, одной из самых влиятельных женщин XX века. Пока она была премьер-министром Великобритании, английская пресса пристально следила за ее сумочками. Журналисты наделяли этот изящный аксессуар почти магической силой: способностью устанавливать власть и навязывать волю. Сумки Маргарет Тэтчер похожи на сумки королевы Елизаветы II – маленький размер, прямоугольная форма, короткие ручки.
Сумка - «фасадная» часть женского гардероба. Именно по сумке складывается впечатление о человеке в целом. Это отражение стиля женщины, ее достоинства.
Личностно-ассоциативный смысл:
Здесь смыслы рождаются в ходе освоения, использования, обживания вещи и связаны с очень конкретными ассоциациями и переживаниями.
Складываешь в сумку вещи, а она будто бездонная - все вмещает и вмещает в себя, тогда думаешь – да, черный цвет действительно демонический и поглощающий. Форма ручек удобна в использовании и легкий стук пластиковых ручек звучит, как шутливое напоминание: «я здесь!» Когда раскрываешь сумку, то все вещи располагаются на одной плоскости, будто на ладони и проще найти то, что нужно.
Конечно, дизайнер не в силах предугадать личные ассоциации человека, связанные с вещью. Одной из первых у меня проскочила ассоциация с дешевой китайской клеенкой, имитирующей лаковую кожу, а это может отпугнуть потребителя. К тому же, тема «лаковости» вещей уже слегка приелась. Однако дизайнеру удалось преодолеть данные стереотипные мнения и создать потрясающую вещь, совмещающую в себе ненатуральные материалы, веяния моды и стиль. И что немаловажно – стоимость данной вещи в розницу не превышает 2000 рублей.
Актуальный смысл формируется в ходе оценки вещи с точки зрения моды, бренда. Рассматриваемый объект находится в русле современных течений, в частности относится к тренду лакированной кожи.
Сейчас традиционная лакированная кожа заменяется дизайнерами на новые технологичные материалы типа латекса. Этот тренд последних модных веяний сразу стал культовым.
Представленная вещь обладает эффектом мокрого блеска, как у латекса, и содержит в себе ручки из пластика – нетрадиционный материал при изготовлении сумок, но часто и с любовью используемый дизайнерами в текущих тенденциях сезона.
Данная сумка способна сформировать имидж, собственно стиль и может считаться ультрамодной.
Художественно-образный смысл
Нет.

Выводы

Вещь гармонична и наполнена разными смыслами, которые не только не противоречат , но дополняют друг друга.
В процессе исследования выяснилось, что эта вещь была подсознательно наделена автором множеством подтекстов, относящих нас в различные эпохи существования человечества, и наполнена глубочайшим смыслом и энергетикой. Внешняя форма в полной мере соответствует внутреннему содержанию.
Отзыв Я. Дмитриевой на записку Е. Матониной

Заключение


Вещь гармонична и наполнена разными смыслами, которые не только не противоречат , но дополняют друг друга.
В процессе исследования выяснилось, что эта вещь была подсознательно наделена автором множеством подтекстов, относящих нас в различные эпохи существования человечества, и наполнена глубочайшим смыслом и энергетикой. Внешняя форма в полной мере соответствует внутреннему содержанию.
Объект несомненно выдержал аналитику, доказал свою неповторимость, эмоциональность и осмысленность.

Список литературы

  • 1)Быстрова Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. Екатеринбург, Издательство Уральского университета, 2001.
  • 2)Костюм 17-19 века. http://fio.novgorod.ru/projects/
  • 3)www.fashiondetails.ru
  • 4)www.fashiontime.ru
  • 5)http://sigils.ru/symbols/zvetok.html
  • 6)www.jaklin-djon.ru
  • 7)www.gretta.ru
  • 8)www.vintagestory.ru

Причина обращения к теме

 

Данную работу можно предложить

модные журналы, как экскурс в историю

Ключевые фразы работы

история сумок, тренд лакированности

План работы

...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский