Серьги-кольца фирмы Marmalato (2008)
Комментарий Т.Ю. Быстровой:
Елена, есть еще одно значение: в XIX в. их называли "кольца рабыни". Это так, для глубины понимания... Не уцвидела функциональный смыл - зацепиться волосами и т.п. Оценка 38.
работу выполнил: Терещенко Елена, группа 403
- Введение
- Первое впечатление
- Рисунок
- Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
- Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
- Основная часть
- Культурологический анализ продукта дизайна
- Смысловая структура продукта дизайна
- Анализ названия или концепта (не обязательная часть)
- Заключение
Введение
Объект анализа
Выбирала я эти серьги только по соображениям цвета (они подходили под вновь приобретенную сумочку), так же понравились они мне своей классической круглой формой. Кроме того, они не сразу бросаются в глаза (они не слишком блестящие, не отличаются чем-то сверхоригинальным). Про них, при первом взгляде, я могу сказать: простые, обыкновенные. Нельзя сказать, что они мне очень дороги, нельзя сказать, что я к ним отношусь как к чему-то очень красивому, можно сказать, что они вызывают во мне равнодушие, как и любая повседневная вещь
Первое впечатление
Выбирала я эти серьги только по соображениям цвета (они подходили под вновь приобретенную сумочку), так же понравились они мне своей классической круглой формой. Кроме того, они не сразу бросаются в глаза (они не слишком блестящие, не отличаются чем-то сверхоригинальным). Про них, при первом взгляде, я могу сказать: простые, обыкновенные. Нельзя сказать, что они мне очень дороги, нельзя сказать, что я к ним отношусь как к чему-то очень красивому, можно сказать, что они вызывают во мне равнодушие, как и любая повседневная вещь
Рисунок
Рисунок 1: Серьги-кольца фирмы Marmalato (2008)
Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
По запросу «серьги» нашлось 7 млн. страниц, чаще всего в сочетании с: «из золота» «с топазом (бриллиантом и прочее)», «для пирсинга».
По запросу «круглые серьги» нашлось 346 тыс. страниц, чаще всего в сочетании с уже вышеперечисленным + «оптимальный выбор для овального лица».
По запросу «круглые серьги Marmalato» нашлось 17 страниц в сочетании с ценой и другими названиями украшений
Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
Cерьги – один из cамых популярных объектов пословиц, поговорок и присказок: «Хоть муж и в голях, да жена в бусовых серьгах», «Для милого дружка не пожалею и сережку из ушка», «Всем сестрам по серьгам», «У него не спи в серьгах – позолота слиняет», «Бог дал серьгу тому, у кого уха нет».
«Она носит серьги в виде пчелы. Однажды она оставила их на тумбочке и я пытался прибить их газетой» (Анекдот)
«Отец говорит сыну:
- У тебя в ухе серьга, а серьги носят или пираты, иль голубые: фрегата под окнами я что-то не вижу». (Анекдот)
«По улице идёт мужик с ружьём и встречает знакомого. Тот его спрашивает:
- Куда ты идёшь?
- К тёще на день рождения. Подарок ей купил: серьги.
- А ружьё зачем?
- Дырочки в ушах сделать». (Анекдот)
Культурологический анализ продукта дизайна
Культурологическая "вертикаль"
Первообразом данной вещи, является традиционные серьги в виде колец, подобная форма являлась традиционной еще с древних времен. В древности люди считали, что уши были вратами, через которые входили и выходили духи (Фрэзер, том III, стр. 31). Кроме того, уши считались прибежищем разума, у древних была настоятельная необходимость защищать уши амулетами в виде колец. В доисторические времена люди уже прокалывали себе уши и носили серьги. Эта традиция была распространена в Индии, Египте, у арабов и евреев. Кеннеди утверждает в своей статье «Талисманы и амулеты» (ЭРЭ (Энциклопедия религиозной этики), том 3, стр. 439) что недавние раскопки показывают, что серьги рассматривались как нечто, предназначенное для заклинания и колдовства. Люди, которые носили подобные предметы, искреннее верили в то, что это защитит их от дурного. Вкратце говоря, древний обычай носить украшения обусловлен стремлением защитить разные места на теле от посягательств злых духов. Круглая форма колец является отражением культовой символики, она отражала культ луны и змеи, а так же солнца.
Культурологическая "горизонталь"
Самой яркой тенденцией сезона весна 2008 года стал стиль 60-х: А-силуэт, ультра-мини, крупные очки, утрированные высокие каблуки, банты, укороченные пальто, лакированные аксессуары. Так же актуальными были такие тенденции как минимализм 90-х, спорт-люкс и гранж. Приветствовалась многослойность, использование черно-белой графики и золота с серебром. Загадочное слово «tribal» включало в себя все, что связано с этникой: Африка, индейцы, Южная Америка, Индия. В сезоне весна-лето 2008 дизайнеров вдохновил стиль одежды древних греков, а так же Азия, Африка и Океания, Шотландия и Средиземноморье. Древнегреческий стиль пришелся по вкусу молодым и стройным покорителям Олимпа: греческие сандалии, туники, платья точь-в-точь как на античных вазах времен Римской империи. Любительницам экзотики и афро-стиля дизайнеры предлагали одежду, где яркие цвета джунглей отражены в цветочных принтах, полосках зебры, имитации кожи питона. Судя по увиденному на мировом подиуме, весной 2008 в моде была приглушенно-сдержанная нейтральная палитра серого и шоколадного оттенков, оживленная редкими вспышками цвета (желтый, фиолетовый, оранжевый и прочее). Так же наблюдалось очередное возвращение желтого цвета, а также ярких аксессуаров ярких солнечных жизнерадостных оттенков. Дизайнеры отказывались от базовых цветов и заменяли их дерзкими оттенками, да еще и украшенным экстравагантным графическим рисунком. Блестящее серебро, благородная платина, сверкающее золото: так выглядела весна 2008 года. Безразлично, тонкая ли это вплетенная металлическая нить или чистая отделка.
Портрет потребителя:
Основной целевой аудиторией марки Marmаlato являются молодые девушки от 13-25 лет, большую часть которых составляют студентки. Это молодые, яркие девушки, которые хотят выглядеть стильно и при этом не тратить слишком много денег, по той причине, что у студентов их просто не хватает =)). Кроме того, для них важен престиж марки: осознавать и говорить подругам, что сережки куплены в Marmalato гораздо приятнее, чем осознавать и говорить о том, что они куплены в дешевом киоске на последние деньги. Эти девушки любительницы различных распродаж, конкурсов, подарков и прочих приятных мелочей. Молодые девушки ходят в магазин для эмоций!
Смысловая структура продукта дизайна
1. Бытийный смысл
Был проведен анализ по следующим показателям: форма, цвет, блеск
Форма: круг
Совокупность, совершенство, единство, вечность – символ полноты, законченности, который может заключать в себе идею и постоянства. Помимо точки, или центра, которая разделяет его символизм, круг – единственная геометрическая фигура, неделимая на себе подобные и одинаковая во всех точках. Для неоплатоников круг является воплощением Бога и неограниченным центром космоса. Так как круг, иногда сфера – фигура без четкого начала и конца – это наиболее важная и универсальная из всех геометрических форм в мистических учениях. И так как он может обозначать другие важные символы – колесо, диск, кольцо, циферблат, солнце, луну, его символизм довольно трудно определить. (Примечание: именно поклонение луне и солнцу, сделало круг основой в украшениях)
Для древних обозримая вселенная виделась, без всяких сомнений, кругообразной – сюда входили не только сами планеты, включая предполагаемыйземной диск, окруженный водой, но также их циклические движения и сменавремен года. Символические значения и функции при использовании круга для измерения времени (солнечные часы) и пространства (основные астрологические и астрономические исходные точки) составляли неразрывное единство. Небесный символизм и вера в небесную силу лежали в основе первобытных ритуалов и ранней архитектуры по всему миру: круговые танцы и ритуальные хороводы вокруг огня, алтаря или идола, передаваемая по кругу трубка мира – у индейцев Северной Америки; круглые формы юрт, шатров и самих стойбищ кочевых народов; кружение шаманов; круговая структура металитических знаков и сооружений в неолитический период. Круг имел как защитное,так и божественное значение, как, например, у кельтов, – и это значение все еще сохраняется в фольклоре, но уже в новых, современных формах:вспомним загадочные кольца на фермерских полях и летающие тарелки. Круг также представлялся объектом, заключающим в себе гармонию, – как Круглый Стол в легенде о короле Артуре или широко используемое в современной английской идиоматике выражение «колдовской круг связей и знакомств».Во многих изображениях кругу придавался динамизм с помощью лучей, крыльев, языков пламени, что особенно заметно в древнеегипетскойи мексиканской иконографии. В этих случаях круг символизирует мощь солнца или созидательные, плодотворные космические силы. Круг может быть мужским знаком (например,солнца) или женским (материнского лона). Круг (женское начало) вокруг креста (мужское начало) – в Египте символ единства противоположностей, также встречается в Северной Европе, в Китае и на Ближнем Востоке. В китайском символе «инь – ян», обозначающем взаимозависимость мужского и женского начал, используется круг, разделенный S-образной линией на два цвета, в центре каждого из которых – маленький кружок противоположного цвета. Точка в круге – астрологический символ солнца и алхимический символ золота. По К. Юнгу, круг, объединенный с квадратом, – символ связи между душой или «я» (круг) и телом или реальностью (квадрат). Замечателен факт совпадения этого толкования с буддийской традицией, где мандала, на которой круг вписан в квадрат, символизирует переход из материального мира в духовный.
Цвет: фиолетовый
Последняя цель красного, импульса к переживанию и завоеванию, - успокоение в удовлетворении. Красный находит свое разрешение в синем.
Синий, мирный и расслабленный покой, имеет целью восстановление, накопление сил для глубоких переживаний и действенных завоеваний. Синий находит свое смысловое разрешение в красном. Оба пути ведут к единению. Красный путь достигает отождествления через боевое завоевание. Синий путь стремится к отождествлению через самопожертвование.
Оба цвета, красный и синий, стремятся к отождествлению, единению и слиянию в виде любви.
Красный путь - мужской, патриархальный.
Синий путь - женский, матриархальный.
Мужской красный и женский синий сливаются в фиолетовый. 75% детей до наступления половой зрелости, в возрасте с недифференцированными половыми признаками, предпочитают фиолетовый цвет. Среди умственно отсталых детей фиолетовый цвет выбирают 80% детей. Цвету, который не отделяет мужского красного от женского синего, часто отдают предпочтение гомосексуалисты. По средним статистическим данным фиолетовый цвет предпочитают также беременные женщины, однако сразу после родов этот цвет либо совершенно отвергается ими, либо избирается на основании индивидуального вкуса.
Крупный и в свое время известный психолог Вильгельм Вундт приписывал фиолетовому цвету, на основании его связи с красным и синим, одновременно склонность к мрачно-меланхолической серьезности и взволнованно-тоскливому настроению. При этом Вундт, видимо, имел в виду сумеречный фиолетово-синий цвет. Ученик Вундта Стефанеску-Гоанга метко охарактеризовал действие этого цвета как "завуалированное возбуждение". Это, якобы найденное экспериментальным путем значение, справедливо и для средне-светлых нюансов фиолетового цвета.
Готфрид Хаупт в своей диссертации "Цветовая символика в сакральном искусстве" пишет: "В то время, как черный означает абсолютное ничто, фиолетовый представляет собой скрытую тайну..." Как в средневековой живописи по стеклу (роспись окон в церквях), так и в сохранившемся до сегодняшних дней римско-католическом церковном культе, фиолетовый является цветом искреннего раскаяния, смирения, кротости, святого уединения. Фиолетовый аметист в перстне кардинала означает воздержанность. Гомосексуалисты, которых во Франции называют "les violets" и которые действительно в своем большинстве предпочитают в цветовом тесте фиолетовый цвет, часто возводят эротику в культ и не являются ни умеренно-воздержанными, ни склонными к смирению и раскаянию. Всевозможные оттенки фиолетового цвета от светлых, резких, с их пикантно-эротическим воздействием, до темных, выражающих глубокомыслие, раскаяние, смирение и мистику, имеют одну и ту же цель, один и тот же смысл: чувственное отождествление. В таком состоянии находится будущая мать, эстет, эрот и человек, верящий в таинственное, божественное. Фиолетовый цвет – это гармония противоречий. Если сопоставить цвет с украшением, можно сделать вывод, что данный оттенок фиолетового (резкие светлый) можно воспринимать как сексуальное начало в данной вещи, такой цвет безусловно подходит для сережек.
Блеск:
Яркий блеск металла сопоставлен здесь с тусклым блеском фиолетового напыления. Блеск металла отражается на лакированной поверхности и делает блеск равномерным, что не привлекает внимание отдельно к металлу, а привлекает к вещи целиком. Блеск всегда привлекает внимание, он может быть раздражающим, тусклым, приятным, жирным и т.д. В данном случае, блеск приятен, он не раздражает глаза, при первом взгляде – это не первое, на что обращает внимание.
2. Функциональный смысл
Первоначальное назначение вещи.
Серьги появились как мужское, а не как женское украшение. И первоначально серьги использовались как амулет. Прокалывая тело, любую ее часть древние люди приносили жертву богам в виде крови (обычно это были мужчины, которые отправлялись на охоту), но считалось, что с кровью уходит душа (особенно через мочки уха, нос, соски, пупок) и места проколов начали «закрывать» серьгами. Поскольку божественным началом обладали небесные тела (луна, солнце), то серьги приобретали форму круга.
Эстетическая функция:
В современном мире потеряно первоначальное значение круглой серьги. Особенный вклад в круглые серьги (пластмассовые, или с яркими пластмассовыми, лаковыми вставками) внесла мода 80х, так называемый стиль «диско» с массивной пластмассовой бижутерией. Запоминающийся образ: афроамериканка с шарообразной прической и массивными круглыми кольцами в ушах. В современной моде возвращаются тенденции 80-х, и данные серьги тому подтверждение. Теперь серьги – это элемент стиля, украшение, благодаря которому можно завершить образ.
3. Знаковый смысл.
По тому, какие серьги носит девушка, можно легко понять какой стиль она предпочитает, каков ее характер и даже то, как она предпочитает себя вести. Есть большая разница между тонкими золотыми кольцами и такими кольцами, какие представлены на фотографии. Кроме того, по тому какие серьги носит девушка, можно судить о том, знает ли она себя, свои особенности, например, круглые серьги плохо смотрятся с круглым лицом, но подчеркивают лицо овальное, они хорошо смотрятся с короткой стильной прической и совершенно теряются в длинных волосах и так далее.
4. Ассоциативный смысл.
По форме и цвету, серьги ассоциируются с кольцами Сатурна, они не равномерные по толщине и складывается впечатление, будто они обвивают что-то необъятное.
5. Духовно-ценностный смысл.
Серьги для современной девушки не просто украшение, они позволяют завершить созданный образ и заявить о себе как о человеке, способном создать свой неповторимый образ. Они могут не быть золотыми или серебряными, но выделятся своей формой, цветом. Здесь необходимо быть аккуратной, ведь неправильно подобранная бижутерия может повлиять на имидж и создать впечатление о девушке, как о не имеющей вкуса, чувства стиля и прочее. Но девушка, которая целесообразно не носит ювелирные украшения, а предпочитает бижутерию, создавая при помощи нее свой собственный образ, заявляет о себе, показывая свою индивидуальность.
6. Культурно – исторический смысл.
Для древних египтян и ассирийцев серьга символизировала высокое положение в социуме. Серьга в древнем Риме обличала раба. Древние греки, носившие серьги, зарабатывали себе на жизнь проституцией. Кроме того, серьги носили как амулеты, которые защищали части тела от злых духов. В XIII в. католическая церковь, вооруженная религиозной догматикой, запретила изменять тело, сотворенное «по образу и подобию». Этот запрет коснулся и прокалывания ушей. Но в некоторых сословиях продолжалась такая традиция. Цыгане, продевали в ухо серьгу мальчику, родившемуся после смерти предыдущего ребенка. Воры серьгой демонстрировали бесстрашие перед церковным судом и принадлежность к социальному «дну». У пиратов серьга означала захваченный им корабль. Мореходы надевали серьгу после пересечения экватора. Такой моряк имел право в портовых кабаках безнаказанно класть ноги на стол. Особый смысл в серьгу вкладывали казаки. В левом ухе ее носил единственный сын матери-одиночки. В правом — единственный сын у родителей. В обоих ушах — последний в роду, кормилец и продолжатель рода. По казачьей традиции, атаман или есаул был обязан оберегать такого, особенного человека. Во время войны, например, его не имели права подвергать смертельному риску, не отсылали на верную гибель в самое пекло. В Эпоху Возраждения серьги стали элементом украшения и потихоньку начали терять свой первоначальный смысл (амулета). Хотя запрет церкви отменен не был, но фактически о нем забыли. На портрете французского короля Генриха III заметно, что левое его ухо украшает серьга.
Традиция носить золотые сережки и серьги из серебра прижилась и на Руси. Серьги для русичей были не просто украшением, по ним можно было прочитать историю и социальное положение семьи. Так простолюдины носили серьги из меди и дерева, зажиточные торговцы могли позволить себе более дорогие серьги из серебра, ну а членам княжеской семьи полагалось носить серьги с изумрудами и рубинами.
До XII в. витязи прокалывали себе одно ухо. В ту пору украшение называлось «одинец», а мужчина, его носивший, — «серьгач». Во время боярства от прокалывания ушей отказались. В Петровскую эпоху мужские серьги тоже не пользовались популярностью: украшения были мало видны под длинными париками. Зато серьги красовались в ушах слоев непривилегированных. Ими вовсю «щеголяли» холопы. Серьга в ухе для них была символом принадлежности хозяину. В елизаветинские времена парики стали короче и мочки придворных модников украсились серьгами. реди военных серьги вошли в моду во времена правления Павла I, это были именно женские серьги - русские женщины, чтобы уберечь солдат от шальной пули, дарили им свои серьги («для милого дружка хоть сережку из ушка!»). Такие серьги были своеобразными оберегами, защищавшими от злых духов и шальных пуль, так они превратились в мужской талисман.
Современные модные тенденции не делают различий по половому признаку, позволяя носить серьги как женщинам, так и мужчинам. Крупные пластамассовые серьги ярких цветов и серьги с лаковыми вставками пришли к нам из стиля «диско» 80-х годов и в начале века вновь приобретают актуальность.
7. Культурно-символический смысл.
Кроме символики круга, здесь имеет место быть символика нуля.
0 (Ноль) являет собой бесконечность, бесконечное безграничное бытие, первопричину всего сущего, Брахманду или яйцо Вселенной, солнечной системы во всей ее полноте. Таким образом, ноль определяет собой универсальность, космополитизм. Он также связан с отрицанием и ограничением. Так ноль означает бесконечное величие и бесконечную малость. Он знаменует собой круг бесконечности и центральную точку, атом.
В западной эзотерической традиции ноль считается символом вечности. Удивительно, но ноль впервые появился в западном мире только несколько столетий назад. Его введение в значительной мере помогло развитию математики и современной технологии. На востоке, где ноль был известен с зарождения цивилизации, он почитался как шунья, или пустотность, что лежитт в основе буддизма.
Традиционные западные соответствия для этого числа: беспредельность, непознанность, безграничность, пустотность, истина, чистота, любовь, альфа и омега, полнота, первопричинность, непроявленность, вдох Бога, источник сущего, пространство, осознанность.
8. Актуальный смысл.
Серьги кольцами будут всегда – это классическая форма, известная нам еще с древности, которая несет в себе горы смысла. Всегда будут существовать люди, которые будут неравнодушны к подобной форме серёг. Может меняться фактура, цвет, материал, но форма останется. Данные серьги всегда будут актуальны именно своей формой.
Кроме того, мода имеет свойства возвращаться, такие серьги были в моде 80-х, сейчас они в моде начала XXI века и кто знает, может они будут актуальны спустя 200 -300 лет.
9. Художественно-образный смысл
Крупные круглые серьги у меня будут всегда ассоциироваться с 80-ми, с образом афроамериканок с шарообразными прическами. Кольца – это динамика, классика они походят почти к любому образу: спортивному, классическому, романтическому и т.д. К данным серьгам подходит такой образ: девушка с короткими волосами, в кожаной куртке, в узких джинсах, балетках, с ярким маникюром.
Выводы
Данная вещь наполнена всеми девятью смыслами, которые связаны между собой секусальным началом и связью с бесконечным космическим. Данная вещь гармонична и целостна.
Заключение
В ходе работы над анализом, я полностью поменяла свое отношение к данной вещи, мне показалась она настолько полной, тайной, даже в некотором роде мистической. Кроме того, во многих своих значениях она отражает грани моего характера. Я почти уверена,что не мы выбираем вещь, а вещь выбирает нас. Задача дизайнера - это наполнить вещь всеми смыслами так,чтобы они создавали единую концепцию и делали вещь целостной и гармоничной.
Список литературы
- 1. Происхождение традиции носить серьги и украшения в древности. Под ред. Христианской Австралийской церкви, 1994, www.logon.org.
- 2. История серег, www.safronova.ru.
- 3. Тресиддер Джек. Словарь символов, www.gumer.org.
- 4. Психологическая характеристика цвета, www.aquarun.ru.
- 5. Материалы Википедии
Причина обращения к теме
С недавних пор я поймала себя на мысли,что я очень люблю серьги-кольца или серьги идеальной круглой формы. В момент выбора анализируемого предмета данные серьги были на мне. Кроме того, это единственные серьги из моей коллекции, которые не вызывают во мне никаких эмоций.
Данную работу можно предложить
Как идею для разработки рекламной кампании ювелирных магазинов и магазинов аксессуаров ("Accessorise","Marmalato" и т.д.).Как статью в журналы Voque, Elle и прочее.
Ключевые фразы работы
серьги, серьги-кольца, круг, символ круга, символ ноль, фиолетовый цвет, традиция носить серьги, история серёг
План работы
- Введение
- Первое впечатление
- Рисунок
- Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
- Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
- Основная часть
- Культурологический анализ продукта дизайна
- Смысловая структура продукта дизайна
- Анализ названия или концепта (не обязательная часть)
- Заключение
но не вещь.
Иосиф Бродский