taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре, у нас появился логотип!  


Переделанная работа - Кружевной веер складной с Российским гербом в центре, автор неизвестен, Россия. 1880-е гг.

Комментарий Т.Ю. Быстровой:

Стало лучше, Ирина, но связи смыслов (и времен) так почти и не получилось. Слабый контент-анализ. Оценка 34.




 

 

работу выполнил: Павлюкова Ирина Сергеевна, гр.403

Введение


Объект анализа

Он легкий, светлый, женский, утонченный, кружевной. Первые ассоциации с чем-то невинным и женственным, посмотрев подольше, рассмотрев его, возникает параллель с XVIII веком балами.
А также у меня сразу возникают воспоминания из детства. Когда я ходила дома с веером (чаще всего, одев на себя, мамину длинную юбку) и обмахивалась им, только у меня был деревянный с папирусом, на котором были изображены птицы и какая-то растительность, и при этом считала себя очень «важной» дамой. Особым влиянием, как мне кажется, были сериалы того времени. Как сейчас помню картинку: бал, две девушки сидят в софе и обсуждают кавалеров, обе в пышных юбках, одна прикрывает веером лицо и смотрит на понравившегося мужчину, а другая гордо сидит, сложив его и положив на колени. При этом я четко помню веер в руках девушки, он был бежевый и кружевной, орнамент - цветы.

Первое впечатление

Он легкий, светлый, женский, утонченный, кружевной. Первые ассоциации с чем-то невинным и женственным, посмотрев подольше, рассмотрев его, возникает параллель с XVIII веком балами.
А также у меня сразу возникают воспоминания из детства. Когда я ходила дома с веером (чаще всего, одев на себя, мамину длинную юбку) и обмахивалась им, только у меня был деревянный с папирусом, на котором были изображены птицы и какая-то растительность, и при этом считала себя очень «важной» дамой. Особым влиянием, как мне кажется, были сериалы того времени. Как сейчас помню картинку: бал, две девушки сидят в софе и обсуждают кавалеров, обе в пышных юбках, одна прикрывает веером лицо и смотрит на понравившегося мужчину, а другая гордо сидит, сложив его и положив на колени. При этом я четко помню веер в руках девушки, он был бежевый и кружевной, орнамент - цветы.

Рисунок

Кружевной веер складной с Российским гербом в центре
Рисунок 1: Кружевной веер складной с Российским гербом в центре

Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет

В поисковой системе Yandex словосочетание «кружевной веер» встречается 70 тыс раз. Запросов «кружевной» - 6 995, а «веер» - 21 853. Выбранная мною вещь чаще всего сопровождается словами: белый – 4 120, черный – 3 863, свадьба – 2 494, испанский – 1 879 ,аксессуар – 1 437, Венеция – 1 330, сувенир – 1 211, утонченный – 808, женственный – 511.

Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект

Анекдоты:
- Возьмите назад ваш веер. Он сломался в первый же день.
- Я же говорил вам, что махать нужно не веером, а головой.

В театре.
- Извините, вы сели на мой веер!
- Я? То-то мне показалось, что снизу дует.

Пословицы и поговорки:
Ветра переставом не переймешь. Веером тумана не разгонишь.
Японская:
Нужен, как веер осенью. Как рыбе зонтик. (Aki no ogi)
Китайская:
Продающий веер обмахивается рукой.
Французская:
Веер в руках красавицы — скипетр на владение миром.

Из всех предметов, составляющих туалет элегантной женщины, ни один не может так ловко использоваться, как веер.
(Мадам де Сталь)

Стихотворения:
Сквозь опущенные веки
Вижу, вижу - ты со мной,
И в руке твоей навеки
Нераскрытый веер мой...
(А. Ахматова)

Когда б владел я целым миром,
Хотел бы веером сим быть;
Всех прохлаждал бы я зефиром
И был бы всей вселенной щит;
А ты, махаясь, Хлоя, мною,
От жара сильного дыша,
Как солнце бы цвела красою,
Моей быв тенью хороша.
(Г. Державин «Веер»)

Торговец веерами
принес охапку ветров.
Ну, и жара!
(Из японской поэзии)

Культурологический анализ продукта дизайна


Культурологическая "вертикаль"

Первообразом веера можно считать опахала Древнего Востока, которыми пользовались императоры. Они представляли собой круглую раму с ручкой, покрытую шелковой тканью или тончайшей бумагой, скрепляемой у основания рукоятки.
Опахало известно на Востоке ещё с глубокой древности — они изготовлялись из пальмовых и лотосовых листьев. В Индии веер был атрибутом королевского положения, а в Японии — символом военной власти. Появление складного веера в Китае относится к X веку. Складные веера состояли из плоских резных пластин кости, перламутра, черепахи, дерева, соединенных между собой, или из костяного остова, покрытого пергаментом, бумагой, шелком. Первые складные веера – «оги» – были принадлежностью мужчины: воины носили эти веера за поясом, наравне с оружием. Потом самураи стали использовать веера для подачи сигналов, и только в XV веке веер получает распространение в аристократических кругах. В конце XV – начале XVI вв. складной веер полукруглой формы завезли из Китая в Европу. И только с 1724 года в русском языке стало фигурировать слово «веер». Во второй половине XVIII века веер в России – обязательная и активная деталь всех балов, торжеств, приемов. При Марии Федоровне, жене императора Александра III, опять начинается веерный бум. Становится модным создавать веера к определенным событиям, ставить на веере инициалы, герб владельца, писать, кому в дар предназначается веер. Веера часто функционировали в качестве сувениров, их раздавали на балах как знаки внимания и сопричастности к определенному событию. Он окончательно утрачивает свое первоначальное утилитарное значение и становится изощренным орудием женского кокетства.

Культурологическая "горизонталь"

Но наибольший расцвет веера пришелся на XVIII век. Соучастник женского кокетства, он превратился в тайное оружие соблазна, за его легким крылом скрывались томные взгляды. Веер стал средством общения. Он давал возможность говорить о многом более красноречиво и с меньшим риском. Тогдашнее высшее общество, живущее лихорадочной светской жизнью, испытывало постоянную потребность в ухаживании, комплиментах, в рассказах о любовных приключениях.
В XIX столетии «язык веера» утратил своё значение, однако веер по-прежнему считался любимым дамским аксессуаром. Именно в XIX веке веера стали изготовляться не только из традиционных материалов, но и из страусовых перьев. Это привело, кстати сказать, к значительному сокращению популяции этой замечательной птицы. На карикатурах второй половины XIX века можно увидеть такой сюжет — модная дама догоняет стаю перепуганных страусов.
В это же время наметилась новая тенденция — теперь веера заказывают к определённым туалетам. Изменились и сюжеты. Теперь галантные сценки уступают место историческим сюжетам, активно используется стилизованный растительный орнамент, часто изображаются птицы и животные, а в эпоху ампир входят в моду античные мотивы.
Самыми стильными были французские веера, однако Германия и Голландия также производят весьма достойную продукцию.
Существовали также веера-программки, которые выдавались дамам при входе в театр. Были даже такие экзотические формы, как веера-меню и веера-пригласительные билеты. И, разумеется, веер по-прежнему является орудием дамского кокетства, но в меньшей степени.
Также были созданы новые веера: с пикантными рисунками, запрещенными для детей; со стратегическими дырочками, которые позволяли незаметно наблюдать за людьми; со сложными механизмами, посредством которых дама могла выразить свое согласие, назначить час встречи, и эти действия не были понятны другим. Для серьезных людей были серьезные веера, расписанные знаменитыми художниками, о которых коллекционеры спорят до сих пор. В XIX и XX веках веер вернулся к своей прежней роли — стал средством для охлаждения, для создания легкого искусственного ветра в знойные летние вечера.

Целевая аудитория на протяжении веков оставалось одинаковой, это аристократки (слой буржуазии и дворянства). Веер превратился в неотъемлемый атрибут жизни высшего света. С его помощью дамы выражали или, наоборот, скрывали свои чувства. Чаще всего веера использовали на бальных церемониях. Менялся только внешний вид барышни: ее одежда, обувь, аксессуары, прическа.
Женский костюм XVIII —XX вв стремительно изменялся от пышных юбок на кринолинах до фасона, когда юбки плотно облегали бедра. Наиболее распространенными аксессуарами модной женской одежды были перчатки и зонтики. Перчатки — светлые, цветные замшевые, шелковые или нитяные — изготовлялись разнообразной длины и фасонов. Летом носили перчатки кружевные, а зимой — шерстяные. Безусловное функциональное значение в дождливую русскую осень и в солнечное лето имели в России и зонтики, бывшие в то же время изящным дополнением платья или костюма. Ручки зонтиков делались из кости, дерева, панциря черепахи и даже из драгоценных металлов. Сумки, имевшие по большей части форму мешочков, россиянки носили нечасто, и чаще немолодые дамы. Блестящие и сверкающие украшения — платьев, причесок, пояса, равно как все виды серег, брошей, колец и браслетов — женщина со вкусом надевала лишь к бальному вечернему туалету. С вечерними и бальными платьями надевали, как правило, остроносые туфли на высоком каблуке, которые чаще украшали блестящей пряжкой (с течением времени менялись лишь высота и форма каблука). Хороший вкус требовал подбора цвета чулок точно цвету туфель. Еще одной деталью женщины с веером считались разнообразие головные уборы. Береты, тюрбаны, наколки, чепцы, сетки, а также особенно модные фаншоны (полупрозрачные капоры, заимствованные из французской моды).

Смысловая структура продукта дизайна

1. Онтологический смысл
Для анализа данного смысла я выделила следующие качества вещи: цвет, форма, фактура, и блеск.
Основной цвет веера – белый:
Белый — синтез всех цветов, поэтому он является «идеальным» цветом. В нем заложен многозначительный смысл, поскольку он одновременно передает и блеск света, и холод льда. Этому цвету может отдать предпочтение человек с любым характером, он никого не отталкивает. Белый цвет символизирует чистоту, незапятнанность, невинность, добродетель, радость. Он ассоциируется с дневным светом, а также с производящей силой, которая воплощена в молоке и яйце. С белизной связано представление о явном, общепринятом, законным и истинном. Это цвет настоящей невесты, девушки еще не знающей страсти. По – этому особым символом белый веер становится на свадьбах.
В Древнем Риме весталки носили белые платья и белые вуали. Еще с античности белый цвет имел значение отрешенности от мирского, устремления к духовной простоте. В христианской традиции белое обозначает родство с божественным светом. В белом изображаются ангелы, святые и праведники. У некоторых народов белую одежду носили цари и жрецы, что символизировало торжественность и величие.
Однако белый цвет может получить и противоположное значение. По своей природе он как бы поглощает, нейтрализует все остальные цвета и соотносится с пустотой, бестелесностью, ледяным молчанием и в конечном итоге — со смертью. Славяне одевали умерших в белую одежду и покрывали белым саваном. У некоторых племен Африки и Австралии принято раскрашивать тело белой краской после кончины кого-нибудь из близких. В Китае и в некоторых других странах Азии и Африки белый является цветом траура. В старину белый траур использовался и у славян.
Веер представляет собой 2 формы: прямоугольную (сложенный) и полукруглую (открытый).
Прямоугольник (четырехугольник) – символом постоянства, безопасности, равновесия, божественного участия в сотворении мира, пропорциональности, ограничения, нравственных устремлений и честных намерений. Во многих культурах является символом земли. Прямоугольник всегда был и остаётся излюбленной геометрической формой человека.
Полукруг – символ месяца или восхода солнца. Он является производным от круга. Круг - позитивное начало, центр. Означает целостность, непрерывность, первоначальное совершенство. Округлость значима как наиболее естественное состояние, содержащее самостоятельность, неявленное, бесконечное, вечность. Круг, окружность, полукруг воспринимаются человеком положительно, прежде всего, потому, что связаны с его собственным «устройством», участвующим в освоении мира (круговое движение глаза, очерчивание окружности рукой).
Фактура веера: рукоятка сделана из меди и покрыта перламутром, а основа веера кружевная шелкова ткань.
Кружева являются символом роскоши. Кружево – отлично вписывается в эстетику вечера, ночи и конечно бала. Также кружево – это символ опасности. Этот сигнал возник в XVI веке. Без него не было бы платьев, викторианских высоких воротничков, вуалей и кружевного нижнего белья и красивых резинок на черных чулках.
Шелковая основа приятна на ощупь, нежная и притягательная. Шелковая нить – натуральна, ее приятно держать в руках, в лучах солнца она играет.
Перламутровая рукоятка привлекает внимание своим блеском. Этот блеск завораживает, притягивает взгляд и чарует. Блеск этот мягкий, ровный, нежный.

2. Функциональный смысл
Выделяются 2 основные функции:
1. Первоначальное, утилитарное назначение вещи.
Веер в основном служил как средство защиты от мух и насекомых или опахалом в знойный день. В Риме такое опахало на ручке называлось «флабеллум», этими веерами специальные молодые невольники обмахивали своих хозяек.
2. Эстетическая функция.
Элемент утонченности и женственности. В XVII веке во Франции веер стал обязательным атрибутом любой красавицы. В это время было даже придумано гадание на нем, а церковь видела в веере вообще дьявольский умысел – она считала, что честному человеку незачем скрывать свое лицо, и этот предмет записали в атрибуты ведьм, которые, скрываясь, шептали свои заклинания и проклятия. А веком позже веер становится символом изощренным орудием женского кокетства. В искусстве пользования веером требовалось большое умение, ловкость, изобретательность. Был разработан целый комплекс веерных манипуляций для испытания поклонников и обожателей.
В этой вещи гармонично соединились удобство и красота, что, по моему мнению, и является первоочередной задачей дизайна.

3. Знаковый смысл
Знаковый смысл вещи связан, с ее способностью показать принадлежность владельца к определенному социальному слою. Наличие такого веера у женщины говорит о том, что ее корни уходят к аристократическому слою общества.
Сейчас чаще веер используется не как утилитарная вещь, а как эстетическая. Чаще всего его можно встретить на свадебных церемониях, карнавалах, тематических вечеринках.

4. Личностно-ассоциативный смысл
Веер напоминает о балах XVIII века, о барышнях, которые кокетливо прячутся за ним. Создаётся впечатление чего – то праздничного, светского, пышного, помпезного, при этом слегка таинственного и загадочного.

5. Духовно-ценностный смысл
Веер для девушки XVII – XIX вв имел большое значение. Во – первых, он показывал ее принадлежность к социальному слою, во – вторых, мог служить «оружием» перед мужчинами.
Сегодня основная его ценность – это быть необычным аксессуаром, который привлекает внимание окружающих.
А для историков веера знатных особ представляют особую ценность в качестве исторического памятника-документа.

6. Актуальный смысл
Веер должен быть у каждой женщины. На Востоке советуют – если вам плохо, если вы больны, если вы не можете решить какую-то проблему, возьмите веер и неспешно им обмахивайтесь – он сам найдет ту энергию, которая отвечает за здоровье или информацию, и принесет ее вам.
Сегодня веер – это один из самых эффектных модных аксессуаров. Карл Лагерфельд, например, с ним не расстается, он считает, что энергетика веера приносит ему удачу, энергию и новые свежие идеи. Не отстают и другие Модные Дома – Christian Dior, Vivienne Westwood, Giafranko Ferre, они очень часто прибегают к веерам в своих коллекциях, а этнический стиль вообще взял его на вечное вооружение. И все-таки больше всех от применения веера выиграл гламур, ни какая сумочка, ремень и вообще аксессуар не смогут сделать женщину такой необычной, загадочной, привлекательной, сексуальной и непохожей на других.

7. Культурно-исторический смысл
Поиск культурно-исторического смысла предполагает представление об исторических корнях вещи, ее исторической ценности. На протяжении всей истории существования веер относился к высшему слою. Ими пользовались и императоры, и фараоны, и цари и др. В России настоящий же расцвет русского веера наступает с середины XVIII века, особенно в царствование Екатерины. Веер в это время становится неотъемлемой принадлежностью парадного и вечернего туалета дам. На веера появляется большой спрос, и они в изрядном количестве ввозятся в Россию из разных стран Европы. Ими пользовались только девушки из высшего общества. В XVIII веке веер становится настолько обязательной и активной деталью тех театрализованных действ, какими были торжественные церемонии, празднества, балы, что он как бы утрачивает свое первоначальное предназначение и приобретает новые функции. Кроме своего прямого назначения на многолюдных балах веер использовался для языка знаков. Так, появляется специальный веерный язык, при помощи которого прекрасный пол мог выражать свои чувства, желания, намерения, Веера нередко служили своеобразной «библиотекой» нот, афоризмов и любовных стихов.

8. Культурно-символический смысл
На веере изображен Российский герб, что говорит о том, что он принадлежал знатной особе. Его владелицей была Мария Федоровна, жена князя Александра III. Она вернула веер к новой жизни. Благодаря сентиментальности Императрицы до нас дошли многие памятные веера, посвященные различным событиям из жизни Двора и из жизни собственно императорской фамилии.

9. Художественно-образный смысл
Веер стал культурной вещью, которым пользуются не все, но любой, кто возьмет его в руки, он придаст индивидуальность и обворожительность. Он почти потерял свою утилитарную функцию быть опахалом, по – этому он ассоциируется с женственностью и аристократией.

Выводы

В этой части прослеживается каждый из 9 смысловых уровней, что говорит о внутренней наполненности веера. Хочется отметить, что, посмотрев на веер обывательским взглядом, замечаешь только его привлекательность и красоту, но если покопаться чуть больше, понимаешь, какую большую смысловую нагрузку он несет. Мне кажется, в этом и есть весь чарующий образ предмета, его загадка.

Заключение


В процессе работы я узнала много интересных фактов, связанных с моей вещью. Было интересно и познавательно. Особое любопытство вызвал «язык веера».
Первоначальное впечатление оказалось верным, но в процессе исследования оно дополнилось скрытыми смыслами, и вещь приобрела более отчётливый характер. Веер теперь мне кажется, не символом кокетства и легкости, он теперь кажется более сложным, многогранным и мистическим.

Список литературы

  • Быстрова Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль. Введение в философию дизайна. Екатеринбург: Издательство уральского университета, 2001.
  • www.taby27.ru
  • http://www.anichkov.ru/gdtu/history/have/20/mariy/veera
  • http://moikompas.ru/compas/veer
  • Википедия

Причина обращения к теме

 

Данную работу можно предложить

Мою работу можно предложить специалистам, которые занимаются продвижением товаров, т.е. рекламистам, бренд-менеджерам.
А также эту статью можно использовать дизайнерам, историкам и культорологам.

Ключевые фразы работы

Кружевной веер, кружево, женственность, кокетство, индивидуальность, Мария Федоровна, философия дизайна, имидж.

План работы

...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский