taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре, у нас появился логотип!  


Бусы из синтетического камня красного цвета

Комментарий Т.Ю. Быстровой:

В ряде мест текст неплох. Почему в "горизонтали" появляется не анализ культурного и модного контекста, а история класса вещей? Нет связи с традицией (красные и простой формы бусы - явно Россия, может, это ваши архетипы взыграли?). Оценка хорошо.




 

 

работу выполнил: Старенькая Александра Валерьевна, 5 курс заочное

Введение


Объект анализа

Год назад я увидела эти бусы среди рядов бижутерии, на рынке в городском сквере. И загорелась, сейчас я куплю то, что так давно хотела! Есть вещи, без которых можно обойтись, но нет желания себе в них отказывать. Лет с 15 я мечтала о длинных красных бусах, мысленно дополняла ими свои наряды, и искала эту вещь в продаже. К 20 годам я не могла жаловаться на отсутствие украшений, как драгоценных, так и бижутерии. Уже было собрано несколько полных шкатулок изящных вещей, когда эти бусы воплотили мою подростковую мечту. Все совпало, все было так: цвет, длина, приятное ощущение от прикосновения к ним. Порадовала и скромная цена. Купив, я сразу надела бусы и знала, что весь оставшийся день пройдет со знаком «+».

Первое впечатление

Год назад я увидела эти бусы среди рядов бижутерии, на рынке в городском сквере. И загорелась, сейчас я куплю то, что так давно хотела! Есть вещи, без которых можно обойтись, но нет желания себе в них отказывать. Лет с 15 я мечтала о длинных красных бусах, мысленно дополняла ими свои наряды, и искала эту вещь в продаже. К 20 годам я не могла жаловаться на отсутствие украшений, как драгоценных, так и бижутерии. Уже было собрано несколько полных шкатулок изящных вещей, когда эти бусы воплотили мою подростковую мечту. Все совпало, все было так: цвет, длина, приятное ощущение от прикосновения к ним. Порадовала и скромная цена. Купив, я сразу надела бусы и знала, что весь оставшийся день пройдет со знаком «+».

Рисунок

Бусы из синтетического камня красного цвета
Рисунок 1: Бусы из синтетического камня красного цвета

Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет

Поисковая система Google выделила 3 130 000 страниц, упоминающих слово «бусы».
Словосочетание «красные бусы» отразилось на 68 300 страниц.
На запрос «красные бусы из синтетического камня» было получено 15 500 результатов.

Выражения, связанные со словосочетанием «красные бусы»:

• бижутерия;
• красивые и прочные;
• рукоделие;
• народные украшения;
• гламур;
• мода;
• ювелирные изделия.

Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект

Стихотворения

Только бусы на ней: / Поднесешь - и услышишь гул / Гладких морем камней, /Коих много на берегу... / О. Афраймович

Загадки
Бусы красные висят / Из кустов на нас глядят / Очень любят бусы эти / Дети, птицы и медведи. (Малина) / Русская загадка.

Утром бусы засверкали, / Всю траву собой заткали, / А пошли искать их днем, / Ищем, ищем – не найдем. (Роса) / Русская загадка

Пословицы и поговорки

Хороши марьяны (бусы), да девки не скрасят / русская поговорка

Менять драгоценные камни на стеклянные бусы / тайская пословица.

Если шея не сломана, она будет носить бусы / пословица сьерралеонских креолов.

Культурологический анализ продукта дизайна


Культурологическая "вертикаль"

Первообраз бус – это амулет. Вещь, бывшая постоянным спутником человека еще с древности, воспринималась им и как талисман, лекарство, опознавательный знак. В древности о красоте не задумывались так глубоко, как сейчас, первостепенными для такой вещи были польза, удобство в ношении, долговечность, заметность, информативность.

Культурологическая "горизонталь"

Бусы – от арабского «busr» - бисер. Мне показалось интересным такое их определение: рельефный орнамент, состоящий из шариков и продолговатых элементов. Бусы можно считать одними из первых созданных человеком украшений. Человек украсил себя раньше, чем полностью покрыл тело одеждой. В глубокой древности это были грубо выделанные кости, зубы, камни, нанизанные на сухожилия животных, дерево, раковины, перья, цветы. Бусы использовались для проведения ритуалов, через них сообщали о своих отличительных качествах и успехах (ожерелье из зубов тигра говорило об удачливости охотника). Кроме этого, уже тогда люди ощущали и ценили лечебное воздействие отдельных камней и металлов при длительном ношении.
Сначала грубо, а затем все более искусно человек стал изготавливать разнообразные украшения, закладывать основы ювелирного мастерства. Он обнаружил редкие красивые металлы, самоцветы и назвал их драгоценными. Дорогие украшения, безусловно, хотели носить все, но не могли. Поэтому еще в античности альтернативу дорогим камням, золоту и серебру составили менее ценные, но подобные им внешне материалы. Искусство изготовления недорогих украшений формируется уже в Средние века. Совершенствование древних способов изготовления украшений привело к расцвету ювелирного дела. Драгоценности, стоившие целое состояние, предпочитали копировать. Аристократки и богатые женщины выходили в свет в искусных подделках для собственной безопасности. Массовые формы производство недорогих украшений приобрело только к ХIХ веку, когда после индустриальной революции произошло зарождение среднего класса. Бижутерию стали производить крупные ювелирные компании, обеспечивая достойную конкуренцию драгоценностей и искусно выделанных недрагоценностей. Само слово «бижутерия» (bijouterie) в переводе с французского означает означает торговлю ювелирными изделиями, женские украшения, сделанные из недрагоценных камней и металлов. В 20-е годы ХХ века за движением Баухаус приходит время декоративного искусства. («Арт Деко»). Появляются новые материалы для изготовления бижутерии: пластик, алюминий, хром и т.д. А затем упадок Великой депрессии ощутимо сократил производство дорогих украшений. В это время Рене Лалик создает дизайнерскую бижутерию: «костюмные», «коктейльные» украшения. За ним Коко Шанель предлагает женщинам при помощи бижутерии (драгоценности не было принято носить с повседневной одеждой) превращать «белый воротничок» в нарядную одежду. После Второй мировой войны развивающееся ювелирное искусство вернуло роскошь драгоценностей в моду, но качественная бижутерия уже прочно заняла и до сегодняшнего дня удерживает свое место в нише оригинальных и престижных дизайнерских украшений. Популяризация недрагоценных украшений, массовость их производства сегодня все так же обусловлена стремлением человека к изяществу, достичь которого можно, не уплачивая баснословные деньги. Сделать красоту и внешнюю роскошь близкой и доступной каждому – возможно такова была благородная миссия, движущая создателями бижутерии в их разработках. Как следствие возникновения не только бижутерии, но и синтетических материалов в одежде, произошла демократизация общества взрастающего потребления. Ранее подделка, а сейчас бижутерия – это искусно изготовленная самодостаточная вещь.

Смысловая структура продукта дизайна

Онтологический смысл

Идея бус – украшение, выделение, добавление активного элемента, способного преобразить. Согласно мифопоэтике быть видимым значит принадлежать миру людей, быть живым. Таким образом, украшения тесно связаны с понятием активизации жизни, развития, изменений.
Вьющаяся форма бус предполагает множество вариаций – от простого овала или нескольких витков до затейливого узла. Рассматривая вещь детально, стоит обратить внимание на правильную круглую форму бусин. Каждая бусина походит на другую, но не копирует ее. Гармоничность шаровидной формы бусин, завершенность овала, по которому они движутся, создают орнамент, в котором не определить начала и конца. Синтетический камень, покрытый красной эмалью, приятно звучит: когда бусины соприкасаются, создавая приглушенный стук.
Красный цвет вещи, безусловно, инструмент фокусировки внимания на ней. Эта вещь не останется незамеченной. Цвет яркий, чистый, избегающий кровавого оттенка за счет глянцевой поверхности камня, создающей блики. Красный в разговорном языке чаще всего связан с молодостью, привлекательностью. «Красный значит красивый», - так повелось говорить издавна. Само слово «украшение» происходит от глагола слов «красный», «красить» (то есть украшать). Красный цвет – выше других среди полос радуги, цвет-победитель. Это активный, теплый (я бы назвала его горячим), стимулирующий цвет. Это цвет напряжения. Энергичный красный говорит также о любви, он очень эмоционален. По Д. Тресиддеру красный цвет символизирует:
• активное мужское начало;
• жизненную силу;
• огонь;
• энергию;
• агрессию;
• страсть;
• любовь;
• праздничность;
• здоровье и молодость.
Мне нравится красный цвет в аксессуарах, но я не готова позволить ему доминировать в своих нарядах. Сейчас я понимаю почему. Наряду с тем, что человек, любящий красный цвет, это оптимист, активная личность, интересный собеседник, его отличают упрямство, раздражительность и излишняя самоуверенность. При длительном ношении красных вещей я ощущаю некоторое его гнетущее влияние, он словно стимулирует выплески отрицательных эмоций. В то же время психологи отмечают, что полный отказ от этого цвета в одежде и резкое отрицание его, свидетельствует об ослаблении жизненных сил и уверенности в себе человека.
То, как именно я предпочитаю завязывать бусы, указывает на мой характер, а в отдельных случаях говорит о настроении, сиюминутных порывах. Моя любимая вариация – романтическая. Это во всю длину висящие бусы, так они образуют большой овал и дополнительно декорируют одежду. Если предполагаются рубашка и брюки или протокольное мероприятие, а значит – серьезный костюм, то можно расположить бусы несколькими витками чуть выше ключицы или завязать их узлом (так убирается игривость, но остается яркий акцент в наряде). Летом, когда шея устает от тяжести, я обматываю бусы вокруг запястья.

Функциональный смысл

Эти бусы только чтобы украшать. Я не скажу, что это вещь на каждый день. Не считаю ее излишне претенциозной, просто в определенном смысле длинные бусы – это изначально неудобная вещь. Они могут жить своей жизнью, отдельной от «носителя», скользить, сползать, удавкой затягиваться на шее, так что не продохнуть пока не ослабишь это крепкое кольцо. Но в то же время эта «тяжелая» длина позволяет бусам обойтись без застежки, так что как бы бусины не двигались, они сохраняют цельный непрерывный ряд. Бусы тяжелые и в буквальном смысле за счет веса камня. В функциональном отношении – это многозначная фантазийная вещь. При создании вещи акцент явно был сделан на ее визуальной эффектности, оставляя очевидным неудобство ее длительного ношения. Данный класс украшений в утилитарном отношении проигрывает таким как, скажем, броши или заколки, в которых функциональное не уступает красивому, а тождественно ему. Иногда я забываю о том, что это бусы и использую их как четки. Не глядя, я перебираю каждую бусину, провожу рукой по нитке. Так я успокаиваюсь, настраиваюсь на мирный лад, это помогает размышлять, фантазировать, отвлекаться.

Знаковый смысл

Украшения помогают выразить себя, свою индивидуальность. Украшения способны подчеркнуть, то, на что нужно обратить внимание - контуры фигуры становятся более заметными, создается желаемая силуэтная линия. Означивание себя через украшения – это способ бессловесного общения с собеседником на языке символов. В мелких в сравнении с цельным образом деталях (без которых образ, возможно, и не достиг бы этой цельности) заключены энергетика и колоссальный массив информации, нужно только уметь ее читать. И тогда можно сразу констатировать для себя определенные важные моменты в характеристике личности стоящего напротив, которые он сознательно или неосознанно вынес на поверхность.

Аксиологический смысл

Чаще всего бижутерию приобретают женщины. Юная девушка, молодая женщина, предпочитающая бижутерию, – это активная, жизнерадостная, склонная всегда быть разной личность, еще не удовлетворившая все свои амбиции. Ей не по душе высокомерные драгоценности, она хочет иметь множество аксессуаров под любое настроение и ситуацию, чтобы не оплакивать потерю золотой сережки из единственного у нее имеющегося дорогого комплекта.

Культурно-исторический смысл

Человек хотел украшать себя всегда. Уже в древности он желал не только защититься, но и выгодно выделиться из толпы, быть заметным и узнаваемым, приобретая или подкрепляя, таким образом, определенный статус. Изменялись материалы, техники производства, но цель украсить себя и подчеркнуть свою индивидуальность проросла в веках. Если раньше было принципиальным повесить на шею золотое или жемчужное ожерелье, то сейчас отнюдь не дороговизна и блеск в цене (хотя многие произведения бижутерии не уступают по стоимости драгоценностям). Ценны оригинальность вещи, уникальность ее дизайнерского решения, уместность случаю, по которому оно соседствует с нарядом, а также гармоничное отражение личности владельца. Доступность большей части бижутерии, как и качественной одежды сегодня в чем-то упрощает социальную коммуникацию, лишает ее статусных барьеров. Кроме того, дизайнеры ювелирных украшений могут воплощать в демократичной бижутерии смелые идеи и причуды, акцентируя внимание на отделке, форме, смысле вещи, а не на качественных характеристиках материала, из которого она изготовлена.

Культурно-символический смысл

Украшение – это знак отличия, вещь, заключающая в себе множество смыслов. Изначально украшения преследовали две цели: защитить и информировать. По украшениям можно было определить вождя, охотника, соплеменника, врага, если идет война. Украшениям была присвоена роль оберега, талисмана, на них полагались в сложных ситуациях, от них ожидали активного содействия и защиты. На Руси молодые женщины носили много украшений постоянно, так как, согласно поверью, они способствовали деторождению. А ребенку вскоре после рождения надевали нитку бус на шею, предварительно решая, какой камень будет оберегать малыша. Девочкам, которым исполнялось 7-8 лет, дарили бусы. Так обозначалась женская природа, кроме того, легко можно было отличать детей по полу (одевали мальчиков и девочек одинаково – в рубаху, подвязанную поясом). Бусы здесь назывались монистами, и в период язычества изготавливались в соответствии с отдельным культом из жемчуга и гранатов. С развитием цивилизации лишается важности своего значения защитная функция, а информирующая, говорящая о человеке функция сохраняется, (украшения свидетельствуют о социальном статусе, семейном положении, возрасте и т.д.) но на первый план выходят декоративные свойства украшений. Несмотря на это и сегодня наряду с драгоценными украшениями люди обращают внимание на «свои» цвета украшений, камни и металлы, веря в их оберегающую силу. Так, красные бусы считаются символом мужской силы, и женщинам они придают уверенность, лидерские качества.

Личностно-ассоциативный смысл

В этой вещи для себя я нашла флористические мотивы, возможно в силу цвета и формы бусин. Бусины-ягоды по цвету больше всего близки к виду еще не полностью созревших ягод калины или клюквы. Спелый красный цвет отсылает к лету – времени цветов и плодов. Бусы для меня настолько гармонично вплетены в природную среду, что представляются специально выращенными на деревце плодами, которые после созревания нанизали на нитку. Если поразмышлять еще, вспоминаются русские народные гулянья, ярмарки, традиционные наряды молодых девушек, украшенные такими же бусами. Всплывают эпизоды из русских народных сказок, экранизированных Александром Роу, в которых обязательно присутствовал сундук, который откроешь и он засияет ожерельями, бусами, перстнями, нарядами, расшитыми жемчугом изумрудами, рубинами, головными уборами, украшенными самоцветами.

Актуальный смысл

Красивая и доступная бижутерия не рискует утратить востребованности, судя по обилию точек продаж и популярности украшений марок как «Accessorize», «Marmalato», «Parfois», «Mango», «Diva», «Lady Collection». Многие бренды одежды для среднего класса («Benetton», «Mango», «Camaieu», «Promod», «So French», «Motivi» и т.д.) дополняют свои ансамбли соответствующими аксессуарами, иногда выводя их (украшения) на уровень отдельного направления. Разнообразие и демократичность материалов, из которых изготавливается современная бижутерия, позволяют ее создателями обращать внимание на дизайн и разрабатывать множество вариаций с использованием текстиля, перьев, пластика и т.д. А теперь взглянем на современную экономическую ситуацию. Финансовый кризис как в свое время Великая депрессия ввел режим рационального существования и сокращения затрат. Мода диктует строгость и простоту, светские хроникеры неодобрительно косятся на бриллианты в ушах, на пальцах и шеях красавиц, отовсюду слышны призывы быть ближе к простым людям, стирать ненужный глянец и лоск, который в ситуации повсеместного кризиса только раздражает. Заменить бесценные серьги и браслеты поможет бижутерия. Ее актуальность сегодня очевидна.

Художественно-образный смысл

Данная вещь в ходе изучения ее смысловой структуры раскрыла смысл жизненной силы, красоты, по определению диктуемой ее красным цветом. С древних времен заключающийся в монистах смысл женской красоты и здоровья главенствует. Сила и мужское начало красного гармонизируют общую энергетику украшения. В настроении вещи присутствуют заметные ноты матриархальности. Формирует образ сильной женщины, достойной выдержать ситуации конкуренции с мужчиной, но только если это будет необходимым. В остальных же случаях, вещь транслирует вовне образ яркий, любящий и глубоко эмоциональный. Есть в этих бусах элементы молодости и праздничности, я бы назвала это торжеством юности жизни.

Выводы

В ходе анализ вещь не утратила для меня своей эстетической привлекательности, чего я опасалась при работе с ее смысловой структурой. Ее дизайн гармоничен, он лаконичный, способный создать яркий акцент в наряде. Чистота, насыщенность красного цвета позволяют вещи органично сочетаться с одеждой разных цветов и оттенков. В носке эти бусы доставляют определенные неудобства в силу веса материала, ощущается скованность, несвобода в движениях. Альтернативным вариантом в этом случае могут выступить аналогичного вида бусы из дерева, но они уступают первым в отношении долговечности. Весомым преимуществом длинных бус в отношении всего класса украшений служит вариабельность их оформления соразмерно наряду. Существует множество способов завязывать бусы, так, чтобы изменить настроение и назначение того или иного ансамбля. Данные бусы нельзя назвать массивными, существуют украшения гораздо более внушительные, которые не остаются без внимания женщин с массивной фигурой, могущих при помощи крупных акцентов гармонизировать свой визуальный образ.

Заключение


По своим вещам приятно читать и понимать себя. С одной стороны, эти бусы оказываются частью моего наряда в качестве защитника и помощника, если я не могу принять решения, устала или расстроена. А с другой – они спутники любви и радости жизни, активности, радостной суматохи выходных и праздничных дней, вечеров. Я оценила всю энергетическую силу вещи, ее магическое оживляющее воздействие на меня. Красота бус, их яркость утратили сейчас первостепенное значение, так как я гораздо глубже узнала характер вещи. Я поняла, что бусы давно стали моим талисманом, оглядываясь назад, вижу, что были случаи, когда они помогали справляться с проблемами, придавали сил. Как и раньше я буду носить эти бусы нечасто, но с великим удовольствием.

Список литературы

  • 1. Бижутерия.
  • http://www.heididaus.ru/
  • 2. История украшений.
  • http://www.heididaus.ru/history_ukrash.htm
  • 3. История возникновения ювелирных украшений.
  • http://orchidea.com.ua/296
  • 4. История украшений.
  • http://evolutsia.com/content/view/241/24/
  • 5. История украшений.
  • http://www.mybijou.ru/view_article.php?id=6
  • 6. С чего начиналась история украшений? Первые драгоценности. http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-20287/
  • 7. История украшений.
  • http://www.planetashkol.ru/articles/20401/
  • 8. Значение красного цвета.
  • http://www.pozdravleniya.biz/info/color/8.html
  • 9. Психология красного цвета.
  • http://www.colorzone.ru/pages_o_cvete_psyho_kras.html
  • 10. Семантика Фразеологизмов и пословиц с компонентом «цвет».
  • http://www.ksu.ru/fil/kn2/index.php?sod=12
  • 11. Психология цвета, значение цвета (авторский курс лекций Нелюбова М.В.)
  • http://www.yugzone.ru/psy/colors.htm
  • 12. Бусы.
  • http://www.stikra.ru/shop/busi/
  • 13. Определение «бусы».
  • http://slovari.yandex.ru/search.xml?text=%D0%B1%D1%83%D1%81%D1%8B
  • 14. Определение «бижутерия».
  • http://slovari.yandex.ru/search.xml?text=%D0%B1%D0%B8%D0%B6%D1%83%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%8F

Причина обращения к теме

Любовь к украшениям, увлечение красивыми аксессуарами вызывает желание углубиться в их историю, понять саму суть этих вещей. О том, что нравится, хочется узнать как можно больше, и таким образом обогатить себя не только внешне, но и внутренне. Любопытно понять, к примеру, почему из множества равно прекрасных вариантов выбираешь только что-то одно, что можно сказать о собственном характере и темпераменте, оценивая тот или иной выбор. Интересно, что без одной миниатюрной детали (броши, кулона, перстня и т.д.) красивый деловой костюм может заскучать, а вечернее платье утонуть в толпе гостей праздника. Есть в этих приятных мелочах что-то сильное и притягательное, может быть, они концентрируют в себе энергию владельца, а может, приносят ее извне. Обо всем об этом очень хочется узнать.

Данную работу можно предложить

Эта работа может быть полезна копирайтеру при подготовке рекламного или имиджевого материала о бижутерии и о бусах, в частности. Она также выступит источником информации для формирования текста бэкграундера (истории развития конкретной марки и класса продукции, которую она представляет). Перегруппированные части работы составят самостоятельную заметку о бусах и бижутерии в целом в женском глянцевом журнале / на интернет-портале.

Ключевые фразы работы

• Бусы;
• длинные красные бусы;
• бусы из синтетического камня;
• красный цвет;
• бижутерия;
• недорогие украшения;
• аксессуары;
• изящные вещи.

План работы

...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский