Оправа для очков RAINBOW GLASSES, дизайн Luís Porém Pires, 2008
Комментарий Т.Ю. Быстровой:
1. вертикаль: очки именно в пластиковой оправе (это где-то в конце 1950-х) 2. что это за дизайнер или компания, какова их программа и другие продукты, на какую аудиторию они официально ориентируются и т.п.? 3. бытийный смысл - интерактивность как качество дизайна надо прокомментировать отдельно. Еще - масса. Не тяжелы ли, не слишком ли исказят черты лица :)? 4. совершенно нет связи с тенденциями современной моды - ансамблевостью, индивидуализацияей и т.п. 5. нет темы иронии: наш ответ кризису. А это самое главное. Оценка 26. Можно доделать.
работу выполнил: Бородина Вера Александровна гр.403
- Введение
- Первое впечатление
- Рисунок
- Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
- Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
- Основная часть
- Культурологический анализ продукта дизайна
- Смысловая структура продукта дизайна
- Анализ названия или концепта (не обязательная часть)
- Заключение
Введение
Объект анализа
Оправа для очков RAINBOW GLASSES может быть разной каждый день. Вещь сразу привлекла внимание самой идеей. Увидев картинку, с изображением очков, сразу возникло желание потрогать их, повертеть в руках, попробовать поменять в них чернила. Возник вопрос – как убрать оттуда краску до конца, чтобы остатки не перемешались с новым цветом.
Первое впечатление
Оправа для очков RAINBOW GLASSES может быть разной каждый день. Вещь сразу привлекла внимание самой идеей. Увидев картинку, с изображением очков, сразу возникло желание потрогать их, повертеть в руках, попробовать поменять в них чернила. Возник вопрос – как убрать оттуда краску до конца, чтобы остатки не перемешались с новым цветом.
Рисунок
Рисунок 1: Оправа для очков RAINBOW GLASSES
Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
В поисковой системе Yandex фраза " Оправа для очков RAINBOW GLASSES
" встречается на 219 страницах. Чаще всего при описании очков используются такие определения, как «уникальные», «необычные», «очки на каждый день».
Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
Смотреть на мир сквозь розовые очки
Слепому очки без пользы
На затылок очков не приберёшь
Очки грамоте не учат
1. — Как вы чувствуете себя в новых очках?
— Чудесно! Постоянно теперь встречаю знакомых, которых уже много лет не видел...
2. Оптик:
- Вам нужны очки?
Мужчина:
- Как вы это узнали?
Оптик:
- Я узнал как только вы вошли через окно.
Культурологический анализ продукта дизайна
Культурологическая "вертикаль"
Прообраз, варианты: до появления очков в качестве приборов, улучшающих зрение, использовались отдельные полированные кристаллы или куски стекла для одного глаза.
Для защиты глаз от солнца первые «солнечные очки» придумывали эскимосы: они делали прорези в костях животных и использовали их как очки.
Очки были изобретены, по-видимому, в Италии в XIII веке. Первое изображение очков содержится на фреске церкви Тревизо (Италия), сделанной в 1352 г. монахом Томмазо да Модена. Начиная с 1300 года, в уставах гильдии венецианских стекольщиков часто упоминаются зрительные линзы и рекомендуется уничтожать подделки хрусталя из бесцветного стекла, что свидетельствует о быстром вхождении очков в моду в Венеции. Сначала люди приняли очки очень настороженно. Некоторые окрестили их даже "проклятым инструментом дьявола". Ходили слухи, что магические линзы очков могут высосать глаза. Во Франции до XVII века носить очки в обществе считалось дурным тоном.
Культурологическая "горизонталь"
Это произошло в далеком 1280 году. Капля застывшего стекла случайно привлекла внимание стекловара, который взял ее в руку и увидел, что она способна не только увеличивать предметы, но и вполне пригодна для исправления (коррекции) старческого зрения. Это был впервые документально зафиксированный прообраз очков. Для предотвращения сколов края линз стали оправлять ободками, сначала деревянными, а потом и роговыми. Сначала был в ходу монокль - одно стекло на длинной рукояти. Потом начали шлифовать большие двойные стекла — бинокли, делая их с двумя ручками. Такой бинокль можно было надеть на нос. Позже пытались прикреплять очки к шляпе. Вшивали очковые стекла в ременный поясок, который завязывали на затылке, словно карнавальную маску, или приделывали пружины, прижимавшиеся к вискам, оправляли стекла в железные кольца и соединяли перемычкой. Потом мастера соединили ободка рукоятью со штифтом, наподобие ножниц, что хоть и не очень удобно, но все же позволило как-то закрепить линзы на носу. Идея привязать веревочку за ободки оправы и зацепить ее за ушами появилась только в XVI веке.
Появление заушников (дужек) заставило задуматься о жестком соединении ободков по центру. Так у очков появилась переносица, и этим закончился процесс формирования основных элементов очковой оправы. Многочисленные вариации относились к разным культурам (например, веревочные завязки были применены раньше и использовались дольше на Востоке в силу строения лица тамошних жителей).
Смысловая структура продукта дизайна
1) Бытийный смысл
Смысл передается через форму, фактуру, блеск, цвет.
Оправа сделана так, что имеет пустотный канал, который заполняется цветными чернилами на водной основе. В зависимости от цвета наполнителя, оправа очков приобретет цвет, который вы пожелаете. Что же касается использованного при изготовлении оправ материала - это пластик с гибкими вставками в местах сгиба.
Оправа . Форма
Квадратная форма оправы является символом постоянства, безопасности, равновесия, божественного участия в сотворении мира, пропорциональности, ограничения, нравственных устремлений и честных намерений. Квадрат противостоит "динамичным" знакам - кругу, спирали, кресту, треугольнику, являясь наиболее статической из геометрических форм, используемых в качестве символов». Квадрат воспринимается как нечто стабильное, прочное, основательное. Во многих культурах является символом земли.
Оправа. Фактура
Гладкий пластик оправы приятен на ощупь, создает ощущения спокойствия, что немаловажно, ведь очки длительное время соприкасаются с телом.
Оправа. Блеск
Мягкий блеск пластика привлекает взгляд, но не отвлекает от смысла вещи, говорит о гладкости вещи. Блестящее расценивается как красивое.
Оправа. Цвет.
Цвет данной оправы человек выбирает сам. Вещь создана для человека, подстраивается под его ценности и особенности восприятия. Возможность изменять цвет придает вещи динамичность, непостоянство.
2) Функциональный смысл
В плане функциональности очки - вещь довольно двусмысленная. С одной стороны, они дают прекрасную возможность видеть людям, лишенным хорошего зрения. То есть гарантируют гораздо более комфортное восприятие мира. С другой стороны, это инородный предмет на теле человека, который может доставлять неудобство, особенно в первое время использования. Безусловно, удобным является то, что цвет оправы можно изменить, сделать его «под себя». Не удобно - необходимо постоянно приобретать новые чернила, чтобы заменить цвет.
3) Знаковый смысл
Эти очки скорее нацелены на молодое поколение. Динамичные, они придутся не по нраву консерваторам. Подходят людям, идущим в ногу со временем, готовым принимать новые технологи, желающим выделяться.
4) Ассоциативный смысл
Вещь похожа на очки будущего, где технологии позволяют изменять цвет вещей, одним нажатием на кнопку или прикосновением. За счет формы и насыщенных цветов, возникает так же ассоциация с героями диснеевских мультфильмов. 60е годы.
5) Духовно-ценностный смысл
Очки, в настоящее время, это не только предмет необходимости, но и часть имиджа. Человека в очках окружающие воспринимают как более начитанного и образованного. Некоторые люди с отменным зрением (особенно японские бизнесмены) специально носят очки без диоптрий, стараясь таким образом повысить свой имидж.
6) Культурно-исторический смысл
Яркость и форма этих очков отсылают нас к 60-м годам. Девушка в этих очках может отождествлять себя с Твигги. О 60-х годах можно говорить, как о времени культурной революции. Тогда произошли 3 заметных события в мире моды, положившие начало развития культуры одежды всех последующих десятилетий. Во-первых, молодежная мода, в современном понимании, родилась именно в 60-е. Молодежь заявила о собственном мировоззрении и объявила о создании собственной культуры. До этого времени молодые люди одевались почти так же как их солидные родители. Иногда только носили чуть смелые цвета. Вторым, безусловно, революционным моментом, стало создание Мери Квант мини-юбки. Вот когда женщины получили настоящую свободу. Мини-юбки не были всего лишь одним из стилей одежды, приемлемым лишь для молодежи, их носили все женщины, независимо от возраста и фигуры. И, наконец, третье яркое явление в мире моды, появление нового модного образа – худенькой девочки-подростка, до этого времени моду демонстрировали вполне взрослые дамы. Воплощением этого нового образа стала модель Твигги. Хотя, безусловно, были такие героини как роскошная Бриджит Бордо и хрупкая Одри Хепберн, но именно Твигги стала воплощением нового времени.
Девушка 60-х:
Прическа – пышная стрижка, чуть волнистые волосы.
Макияж – акцент на глаза, знаменитые стрелки-«бананы», мода на веснушки.
Фигура – тоненькая, загар, почти мальчик-подросток.
Одежда – в 60-е особенно актуальны платья, мини, раздельные верх и низ носят значительно меньше. Чистые формы, спорт и космос – девиз одежды середины 60-х.
На ногах – бум сапог. Наиболее отчаянные модницы их носят и летом и зимой, и с пальто, и с платьем, и с жакетом. Но так же очень популярны высокие гольфы и туфельки на устойчивом каблуке. В 60-е в моду вошла крупная бижутерия, женщины носили яркие, массивные украшения из пластика. Появляется одежда из абсолютно новых материалов – прозрачного пластика, металла и даже бумаги. Именно 60-е дали образ современной женщины.
7) Культурно-символический смысл
Самые ранние упоминания—в последней трети ХШ века, в песнях миннезингеров—немецких средневековых поэтов-певцов. А уже в 1300—1301 годах Венецианский государственный совет не разрешает употреблять для производства очков плохое стекло; для этих целей годится только хорошее, то есть хрустальное.
Таким образом, можно считать, что в конце ХШ века в Италии очки уже хорошо известны. Однако долгое время они были очень дорогими, что объяснялось трудностью изготовления по-настоящему чистых и прозрачных стекол. Их наряду с драгоценностями включали в свои завещания короли, князья и другие богатые люди.
Правда, спроса на очки тогда большого не было. Мало кто в те времена умел читать и писать, мало было и книг: рукописные молитвенники, хроники, сочинения древних классиков. Поэтому очками пользовались лишь образованные, наиболее состоятельные люди. Случалось нередко, что очки носили не в силу необходимости, а из тщеславия, из желания показать свое богатство. К тем временам и восходят упомянутые ранее анахронизмы —картины, изображающие апостолов и святых в очках.
Когда в середине XV столетия было изобретено книгопечатание, возросла и потребность в очках: их польза для страдающих дальнозоркостью становилась очевидной. Вогнутые стекла для близоруких были изобретены значительно позднее—в XVI веке. Первым научно достоверным свидетельством использования очков при близорукости считается портрет папы Льва X, выполненный Рафаэлем (1517—1519). Лев X был близорук и, отправляясь на охоту, которую очень любил, надевал очки.
Очками теперь пользовались довольно широко, и все же долгие годы их действие связывали с какой-то волшебной, таинственной силой.
На Востоке оправы изготавливались из черепахового панциря, поскольку черепаха, будучи долгожителем, должна была принести долголетие и носящему очки. Для линз часто использовались камни, считавшиеся священными, такие как горный хрусталь, прозрачные или дымчатые кварцы, аметисты и топазы. Очень часто эти линзы не корректировали зрение, а только защищали глаза, что подчеркивает статусную роль очков, которые могли носить только люди определенного ранга. Здесь нужно вспомнить, что традиционно император почитался как бог и солнце на земле, поэтому приближаться к нему придворные могли, только надев очки, как бы защищая глаза при встрече с божеством.
Актуальный смысл
Очки - неотъемлемый аксессуар современной женщины, в наши дни как никогда актуален. Они являются важным атрибутом в формировании образа. Многообразие размеров, форм и цветов дают свободу выбора. Данная же оправа является, на мой взгляд, особенно актуальной в современном динамичном мире. Возможно, она станет прообразом очков будущего.
9) Художественно-образный смысл
Скорее всего, в основу дизайна этих очков, лег образ яркой девушки 60-х годов.
Выводы
Простота линий оказалась простой только на первый взгляд. При более глубоком рассмотрений стали видна смысловая наполненность вещи.
Заключение
Первоначальный интерес в этой оправе еще более подогрелся, после выявления глубинных смыслов, изучении истоков вещи. В процессе работы над аналитической запиской, узнала большое количество фактов, о которых раньше и не подозревала. Изучение истории очков и оправ оказалось увлекательным и познавательным.
Список литературы
- 1) http://www.interoptika.ru/
- 2)Материалы Википедии
- 3) http://www.taby27.ru
- 4) Работы Т.Ю.Быстровой
Причина обращения к теме
Причина обращения к вещи – заинтересованность в ней, которая возникла с первого взгляда.
Данную работу можно предложить
Эту работу можно предложить для размещения на сайтах об очках и линзах, в Интернет-магазинах оптики, в виде доклада на тему стиля, смысла вещи.
Ключевые фразы работы
Очки, оправа, имидж
План работы
- Введение
- Первое впечатление
- Рисунок
- Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
- Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
- Основная часть
- Культурологический анализ продукта дизайна
- Смысловая структура продукта дизайна
- Анализ названия или концепта (не обязательная часть)
- Заключение
но не вещь.
Иосиф Бродский