Курительная трубка фирмы «Vauen», образец 2004г.
Комментарий Т.Ю. Быстровой:
Вещь замечательная, но именно ее конкретной дизайнерской проработке вы уделяете недостаточное внимание, например, пишете в "вертикали" о технологии инкрустации как таковой, но об использовании металла, который есть в вашем случае. Второе - отсутствие связи с образом маскулинности, мужественности, т.е. с возможным владельцем и культурным контекстом. Оценка 4.
работу выполнил: Зайцева Татьяна Сергеевна 4Р З/О
- Введение
- Первое впечатление
- Рисунок
- Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
- Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
- Основная часть
- Культурологический анализ продукта дизайна
- Смысловая структура продукта дизайна
- Анализ названия или концепта (не обязательная часть)
- Заключение
Введение
Объект анализа
Увиденная один раз, трубка сразу надолго приковала к себе мое внимание. Казалось бы, на первый взгляд, совершенно обычная форма заставляла вглядываться в свои очертания снова и снова. Необычное сочетание легкой ассиметрии чаши с потрясающей красоты лекальными изгибами мундштука, грубой, словно обработанной самим временем, фактуры дерева и блеском хромированной стали, переходящей в матово-черное отполированное дерево. Это был не просто инструмент для вдыхания дыма, а настоящее, маленькое произведение искусства, которым хочется любоваться снова и снова. Именно то, что мне было нужно.
Первое впечатление
Увиденная один раз, трубка сразу надолго приковала к себе мое внимание. Казалось бы, на первый взгляд, совершенно обычная форма заставляла вглядываться в свои очертания снова и снова. Необычное сочетание легкой ассиметрии чаши с потрясающей красоты лекальными изгибами мундштука, грубой, словно обработанной самим временем, фактуры дерева и блеском хромированной стали, переходящей в матово-черное отполированное дерево. Это был не просто инструмент для вдыхания дыма, а настоящее, маленькое произведение искусства, которым хочется любоваться снова и снова. Именно то, что мне было нужно.
Рисунок
Рисунок 1: Курительная трубка фирмы «Vauen»
Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
В поисковой системе Yandex словосочетание «трубка фирмы «Vauen», встречается на 1227 страницах. Запросов от пользователей за месяц – 137. Чаще всего сопровождается такими характеристиками, как «знаменитый», «прекрасный», «элегантный», «высококачественный». По своему содержанию сайты представляют собой интернет - магазины, специализированные сайты, электронные журналы и форумы, посвященные теме табакокурения.
Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
У Сталина пропала трубка. Он вызывает Берию и требует разобраться. Берия приходит через два часа и рапортует: «Пойманы 300 человек, 290 сознались, что они украли вашу трубку в целях шпионажа». - «Да? Странно, а я ее уже нашел», - удивляется Сталин. (Анекдот).
«Я посмотрю на твою трубку и скажу, кто ты» (Пословица XIX вв).
Вам приснилась курительная трубка, - в ближайшее время у вас все будет в порядке.
Вам приснилось, что вы курите трубку - вскоре вас может навестить ваш старый друг и все ваши прошлые разногласия решатся самым мирным образом.
Вам приснилось, что вы купили или вам подарили трубку, - в ближайшее время ваш дом посетит незваный гость, который принесет вам радостное известие. ( из народных толкований снов).
Трубка пуста, и прах остыл...
Так наши жалкие свершенья
Не донести нам до могил.
(Ю. Фридман)
Культурологический анализ продукта дизайна
Культурологическая "вертикаль"
В качестве самых первых приспособлений для курения, прообразов курительных трубок, были использованы обработанные пустотелые стебли тростника и высверленные кости или полые рога животных, однако «первоисточником», первообразом трубки, пожалуй можно назвать ритуальные очаги – еще две тысячи лет назад дымом конопли, поднимающимся над костром (круглое, обложенное камнями костровище как образ «чаши» трубки), через предметы, напоминающие современные мундштуки, затягивались победители Кира и Массагеты (древний Иран). При раскопках в Южной Америке, археологами были обнаружены трубки, датируемые еще «доколумбовой» эпохой, сделанные из выточенных минералов стеатита или катлинита и украшенные резьбой или изображениями голов птиц, зверей и рептилий. Еще одним любопытным прообразом современной курительной трубки можно считать изобретение жителей штата Миссури, представляющее собой высушенный кукурузный початок, обработанный гипсом и отполированный.
Культурологическая "горизонталь"
Безусловно, самое первое использование трубки являлось частью религиозных ритуалов - в древних цивилизациях Америки считалось, например, что вдыхание табачного дыма помогает общаться с богами. На фреске храма Майя, построенного в 5 веке н.э., изображен жрец, выдувающий густой дым через трубочку, похожую на длинный мундштук, а Франциско Лопес де Комара, капеллан экспедиции Кортеса, писал о повсеместном обычае ацтеков следующее: «даже те из них, кто попадал в плен, шли на свидание с вечностью с трубкой в зубах, как под наркозом…». Для индейцев трубка представляла собой поистине мистический предмет, который использовался как в религиозных обрядах, так и в политических, военных и других церемониальных действах.
Так, самой знаменитой трубкой североамериканских индейцев стала обрядовая «калюмет», известная как «трубка мира» , которую было необходимо выкуривать при ритуале заключения перемирия с врагом. Краснокожие жители Америки очень ценили свои курительные приборы. Одарить кого-то трубкой означало связать себя узами дружбы, побрататься. Эта вещь позволяла скоротать время, помечтать на лоне природы, забыть о повседневных проблемах. Для многих аборигенов она стала тем, чем для «бледнолицых» были часы – количеством выкуренных трубок измеряли время. Одного индейца спросили, как долго он охотился, и тот ответил: «Я гнал зверя столько времени, сколько нужно, чтобы выкурить одну трубку».
Родоначальником идеи курения трубки, как источника удовольствия, разумеется, принято считать Колумба, тем не менее курение для собственного удовольствия было распространено и у его «изобретателей» - например испанский историк Бартоломе Лас Касас писал: «Туземцы ходили туда-сюда с блаженными лицами и тлеющими головешками в руках и вдыхали дым».Однако неоспоримым является и факт, что после открытия Америки экспедицией Колумба в октябре 1492 года трубкокурение распространилось по всей Европе, приобретя множество страстных поклонники среди знати и аристократов. Сам король Пруссии Фредерик I (нач. 18 века) устраивал при германском дворе курительные торжества, а его сын, Фредерик-Вильям I, даже основал так называемую "Табак-коллегию", на заседаниях которой сочетались такие разные, казалось бы, вещи, как рассуждения о государственных делах, светская беседа и непринужденное застолье, сопровождающееся курением трубок. Из российских царственных любителей табака в первую очередь вспоминается, конечно, Петр I.
Пропорции, материалы и варианты инкрустации трубок, известные истории поражают своим многообразием: археологи находили эти изделия, изготовленные из обожженной глины, высеченные из камня, отлитые из чугуна и бронзы. Каждое племя или народ имело трубки своей формы и по-своему украшало их. Индейцы Сиу, например, инкрустировали их свинцом, другие племена вырезали из известняка, дерева и кости. Иногда индейцами использовались изделия с двумя мундштуками. Они имели одну головку, от которой в стороны расходились дымовые каналы. Скорее всего, такие трубки курили парами. Долгое время законодателем «моды» был «калюмет» (трубка мира), описание которой в 1673 году первым дал путешествующий по Миссисипи миссионер.Он и дал этой трубке название, в переводе с латинского (calamus) или французского (chalumeau) означающее «тростинка, палка, трубка». Чубук калюмета был длиной 120-150 см, его украшали орлиными перьями, цветными ленточками и кусочками буйволиной кожи. Сами Сиу, так объяснял значение украшений на трубке. «Четыре ленточки символизируют четыре стороны света. Черная – Запад, страна духов, бурь и молний, которая посылает нам дождь. Белая – Север, откуда приходят великие ветры, очищающие земли. Красная – Восток, где живет одаряющая людей мудростью утренняя звезда. Желтая – Юг, который приводит на землю лето и вызывает созревание людей, животных и растений. Эти четыре стороны мира объединяет один Великий Дух». Моряки из экспедиции Христофора Колумба, после высадки на берегах современной Кубы, обнаружили трубки, у которых чубук имел форму в виде буквы «Y». Этот раздвоенный мундштук курильщик вставлял в нос и затягивался. Также, в свое время, были распространены трубки разных форм, для мужчин и женщин. Мужские имели форму перевернутой буквы «Т» (на длинном чубуке примерно посередине находилась головка), женщины могли курить трубки, напоминающие современные, в виде буквы «L».
В конце 16 - начале 17 века в связи с возрастающим потреблением табака в Европе спрос на трубки был очень велик. Тогда же возникли первые трубочные мануфактуры - сначала в Англии (1575 г., Бросели), а затем в Голландии - здесь с 1617 г. центром трубочного производства стал город Гуда (Гоуда) близ реки Ийсель, в местности, богатой высококачественной глиной. Глиняные трубки делаются в Гуде и в наши дни.
В то же время в Англии существовало около 4000 изготовителей глиняных трубок. Позднее трубки здесь прочно вошли в армейский быт, следовательно появилась потребность в менее хрупком, чем глина, материале и появились металлические трубки, называемые еще "мушкетерскими": офицеры французской армии курили серебряные трубки, чашки которых были снабжены теплоизолирующим покрытием. С середины 18 века в моду вошли фарфоровые трубки. Для изготовления трубок было испробовано много материалов - древесина бука, дикой вишни, вяза, грецкого ореха и других твердых пород; слоновая кость, венецианское стекло, пенка и даже мрамор. Первые трубки из бриара - ныне самого популярного материала - появились в первой половине 19 века на юге Франции. Бриар хорош как материал для трубок тем, что при зрелом "возрасте" древесины - не менее 30 лет - он жаропрочен, тверд, долговечен и стоек к воздействию табака, поддаваясь при этом обработке. К тому же текстура бриара очень красива.
Одно время в США делали курительные трубки из пиролита - очень прочного и долговечного материала, состоящего почти полностью из углерода и получаемого в вакууме при очень высокой температуре. Практичные пиролитовые трубки можно окрашивать в яркие цвета, но все же настоящим ценителям трубок этот материал кажется несколько "неживым", и они предпочитают старый добрый бриар.
Как видно из вышесказанного, история трубки насчитывает огромное количество видов и вариаций, но вот что интересно: и сигары, и курительные трубки практически не изменились с того момента, как цивилизованное человечество впервые познакомилось с ними. Они приобрели изысканный внешний вид, табак для них научились выращивать и обрабатывать так, что он действительно приобрел удивительные аромат и вкус. Но форма их, за редким исключением, осталась неизменной.
Смысловая структура продукта дизайна
1) Бытийный смысл:
Саму трубку условно можно разделить на две составляющие - чашу и чубук (мундштук), каждая из которых имеет собственную форму, цвет и фактуру передающие смысл вещи, объединенные, тем не менее, в одно неразрывное органично сочлененное целое.
Чаша (Форма) – округлая, плавная, композиционно объединяющая овал, символизирующий целостность и движение, и круг, подразумевающий завершенность, совершенство, призванный объединять и сохранять свое внутреннее содержание.
Чубук (Форма) – плавная и динамичная, родственная волне или завиткам дыма, призванная направлять, придать или передать гармонию движения.
Итог органичного объединения форм – симбиоз , казалось бы, противоположных смыслов, неразрывная композиционная целостность, призванная одновременно сохранять и отдавать.
Чаша (Цвет) – красно коричневый, теплый, почти горячий, но не обжигающий. Одновременно тонизирующий и умиротворяющий. Цвет родственный огню. Цвет уверенности и самоутверждения, динамики и деятельности.
Чубук (Цвет) – черный, изысканный и утонченный, богатый и, в то же время, аскетичный, и белый хром, легкий и современный, цвет новизны и роскоши, света и холода.
Чаша (Фактура) – богатая, неровная, разнородная, от легких неровностей до мелкой «шагрени», она оперирует ассоциациями с идеалом природных, нерукотворных форм, она словно сама просится в ладонь, обещая незабываемые тактильные ощущения.
Чубук (Фактура) – идеально гладкая, сдержанная и аскетичная, как образец функциональности и динамики.
Результат столь необычного сочетания противоположных форм, цветов и фактур в единой форме великолепно передает ее смысл. Это сочетание природного и рукотворного. Сочетание уверенности и силы, внутреннего спокойствия и деятельности. Сочетание стремления и достижения цели, «укрощенного огня».
2) Функциональный смысл:
Утилитарные функции трубки, помимо обеспечения самой возможности вдыхания дыма, просты и в то же время довольно многогранны – поддержание горения (тления) табака в течение длительного времени, защита рук от жара, сохранение вкусовых качеств табака, не говоря уже о приятных тактильных ощущениях, которые неспособна предоставить обычная сигарета. Именно поэтому эстетическая функция (ее привлекательность) данной вещи основывается не только на безупречных форма и пропорция, вкупе с органичным сочетанием цветов и фактур, но и на их эмоциональном и ассоциативном соответствии своему функциональному назначению: массивная и фактурная чаша говорит о надежной защите ладони, обещает удобство и эстетическое удовольствие от созерцания тлеющих угольков в круглом «жерле» благородных красно-охристых оттенков, гладкий, идеально изогнутый чубук – надежность и несравненные, ничем не замутненные, вкусовые ощущения, а искорка хромированной стали, словно надежный мост, связывает все это в единое целое.
3) Знаковый смысл:
Безусловно, знаковый смысл вещи связан не только с демонстрацией принадлежности обладателя к какому либо социальному кругу или сообществу, но и с ее способностью рассказать о внутреннем мире владельца, его мировоззрении и чертах характера. В этой трубке буквально все говорит о ее владельце как о человеке с устоявшемся мировоззрением , уверенного и деятельного, знающего толк не только в работе но и в хорошем отдыхе и умеющего насладиться им сполна.
4) Ассоциативный смысл:
В образе этой вещи, кажется, тесно переплелись темы бионики и рукотворных мотивов, эпоха доколумбовых времен, с ее потрясающей эстетикой простых, чуть грубоватых предметов быта и искусства, и современный мир высоких технологий и идеальных форм.
Эта трубка – словно инь и янь, символ объединения эпох, культурных ценностей, мистики и науки, маленькое хранилище знаний и удовольствий.
5) Духовно-ценностный смысл:
Духовный смысл вещи есть, в первую очередь, ее способность демонстрировать окружающим и подчеркивать характер, особенности глубоко личностных мировоззрений своего обладателя. В данном случае - обладателя богатого духовного мира, почитателя традиций и культурного наследия, проявляющего деятельный интерес ко всему на свете, но имеющему твердые жизненные позиции.
6) Культурно-исторический Культурно-символический смыслы:
На протяжении многих веков и поколений трубка – необходимый символ бесчисленного множества больших и маленьких исторических событий (взять хотя бы «трубку мира» индейцев Сиу), религиозных обрядов и научных открытий, незаменимый атрибут деятелей политики и искусства. Трубка, как образ или символ, встречается во множестве произведений поэзии, литературы и живописи ( например в работах Ван Гога («Стул с трубкой»), Габриеля Метсу, Питера Клаеца), причем не только как символ веселья или отдыха и неги, но и как символ или аллегория духовных переживаний, религиозных и социальных мотивов.
7) Актуальный смысл:
Данная трубка, впрочем, наверное, как и остальные ее «собратья», является, безусловно, вещью знаковой и, пожалуй, даже культовой. Однако в данном случае вряд ли можно говорить об актуальности, либо каких бы то ни было модных тенденциях. Хотя данный предмет вполне способен подчеркнуть индивидуальный имидж его владельца, придать ему определенный шарм и даже загадочность. К тому же знаковый образ, внешний вид этой трубки, словно объединивший в себе несколько эпох, как бы вырывает ее из контекста времени, ставя ее вне модных тенденций и течений, превращая в своеобразный артефакт, «вещь на все времена».
8) Художественно-образный смысл:
В современном искусстве трубка приобрела поистине символическое значение, став непременным атрибутом людей или литературных персонажей наделенных нетривиальным характером, эрудитов и интеллектуалов, личностей с закаленным характером и устоявшимся мировоззрением. Достаточно вспомнить того-же Шерлока Хомса, знаменитого персонажа , образ которого совершенно не мыслим без трубки. А компания «Vauen», о шедевре которой идет речь, по заказу создателей культовой экранизации книги «Властелин колец», известных своим вниманием к мелочам, разработала серию трубок наиболее известных толкиеновских героев. Все четыре трубки, по форме являющиеся чурчварденами, сначала были использованы в фильме, а затем – выпущены лимитированной серией.
Выводы
Форма, пропорции и декорирование трубки великолепно передает ее смысл и назначение, а кажущаяся сложность лишь превращает обыкновенный предмет для курения в источник созерцательного наслаждения, постепенно открывая своему владельцу, одну за другой, свои эстетическую притягательность и совершенство.
Заключение
Мое первое впечатление от вещи оказалось практически полностью схожим с результатами проведенного анализа, позволившему, тем не менее, взглянуть на этот предмет более непредвзято.
Список литературы
- 1) Журнал «Cigar Clan». г. Москва., Издательский дом «Арк Медиа». (электронная версия http://www.cigarclan.ru).
- 2) www.smokepipe.ru
- 3) www.tabak4you.ru
- 4) www.fortunacigars.com.ua
- 5) Елена Мельникова-Григорьева «Семантическая аура курительной трубки в визуальном фольклоре» (статья).
Причина обращения к теме
Мой отец курит трубку, и совсем скоро его день рождения. Подыскивая подарок – новый экземпляр в его коллекцию всевозможных трубок и мундштуков, среди огромного выбора и разнообразия мое внимание привлекла именно эта…
Данную работу можно предложить
В первую очередь специализированным изданиям и журналам, специализирующимся на теме тобакокурения, а также (фрагментарно) в качестве наполнения информационных рекламных блоков по соответствующей продукции. Возможно размещение на некоммерческих сайтах и форумах, посвященных данной тематике.
Ключевые фразы работы
История трубки, «Vauen», чубук (мундштук), курение, культовый, знаковый, «трубка мира», обряд (ы), бриар…
План работы
- Введение
- Первое впечатление
- Рисунок
- Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
- Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
- Основная часть
- Культурологический анализ продукта дизайна
- Смысловая структура продукта дизайна
- Анализ названия или концепта (не обязательная часть)
- Заключение
но не вещь.
Иосиф Бродский