серебряный сливочник, изготовленный "Московской ювелирной фабрикой" в начале XX века (до 20х гг - точная дата неизвестна)
Комментарий Т.Ю. Быстровой:
Хотелось бы более подробно о связи с модерном (русским модерном), отличиях от "классического" модерна и т.п. Далее тема высокого и обыденного, серебряной посуды, которой пользовались аристократы, и демократизации культуры, которая начинается в XX в. Не доказана причастность продуктам дизайна. Оценка 32
работу выполнил: Лазарева Ирина гр.403
- Введение
- Первое впечатление
- Рисунок
- Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
- Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
- Основная часть
- Культурологический анализ продукта дизайна
- Смысловая структура продукта дизайна
- Анализ названия или концепта (не обязательная часть)
- Заключение
Введение
Объект анализа
Анализируемый мной предмет – серебряный сливочник. Его перемещали из одного шкафа в другой, почему не помню – тогда мы и увиделись в первый раз. Поблёскивая, пузатенький сливочник (по форме очень похожий на грушу) прямо-таки просился в руки, а когда я его взяла, оказалось, что он идеально для этого подходит. И возникло ощущение, что я очень давно его знаю, и, одновременно, что он пришёл откуда-то из неведомого, далёкого мира, что его окружает какая-то таинственная аура. Вероятнее всего, это аура прошлого, история, частью которой он является.
Первое впечатление
Анализируемый мной предмет – серебряный сливочник. Его перемещали из одного шкафа в другой, почему не помню – тогда мы и увиделись в первый раз. Поблёскивая, пузатенький сливочник (по форме очень похожий на грушу) прямо-таки просился в руки, а когда я его взяла, оказалось, что он идеально для этого подходит. И возникло ощущение, что я очень давно его знаю, и, одновременно, что он пришёл откуда-то из неведомого, далёкого мира, что его окружает какая-то таинственная аура. Вероятнее всего, это аура прошлого, история, частью которой он является.
Рисунок
Рисунок 1: серебряный сливочник, изготовленный "Московской ювелирной фабрикой" в начале XX века (до 20х гг - точная дата неизвестна)
Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
в поисковой системе Yandex словосочетание "серебряный сливочник" встречается на 5391 страницах, чаще всего в связи с экранизацией, постановками и книгами Пелема Вудхауза "Семейная честь Вустеров" (>100) и в связи с разного рода интернет-аукционами
Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
я нашла пословицы и поговороки о посуде, серебре и молоке(сливках)(не совсем о конкретном классе предметов):
Битая посуда два века живет — человек, получивший ранение или уве-чье, проживет очень долго
Снимать сливки — брать себе самое лучшее, самое выгодное.
Видит собака молоко, да рыло коротко — и хотелось бы иметь что-либо, да оно недоступно.
молочные реки, кисельные берега - изобилие.
Серебро снегов.
Серебро седины.
Голосок звенит серебром - мелодично и звонко.
Серебряная свадьба — двадцатипятилетие супружеской жизни.
Относительно посуды существует ещё множество примет:
1. на Руси всю кухонную утварь накрывали (как глухими крышками, так и лучинками, каторые символически запечатывали" посуду, чтобы во внутренний мир человека- через желудок- не проник нечистый дух);
2. для моряков было дурной приметой обнаружить перед выходом в море перевернутую посуду - она ассоциировалась с лодкой
3. на свадьбе жених с невестой бьют всё, что им под руку попадётся, и чем больше осколков -тем больше счастья.
Культурологический анализ продукта дизайна
Культурологическая "вертикаль"
Китайцы не добавляли в чай сливки, поэтому первые серебряные кув-шинчики для сливок появились в Англии в период правления королевы Ан-ны, когда у англичан сложилась своя церемония чаепития, и к чаю традици-онно подавались чай и сливки. Первые сливочники были снабжены просты-ми круглыми основаниями, но со временем формы менялись: шлемовидный (1760-1820, эпоха Георга III), маленькие приземистые овальной формы, ша-рообразные, в форме усечённого конуса, грушевидные, на поддоне или нож-ках, с выступающим носиком на верхнем краю тулова с боковой рукоятью, в форме коровы (сливочник Николаса Спримонта (1716-1771) в виде коровы) и пр.
В Англии после буржуазной революции 1640-60 г.г. требования буржуа-зии начинают играть всё большую роль в формировании английской художе-ственной культуры, в том числе и прикладного. А посуда из серебра подчёр-кивала состоятельность её владельца и его «передовитость» (до XVII века ели вообще только руками, а для сохранения чистоты рук использовали од-норазовые перчатки).
В России первый серебряный сервиз был изготовлен по указу Петра I в начале XVIIIвека. Благодаря широкому распространению новомодных на-питков (чая и кофе), которые появились в результате реформ императора в области быта, употреблению в пищу заморских специй в России появились новые формы посуды. Причём русские мастера не только копировали запад-ные образцы, но и изобретали собственную оригинальную посуду.
Екатерина Великая сама тщательно следила за тем, чтобы для изготов-ления посуды использовалось серебро самого высокого качества. Именно в её правление серебряная посуда стала невероятно востребована при дворе: высший свет хранил в «закромах» тонны серебряных изделий – один только граф Орлов выставлял на приёмах сервиз, состоящий из 3274 предметов, на изготовление которого ушло 2 тонны серебра (примерно).
Сама форма сливочника, как мне кажется, заимствована от крестьянско-го кувшина, только размеры изменены. Это произошло потому, что и по-требности изменились: или напоить молоком большую семью (а это всегда был один из основных элементов крестьянского рациона), или добавить пару капель в чай за обедом. Материалы, естественно, тоже изменились: не кера-мика, а серебро, более подходящее высокородным особам. К тому же появи-лась ручка (я обращала на неё внимание при первой встрече со сливочни-ком), а то, как за неё надо было браться, подчёркивает некоторую чопорность, пренебрежительность.
Культурологическая "горизонталь"
Сливочник, который я описываю, появился примерно в начале XX века (до 20х г.г.). Произведён он на Московской ювелирной фабрике. Тогда в больших городах (например, в Москве) было немало семей, имевших фамильное серебро. Изготовлялось оно на заказ или производилось на фабрике готовым комплектом, оно всегда очень ценилось.
Пользователи этого сливочника – представители интеллигенции (люди умственного труда, обладающие образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры; общественный слой людей, занимающихся таким трудом). Сказалось влияние стиля модерн (отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, расцвет прикладного искусства; сочетание художественной и утилитарной ценности создаваемых произведений, вовлечение в сферу прекрасного всех сферы деятельности человека)
Смысловая структура продукта дизайна
1.бытийный смысл
Суть описываемого мной сливочника, как и любого другого сосуда, - это пустота, которую он в себе имеет
изнутри сливочник покрыт золотом, имеющим жёлтый блеск, который притягивает к себе внимание, отвлекая от всего предмета целиком - серебро само по себе обладает не таким мощным и стимулирующим блеском, а тут оно ёще покрыта патиной, "пылью времён". но именно потому, что в нем почти нет этого зеркального серого блеска, от него веет не технологичностью, а некоторым уютом (старое нечищеное серебро имеет слегка желтоватый оттенок).
сливочник ассиметричен (ручка и носик расположены противоположно друг другу ручка значительно больше) Но именно это и показывает нам динамику: стоит только поднять сливочник за ручку, и он сразу наклоняется в сторону носика, куда и потечет содержимое.
2. Функциональный смысл.
изначальной потребностью, которую удовлетворял молочник, функцией, которую он выполнял, было непосредственно вмещать молоко (сливки) и стоять на столе с этим содержимым, являться элементом сервировки стола в соответствии этикету. Сейчас этот смысл утерян, и сливочник просто хранится как семейная реликвия.
3. знаковый смысл
Серебрный сливочник, как и любая другая посуда из этого материала, показывала достаток владельца, его ценности, уровень культуры (например, как он соблюдает правила гостеприимства).
4. ассоциативный смысл
без носика и ручки сливочник похож на грушу, только усечённую (расширяется к низу). но каких-либо других ассоциаций не вызывает - на предка (на кувшин) не похож, т.к. нет изгибов тулова
5. духовно-ценностный смысл
раньше как предмет серебряной посуды нес информацию о том, что владелец считал эстетичным, каовы были его представления о богатстве. Сегодня основная его ценность - это зыбкая память о пра-пра-бабушках и дедушках, об истории семьи.
6. культурно-историческиетакая посуда (дорогая, из дорогих металлов) всегда будет демонстрировать достаток владельца. О большем трудно говорить, возможно потому, что сама форма появилась относительно недавно и не успела "обрасти" этими смыслами.
7. культурно-символический смысл
Круг - совокупность, совершенство, единство, вечность – символ полноты, законченности, который может заключать в себе идею и по-стоянства. Но этот круг неполный, он незамкнут, нет и полноты, да и основное назначение этой вещи – выпускать из себя содержимое, становиться неполным.
кроме круга есть еще роза, выгравированная на тулове, которая символизирует психическую целостность и гармоничное развитие личности, эволюцию и развитие. В отношении серебрянного сливочника речь может идти об успехе и прогрессе, которые сопутствуют владельцу. Использование этого символа должно было поднять владельца еще выше в глазах гостя.
8. актуальный смысл.
сливочники (вообще и серебрянные в частности) всегда будут в сервировке стола в ресторанах, на официальных приёмах и пр. Но в повседневном использовании ему нет места - он предназначен для того, чтобы его наполнили сливками только для однократного приёма пищи (чай-кофе, это не важно) и подали к столу. то сегодня будет этим заниматься в условиях нехватки времени, ограниченности линого пространства (типовые квартиры точно меньше апартаментов аристократии и пр.)?
9. художественно-образный смысл
Серебряная посуда да с позолотой внутри, да с патиной всегда будет ассоциироваться со стариной, а начало прошлого века - это уже все-таки не вчерашний день
Выводы
Проанализировав серебряный сливочник начала XX века, я пришла к выводу, что у рартетных или коллекционных вещей функциональный смысл уходит на второй план, а то и дальше (возможно, уже стоит вести речь о предмете). И основные смыслы таких вещей - духовно-ценностный и знаковый( к данному сливочнику это не относится, т.к. он не выставляется для показа кому-л по особым причинам)
Заключение
В процессе анализа я убедилась, что этот предмет - всё-таки загадка и хранит историю, сам являясь частью этой истории. И что он, действительно, очень далёк от современного мира.
Список литературы
- Быстрова Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль http://sigils.ru/symbols/.html
- http://slivochnik.narod.ru/
- материалы Википедии
Причина обращения к теме
В "Кофейной книге" М.Фрай был рассказ М.Богдановой и О.санжаровой "Кофейная кантата". И там главная героиня "влюбилась" в антикварный сливочник, который принесли сдавать в антикварную лавку. И я вспомнила, что дома как раз есть почти такой же, который мне очень-очень нравился. А почему бы и нет?
Данную работу можно предложить
в гастрономическом журнале "Стол" (вместе с правилами сервировки); в журналах "Я покупаю", "ле табуре" вместе с рекламой ювелирных, интерьерных салонов (но необходимо будет дополнение), в любых других СМИ, которых заинтересует история вещей, их значение.
Ключевые фразы работы
серебряный сливочник, молочник, история посуды, молоко, сливки, серебро
План работы
- Введение
- Первое впечатление
- Рисунок
- Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
- Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
- Основная часть
- Культурологический анализ продукта дизайна
- Смысловая структура продукта дизайна
- Анализ названия или концепта (не обязательная часть)
- Заключение
но не вещь.
Иосиф Бродский