Круглая оранжевая пуговица с двумя отверстиями
Комментарий Т.Ю. Быстровой:
Неплохой, заинтересованный текст. Не хватает: 1. начало производства пуговиц из пластмассы, 2. потребитель, 3. путаница с функциональным смыслом, 4. год производства и отсюда связь с модными тенденциями. Оценка 5-
работу выполнил: Сковородникова Марина Владимировна 5курс з\о СО
- Введение
- Первое впечатление
- Рисунок
- Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
- Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
- Основная часть
- Культурологический анализ продукта дизайна
- Смысловая структура продукта дизайна
- Анализ названия или концепта (не обязательная часть)
- Заключение
Введение
Объект анализа
О пуговице как о вещи, говорят и пишут не часто, вероятно, это связано с тем, что мы привыкли видеть лишь основу, к которой пуговица прилагается, т.е. одежду или элемент декора. Но, нельзя не сказать, что пуговица и сама по себе может привлекать внимание. Первое впечатление – обычная застежка, предназначенная для скрепления частей одежды, но на этом функции пуговицы не заканчиваются, сделанная из драгоценных металлов, камней и других особых материалов, пуговица служит украшением, талисманом и даже опознавательным знаком.
Примером для данной аналитической записки послужила обычная круглая пуговица с двумя отверстиями, ее форма безупречна, т.к. в ней нет ничего лишнего, она функциональна и проста в использовании.
Радость! Я чуствую радость, глядя на неё, она такая оранжевая, кажется совсем сладкая, как леденец, и совершенно круглая - завершенная.
Первое впечатление
О пуговице как о вещи, говорят и пишут не часто, вероятно, это связано с тем, что мы привыкли видеть лишь основу, к которой пуговица прилагается, т.е. одежду или элемент декора. Но, нельзя не сказать, что пуговица и сама по себе может привлекать внимание. Первое впечатление – обычная застежка, предназначенная для скрепления частей одежды, но на этом функции пуговицы не заканчиваются, сделанная из драгоценных металлов, камней и других особых материалов, пуговица служит украшением, талисманом и даже опознавательным знаком.
Примером для данной аналитической записки послужила обычная круглая пуговица с двумя отверстиями, ее форма безупречна, т.к. в ней нет ничего лишнего, она функциональна и проста в использовании.
Радость! Я чуствую радость, глядя на неё, она такая оранжевая, кажется совсем сладкая, как леденец, и совершенно круглая - завершенная.
Рисунок
Рисунок 1: Пуговица. Круглая, оранжевая, с двумя отверстиями.
Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
В поисковой системе google слово "пуговица" встречается на 897 тыс. страниц. "Оранжевая пуговица" встречается 12600 стр., "Круглая пуговица" 32600 стр, "пуговица декоративная" 29500 стр.
Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
Пуговички золочёные, а три дня не евши.
Умная умница — что светлая пуговица.
Пуговицы не литы, петли не виты, ничего не сделано.
На чужой рот не пуговицу нашить.
С солдата не пуговку сорвёшь.
Стой, батальон: пуговку нашёл! Марш, марш — без ушка!
Из словаря Владимира Даля.
Российский турист в Африке. Вышел погулять на берег залива. И вдруг видит: крокодил дремлет. Подходит ближе.
Турист. Ну, чаво ты развалился?
Бросок, щелчок челюстями, и одним невозвращенцем стало больше. Крокодил выплюнул пуговицы.
Крокодил. Чаво, чаво? Живу я тут!
У солдата выходной пуговицы в ряд
Ярче солнечного дня золотом горят
Часовые на посту в городе весна
Проводи нас до ворот
Товарищ старшина товарищ старшина
Идет солдат по городу по незнакомой улице
И от улыбок девичьих вся улица светла
Не обижайтесь девушки но для солдата главное
Чтобы его далекая любимая ждала
А солдат попьет кваску купит эскимо
Никуда не торопясь выйдет из кино
Карусель его помчит музыкой звеня
И в запасе у него
Останется полдня останется полдня
Идет солдат по городу по незнакомой улице
И от улыбок девичьих вся улица светла
Не обижайтесь девушки но для солдата главное
Чтобы его далекая любимая ждала
Где любимая живет липы шелестят
И садится в карусель не ее солдат
Но другие ни к чему все до одного
Если только верно ждешь
Солдата своего солдата своего
Идет солдат по городу по незнакомой улице
И от улыбок девичьих вся улица светла
Не обижайтесь девушки но для солдата главное
Чтобы его далекая любимая ждала
Идет солдат по городу по незнакомой улице
И от улыбок девичьих вся улица светла
Не обижайтесь девушки но для солдата главное
Чтобы его далекая любимая ждала
Культурологический анализ продукта дизайна
Культурологическая "вертикаль"
Культурологическая вертикаль. Поиск «первообраза»
Доисторические люди скрепляли на себе одежды из звериных шкур при помощи кусочков дерева или кости. Позже на свет появились булавки, пряжки, крючки и пуговицы. Уже в IV-III тысячелетиях до н.э. наши предки, проживавшие на территории нынешней Московской области, носили янтарные пуговицы в виде диска с двумя отверстиями. Золотые пуговицы были среди сокровищ, раскопанных в Малой Азии Генрихом Шлиманом, а, как известно, его находки значительно старше гомеровской Трои.
В период раннего Средневековья пуговицы использовались мало, платье держалось в основном на шнуровке и крючках. Реформа костюма в XIII в. – изобретение кроя, позволившего носить одежду обтягивающую, словно вторая кожа, – привела к массовому использованию пуговиц. В Париже возникают союзы ремесленников – цехи, объединившие пуговичников, работавших с определенным материалом: металлом, костью, стеклом. Производство пуговиц вскоре становится весомой частью европейской экономики, и это неудивительно, если учесть, что мужской костюм того времени от подбородка до талии и от локтя до кисти застегивался на часто посаженные пуговицы числом иногда больше сотни. Их делали из золота, серебра, меди и украшали вставками из драгоценных камней. Роскошные дорогие пуговицы свидетельствовали о богатстве и высоком положении владельца. До середины XIX в. Они являлись преимущественно атрибутом мужского костюма, женщинам же по-прежнему служили шнуровка и крючки, а пуговицы использовались лишь изредка, в основном как украшение.
Культурологическая "горизонталь"
В пуговичном деле применяются всё новые и новые технологии. На XX столетие приходится пик производства декоративных пуговиц. Возрождаются пуговицы из эмали и фарфора, столь любимые модниками XVIII в. С появлением домашних швейных машин и выкроек модных фасонов в дамских журналах женщины могли сами шить себе наряды, на что также отреагировала галантерейная промышленность. Фабрики производили огромное количество разнообразных пуговиц по низким ценам. Революцией в истории промышленного изготовления пуговиц стало применение пластмасс, которые менее чем за столетие вытеснили практически все остальные материалы.
После Второй мировой войны сырья для производства пуговиц катастрофически не хватало, поэтому в дело шёл любой подручный материал. Позднее, стали популярны пуговицы из цветного стекла, они успешно конкурировали с пластмассовыми. И только с повсеместным распространением бытовых стиральных машин, портящих и ломающих хрупкое стекло, от них пришлось отказаться.
В последние десятилетия пуговица постепенно сходит со сцены. При современном ритме жизни людям некогда тратить драгоценные минуты на застёгивание и расстегивание одежды: все больше используются трикотаж, застёжки-молнии и всевозможные липучки. Пуговичная индустрия старается идти в ногу со временем: внедряются компьютерные технологии, для нанесения рисунка используется лазерный луч, но ясно, что в скором будущем человечество изобретет более эффективный способ соединения деталей одежды. А пуговицы сохранятся лишь как красивая декорация или как экспонаты коллекций.
Смысловая структура продукта дизайна
Смысловая структура вещи
4.1. Онтологический уровень
Говоря об онтологическом уровне, мы имеем ввиду эмоционально-чувственное восприятие вещи. «Рука и глаз имеют решающее значение для выявления предсмысла, неслучайно эстетические переживания и оценки вырастают из данных именно этих органов чувств». Если оценивать пуговицу в этом смысле, то для нас важно, какую форму и цвет она имеет, а также, материал из которого пуговица сделана.
И так, рассматриваемая пуговица имеет круглую форму, которая воспринимается положительно, обозревая её, глаз совершает круговое движение, движение по окружности. Определяя границы освоенного, рука прочерчивает все ту же окружность. Круг воспринимается как целостное и единое.
Цвет важнее формы или первичнее в акте восприятия, цвет влияет на состояние, настроение, мотивацию человека. В нашем случае пуговица оранжевая и полупрозрачная, что придаёт ей некую энергичность, открытость. Полупрозрачность обладает тем же эффектом, что незавершенные формы. Поэтому, рассматриваемая пуговица не сковывает наше воображение.
4.2. Функциональное значение
Функциональный смысл является столь же значимым для оценки вещи в системе дизайна, как и онтологический. Вещь всегда есть ответ на определенную потребность человека.
Можно выделить четыре основных функции пуговицы:
1) утилитарная (застежка);
2) декоративная (украшение). Долгое время пуговица служила декоративным украшением. Пуговицы изготовлялись из драгоценных металлов, кораллов, янтаря, жемчуга. Форма, размер, украшение пуговиц и их количество на одежде говорило о богатстве человека и его социальном положении;
3) магическая (оберег или талисман). Словарь Владимира Даля сообщает, что «Пуговица – это пугалка». Пуговица была видом амулета, должна была отпугивать враждебные силы. В полые пуговицы помещали дробину, кусочек олова или камешек, издававшие при движении приглушенный звук, напоминающий звук бубенца. Пуговица была оберегом. Такие пуговицы пришивались к одежде без петли, не пристёгивались, и не имели утилитарной функции;
4) информативная (опознавательный знак). Информативная функция появилась достаточно поздно. Пуговица используется, как знак принадлежности к определенной группе, профессии, роду войск и т.д. (служебные мундиры, ливреи и т.п.)
4.3. Культурно-исторический смысл
Предполагает представление, с одной стороны, об исторических корнях, истоках вещи, с другой стороны, её исторической ценности в связи с какими-либо событиями.
Пуговица – давняя и неизменная часть истории костюма. Было время, когда пуговица стоила дороже, чем сама одежда, и предоставляла собой высокохудожественное ювелирное изделие. Количество, форма пуговиц, имевшиеся на них узоры и знаки, камни и жемчуг могли поведать о положении, заслугах, родовитости, близости к власти предержащим их владельца, о возможностях человека в коммерческих делах… Всё это в своё время свободно расшифровывалось, читалось.
Пуговицы – это немые свидетели важнейших событий далёкого прошлого. Они отражают уровень и особенности культуры прошедших эпох, демонстрируют творческую самобытность и одарённость наших предков.
4.4. Культурно-символический смысл
Форма пуговицы – круг. Этот символ корнями уходят в глубочайшую древность.
Круг – ранний символ единства и бесконечности, знак абсолюта и совершенства. Движение по кругу означает возвращение к самому себе. Символический прообраз круга у славян и других народов – солнечный диск.
4.5. Актуальный смысл
Актуальный смысл формируется в ходе оценки вещи с точки зрения моды, как в положительном, так и в отрицательном смысле.
В последнее время дизайнеры всё чаще используют пуговицы исключительно в качестве декора. Например, сумка полностью украшенная пуговицами или пальто с огромной яркой пуговицей на воротнике. Пуговичная индустрия старается идти в ногу со временем.
4.6. Знаковый смысл
Пуговица используется, как знак принадлежности к определенной группе, профессии, роду войск и т.д. (служебные мундиры, ливреи и т.п.)
В XV – XVII веках пуговицы, носимые многими состоятельными людьми, были своеобразной «визитной карточкой» владельца и говорили окружающим не только о его богатстве и о веяниях моды. Количество, форма пуговиц, имевшиеся на них узоры и знаки, камни и жемчуг могли поведать о положении, заслугах, родовитости, близости к власти предержащим их владельца, о возможностях человека в коммерческих делах… Всё это в своё время свободно расшифровывалось, читалось.
4.7. Духовно-ценностный смысл
Рассматривая пуговицу с точки зрения аксиологического смысла, можно сказать, что каждый человек индивидуален и с помощью застежек (пуговиц) мы можем понять к какой группе или профессии относится человек. Например, пуговицы на мундире:
– Вы ошибаетесь, милостивый государь. Я сам по себе. Притом между нами не может быть никаких тесных отношений. Судя по пуговицам вашего вицмундира, вы должны служить по другому ведомству.
Н. В. Гоголь. «Нос».
4.8. Личностно-ассоциативный смысл
Рассмотрев круглую, оранжевую пуговицу с двумя отверстиями, возникает ассоциация с пятачком свиньи.
В детстве я получила в подарок мягкую игрушку – свинью, с пятачком в виде пришитой, правда красной, пуговицы.
4.9. Художественно-образный смысл
В художественно-образном смысле мы можем представить пуговицу в форме цветка, звезды и даже в форме приближающейся планеты или в форме колеса с «игрушечной» детской машины.
5. Основания целостности вещи. Концепция
«Вы можете стать архангелом, дураком или преступником, и никто не заметит этого. Но если у вас нет пуговицы – каждый обратит на это внимание» - Эрих Мария Ремарк.
Мелочь, но привлекает внимание. Оторванная пуговица нарушает целостность образа.
Пуговица пережила богатую историю, начиная как элемент застёжек, заканчивая как средство имиджа. Пуговицы стали разнообразны по дизайну, стилю, окраске, размерам, что позволяет использовать разные варианты завершения образа.
Выводы
Все рассмотренные смысловые структуры находятся в единстве и фактически, одно вытекает из другого. Смысловые структуры дают органичное представление о рассматриваемой вещи.
Хотелось бы отметить, что данная работа значительно изменило моё представление о пуговице как о вещи.
Заключение
Все рассмотренные смысловые структуры находятся в единстве и фактически, одно вытекает из другого. Смысловые структуры дают органичное представление о рассматриваемой вещи.
Хотелось бы отметить, что данная работа значительно изменило моё представление о пуговице как о вещи.
Список литературы
- 1. Мир вещей. Ред. группа: Т. Евсеева, А. Чернова. М. Аванта+, 2005
- 2. Быстрова Т. Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. Екатеринбург, Издательство Уральского универститета. 2001
- 3. www.vikipedia.ru
Причина обращения к теме
Мне нравятся круглые формы, а ораньжевый цвет - мой любимый цвет! Случайно рассыпав коробку с пуговицами, увилела и поняла.... да вот же она, КРУГЛАЯ, ОРАНЖЕВАЯ - ПУГОВИЦА!!!
Данную работу можно предложить
Полет для фантазий
Ключевые фразы работы
Философия дизайна
План работы
- Введение
- Первое впечатление
- Рисунок
- Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
- Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
- Основная часть
- Культурологический анализ продукта дизайна
- Смысловая структура продукта дизайна
- Анализ названия или концепта (не обязательная часть)
- Заключение
но не вещь.
Иосиф Бродский