taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре, у нас появился логотип!  


Заколка-стрекоза

Комментарий Т.Ю. Быстровой:

Список источников оставляет желать лучшего. Первообразом может служить любая заколка - но в форме насекомого: когда и кем это было сделано? Скорее всего, в эпоху модерна. Тогда, в этой связке, и тема женского, и символика волос приобретают особый характер. Отдельные фрагменты очень интересны, но в целом текст неровный. Оценка 30




 

 

работу выполнил: Кантышева Екатерина Викторовна гр. 403

Введение


Объект анализа

Эта заколка была подарена мне подругой. С первой минуты она мне так понравилась: нежная, романтичная, легкая, ветреная, воздушная... Первое, на что падает взгляд - камни, переливающиеся всеми цветами радуги, затем взгляд перемещается на изящную форму заколки, выполненную в виде стрекозы. Волшебная игра света и переливы камней, блеск металла заворожили меня! Стрекоза вызвала у меня чувство свободы, лёгкости, невесомости, нежности….. Первая мысль, которая у меня возникла при виде этой заколки: «Она прекрасна, она соответствует моему характеру».

Первое впечатление

Эта заколка была подарена мне подругой. С первой минуты она мне так понравилась: нежная, романтичная, легкая, ветреная, воздушная... Первое, на что падает взгляд - камни, переливающиеся всеми цветами радуги, затем взгляд перемещается на изящную форму заколки, выполненную в виде стрекозы. Волшебная игра света и переливы камней, блеск металла заворожили меня! Стрекоза вызвала у меня чувство свободы, лёгкости, невесомости, нежности….. Первая мысль, которая у меня возникла при виде этой заколки: «Она прекрасна, она соответствует моему характеру».

Рисунок


Рисунок 1:

Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет

В поисковой системе Yandex слово «заколка» встречается на 2 млн. страниц, словосочетание «заколка для волос» встречается на 551 тыс. страниц, «заколка стрекоза» встречается на 16 тыс. страниц. Чаще всего заколка сопровождается такими характеристиками, как "модная" (347 тыс. стр.), "стильная" (138 тыс. стр.), "нежная" (120 тыс. стр.), "эксклюзивная" (107 тыс. стр.).

Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект

К сожаления, ничего не нашлось со словом заколка, поэтому я рассмотрела высказывания, связанные с прической:
Прическа влияет на то, как складывается день, а в итоге и жизнь. (София Лорен)
Как ты причесана, так тебя и слушают. (Янина Ипохорская)
Многие женские проблемы, перед которыми пасуют лучшие психиатры, часто решает парикмахер второй категории. (Мэри Маккарти)
Подобно тому как рыбу надо мерить, не принимая в расчет головы и хвоста, так и женщин надо разглядывать, не обращая внимания на прическу и башмаки. (Жан де Лабрюйер)
Прическа - это только верхушка айсберга. (Анекдот)

Культурологический анализ продукта дизайна


Культурологическая "вертикаль"

Кем и когда была изобретена первая заколка для волос, сказать трудно. Доподлинно известно только то, что появилась она задолго до нашей эры.
В Древнем Египте заколки были незаменимой вещью. Прически фараонов и приближенных к ним отличались изощренностью и пышностью украшений: «скромные» будничные аксессуары для волос из золота в праздники дополнялись жемчугом, золотыми пластинами и перламутровыми зажимами.
В Древней Греции женщины украшали прически живыми цветами и яркими лентами, а в праздничные дни надевали на головы диадемы из благородных металлов, инкрустированные драгоценными камнями.
В Японии многие мужчины пользовались заколками, видя в них не только надежный фиксатор самурайских причесок, но и... незаменимое оружие. К примеру, «кансаси» – заколки в виде миниатюрных стилетов длиной до двадцати сантиметров – легко можно было использовать в качестве метательных ножей. Впрочем, столь опасные украшения были в почете разве что у ниндзя и самураев. Обычные же граждане предпочитали украшения куда менее экстремальные: безобидные шпильки и гребни.
На Руси национальной женской прической считалась коса до пояса. Заплетая косу, девушки украшали ее лентами, шелковыми кистями и подвесками. А на лбу волосы удерживались с помощью перевязок.
В Европе эпохи Возрождения миниатюрные украшения для волос трансформировались в огромные проволочные каркасы и обручи, удерживающие неимоверно высокие прически. Все эти вавилоны на голове украшали драгоценными камнями, лентами, перьями, бисером, черепаховыми гребнями и шпильками из слоновой кости.
Со временем прически начали уменьшаться в размерах, и к началу двадцатого века длина волос катастрофически укоротилась. Феминистически настроенные дамы шикарным локонам предпочитали короткие стрижки и не признавали ярких украшений. Шпильки стали незаметными, заколки и ленты – сугубо функциональными вещами: с их помощью убирали мешающую прядь или собирали волосы в неприметный пучок или хвостик.
Я считаю, что первообразом анализируемого изделия является лента, которой перевязывали волосы, а выполненная в металле она стала заколкой. Дизайнер придал ей форму стрекозы, и тем самым образуется объем.

Культурологическая "горизонталь"

Обладательницами данного аксессуара являются молодые девушка-кокетка. Производство заколки массовое, поэтому оно имеет невысокую цену. Но, несмотря на это, имеет оригинальную форму, благодаря которой девушка может подчеркнуть свою индивидуальность.
Поскольку заколка была мне подарена, то мне не известен ее производитель. Точнее, в ней указано, что это французская марка, но найти еще какую-либо информацию о ней мне не удалось. Мне кажется, это изделие появилось примерно в 2005 году.

Смысловая структура продукта дизайна

Онтологический (бытийный) смысл.
Заколка сразу обращает на себя внимание и производит сильное впечатление. И все эти переживания передаются нам через восприятие цвета и формы изделия.
Цвет.
Дизайнер выбрал холодные оттенки цветов – это белые, нежно-голубые, бирюзовые и синие камни, но, несмотря на это, холод оттенков не отталкивает, а наоборот притягивает, зачаровывает.
Серебряный цвет отличается стойкостью и уменьшает волнение. Он всегда медленно струится, освобождает от эмоциональной скованности, отличается способностью проникать везде.
В мифологии серебряный цвет связывали с серебряной нитью, скрепляющей душу и тело.
Белый цвет характеризуется совершенством и завершенностью, демонстрирует абсолютное и окончательное решение, полная свобода для возможностей и снятие препятствий. Его фундаментальное качество – равенство, т.к. заключает в себе все цвета, они в нем равны. Он всегда вдохновляет, помогает, внушает определенную веру (дает свободу).
В мифологии белый цвет часто используется в Африке – его носили жрецы, т.к. оберегал и давал возможность зачаровывать. Белый был цветом социального согласия и мира. Если принести в жертву белое животное – это пакт перемирия с богами. Белый очень широко используется в христианстве, как символ веры, чистоты, истинности и светлости.
Синий цвет. У этого цвета “нет дна”, он никогда не кончается, он затягивает в себя, опьяняет. При этом сила цвета недооценивается. Он создает предпосылку для глубокого размышления над жизнью; зовет к нахождению смысла, истины. Но! не дает ответа в понимании смысла жизни; вгоняет в меланхолию, слабость. Вызывает не чувственные, а духовные впечатления. Синий цвет – это постоянство, упорство, настойчивость, преданность, самоотверженность, серьезность, строгость.
Люди, предпочитающие этот цвет, стараются все привести в порядок, систематизировать. Они всегда имеют собственную точку зрения; преданы тому, что делают.
В мифах – синий цвет – это божественное проявление, цвет загадочности и ценности.
Синий цвет – потеря реальности, мечтание, фанатизм. В синий цвет одеты маги и волшебники. В средневековье, люди, ходившие в голубом, знали истину. В Древнем Египте пирамиду изнутри красили синим цветом. Будда и Кришна – синего цвета. Синий цвет во флагах – свобода, объединение, принадлежность к большому целому.
Голубой – цвет беспечности, он успокаивает, излучает надежность, но при этом, глядя на него, невозможно сосредоточиться. Он не способствует развитию воображения. Снижает напряжение, комфортен. Это цвет “спокойной эмоциональности”; дает возможность быть вне границ общества, расширяет пространство. Это цвет мечтаний и грез, цвет мира и согласия.
Блеск. Здесь можно говорить о двойном блеске: мягком блеске матового металла и холодный блеск камней. Но все же этот блеск завораживает, притягивает взгляд, он привлекателен, красив.
Форма. Форма заколки весьма своеобразная (в виде стрекозы), поэтому я достроила линии, и получилось, что она больше всего напоминает перевернутый треугольник. В индийской мифологии, треугольник, вершина которого обращена вниз, — знак женского начала, плодородного лона. Согласно Агриппс Неттесгеймскому, Юнону нередко обозначали треугольником как олицетворение женщины. Для европейских алхимиков треугольник обращенный вершиной вниз означал воду, что сбегает с горных вершин, с облаков вниз, к Земле.
Дизайнер также придает симметричную форму заколки. Симметрия с давних пор оценивалась как эквивалент уравновешенности и гармонии. По обеим сторонам заколки - симметричные треугольники, которые переходят в крылья стрекозы и являются их началом.
Функциональный смысл
Безусловно, вещь должна нести за собой определенное предназначение, отвечать потребностям человека, служить ему. Заколка нужна для того, чтобы убирать мешающуюся прядь или собирали волосы в пучок или хвостик.
Но также заколка является украшением для волос. Она является неизменным элементом стиля, завершающим образ.
Знаковый смысл
Знаковый смысл вещи связан, с ее способностью показать принадлежность владельца к социальному слою. В данном случае сложно четко разграничить и выявить социальный статус, человека, которому эта вещь принадлежит. Я не знаю сколько стоит эта заколка, так как мне ее подарили. Но можно с уверенностью сказать, что потребителем данного товара будет молодая девушка: стильная, модная, стремящаяся к выражению своей натуры и характера.
Ассоциативный смысл
Заколка – это предмет, предназначенный для того, чтобы собирать, закалывать волосы, а так же она служит украшением для волос. Я не думаю, что тут могут возникать какие-либо ложные ассоциации.
Духовно-ценностный смысл
Эта заколка не просто создана, чтобы убирать волосы, это красивое украшение для волос, которое подчеркивает характер ее обладательницы - молодая девушка-кокетка.
Культурно-исторический смысл
Поиск культурно-исторического смысла предполагает представление, с одной стороны, об исторических корнях, истоках вещи, с другой стороны, ее исторической ценности. По древнему поверью, узелок, завязанный где угодно, на волосах, на одежде, на запястье, защищает человека от злых сил. Нечистая сила не могла справиться с очерченным кругом, с чем-то замкнутым. Так же люди носили заколки, отражавшие их положение в обществе, заколки были выполнены из золота украшенные драгоценными камнями, золотыми пластинами и перламутровыми зажимами.
Сейчас заколки служат для закрепления волос и украшением.
Культурно-символический смысл
Особым уважением стрекозы пользуются у японцев, считаются символом воинственной отваги, их приносили в жертву богам, прося победы. Островом Стрекоз, согласно легенде, был назван остров Хонсю. А стрекоза томбо, символизирующая в Японии храбрость, приносит счастье и удачу. В Китае стрекоза ассоциируется с наступлением лета, нестабильностью и слабостью. В Малайзии она была символом призрачности, у американских индейцев - вихря, быстроты, активности. На Западе часто ассоциировалась с ведьмами (На английском языке слово стрекоза звучит как "dragonfly", дословно - "драконовая муха"). Славянские народы относились к стрекозам со страхом и предубеждением.
Сегодня стрекоза - символ лёгкости, грациозности, легкомыслия, скорости. Иногда, как и бабочка, олицетворяет бессмертие, возрождения.
Чаще всего обращают внимание на хрупкость, уязвимость, лёгкость этих насекомых, не придавая значения их выносливости, силе, хищным повадкам. Всё-таки восприятие стрекозы как минимум двойственно.
Треугольник - один из наиболее мощных и универсальных символов. В анализируемой вещи - перевернутый треугольник - лунный символ женского начала, представляющий Великую Мать, воду, матку, плодовитость, дождь, природу, божественную милость. В Китае треугольник - почти всегда женский символ. В иудаизме и христианстве треугольник - знак Бога. В более общем смысле линейные треугольники или композиции, имеющие форму треугольника, могут обозначать триады богов или другие тройственные понятия. Триединая природа вселенной: Небо, Земля, Человек; отец, мать, дитя; человек как тело, душа и дух; мистическое число три; тройка, первая из плоских фигур.
Актуальный смысл
В украшении прекрасен смелый современный дизайн, необычная форма, симметрия. Данная заколка отвечает последним модным тенденциям, то есть является объёмной, заметной. В ней есть игривость и загадка.
Сегодня наиболее актуальны женские украшения большого размера с характерными «остроугольными» формами и камнями. Это так называемые коктейльные украшения.
Художественно-образный смысл
Наличие образности придает вещи дополнительную выразительность и самобытность. Анализируемой заколке художественную образность придает стрекоза. Метафоричность данной вещи позволяет ей синтезировать функциональность и образность.

Выводы

Дизайнер выбрал гармоничное сочетание цветов, сочетание значений символов для изделия, современный дизайн, необычную форму заколки. Эта красивое, изящное и удобное в применение изделие.

Заключение


Мне удалось понять за счет, каких средств кольцо вызывает у меня чувство тепла, нежности, легкости. Благодаря анализу смысловой структуры вещи, я поняла, почему это одно из самых любимых моих украшений для волос.

Список литературы

  • www.taby27.ru
  • www.bricolage.ru
  • www.teatrint.ru
  • www. sigils.ru
  • www.rdsdialog.spb.ru

Причина обращения к теме

 

Данную работу можно предложить

Эту работу можно предложить специалистам, которые будут продвигать данное изделие, т.е. рекламистам, бренд-менеджерам.

Ключевые фразы работы

заколка-стрекоза

План работы

...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский