Швейная машинка Zinger (ориентировочно конца XIX века)
Комментарий Т.Ю. Быстровой:
1. Обращение к барокко в пром. дизайне XIX в. 2. Городская культура России этого периода - кто шил? Как они жили, их система ценностей, их представления о быте. 3. Дизайн Зингер и все, что с ним связано. 4. Роль коричневого в интерьере и моде этого времени. 5. Сочетание технического и эстетического - вообще не раскрыто. Доделать либо 18.
работу выполнил: Радионова Анна Андреевна (403 гр.)
- Введение
- Первое впечатление
- Рисунок
- Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
- Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
- Основная часть
- Культурологический анализ продукта дизайна
- Смысловая структура продукта дизайна
- Анализ названия или концепта (не обязательная часть)
- Заключение
Введение
Объект анализа
Вашему вниманию представлен экспонат Ирбитского краеведческого музея - ручная швейная машинка Zinger. Я видела её лишь однажды, но она настолько мне понравилась, что я запечатлела её не только в памяти, но и на фотоплёнке. Как бы стара, пошарпана и потёрта эта машинка не была, она всё же привлекает к себе внимание. На неё смотришь с приятным трепетом. Как будто бьются воспоминания: о старине, о пра-пра-прабабушке... Особенно трудно не заметить основание машины, украшенное красивым барочным орнаментом. Машинка похожа на пожилую аристократку, потрёпанную временем, немного уставшую от жизни, хранящую в себе тысячи воспоминаний, переживаний, эмоций и гордо идущую с поднятой головой среди неопытной молодёжи.
Первое впечатление
Вашему вниманию представлен экспонат Ирбитского краеведческого музея - ручная швейная машинка Zinger. Я видела её лишь однажды, но она настолько мне понравилась, что я запечатлела её не только в памяти, но и на фотоплёнке. Как бы стара, пошарпана и потёрта эта машинка не была, она всё же привлекает к себе внимание. На неё смотришь с приятным трепетом. Как будто бьются воспоминания: о старине, о пра-пра-прабабушке... Особенно трудно не заметить основание машины, украшенное красивым барочным орнаментом. Машинка похожа на пожилую аристократку, потрёпанную временем, немного уставшую от жизни, хранящую в себе тысячи воспоминаний, переживаний, эмоций и гордо идущую с поднятой головой среди неопытной молодёжи.
Рисунок
Рисунок 1: Швейная машина Zinger (конец XIX в.)
Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
По запросу "Швейная машинка" в поисковой системе Yandex нашлось 12 млн. страниц. С уточнением "Швейная машинка Zinger" - 159 тыс. Очень много ссылок из этого списка приводят к объявлениям купли-продажи. В описании данной машины встречаются такие характеристики,как "старинная", "коллекционная", "раритетная", "легендарная", "хорошая".
Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
1. Загадка
Наша тетушка игла,
Строчку по полю вела.
Строчка в строчку, строчка в строчку,
Будет платье вашей дочке.
2. Пословица
НЕ СДЕЛАЕТ ТОГО ДЛИННОЕ КОПЬЕ, ЧТО СДЕЛАЕТ ПОРОЙ КОРОТКАЯ ИГЛА
3. Доисламская арабская поговорка
أَبْغَى منَ الإِبْرَةِ، وَمِنَ الزَّبِيبِ، وَمِنَ الْمِحْبَرَةِ
Развратнее иглы, или изюма, или чернильницы
4. Анекдот
Современная девушка прежде всего должна выучиться тр?м наукам: шитью,
кулинарии и парикмахерству...чтобы потом, выйдя замуж за крупного
бизнесмена, со знанием дела гонять своих портних, поварих и парикмахерш.
Культурологический анализ продукта дизайна
Культурологическая "вертикаль"
В данном случае смотрю на основание швейной машинки. Спокойная гладь поверхности и самой платформы нарушается выпуклостями и вогнутостями. Один виток перетекает в другой, вместе они связывают верх и низ, вертикаль и горизонталь, смягчают углы. В качестве первообраза, как мне кажется выступаеют узоры барочного стиля. Подобными декоративными завитками архитекторы украшали фасады зданий, стены, колонны. В центре платформы мы види и характерную для барокко фигуру - овал.
Культурологическая "горизонталь"
Долгое время лидерами в производстве швейных машин были фирмы США и Германии. В России с 60-х годов XIX и до начала XX века наибольшую известность приобрели машины фирм "Зингер", "Виллер и Вильсон", "Вилькокс и Гиббс", "Зайдель и Науманн". Вроссии массовое производство швейных машин Zinger было налажено в 20-х гг. XX в. На тот момент начал работать собственный завод фирмы Zinger.
Вначале облик швейной машины часто видоизменялся: ее корпус то выгибался изящной дугой, то выпрямлялся. Разнообразными и необыкновенно красивыми были литые чугунные платформы. Это можно объяснить тем, что в конце XIX века основной ЦА швейных машин были женщины, не имевшие специального швейного образования. При этом швейная машина считалась дорогостоящим приобретением. Так что для представительниц ЦА в XIX в. привлекательный внешний вид изделия играл первостепенную роль.
Смысловая структура продукта дизайна
1. Бытийный смысл.
Для анализа данного смысла я выделила следующие качества вещи: форма, симметрия и целостность, цвет, блеск и запах.
В отношении формы хочу сказать, что машина не симметрична. Правая часть кажется тяжелее, чем левая, что создаёт некоторый диссонанс. Вместе с тем верхняя (корпус) и нижняя (платформа) части, несмотря на различия по форме, одинаковы. Здесь имею в виду то, что механизм - это вроде бы рациональное, прямолинейное, жёсткое. Но ведь этот механиз не статичен, когда машина в действии. Точно так же и орнамент на платформе ритмичен и динамичен. Оттого и сама швейная машина целостна.
Привалирующий цвет вещи - чёрный с элементами коричневого. Чёрный цвет поглощает цвета и краски, позволяет сосредоточиться, что немаловажно при работе на швейной машине (ведь пальчики всегда на ходятся рядом с быстродвижущейся иглой). Также и коричневый цвет настраивает на серьёзный лад и не раздражает.
Блеск вещи очень приятный. Хотя машина сделана из железа, блек всё же не металлический холодный, а "теплый", "матовый". Лично для меня он очень приятен. Ещё можно сказать о чёрном блеске, который создаёт впечатление пустого пространства и визуально уменьшающий его.
Запах. Это качество связано лично с моими воспоминаниями. Когда долго держишься за металлическое колесо, на руках потом остаётся этот кисловатый запах меди. Неприятный, грязноватый.
2. Функциональный смысл.
Во-первых, стоит отметить, что машинка ручная. Чтобы обеспечить непрерывное движение иглы, нужно постоянно крутить колесо, держась за рукоядку правой рукой и совершая круговое движение. В то время как за ровность стежка отвечает левая рука, которая придерживает ткань и тянет её от себя вдоль платформы. То есть возникает некоторое неудобство, связанной с координацией движений. Руки находятся как бы в разных плоскостях. Однако при этом есть элемент сотворчества. Рычажки на платформе позволяют регулировать толщину нити и частоту стежка на усмотрение хозяйки машины. Кроме того женщина может варьировать направление стежка, двигая ткань в стороны, и сделать , анпример, какой-то рисунок.
3. Ассоциативный смысл.
Сама швейная машина яких и прямых ассоциаций не вызывает. Если подключить фантазию, можно увидеть согнутую руку, корабль. А вот курчавый орнамент на поверхности литой платформы ассоциируется с элементом декора помещения в стиле барокко. Создаётся впечатление чего-то праздничного, светского, пышного, помпезного. При этом швейная машина - это механизм, холодный металл, жесткий, тяжёлый, это рациональность и простота, подчинённая одной цели - сделать стежок.
4. Духовно-ценностный смысл.
Машина для дамы в конце XIX в. имела важное значение. С одной стороны она давала возможность проявить свою фантазию. С помощью швейной машины девушка могла сшить себе новую ленту, пришить красивое кружево и вообще придуматьи воплотить в жизнь любой предмет одежды. Мне кажется, здесь очень сильное влияние оказывало осознание возможности создать что-то новое или возвратить жизнь чему-то старому. Во-вторых, принимая во внимание отсутствие в те времена телевизора и прочих технических изобретений, можно сказать, что шитьё было неким развлечением. Издавна всё женщины в доме собирались за шитьём и делились новостями, переживаниями, секретами.
5. Знаковый смысл.
Учитывая редкость швейной машины в XIX в. в России, её наличие у хозяев говорило об их обеспеченности. Многие швейные машины передавались по наследству и служили десятки лет. Были предметом гордости. В этом отношении узоры на платформевыполненные в барочном стиле, служат подтверждением статуса.
6. Культурно-символический смысл.
С одной стороны витые узоры на чугунной платформе отсылают нас к барочному стилю (XVI-XVII вв.). Стиль барокко облагораживает. Так что эти вытесненные из металла украшения служили подтверждением статуса владельца, может быть, известности рода. Возможно, что на тот период это сочетание чего-то механистического с чем-то пышным, праздничным, декоративным было в новинку и вызывало желание обладать вещью.
7. Культурно-символический смысл.
В данном случае символ содержится во внешней форме изделия. С одной стороны можно говорить о символическом орнаменте (стиль барокко), с другой - о фирменном знаке производителя (Zinger). Для архитектуры барокко характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. C появлением барокко пространство архитектуры, плоскость стены или плафона заполняется обилием деталей так, что они скрывают конструктивные членения. Скульптурный принцип, характеризующийся ясностью границ и замкнутостью форм (как в самой скульптуре, так и в архитектуре и декоративных росписях), вытесняется противоположным - пластическим принципом, означающим свободу «перетекания» формы из одной ее части в другую. Все вместе создает живописность, в которой исчезают границы архитектурной конструкции, скульптурного, рельефного и живописного декора. Декоративные завитки - волюты - барокко сделал гигантскими. Форма волюты необычайно динамична. Пучки пилястров, сдвоенные колонны, ребра куполов изображают согласованное, мощное движение ввысь.
8. Актуальный смысл.
С одной стороны швейная машина будет нужна всегда, но лишь как механизм, который быстро делает стежок и соединяет 2 куска ткани. Современный ритм жизни, быстрые темпы развития лёгкой промышленности освобождает женщину от ручного труда. Сейчас, когда можно купить любую вещь, значение швейной машины в жизни женщины утратилось. Однако последние события в экономической сфере породили такую тенденцию, что некоторые люди стали больше шить вещи на заказ и ремонтировать их.
9. Хужожественно-образный смысл.
Заключается на мой взгляд в том, что рациональный предмет становится более привлекательным, интересным, живым за счёт присутствия элементов барокко - пышного, парадного, величественного стиля. Швейная машина теряет только утилитарное назначение и приобретает дополнительную декоративную функцию. Швейная машина как украшение интерьера.
Выводы
Машинку помню и обожаю. Вспоминаю мою бабушку. Однако, проанализировав смысловую структуру, поняла, что вещь неидеальна, немножко неудобна. А цвет её вообще не предполагает развития фантазии. Возможно даже, что хозяйка этой машинки (дама из XIX в.) её даже и не любила.
Заключение
По презнему чувствую трепет, и немного раздражение, так как вижу перед собой только фотографию. Вспоминаю свои ощущения, хочется пережить их снова, дотронуться до самой швейной машинки, но, увы и ах, возможности уж этой нет.
Список литературы
- 1. Быстрова Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль. Введение в философию дизайна. Екатеринбург: Издательство уральского университета, 2001.
- 2. www.taby27.ru
- 3. www.leonidov.com
- 4. www.tdzigzag.ru/history/singer/
- 5. Википедия
Причина обращения к теме
Данную работу можно предложить
Думаю, что моя работа пригодится всем ценителям антикварных и редких вещей, швеям, а так же всем, кого волнует судьба швейной машинки Zinger. Статью можно выложить на сайтах, так или иначе связанных со стилем барокко.
Ключевые фразы работы
швейная машинка Zinger, история швейной машинки, стиль барокко
План работы
- Введение
- Первое впечатление
- Рисунок
- Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
- Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
- Основная часть
- Культурологический анализ продукта дизайна
- Смысловая структура продукта дизайна
- Анализ названия или концепта (не обязательная часть)
- Заключение
но не вещь.
Иосиф Бродский