Русские счеты XVI века.
Комментарий Т.Ю. Быстровой:
Мне представляется, что этот текст я уже проверяла... Много хорошего и сильного. Нет доказательства принадлежности этих счет к продуктам дизайна. Список литературы не прописан. В онтологическом уровне не хватает анализа тактильных и аудиальных ощущений. Оценка 5-.
работу выполнил: Знаемская Ксения Викторовна 5 СО/ЗО
- Введение
- Первое впечатление
- Рисунок
- Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
- Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
- Основная часть
- Культурологический анализ продукта дизайна
- Смысловая структура продукта дизайна
- Анализ названия или концепта (не обязательная часть)
- Заключение
Введение
Объект анализа
Мое первое впечатление о счетах: удивление и интерес, в детстве я часто наблюдала, как моя любимая бабушка считает на этом громоздком и шумном предмете, а еще мне казалось забавным гонять косточки от края до края деревянной рамы. В первую очередь, тогда я восприняла эту вещь, как большую и интересную игрушку, и о других свойствах данного предмета даже не думала. Став старше, я пыталась научиться считать на счетах, это оказывается не так и просто, как кажется нам со стороны, но так захватывающе, что иногда тот внутренний математический смысл и завораживающий «шаманский» стук костяшек затягивает, и ты перестаешь замечать эту громоздкую раму снаружи, пространство расширяется.
К сожалению, я так до конца и не научилась владеть механизмом подсчета на счетах. Но приятное впечатление и возможность потрещать костяшками сохранились.
Первое впечатление
Мое первое впечатление о счетах: удивление и интерес, в детстве я часто наблюдала, как моя любимая бабушка считает на этом громоздком и шумном предмете, а еще мне казалось забавным гонять косточки от края до края деревянной рамы. В первую очередь, тогда я восприняла эту вещь, как большую и интересную игрушку, и о других свойствах данного предмета даже не думала. Став старше, я пыталась научиться считать на счетах, это оказывается не так и просто, как кажется нам со стороны, но так захватывающе, что иногда тот внутренний математический смысл и завораживающий «шаманский» стук костяшек затягивает, и ты перестаешь замечать эту громоздкую раму снаружи, пространство расширяется.
К сожалению, я так до конца и не научилась владеть механизмом подсчета на счетах. Но приятное впечатление и возможность потрещать костяшками сохранились.
Рисунок
Рисунок 1: счеты))
Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
В поисковой системе google слово "счеты" встречается 496 тыс. раз. "забытые вещи "счеты" 11 400 раз на 10 страницах. всетречаются частые упоминания банковских счетов и таких выражений как "свести счеты с..."
Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
День с костей, день и на кости (игра слов: кость - человек; кости - счеты)
Чехов А.П.: Житейские невзгоды: "Попов встряхнул счеты, мотнул угоревший головой и стал считать снова. Через час он сидел все на том же месте, таращил глаза в залоговую квитанцию и бормотал: 67 коп. Хорошо-с... В сентябре я взношу 5 руб., останется 7% годовых, 1/4% комиссионных..."
Вчера группа чукотских хакеров взломала деревянные счеты...
Преамбула: Для молодых бухгалтеров, которые не видели счеты.
Счеты это такое изделие из дерева и металла (позже счеты делали из
пластика, но это не удачный опыт), конструктивно представляющие собой
деревянную коробку с металлическими прутками, на которые нанизаны
"костяшки", как правило, белого и черного цвета, свободно перемещающиеся
вправо и влево. На счетах можно проводить все четыре (4) арифметических
действия, это был незаменимый инструмент бухгалтеров 19-20 веков.
И так, аргументы:
1. Счеты, в отличие от ПК, позволяют просто делить Дебет и Кредит,
например, белые костяшки – Дебет, черные – Кредит (для альтернативных
бухгалтеров можно наоборот: черные – Дебет, белые – Кредит). Не
рекомендуется использовать разноцветные костяшки, можно запутаться и
получить неверное сальдо.
2. Счеты, в отличие от ПК, не требуют перезагрузки, можно просто
наклонить коробку вправо или влево и костяшки выстроятся рядком и можно
продолжать делать вычисления.
3. При работе на счетах не обязательно знать иностранный язык и
программное обеспечение (ПО), главное чтобы был по крайней мере один
палец и острый глаз (можно тоже один).
4. Результат подсчета на счетах, в отличие от ПК, всегда физически
осязаем, можно руками перещупать костяшки.
5. Сохранение информации на счетах не зависит от стабильности
энергосистемы (Чубайса), пусть погаснет свет и т. п. , костяшки
останутся на месте (если вы их конечно не заденете какой-нибудь частью
тела). Можно работать и при свечах.
6. Стук костяшек умиляет начальство, значит бухгалтерия работает и жизнь
продолжается, а ПК - ничего не слышно и не видно, необходимо заходить в
бухгалтерию и проверять. Сотрудники тоже спокойны, стук костяшек им
приятен, поскольку напоминает о предстоящей зарплате.
7. Счетами, в отличие от ПК, можно легко защититься от преступника,
посягнувшего на кассу, деревянная коробка, с одной стороны,
довольно-таки увесистая, а с другой стороны, легка на подъем и ударив ею
можно обезвредить преступника, а попробуйте это сделать компьютером?
8. Счеты, в отличие от ПК, не излучают вредных лучей, их только нужно
периодически мыть с мылом, поскольку постоянное соприкосновение с
пальцами рук отражается на их внешнем виде.
9. В конце концов, счеты можно использовать в качестве массажера для
разных частей тела, а попробуйте это сделать с помощью ПК?
Культурологический анализ продукта дизайна
Культурологическая "вертикаль"
Долгое время считалось, что русские счеты ведут свое происхождение от китайского суаньпаня, и лишь в начале 50-х годов прошлого столетия ленинградский ученый И.Г. Спасский убедительно показал оригинальное русское происхождение этого счетного прибора.
В 30-е годы XVI века московское правительство, возглавляемое Еленой Глинской, матерью малолетнего Ивана Грозного, провело денежную реформу, объединив московскую и новгородскую денежные системы. Московская деньга, составлявшая в то время 1/200 московского рубля, и ее половина — полушка — стали половиной и четвертью новой основной монетной единицы, которая получила название “копейки”. Благодаря введению копейки рубль стал делиться на 100 основных единиц.
Вероятно, в это время, а может быть, и немного позже какому-то наблюдательному человеку пришла в голову мысль заменить горизонтальные линии “счета костьми” горизонтальными натянутыми веревками, навесив на них, по существу, все те же “кости”. Может быть, идею такого устройства ему подсказали четки, этот древнейший примитивный счетный инструмент, широко распространенный в русском быту XVI века. Недаром великий ученый и путешественник Александр Гумбольдт, обративший внимание на сродство счетов и четок, рассматривал четки как “ритуальную счетную машину”. '"Впрочем, в XVI веке термина “счеты” еще не существовало и прибор именовался “дощаным счетом” - прообраз современных счётов.
Большое влияние на создание дощаного счёта оказала система налогового обложения в России XV—XVII вв. (сошное письмо), при которой, наряду со сложением, вычитанием, умножением и делением целых чисел, надо было производить те же операции и с дробями, поскольку условная единица обложения — соха, делилась на части. Это устройство представляло собой два соединенных ящика, одинаково разделенных по высоте перегородками. В каждом ящике два счетных поля, где натянуты веревки или проволочки. На верхних 10 веревках по 9 косточек (четок), на 11-й—их четыре, и." остальных веревках — по одной.
С переходом к арабским цифрам и отменой сошного письма, счёты утратили в конце XVII в. ряды для дробей, а в начале XVIII в. лишились второго ящика и приобрели свой современный вид. Сохранившийся в счётах один неполный ряд, обычно из четырёх костей, отделяет два ряда для десятых и сотых единицы, а также иногда служит для счёта четвертей и половинок.
Культурологическая "горизонталь"
Название прибора изменилось в XVII столетии. Taк в “Переписной книге домной казны патриарха Никон-1658 г.” среди “рухляди” никонова келейного старца Сергия упомянуты “счоты”, которые, по свидетельств археологов и историков, в XVII столетии уже изготовлялись на продажу. Широкое использование в торговле и учреждениях невиданного на Западе счетного инструмента отмечали в XVII—XVIII столетиях многие иностранцы. Английский капитан Перри, находившийся в России с 1698 по 1712 год и издавший по возвращению на родину книгу “Положение России при нынешнем царе с описанием татар и других народов” (1716 г.), писал: “Для счета они пользуются изобретенным ими особым прибором с нанизанными на проволочные прутья шариками от четок или бусами, которыми они устраивают в ящике или небольшой раме, почти не отличающейся от тех, которыми пользуются у нас женщины, чтобы ставить на них утюги... Передвигая туда и сюда шарики, они справляются с делением и умножением разных сумм...”Ко времени посещения капитаном Перри России счеты уже приняли вид, существующий и поныне. В них осталось лишь одно счетное поле, на спицах которого размещались либо 10, либо 4 косточки (спица с 4 четками — дань “полушке”, денежной единице в 1/4 копейки).
В этом ряду заслуживает упоминания в первую очередь счетный прибор генерал-майора русской армии Ф. М. Свободского, изобретенный им в 1828 году. Этот прибор состоял из нескольких обычных счетных полей, которые использовались для запоминания промежуточных результатов при умножении и делении или других действиях. Автор разработал простые правила сведения арифметических действий к последовательности сложений и вычитании, что вместе с запоминанием нескольких простых вспомогательных таблиц (вроде таблицы умножения) заметно сокращало время вычислений. Комиссии инженерного отделения ученого комитета Главного штаба и Академии наук одобрили способ Ф. М. Свободского и рекомендовали ввести его преподавание в российских университетах. В течение нескольких лет такое преподавание действительно велось в университетах Петербурга, Москвы и Харькова.
Другие интересные модификации русских счетов были предложены А. Н. Больманом (1860 г.) и Ф. В. Езерским (1872 г.). Счетами занимался и известный русский математик академик В. Я. Буняковский, который, будучи еще молодым адъюнктом, входил в 1828 году в комиссию Академии наук, рассматривавшую счетный прибор Ф. М. Свободского. В 1867 году В. Я. Буняковский изобрел “самосчеты”; в основе этого приспособления для многократных сложений и вычитании лежит принцип действия счетов.
Русские счеты широко использовались при начальном обучении арифметике в качестве учебного пособия. Благодаря известному французскому математику Ж. Пон-селе, который познакомился со счетами, будучи военнопленным офицером наполеоновской армии в Саратове, аналогичный прибор появился во французских школах, а затем и в некоторых других странах Европы.
Форма счетов остается неизменной вот уже свыше 250 лет, на протяжении трех столетий было предложено немало модификаций этого элементарного, но полезного прибора.
Очень популярны счеты были в советское время у людей, связанных с экономикой и бухгалтерским учетом. Без данного предмета нельзя было представить рабочее место любого рабочего экономического отдела. Что характерно счеты были у всех похожи, они вообще не различались друг от друга. Это в духе советского времени все одинаково, нет разнообразий, даже костяшки одного цвета. На моем экземпляре до сих пор, сохранилась подпись, чьи это счеты.
Смысловая структура продукта дизайна
онтологический уровень
Основной цвет счет – светло-коричневый:
Светло-коричневый цвет — цвет энергетики Земли. Из монографии Т.Ю. Быстровой коричневый цвет практичен, естественен, серьезен. Коричневый как бы привязывает человека к месту, на котором он стоит, к настоящему, к земле, поэтому его метафорические и символичные значения часто связаны с прагматизмом, здравым смыслом, а также натуральностью, соприродностью. То есть данный цвет изначально настраивает на логические размышления, математические расчеты. Присутствие небольшого количества черного цвета разделяет это внутреннее пространство гармонии и математического смысла. На мой взгляд, вносит немного хаоса, асимметрии ,что «отличает живое от искусственно организованного неживого».
Форма счет – это длинный прямоугольник.
квадрат и четырехугольник – является символом постоянства, безопасности, равновесия, божественного участия в сотворении мира, пропорциональности, ограничения, нравственных устремлений и честных намерений. Квадрат противостоит "динамичным" знакам - кругу, спирали, кресту, треугольнику, являясь наиболее статической из геометрических форм, используемых в качестве символов. Квадрат воспринимается как нечто стабильное, прочное, основательное. Во многих культурах является символом Земли.
В прямоугольной раме заключены костяшки в форме небольших кругов - точек, которые при подсчете каких-либо данных передвигаются по горизонтали. Точка - наша костяшка-это «величайшая краткость», она несет определенный смысл, свою цену, в данном случае единицу счета.
Рама счет выглядит достаточно добротно и тяжеловесно, но тем не менее к ней тянет, с ней хочется контактировать, я считаю, это желание возникает из-за создающейся пустоты внутри рамы, ведь не все пространство счет занято предметами, остаются пустоты, где помещается смысл, тонкий математический смысл. Данная пустота дает жизнь предмету, осмелюсь сказать, что это и есть ее дыхание-жизнь, ведь невидимая пустота в моей вещи, так привлекает меня, она «привносит в предмет возможность раскрытия, трансформации, перемен, делая его более созвучным человеческой жизни». А голос данной вещи это тот ритм, когда мы начинаем перебирать костяшки и их характерный звук, который получается при столкновении друг с другом и с рамой, способны либо успокоить, либо, наоборот, приподнять настроение. Он способен удерживать человека в равновесии. Отвлечь его от повседневной реальности, «это организованное многообразие, вызывающее положительные эмоции. Оно позволяет создавать системы вещей». Ведь, перебирая костяшки, подсчитывая что-то, ты не просто считаешь, ты расшифровываешь смысл математической комбинации, смысл цифры и чего-то свыше.
Счёты, которые я описываю, изготовлены из природного материала (дерево), считаю это не случайным, и форма и цвет задает нам тему Земли, так что считаю органичным и понятным выбор данного материала для изготовления этой вещи. Материя: матовая, непрозрачная, гладкая, холодная на ощупь.
функциональный смысл
Функциональный смысл является столь же значимым для оценки вещи в системе дизайна, как и онтологический, ведь вещь всегда должна отвечать на определенную потребность человека.
В своё время эта вещь была незаменима, удобна, многофункциональна. Но сейчас счетами практически никто не пользуется, или делают это по привычке, к тому же считать на счетах, если задача состоит просто решить математическое уравнение, не удобно. Есть современная техника, на которой можно на много быстрее выполнить этот подсчет, без сложностей. Ведь тут считает и «думает» машина. Конечно, у кого данная вещь, хранится дома, например как у мня, не рискнет ее выкинуть, только из-за причины неактуальности, кто-то хранит ее «про запас» так скажем на всякий случай, кто-то в память о своих близких.
Знаковый смысл
Знаковый смысл вещи связан, с ее способностью показать принадлежность владельца к социальному слою. В советское время наличие счет у человека говорило, о том, что этот человек работает в сфере торговли или в бухгалтерии. Сейчас возможно, наличие счетов в доме может говорить о том, что в данной семье были или есть бухгалтеры, продавцы, экономисты. Может кто-то принес их домой, так как им привычней вести свои подсчеты на счетах, нежели при помощи современной техники-такого рода консерваторы.
Аксиологический смысл
Из монографии Т.Ю. Быстровой аксиологический смысл - духовно-ценностный смысл, который несет информацию о нравственно- этических нормах, представлениях о богатстве или чести, личных религиозных пристрастиях. Он близок к знаковому, но более субъективен, индивидуализирован.
Анализируемые мною счёты являются достаточно простой, функциональной и в чем-то даже грубой вещью. Их обладателю они явно необходимы, просто так счёты не держат. Они не диктуют стиль жизни, они не являются модным аксессуаром. Они либо есть, либо их нет. Самое главное в них - их функционал.
По счетам нельзя определить о религиозных, о нравственно-этических предпочтениях хозяина. Думаю, что обладатель такой вещи-человек умеющий считать свои деньги, планировать и жить согласно своему достатку. А еще, доверяющий себе, а не технике, можно даже сказать не зависимый от техники, мыслящий сам.
Культурно-исторический смысл
Культурно-символический смысл
Культурно-символический смысл раскрывает и уточняет рассмотренный выше. Вещь во всех своих проявлениях является пересечением всеобщего и единичного. В данном случае всеобщим будет наличие в элементах вещи того или иного известного культурного символа.
Рассмотрим символику в анализируемых мною счётах. Во-первых, это прямоугольная рама. С этой геометрической фигурой связываются такие характеристики, как рациональность, устойчивость, удобство. Думаю, изначально прямоугольная рама была выбрана не случайно, ведь рациональность, как ни как лучше характеризует процесс арифметических вычислений. Рама деревянная, а дерево, как известно, является символом добра и доверия, что очень кстати при взаимодействии продавца и покупателя. Так же, хотелось бы отметить символическую роль «костяшек», они так же сделаны из дерева, но изначально в них вкладывался совершенно иной смысл: костяшка→кость→камень. Кость в значении камень, как что-то нетленное, неподвластное времени. А камень, в свою очередь, символизирует стабильность, постоянство, прочность. Все смыслы достаточно хорошо характеризуют назначение такой вещи, как счёты.
Если рассматривать счёты, как некий неформализованный символ, то, на мой взгляд, они будут символизировать педантичность, пунктуальность, точность, серьёзность, рациональность.
Личностно-ассоциативный смысл
Считаю, что форма и материал, из которого изготовлены счеты выбран не случайно. Все гармонично прочитывается, логично, как мы убедились выше. Смыслы рождаются в ходе освоения, использования, обживания вещи и связаны с очень конкретными ассоциациями и переживаниями. У каждого человека это будут свои личные. У меня это: бабушка, магазин, продавец.
Для меня счеты это часть быта моей бабушки, возможно, поэтому у меня двоякое отношение к данной вещи, ведь она такая милая сердцу сегодня, ушедшая в сундук истории.
Актуальный смысл
Счёты стали утрачивать свою актуальность приблизительно с 70-х годов XX века, с ними успешно начали конкурировать электронные калькуляторы, и вытеснили вовсе. На данный момент сложно представить человека, пользующегося счётами по их прямому назначению, хотя...
В моде счеты пока не используются, но зная цикличность моды, уверена, что скоро счеты будут использовать как элемент имиджа, как показатель стабильности, точности, доверия, статусности, приверженности старым добрым традициям, стойкости, независимости от техники и обстоятельств.
Художественно-образный смысл
Я считаю, что говорить о художественно-образном смысле счётов, бессмысленно, так как современный вариант почти не отличается от первообраза.
Выводы
Первоначальное впечатление оказалось верным, но в процессе исследования оно дополнилось скрытыми смыслами, и вещь приобрела более отчётливый характер.
В процессе исследования стало ясно, что создатель не случайно использовал в производстве счёт данные материалы и выбрал эту форму как внешнюю, так и содержания.
Проведя анализ, я пришла к выводу, что эта идеальная форма для данного устройства. Видимо, поэтому она остается неизменной вот уже несколько столетий.
Заключение
Первоначальное впечатление оказалось верным, но в процессе исследования оно дополнилось скрытыми смыслами, и вещь приобрела более отчётливый характер.
В процессе исследования стало ясно, что создатель не случайно использовал в производстве счёт данные материалы и выбрал эту форму как внешнюю, так и содержания.
Проведя анализ, я пришла к выводу, что эта идеальная форма для данного устройства. Видимо, поэтому она остается неизменной вот уже несколько столетий.
Список литературы
- 1. Быстрова Т. Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. Екатеринбург, Издательство Уральского универститета. 2001
- 2.http://works.tarefer.ru/50/100188/index.html
- 3.http://www.intuit.ru/department/itmngt/itmangt/2/3.html
- 4.http://www.bashedu.ru/konkurs/tarhov/russian/abak_1.htm
- 5.ru.wikipedia.org/wiki/счёты
Причина обращения к теме
Данную работу можно предложить
Я считаю,что данной работой заинтересуются люди, любящие "вещи из сундука", то есть забытые, но не потерявшие смысл.
Можно использовать работу для учебных целей, расширяющий кругозор.
Возможно выложить на профессиональных форумах, вроде экономических, чтобы представители экономических профессий могли ознокомится с информацией, пообсуждать ее, считаю это будет интересно им.
Ключевые фразы работы
русские счеты, забытые вещи, математический смсл в счетах.
План работы
- Введение
- Первое впечатление
- Рисунок
- Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
- Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
- Основная часть
- Культурологический анализ продукта дизайна
- Смысловая структура продукта дизайна
- Анализ названия или концепта (не обязательная часть)
- Заключение
но не вещь.
Иосиф Бродский