Стол туалетный Е04 (трюмо), ОАО "ПМО Шатура" , 1999 год
Комментарий Т.Ю. Быстровой:
Юля, все очень хорошо. Я бы больше остановилась на теме женского-мужского (Онегин ведь когда-то тоже "три часа по крайней мере пред зеркалами проводил"). Т.е. религиозный смысл - не просто антропоцентризм, а постановка женщины (девушки) в центр мироздания. Отсюда полшага до идеологии гламура, которую они года на три опередили :). Оценка 38.
работу выполнил: Удилова Юлия Павловна
- Введение
- Первое впечатление
- Рисунок
- Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
- Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
- Основная часть
- Культурологический анализ продукта дизайна
- Смысловая структура продукта дизайна
- Анализ названия или концепта (не обязательная часть)
- Заключение
Введение
Объект анализа
Я помню свое первое впечатление от этого трюмо. В мою розовую комнату поставили розовое трюмо. Меня это сильно смутило, меня даже физически отталкивал этот розовый цвет. Сами зеркала, наоборот, очень привлекали. И оттого, что само трюмо меня отталкивало, а зеркало привлекало (возможность смотреться с трех ракурсов), возникал диссонанс восприятия. Который со временем сошел на нет.
Первое впечатление
Я помню свое первое впечатление от этого трюмо. В мою розовую комнату поставили розовое трюмо. Меня это сильно смутило, меня даже физически отталкивал этот розовый цвет. Сами зеркала, наоборот, очень привлекали. И оттого, что само трюмо меня отталкивало, а зеркало привлекало (возможность смотреться с трех ракурсов), возникал диссонанс восприятия. Который со временем сошел на нет.
Рисунок
Рисунок 1: столик туалетный (трюмо)
Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
Запросы Яндекса: «трюмо» - нашлось 272 страницы, запросов в месяц – 3810. Большинство ссылок посвящены покупке-продаже трюмо, как в магазинах, так и частные объявления. По запросу «Стол туалетный Е04» не находится ни одного результата. Т.к. трюмо 1999 года выпуска, вполне вероятно, что оно уже снято с производства. По запросу «Трюмо Шатура» нашлось 2104 страницы. Абсолютно не структурировано, нет картинок и, само собой, только новые модели есть в интернете.
Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
***
Посмотрела я в трюмо:
Боже мой, какое чмо!!!
А в трельяже - вид трюма -
Целых три
Таких же
Чма...
***
Наркоман просыпается после очередной дозы. Садится около трюмо, смотрит в одно зеркало
- Тут я...
Смотрит в другое
- И тут тоже я...
Вдруг стук в дверь.
- Кто там?
- Я
- И там тоже Я!..
***
Если на тебя с утра из зеркала смотрят три монстра - поправь трельяж и опохмелись.
***
Если с похмелья у вас троится в глазах, убедитесь сначала - а не стоите ли вы перед трюмо
***
От сумо и от трюмо не зарекайся..
Культурологический анализ продукта дизайна
Культурологическая "вертикаль"
Чтобы раскрыть культурологическую "вертикаль" трюмо нужно затронуть 2 темы: это история зеркал в мире и прообразы трюмо.
Считается, что первые зеркала – листы из бронзы, серебра и золота – появились в Египте, в III веке до н.э. Современную историю зеркал отсчитывают с 8-го века, когда в Голландии освоили кустарную технологию их производства. Первый зеркальный цех возник в 1373 году в немецком городе Нюрнберге. В средневековой Европе зеркала стоили очень дорого и были предметом коллекционирования. Самые известные коллекционеры тех времен – английский король Генрих VIII и французский король Франциск I. На Руси вплоть до конца XVII века зеркала считались греховным предметом. Первые отечественные зеркала появились в России при Петре Первом.
Прообразом трюмо можно считать алтарь с его тремя створками. В средневековье в религиозном сознании через зеркало также осмысливалось отношение человека к миру. Средневековые мыслители провозглашали, что “Все творения мира суть для нас как бы книга, картина и зеркало”. Помимо того, человек стал сравнивать себя с богом. Т.е. когда мы смотримся в зеркала трюмо, мы видим три наших изображения. Возникает своеобразное триединство образов человека, присущее Богу. Человек ставит себя на место Бога, усиливается стремление к самосозерцанию, к возвышению человека, самого себя.
Культурологическая "горизонталь"
Мне кажется очень интересным в анализе культурологической горизонтали трюмо то, что оно произведено в 1999 году, т.е. через год после большого экономического кризиса. Сейчас 2009 год, и в 2008 году начался кризис. Т.к. тенденции имеют свойство повторяться, важно понять суть потребления 1998-1999 годов.
В 90-ых годах 20 века Россия выходила из изоляции. Начинали появляться продукты, зарождалась рыночная экономика, приходили европейские технологии и мода.
Как многие помнят, в СССР купить обувь, одежду, а тем более мебель можно было только по талонам. Например в ЗАГСе, когда молодые подавали заявление, выдавали талоны на обувь и одежду, и приобрести ее можно было только в специализированном магазине. Что касается мебели, талоны на нее распределяли на заводах. И конечно, в то время не было огромного выбора мебели. Покупали то, что привезут. Именно поэтому советские квартиры были так похожи одна на другую. После распада советского союза и выхода страны из мировой изоляции, на рынке стали появляться более широкие линейки товаров. Люди учились выбирать, учились жить не по талонам, привыкали к свободе. К свободе не только политической, но и свободе выбора. 1991 – 1998 года приучили жить более широко, вальяжно, не сильно заботясь о деньгах. Поэтому, когда грянул кризис, встал вопрос: как соответствовать запросам потребителей о красоте товара и, теперь уже, низкой цене. Поэтому трюмо российского производства (низкая цена) + декор (розовый цвет и фурнитура) очень четко подходят под запросы потребителей того времени.
Смысловая структура продукта дизайна
1. Бытийный смысл
Бытийный смысл вещи предполагает разговор о целостности: целостность вещи и целостность свое представления о мире.
Хотя трюмо и дает тройственный образ человека, он воспринимает себя как целостное существо.
Также в оформлении трюмо использовала лаконичная фурнитура, формы и цвет.
Форма. «Мебельность» трюмо передает низ: прямоугольные формы, функциональность. А верх, т.е. сами зеркала – округлые, плавные формы, смягчают общий образ. Форма трюмо, за счет своей двойственности, задает эстетический параметр восприятия вещи, не смотря на всю ее лаконичность.
Цвет. Немного странный, а точнее неклассический для мебели цвет – розовый. Воспринимается как нежный цвет, женский, даже девичий. За счет цвета можно понять для какой целевой аудитории изготавливалась эта вещь: для девочек, молодых девушек, в комнаты, которые милы и еще немного детские.
Фактура. Материал. Трюмо изготовлено из дерева. Вероятнее всего из шпона. Поверхность отшлифована, покрыта лаком, но остается теплой по ощущениям за счет того, что трюмо деревянное. Теплые поверхности люди воспринимают лучше, положительней. И, соответственно, больше вероятности того, что мы доверим заботу о своей красоте чему-то, что воспринимаем теплым, а значит хорошим.
За счет того, что деревянные изделия можно перекрашивать и за счет того, что тумбочка у трюмо мобильна, человек может сам достроить форму и образ трюмо, тем самым сживаясь с ней, делая ее близкой вещью.
2. Знаковый смысл.
Знаковым смыслом трюмо тут является то, о чем говорилось выше. За счет цвета определена целевая аудитория. Т.е. если мы зайдем в комнату, где стоит розовое трюмо, мы сразу подумаем, что комната девочки. Мы можем расширить этот знаковый смысл до: для девочки – для женщины. Но расширить его до «для мужчины» мы не можем. Такого значения нет в самой вещи и человек будет это чувствовать.
3. Культурно-исторический.
В конце 20 века люди начинают выделять себя из толпы за счет покупки различных вещей. С развитием рыночной экономики линейка видов товаров и стран производителей расширилась, и у людей стало больше возможности выделяться и даже идентифицироваться: босс-подчиненный, рабочий завода – бухгалтер, и даже до абсурдного мальчик-девочка. Иметь у себя дома трюмо не такое как у всех еще осталось с советского союза – показатель отличительности и состоятельности. Что касается страны производителя, в 99 году стереотип «русское – плохое» еще не был таким сильным, потому что не было плотного сравнения в европейскими вещами.
4. Духовно-ценностный.
В первую очередь, за счет своего прообраза (алтаря), трюмо раскрывает религиозные ценности. В современном мире они, конечно, уже не находятся в области актуальной информации. Я выделила 2 религиозных смысла: 1. Альтарь – трюмо, триединство, я равен Богу, я – Бог. 2. Если брать не форму трюмо, а само зеркало, то религиозным смыслом будет хранение образа человека, связь с другим миром. Именно поэтому зеркала занавешивают после смерти человека: чтобы зеркало забыло его образ и чтобы умерший не воспользовался этой дверью, чтобы вернуться обратно.
Если говорить о конкретном трюмо и о его формах, можно сказать, что оно создано не только для функционального использования, а, как и многая мебель, для красоты и эстетического восприятия.
5. Ассоциативный.
Прямых ложных ассоциаций нет. Есть только ассоциации, продиктованные прообразами. Ну и если сильно притягивать, есть некий фаллический символ у центрального зеркала.
6. Функциональный
Функция трюмо – отражать изображение и хранить вещи. Что касается использования трюмо как зеркала, то данная функция выражается здесь в полной мере. А вот функция хранения предметов выполняется не в полной мере. За боковыми зеркалами есть полочки, и чтобы положить что-то туда, нужно далеко тянуться рукой. Лично у меня это дальнее пространство практически не использовано. Из-за желания увеличить площадь полок пострадала функциональность изделия.
7. Культурно-символический смысл.
В рамках этого смысла можно выделить стремление человека соответствовать стереотипам общества. Считается, что женщина должна ухаживать за собой, должна проявлять свою женственность, что у нее всегда много флакончиков, украшений, косметики, мелких вещичек, что все женщины постоянно смотрятся в зеркало. Получается, что трюмо, особенно розовое трюмо, является средством укрепления и поддержания этого стереотипа.
8. Актуальный смысл.
Стереотип, описанный в «культурно-символическом смысле» и по сей день является актуальным, не смотря на то, что женщины на протяжении веков стремятся подчеркнуть свою независимость и казаться «мужественными».
Еще один актуальный смысл – экономический кризис. Прошло ровно 10 лет с момента производства этого трюмо, а потребность именно в такой вещи вновь актуальна. Потребитель уже искушен в плане дизайна, привык жить красиво, а теперь приходится экономить. Производителям приходится соответствовать запросам или уходить с рынка.
9. Художественно-образный смысл.
Несомненно, данное трюмо имеет определенный эстетизм: за счет различности форм верней и нижней части, за счет розового цвета, лаконичной фурнитуры, даже рисунок дерева. Удивительно, что эти формы используются и в производстве других трюмо, но стоят гораздо больше. А этот русский, 90-ых годов, туалетный стол ничем не уступает в дизайне работам именитых дизайнеров, но, почему то, считается всего лишь простым, а не лаконичным и современным.
Выводы
Выводя взаимосвязь всех 9ти смыслов, я определила несколько направлений, которые проходят красной линией: изменение потребностей людей из-за экономического кризиса, исходя из этого необходимость сочетания эстетизма и функциональности и конечно символический смысл: прообраз – алтарь, некое самолюбование, в дальнейшем – самолюбование, как стремление соответствовать стереотипам общества.
Заключение
Исходя из анализа, я понимаю, почему мое первое впечатление было отрицательным. Мне, судя по всему, не хотелось мебель, которая кричала бы: трюмо для девочек! для маленьких, милых девочек! В тот момент мне хотелось чего-то более строгого и взрослого.
Положительная тенденция после анализа - это увлеченность новой темой, темой зеркал. Значением зеркал в религиозном контексте.
Список литературы
- 1) http://www.philosophy.ru/library/mirror/4.htm
- 2) Википедия
- 3) http://www.philosophy.ru/library/mirror/7.htm
- 4) Сержжо А. Росси. Российская экономика в первые 9 месяцев 1999 года // Impresa Italia. – 1999 - №5.
Причина обращения к теме
Трюмо, которое попутешествовало по нескольких хоязевам и теперь стоит в моей комнате. Интересно взглянуть на повседневные вещи более глубоко. Расширить рамки восприятия окружающего мира.
Данную работу можно предложить
Работу можно предложить современным производителям мебели. Тренды 98-99 годов переносятся и на наши дни.
Ключевые фразы работы
трюмо, зеркало, потребление в кризис 1998 года, мебель.
План работы
- Введение
- Первое впечатление
- Рисунок
- Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
- Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
- Основная часть
- Культурологический анализ продукта дизайна
- Смысловая структура продукта дизайна
- Анализ названия или концепта (не обязательная часть)
- Заключение
но не вещь.
Иосиф Бродский